Приписная к местной религиозной организации православному Приходу Христорождественской церкви с. Рождествено Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
Церковь стоит на южной окраине села, на кладбище. В 14-15 вв. здесь находился монастырь Спасский на Сози (или на Зьзях), приписанный к тверскому Отрочу монастырю. К началу 19 в. на погосте Спасском, что на Сози, существовало две деревянные церкви — Преображения (позднее Вознесения) 1728-32 гг. (перевезена в 1975 г. в Музей деревянного зодчества в Василеве под Торжком) и Николая Чудотворца 1796 г. (разобрана в 1865 г.). Сохранившаяся церковь сооружена на средства помещика коллежского советника П.М. Азанчевского в 1832-1833 гг. по проекту губернского архит. И.Ф. Львова. Строительство вел местный крестьянин подрядчик Сила Васильев. Главный престол и южный придел апостола Матфея освятили в 1835 г., северный Казанский придел — в 1838 г. В 1843 г. возведена двухъярусная колокольня (очевидно, в соответствии с первоначальным проектом) также на средства П.М. Азанчевского. В 1866-68 гг. тем же подрядчиком вместо прежней трапезной выстроена новая, более обширная, с двумя приделами того же наименования, а колокольня надстроена третьим ярусом. Под зданием был устроен сводчатый подвал: усыпальница под храмом служила для погребения представителей рода Азанчевских, а под трапезной — для других помещиков этого прихода. В 1950-е гг. собственно храм, венчавшийся одной главой, был полностью разрушен. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными цоколем и деталями. Характерный для тверского региона пример сельской культовой архитектуры в стиле позднего классицизма.
В настоящее время от церкви сохранились трапезная с двумя крупными приделами, имеющими полукруглые апсиды, и стройная столпообразная колокольня, состоящая из трех ярусов-четвериков. Приделы закрывают часть южного и северного фасадов первого яруса колокольни, а их апсиды примыкают к сохранившимся фрагментам стен храмового четверика. Колокольню венчает купольная кровля с луковичной главкой. Фасады приделов следуют традициям позднего классицизма, хотя в их декоре заметны и мотивы эклектики. Стены расчленены филенчатыми пилястрами и прямоугольными окнами с профилированными наличниками. Последние дополнены широкими обрамлениями, превосходящими по высоте сами проемы. Стену завершает профилированный карниз с мутулами. Лаконичный наружный облик колокольни характерен для ампирной архитектуры. Гладкие стены прорезаны проемами без наличников. Над западным входом с металлической одностворчатой дверью расположено полукруглое окно с кованой решеткой веерного рисунка. Арочные окна второго и третьего ярусов акцентированы архивольтами.
Бесстолпные помещения трапезной и приделов, разделенные подпружными арками, перекрыты крестовыми сводами. Западные компартименты приделов, а также нижний ярус колокольни и два помещения по сторонам завершены коробовыми сводами. Южное помещение имеет вход с улицы и в нем расположена деревянная лестница на ярус звона. До кон. 20 в. В интерьере сохранялась масляная живопись 2-й пол. 19 — нач. 20 в., выполненная в упрощенной академической манере. Расположение росписей соответствует формам трех крестовых сводов: их ребра отмечены широкими полосами песочного цвета, образующими рамы, где располагаются надписи, а композиции занимают поверхность распалубок. Состав росписей следует посвящению престолов храма: на центральном своде располагались сюжеты христологического цикла («Воскресение Христово», «Нагорная проповедь» и сцены исцелений), южный свод занимали композиции из жития Божьей Матери («Введение во храм», «Благовестие праведной Анне», «Рождество Богородицы», «Благовещение»), северный — из жития святителя Николая («Крещение святителя Николая», «Приведение святителя Николая к научению грамоте», «Спасение утопающих»). В простенках между окон на голубом фоне помещались фигуры святых, цокольная часть стен выделена оливковым тоном, стены алтарей — розовым, в центре арок помещены медальоны с херувимами.
Материалы по истории.., с. 95; Добровольский, с. 420; Нарский, 2003; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3295, 3310, 3311; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76065.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. — М.: Наука, 1997 — . — (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. — 2006.
© Фото. Анатолия Максимова