19.01.2024 | 

Сретенский собор г. Кашин (приписной к Николаевскому Клобукову женскому монастырю)

Приписной к религиозной организации Николаевский Клобуков женский монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

В 1630 году в Сретенской обители построили деревянный шатровый соборный храм, затем — теплую клетскую с трапезой церковь Анастасии Римлянки и Рождества Иоанна Предтечи, а также шестигранную шатровую звонницу.

Первое каменное сооружение ансамбля — Сретенский собор — было воздвигнуто в 1688 — 1692 годах ктиторами дьяком Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году выстроили каменную колокольню. Собор занял место в оптическом центре комплекса — на площади с двумя прудами. Здание принадлежало к тому же типу, что и Успенский собор «града». Основной бесстолпный четверик с сомкнутым сводом был декорирован поясом кокошников и завершен пятью декоративными главами. С боков к нему примыкали приделы.

Впоследствии здание неоднократно перестраивалось и обрастало многослойными напластованиями. В 1790 году появились теплая церковь-трапезная и четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. От нее уцелел только нижний ярус с высоким арочным проемом, лучковым завершением и врезными белокаменными квадрами, ограненными «бриллиантовым» рустом. Приделы и прямоугольный алтарный выступ дошли до нас в обработке, характерной для раннего классицизма, с простыми рамками наличников, утяжеленных профилированными сандриками, и мелким зубчатым поясом под карнизом.

Последняя крупная реконструкция собора проводилась в 1890 — 1891 годах по проекту гражданского инженера Ф.Н. Малиновского. В трапезной были установлены четыре столба и устроены хоры. Фасады приобрели новый облик, выдержанный в стереотипных, засушенных формах «русского стиля». Мотив килевидного кокошника — одного из внешних атрибутов этого архитектурного направления — варьируется в рисунке наличников, в очертании профилированных тяг, в завершении крупных «закомар». Одновременно была увеличена западная часть здания.

Летопись строительства Сретенского собора охватывает ровно два столетия. В результате переделок здание потеряло композиционную и стилевую цельность. Последующие утраты превратили его в бесформенный конгломерат объемов.

В 1929 г. сняты колокола и разобраны иконостасы, в 1937 храм разобран до половины. Затем в нем располагалась столовая, позже здание передано ДЮСШ, просуществовавшей до 90-х годов XX века. 

Кириков Б.М. Кашин. — Л.: Художник РСФСР, 1988.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.