170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Богооставленность

Как часто, читая Священное Писание, мы воспринимаем его как просто историю, пусть и достаточно необычную, пусть наполненную чудесами и Божественным присутствием, но прежде всего — как историю. Причём историю сколь далекую, столь и непонятную. Историю, которая происходила не с нами, не в знакомых нам местах и не в наше время. И порой кажется, что иначе эту историю воспринимать и невозможно, особенно это касается истории ветхозаветной.

Но, вот уже три дня вслушиваясь и вчитываясь в канон преподобного Андрея Критского, мы могли почувствовать, что возможно и совершенно иное её восприятие. Причём, нельзя сказать, что святой Андрей был особенно близок по времени к происходившим событиям. Хотя для нас он столь же исторически далёк, как и ветхозаветные пророки и праведники. Нельзя сказать, что он был близок к ним и по месту, и по культуре, однако же он увидел эту историю как прежде всего относящуюся к нему самому, историю его собственных взаимоотношений с Богом. Историю его души.

И если перенестись на тысячелетия назад не представляется сколько-нибудь возможным, то пережить Священное Писание не как историю, а как драму, причём драму своей собственной жизни, — доступно каждому из нас. 

Рано или поздно мы встречаем в нашей жизни Бога. И рано или поздно осознаëм эту встречу как самое прекрасное событие в нашей жизни. Однако, увы, кто-то раньше, кто-то позже, но практически все мы точно так же отпадаем от Него, уподобляясь Адаму в падении. И раз за разом проходя этот путь отпадения и возврата к Богу, мы переживаем то, что переживали бывшие прежде нас. Конечно, личная история каждого человека уникальна, но нам есть чему поучиться у других. И именно такую возможность нам предоставляет чтение Священного Писания.

Научиться воспринимать его как свою личную драму мы можем в том числе и у преподобного Андрея Критского. Вполне вероятно, что ни у кого из нас не хватит ни таланта, ни способностей выразить подобный опыт так, как сделал это он. Но это не означает, что опыт этот бессмыслен и обесценен. Ведь именно к переживанию его призывает нас автор Великого канона. Сегодня, в среду первой седмицы Великого поста, мы вместе с преподобным Андреем переживаем опыт богооставленности. 

Этот опыт прошёл Адам. И это был самый тяжкий в его жизни опыт. Богооставленность чувствовали праотцы, отцы, патриархи и пророки, многие святые. Мы с вами тоже не будем исключением. Разве апостол Пётр не любил Господа и не верил Ему? Но и ему было попущено отречься, чтобы потом через раскаяние укрепить на всю жизнь смиренномудрие — эту духовную колыбель всяких Божиих дарований и откровений.

Когда кто-то из нас окажется в пропасти богооставленности, духовного сопротивления, противоборства и искушения, он должен знать, что в тот час Господь к нему ближе, чем когда-либо. «Бог, кого любит, того наказует». Наказание — значит, воспитание, и по-гречески, и по-церковнославянски. Того воспитывает, развивает, учит не плыть по течению.

Хороший учитель даёт трудные задачи, чтобы сделать учеников смышлёными, развить их ум. Когда он видит, как трудно даётся решение, он не спешит вмешиваться, ждёт, чтобы ученики сами нашли ответ. Когда Господь молчит и оставляет нас одних в борьбе, Он хочет научить нас и сделать участниками Своих Таин. Он хочет, чтобы мы выросли, стали сильными, зрелыми, приобрели истинное богопознание. Когда нам кажется, что Он не слышит, далеко, Его нет — Он ближе всего в эти минуты.

Борьба в духовной жизни — не признак того, что мы претерпели неудачу и что наша жизнь трагична. Нет, это образ жизни. Это и есть сама жизнь — борьба, труд, усилие, испытание. Во всём этом и совершается тайна святости. Так и становятся святыми. Таков путь святости, приготовленный Богом каждому из нас. Нам только нужно пройти по нему и прийти навсегда к Тому, Кто ждёт нас в Своём Царстве — Царстве Отца, Сына и Святого Духа.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 17 марта 2021 года. Среда первой седмицы Великого поста. Борисоглебский монастырь, Торжок.