07.09.2021 | Церковь и мир

В снимке передать молитву: фотограф Тверской епархии рассказал о работе

Фотография в храме – это искусство, способное вовлечь в молитву, убеждён фотограф Тверской и Кашинской епархии Евгений Комаров. Его фоторепортажи и снимки на сайте епархии привлекли внимание редакции ТИА своей наполненностью, жизнью, светом, особенным колоритом и некой концептуальностью. Фотограф рассказал, какие правила съемки в храме принял для себя и что делает для того, чтобы передать дух богослужения.

Фото богослужения – это молитва

Съемка в храме – это тот же репортаж, говорит Евгений. Так же фиксируются события, но для верующего фотографа в такой съёмке есть нечто большее.

  • Для меня как человека верующего съёмка в храме — это проповедь той, настоящей, красивой церкви, какая она есть. Христос, литургия, молящиеся люди, дети бегают вокруг храма, бегают кошки, священник улыбнулся кому-то и что-то сказал. Это и есть та жизнь, которая есть внутри церковной ограды, внутри храма во время богослужения, до и после.

Фотограф сравнивает работу во время богослужения с разновидностью молитвы.

И не просто молитвы, — поясняет Евгений. — Это момент, когда ты учишься у людей молиться, когда погружаешься во всеобщую молитвенную атмосферу.

Он убеждён, что работать во время службы нужно очень бережно. Чтобы не нарушать действа и не мешать людям. Перемещаться по храму можно, это не запрещено. Но Евгений старается делать это медленно и тихо.

  • Ты не можешь вскинуть камеру и сделать десять дублей, прощёлкав так, что звук под сводами храма разлетается, и все на тебя оборачиваются и думают, как же ты уже достал! Ни в коем случае не должно быть так. Я часто вижу такое в храмах, потому что многие фотографы, которые приходят снимать персону по заданию, не задумываются об этом. Человек с фотоаппаратом загораживает обзор людям, которые, может быть, не могут перейти в другое место. Я считаю, что это не правильно. Съемка в храме — это созерцание того, что происходит. И результат зависит от того, насколько удастся проникнуться атмосферой. Нельзя прийти в храм и сделать глубокие фотографии, не понимая, что происходит. Когда получается прочувствовать происходящее, снимки получаются выраженнее и ярче.

Евгений убеждён, что через фотографию этой уникальной атмосферой можно поделиться. По сути, это форма миссионерства через фотоискусство. И, как любое искусство, оно часто сталкивается с непониманием.

Однажды ко мне в Воскресенском соборе подошла женщина и сделала несколько замечаний за то, что я использую черно-белый стиль в репортажах, делаю крупные снимки людей, которые улыбаются в храме, а в этом соборе ещё живёт кошка, она тоже часто попадает в мой объектив. Кошка чувствует там себя прекрасно, может во время богослужения сесть возле владыки. Зачем я делаю акценты на кошке? зачем на лучах солнца? — спросила женщина. И посоветовала делать побольше фотографий, как батюшка ходит туда-сюда. Но я верю, что мы все творческие личности, и все видим красоту окружающего мира, хотя иногда не до конца воспринимаем её. Есть же что-то такое непонятное, что заставляет человека писать музыку, картины и т.д. То же самое и церковные фотографии. Человек может получать эстетическое наслаждение от их рассматривания. А если это хороший снимок, то человек невольно почувствует атмосферу в храме. Если его это восхищает, это значит, что что-то в душе отозвалось. Ты делаешь кадр и выбираешь лучший момент, а человек почувствует эту особенную энергетику и ощущения.

Евгений один из нескольких фотографов, которые сейчас работают в Тверской и Кашинской епархии. И подход каждого из них индивидуален. Например, самый молодой из фотографов, Николай Савельев, воспитанник Московской духовной академии, уже показал себя как талантливый фотохудожник. Картинку, динамику в его работах Евгений Комаров сравнивает с импрессионизмом в живописи.

Из священников в фотографы

Сам Евгений начал профессионально фотографировать тоже, когда учился в духовной академии, только Санкт-Петербургской. Он говорит, что для него всё очень удачно сложилось, было много случайностей, которые для верующего человека означают божью помощь. Одной из таких случайностей стало то, что академию тогда возглавлял нынешний тверской митрополит Амвросий, который сыграл в судьбе Евгения немалую роль, в том числе тем, что поддержал его увлечение фотографией. А снимать юноша начал тоже случайно: его попросили поработать фотографом на выезде, потому что никто из пресс-службы академии не мог. Получилось хорошо, поэтому начинающему фотографу предложили работу. Это было в 2011 году.

В семинарию и затем духовную академию Евгений Комаров пришёл осознанно. Его отец был священником, и мальчик с детства хотел стать батюшкой. Небольшие сомнения у него были по поводу выбора жизненного пути, но родители убедили его, что служение церкви — это лучший для него вариант. Ему повезло с однокурсниками, это были в основном состоявшиеся люди с богатым интеллектуальным багажом, и учёба в академии стала этаким инкубатором духовного развития. Сейчас Евгению 29 лет и его форма служения – фотография. Он много этому учился, в том числе у известных питерских фотографов. Евгений собирается жениться на любимой девушке, а пока воспитывает кошку Тасю, которую забрал из приюта.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.