12.03.2020 | 

«ЕДИНЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБЧЕ СПАСЕ, ЦАРЮ ВЕКОВ, ПОКАЯНИЕМ ОБРАТИВ, ПОМИЛУЙ МЯ»

К Великому посту. Инокиня Кира (Акопян), выпускница иконописной школы при МДА, преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, провела очередную беседу по основам иконографии в Вознесенском Оршином женском монастыре г. Твери.

На этот раз сестры монастыря, воспитанницы и преподаватели Детского Центра, паломники и прихожане ознакомились с особенностями иконографии Страшного суда на примере новгородской иконы третьей четверти XV в. из Государственной Третьяковской галереи. Приводим краткое изложение лекции.

Литературная основа иконографии Страшного суда обширна: главная идейно-догматическая суть сюжета Страшного суда отвечает Евангельскому тексту о разделении грешных и праведных (Мф. 25:31-46), используются Апокалипсис, книги пророков, житие Василия Нового, слова Ефрема Сирина и Палладия Мниха.

В центре композиции изображается Христос — Судия мира, Спас в силах. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за род человеческий. У ног их — Адам и Ева, первые люди на земле. По сторонам центральной группы сидят апостолы по шесть с каждой стороны с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы, стражи Небесные с четырьмя Архангелами — Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом. Ангелы трубным гласом должны воззвать всех мертвых на Страшный суд. Под апостолами изображаются идущие на суд народы с подписями национальностей (русь, немцы, ляхи, эллины, эфиопы и др.), что отражает вселенский характер события. Иногда изображены группы людей, обращающиеся к Судии со словами, по Евангелию, «когда мы видели Тебя алчущим». Справа от Христа — праведники, слева — грешники.

Ниже Христа, Судии мира, изображается уготованный Престол — Этимасия (греч. — готовность), на нем одежда (риза) Христа, Крест и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком», «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненей влекущей» (стихиры на «Господи, воззвах» Недели мясопустной). На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана Кровь Христа, и гвозди, которыми Он был пригвожден ко Кресту.

Под Престолом обычно изображается большая кисть руки, бережно хранящая младенцев, что означает: «праведные души в руце Божией»; затем весы — «мера дел человеческих», у которых происходит борьба Ангелов с бесами за души людей.

В нижней части композиции обычно присутствует сюжет «земля и море отдают мертвецов». Земля представляется в виде женщины, ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — воскресшие из мертвых. Звери, птицы и пресмыкающиеся извергают проглоченных ими людей. В море, окружающем землю, плавают рыбы, они так же, как и звери на земле, отдают воскресших на Суд Божий.

В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает круг, в котором четыре зверя, символизирующих «погибельные царства» (царства которым предстоит погибнуть): Вавилонское — в образе медведя, Македонское — в образе грифона, Персидское — в образе льва, Римское (или антихристово) — в образе рогатого зверя.

Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана с душою Иуды, в руках у Иуды мешочек с золотом.

В огне горят грешники, мучимые дьяволом. Грешники могут быть показаны и в отдельных клеймах. Из огненной пасти адского зверя, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех (иногда вместо змея изображается огненная река). В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея «и вражду положу между семенем твоим и семенем ее (жены); оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15), на тело змея нанизаны кольца мытарств с надписями грехов. Справа и слева от змея ангелы и бесы спорят за каждую душу, предъявляя друг другу списки ее добрых и злых дел.

Рай обычно представлен несколькими сюжетами:

  • «Лоно Авраамово» — праотцы Авраам, Исаак и Иаков, сидящие среди райских деревьев с душами праведников;
  • изображение Богоматери на престоле с двумя ангелами в круге на фоне деревьев (благоразумный разбойник может быть изображен где Богоматерь, а может быть и где «Лоно Авраамово»);
  • изображение ворот Рая с херувимом, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке;
  • Рай в образе священного града — Горнего Иерусалима с праведниками, пишется почти всегда вверху; под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников.

Внизу, между сценами Рая и ада, фигура прикованного к столбу «милостивого блудника», который «ради милости избавлен вечных мук, а за блуд лишен Царства Небесного».

Инокиня Кира также отметила, что распространенное изображение Бога Отца в виде седобородого старца противоречит учению Церкви.

Стоглавым (1551) и Большим Московским (1666-1667) соборами эти изображения признаны неканоническими: «Бога Отца не видел никто никогда». Отцы Седьмого Вселенского собора многократно говорили, что Бог Отец не изобразим, но Сын Божий воплотился и потому может быть изображен. Образ «Ветхого днями» следует понимать, как изображение ветхозаветных видений Бога Сына (фрески Нередицы, Убиси, Ферапонтова монастыря, иконы «Благовещение Устюжское», Христос Ветхий Днями).

Первые изображения сюжета «Страшный суд» известны по живописи христианских катакомб IV в. как аллегория: отделение овец от козлищ, притча о десяти девах. К X веку изображение Страшного суда складывается в законченную многофигурную композицию, расположенную, как правило, на западной стене храма (фрески церкви Панагии Халкеон в Салониках, монастыря Высокие Дечаны в Косово, монастыря Хора в Константинополе (Стамбуле), иконы из монастыря св. вмцы Екатерины на Синае, мозаика храма Санта Мария Ассунта в Венеции).

В русском искусстве тема Страшного суда начинает разрабатываться с XII столетия, это, в первую очередь, Дмитровский собор во Владимире; позднее —  росписи прп. Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, роспись Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря, роспись Московского Успенского собора.

В нашем монастыре, сейчас, к сожалению, нет настенного изображения Страшного суда, но над диаконскими вратами имеются два напоминания о райских обителях: над северными вратами напротив детского клироса — лоно Авраамово, где праотцы Авраам, Исаак и Иаков восседают вместе с одетыми в сияющие белоснежные рубашечки младенцами — душами праведников; и над южными вратами – молитвенное предстояние у Престола Божия двух недавно почивших старцев-праведников с Владимирским образом Пресвятой Богородицы в руках. Эти иконы написаны в стиле росписей прп. Андрея Рублева во Владимирском Успенском соборе и пронизаны напоминанием о безграничном милосердии Господнем к кающимся грешникам и о тех великих предстателях, которых мы имеем на Небесах, по неизреченной Божией милости.

Егда́ поста́вятся престо́ли и отве́рзутся кни́ги, и Бог на суде́ ся́дет, о кий страх тогда́ а́нгелом предстоя́щим в стра́се, и реце́ о́гненней влеку́щей! Что сотвори́м тогда́ во мно́гих гресе́х пови́ннии челове́цы? Егда́ же услы́шим зову́ща Его́, благослове́нныя Отца́ в Ца́рство, гре́шныя же отсыла́юща в му́ку. Кто потерпи́т стра́шнаго о́наго изрече́ния? Но еди́не Человеколю́бче Спа́се, Царю́ веко́в, пре́жде да́же кончи́на не приспе́ет, покая́нием обрати́в, поми́луй мя.

Вознесенский Оршин женский монастырь, г. Тверь

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.