Приписная к местной религиозной организации православному Приходу Христорождественской церкви с. Рождествено Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
Церковь стоит на кладбище, у дороги, в стороне от села. Построена на средства прихожан в 1833-37 гг. рядом с деревянным храмом, перевезенным из Твери в 1780 г. (не сохр.). Проект выполнил губернский архитектор И.Ф. Львов, подрядчиками были крестьяне Владимирской губернии Савва Саввин и Алексей Анисимов. Придел Грузинской Божьей Матери освящен в 1839 г., сам храм — в 1843 г. В 1849 — нач. 1850-х гг. трапезную увеличили с запада и устроили в ней второй придел Николая Чудотворца; тогда же возвели колокольню. Утрачены четырехколонные портики на южном и северном фасадах храма, а также шпиль колокольни, разрушена часть сводов трапезной. Кирпичная, оштукатуренная церковь с белокаменными деталями типична для тверской архитектуры в стиле ампир.
Объемная композиция симметрична относительно продольной оси. Кубический четверик храма несет купольную ротонду, увенчанную световым цилиндрическим барабаном. К четверику примыкают более узкая полукруглая апсида и широкая, сильно вытянутая в продольном направлении прямоугольная трапезная со скругленными западными углами. Столпообразная колокольня, состоящая из трех ярусов-четвериков, завершена приземистым цилиндрическим барабаном с купольной кровлей. На фасадах четверика храма в простенках между прямоугольными проемами сохранились пилястры, отвечающие колоннам утраченных портиков. Верхняя часть стены, на которой остались следы примыкания треугольного фронтона, — глухая. Антаблемент, проходящий по периметру четверика, украшен фризом с триглифами. Ротонда прорезана арочными окнами с архивольтами. В апсиде прямоугольные окна увенчаны полукруглыми архивольтами, опирающимися на импосты и рустованные пилястры, они имеют массивные подоконные плиты, а высоко над проемами подняты сандрики-полочки. Фасады трапезной отличаются довольно развитой композицией. Ее средняя часть выделена тройным проемом с ложным окном в центре. Оформление проемов аналогично декору апсиды. Лишь в западных (пристроенных) частях окна фланкируются гладкими пилястрами. Два верхних яруса колокольни по сторонам высоких арочных проемов обработаны пилястрами: парными тосканскими — во втором ярусе, одиночными ионическими — в третьем. Фасады второго яруса завершаются треугольными фронтонами, третьего — карнизом с мутулами.
Бесстолпный храм перекрыт куполом со световым кольцом барабана. Ротонда опирается на паруса, угловые пилоны четверика и на переброшенные между ними арки. Трапезная делится двумя парами крещатых столбов на три нефа, завершенные крестовыми и коробовыми сводами. В нижнем ярусе колокольни — крестовый свод. В основном объеме и в трапезной сохранилось несколько фрагментов академической живописи, относящейся, по-видимому, к кон. 19 в. Фигура архангела в куполе, возможно, является частью не дошедшей до нашего времени композиции»Троица с предстоящими ангельскими силами». На восточной части барабана изображен Христос на престоле с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, написанные по образцу аналогичной росписи храма Христа Спасителя в Москве. В простенках между окнами барабана размещены фигуры апостолов. На северной стене трапезной изображена, возможно, сцена крещения святителя Николая как часть ныне не сохранившегося житийного цикла.
Добровольский, с. 415; Нарский; ГАТО. Ф. 160, Оп. 10. Д. 1337, 1340, 1364.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. — М.: Наука, 1997 — . — (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. — 2006.
© Фото. Анатолия Максимова