01.09.2021 | 

Композитор Александр Александров в Твери

8 июля — день памяти композитора Александра Васильевича Александрова (1883—1946). Он известен главным образом своими двумя песнями. Первая из них — знаменитая «Священная война» («Вставай, страна огромная»), вторая — «Гимн СССР» («Союз нерушимый республик свободных»), которая и сейчас используется в качестве гимна Российской Федерации. Обладая прекрасным голосом и уникальными музыкальными способностями, Александров начал свою творческую деятельность певчим Казанского собора Санкт-Петербурга, а закончил — руководителем Ансамбля красноармейской песни, основанном в столице. Однако между петербургским и московским периодами жизни композитора был ещё один, который связан со старинным русским городом под названием Тверь. Ниже мы помещаем статью тверского музыковеда Нины Константиновны Дроздецкой «Об А. В. Александрове как регенте соборного хора в Твери».


Об А. В. Александрове как регенте соборного хора в Твери

советский композитор Александр Александров

Советский композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946)

Парадоксально, но знаменитый автор гимна Советского Союза и песни «Священная война», создатель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии Александр Васильевич Александров начал свой творческий путь в Твери в качестве регента архиерейского хора в Спасо-Преображенском соборе. А. В. Александров прожил в Твери в общей сложности 12 лет, с 1906 по 1918 гг. Эти годы оказались периодом становления личности молодого талантливого музыканта, временем его активной музыкально-просветительской деятельности. И хотя Тверь не была его родиной, Александр Васильевич Александров оставил в музыкальной жизни города глубокий след и благодарную память.


Регент архиерейского хора в Спасо-Преображенском соборе

Александров. Петербургской придворная певческая капелла

Александр Александров во время учёбы в регентских классах Петербургской придворной певческой капеллы

А. В. Александров прожил в Твери в общей сложности 12 лет, с 1906-го по 1918-й гг. Эти годы оказались периодом становления личности молодого талантливого музыканта, временем его активной музыкально-просветительской деятельности. И хотя Тверь не была его родиной, Александр Васильевич Александров оставил в музыкальной жизни города глубокий след и благодарную память.

Парадоксально, но знаменитый автор гимна Советского Союза и песни «Священная война» начал свой творческий путь в Твери в качестве регента архиерейского хора в Спасо-Преображенском соборе. Он успешно выдержал конкурс на объявленное вакантное место и прекрасно справился с испытанием, превзойдя десяток претендентов. За 4-часовую репетицию Александров выучил с хором несколько довольно сложных произведений, поработал над дыханием у певчих и добился слаженного звучания. За его плечами уже были оконченный регентский класс Придворной певческой капеллы и учёба в Петербургской консерватории, а также четыре года на посту регента соборного хора в селе Бологое Тверской губернии.

В архиерейский хор женщин петь не допускали, а партии высоких голосов исполняли мальчики-дисканты. Александров по собственному опыту знал, как тяжело маленьким певчим жить без родителей, ведь его самого в 9-летнем возрасте увезли в Петербург и определили в хор Казанского собора. Поэтому он постоянно заботился о мальчиках-хористах. Их было 40 человек, и жили они в церковном интернате. Молодой регент добился, чтобы спальни и комнаты для занятий были отремонтированы, чтобы питание хористов улучшилось. Помимо музыкальных занятий, мальчики посещали уроки в обычной школе и были очень загружены.

Самым возмутительным Александрову показался укоренившийся обычай направлять хористов петь на богатых свадьбах и поминках. Регент запретил певчим выступать на подобных мероприятиях, говоря: «Дети не только видят пьяных, но и сами привыкают пить водку». За все годы пребывания на посту регента Александров ни разу не разрешил использовать певчих в частных домах. В короткое время архиерейский хор стал лучшим в губернии, а его руководитель пользовался огромным авторитетом.

Газета «Тверские епархиальные ведомости» публиковала сообщения о выступлениях архиерейского (соборного) хора. Так, в 1910 г. во время Великого поста хор архиерейских певчих открыл собрание в зале архиерейского дома пением тропаря «Днесь благодать Святаго Духа нас Собра», а затем исполнил «В чермнем море» и «Многолетствование»1.


Педагогические курсы для учащихся в церковно-приходских школах

Александров. Консерватория

Студент консерватории Александр Александров

В том же году газета помещает отчёт епархиального наблюдателя о педагогических курсах для учащихся в церковно-приходских школах2, состоявшихся 25 июня — 25 июля 1910 г.: «В старшей группе г. Александров, в присутствии Владыки, исполнил со своими слушателями и слушательницами сольфеджио, затем пропел в унисон и на четыре голоса несколько стихир и прокимнов на разные гласы и, в заключение, предложил двум учителям и двум учительницам показать своё знакомство с приёмами давания тона и управления хором. По окончании урока Архипастырь благодарил г. Александрова за успешные занятия и затем, благословляя учителей и учительниц, просил их принять на себя труд отправления церковных служб в деревенских часовнях, где это окажется возможным, обещая в этом благом начинании Архипастырское содействие.

В воскресенье 18 июля вечером все курсисты и курсистки вместе с о. председателем Епарх. Учит. Совета, инспектором и руководителями, согласно желанию Его Высокопреосвященства, посетили загородный архиерейский дом (Трёхсвятское). По осмотре пасеки, фруктового сада, помещений архиерейского дома и церкви гостеприимным Владыкою был предложен чай — учителям и учительницам в саду, а о. Председателю Совета, о. инспектору и руководителям курсов — в покоях архиерейских. По окончании предложенного угощения хором курсантов под управлением г. Александрова исполнено было в присутствии Архипастыря несколько духовных песнопений, а именно догматик 2-го гласа знаменного распева (унисоном), “Хвалите имя Господне” и “Милость мира” Архангельского, “Достойно есть” Балакирева (Киевского распева), в заключение же всего народный гимн и “Многая лета” благостному Архипастырю. Пением Владыка остался доволен, благодарил г. Александрова “за осязательные результаты его трудов” и выразил удовольствие, что “курсы идут мирно и успешно”. С чувством искренней, глубокой благодарности к доброму Архипастырю возвратились курсисты и курсистки из Трёхсвятского, унося светлое, радостное воспоминание о проведённом здесь времени».


Архиепископ Серафим Чичагов

советский композитор Александров с женой и детьми

Композитор Александр Александров с женой и детьми

С 1914 г. архиепископом Тверским и Кашинским становится Серафим Чичагов3. Владыка был прекрасно образованным человеком, сочинял музыку и не расставался с фисгармонией. Старший сын Александрова, Борис, вспоминал, что его отцу иногда приходилось редактировать музыкальные опусы Преосвященного и готовить их к исполнению.

Так, например, «Новая тверская газета» анонсировала намечающийся в скором времени духовный концерт архиерейского хора4. Газетный репортёр сообщал о том, что в концерте прозвучат вокальные произведения архиепископа Серафима (Чичагова) и регента хора А. В. Александрова. В одном из своих последующих номеров5 газета уже информировала об успехе концерта, который состоялся 11 января 1915 г. «Архиерейский хор известен тонким художественным пением», — комментировал рецензент.

На страницах газеты «Тверские епархиальные ведомости»6 удалось найти рецензию на этот концерт с указанной программой: А. Александров. Свете тихий; От юности моея; Разбойника благоразумнаго; Арх. Серафим Чичагов. Благослови душе моя; Достойно есть; А. Архангельский. Житейское море; М. Глинка. Херувимская песнь; А. Кастальский. С нами Бог; Милосердия двери; Ныне отпущаеши; Н. Римский-Корсаков. Се жених грядет; Н. Черепнин. Отче наш.

Рецензент отмечал, что произведения Владыки на слова «Хочу молиться» и «Сила веры», исполненные под аккомпанемент фисгармонии, были пропеты два раза, а музыка этих произведении, сильная и колоритная, свидетельствовала о музыкальном таланте их автора.


Хор Тверской духовной семинарии

Александров. «Жизнь за царя»

А. В. Александров с участниками тверского оперного спектакля «Жизнь за царя» М. Глинки, приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых

В то время церковные хоры были очагами музыкальной жизни практически любого губернского города России, а должность хормейстера, или регента, считалась весьма значительной. В Твери, например, хор семинарских певчих выступал на всех праздниках и торжествах, исполняя духовную музыку. «Тверские губернские ведомости» сообщают об исполнении семинарским хором произведений Архангельского, Турчанинова, Веделя, Чайковского и многих других композиторов. Воспитанники Тверской духовной семинарии давали благотворительные концерты в пользу голодающих, а также в пользу Красного Креста7.

В соответствии с данными тверских адрес-календарей, А. В. Александров, наряду с архиерейским хором, руководил и хором Тверской духовной семинарии. В «Отчёте о приходе, расходе и остатке местных епархиальных средств на содержание Тверской духовной семинарии в 1908 г.», опубликованном в газете «Тверские епархиальные ведомости», сообщается, что учителю церковного пения Александру Александрову за время с 1 января до 1 сентября из оклада 400 руб. в год было выплачено 266 руб. 64 коп.8

А. В. Александрову пришлось уйти из семинарии после конфликта с её ректором, архимандритом Вениамином (Федченковым)9. Суть конфликта заключалась в том, что Александров стал разучивать с семинаристами не только церковные песнопения, но и светские хоровые произведения русских и западноевропейских композиторов, а также народные песни. Делал он это не столько по своей личной инициативе, сколько по просьбам самих хористов. Ректор запретил подобные вольности, ссылаясь на то, что семинария является духовным учреждением. Однако Александров проявлял неповиновение и продолжал репетиции, теперь уже втайне от начальства. Резкая стычка с архимандритом Вениамином привела к тому, что регенту пришлось написать прошение об увольнении10.


Хор классической гимназии, реального и других училищ и школ

Тверской хор и Александров

Тверской сводный хор в 1916 г. В первом ряду, 5-м слева направо сидит А. В. Александров

Параллельно А. В. Александров руководил в Твери хорами реального училища и классической гимназии, женского коммерческого училища и земских курсов, женской учительской школы Максимовича и школы морозовских ткачей. Он счастливо сочетал большой музыкальный талант с организаторскими способностями, и масштаб его деятельности был воистину огромен. Сохранившаяся афиша о бенефисе тверского музыканта Н. М. Сидельникова11 за 30 мая 1920 г. извещает, что в концерте примет участие сводный хор Александрова в количестве 40 человек. А к празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Александровым был собран хор из 80 певцов! Таким образом, Александров смог привлечь к хоровому пению практически всех музыкально одарённых тверичей разных возрастов и профессий.

Он был самым популярным и любимым учителем хорового пения в городе. Когда Александру Васильевичу пришлось покинуть духовную семинарию, некоторые музыкально одарённые семинаристы стали устраиваться петь в архиерейский хор, чтобы продолжать заниматься под его руководством. Среди них особенно выделялся бас Сергей Колтыпин, который впоследствии окончил Московскую консерваторию и стал солистом Большого театра.

Спустя многие годы Сергей Николаевич Колтыпин выступал в Твери с концертами. По сообщениям газеты «Пролетарская правда», один из его концертов состоялся 16 июля 1930 г. Певец выступил вместе с симфоническим оркестром под управлением Н. М. Сидельникова; в программе значились произведения Дворжака, Брамса, Бартока, Чайковского и др. Второй раз С. Н. Колтыпин приехал в Калинин с концертом уже будучи солистом ГАБТа 24 января 1937 г. Симфонический оркестр к этому времени был официально учреждён в филармонии, им дирижировал С. Делициев, в программе значились произведения М. Мусоргского и А. Бородина.

В хоре учащихся реального училища, которым также руководил А. В. Александров, выделялся юноша с хорошим музыкальным слухом и голосом (дискантом) — Андрей Жданов12. Ввиду отсутствия девочек в училище, он, вместе с однокурсником Николаем Моргаловым (у того был альт), пел дуэт Лизы и Полины «Уж вечер» из оперы Чайковского «Пиковая дама» — об этом вспоминал сын А. В. Александрова, Борис.


Постановки классических опер

Спасо-Преображенский собор Твери

Тверской Спасо-Преображенский собор, регентом которого был Александр Александров

В 1908 г. Александров возобновил занятия в консерватории. Если ранее это была Петербургская, то теперь он стал регулярно ездить в Московскую консерваторию. День он работал в Твери, ночью ехал в Москву и весь следующий день занимался в консерватории, а потом снова на вокзал. И так в течение 5 лет.

Этот неугомонный человек очень хорошо понимал необходимость музыкального просвещения в Твери и трудился, что называется, не покладая рук. Александров организовал постановки «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина» Чайковского, «Фауста» Гуно. Подготовил к исполнению сцены из «Жизни за царя» Глинки и «Русалки» Даргомыжского. Он разучивал хоры, работал с солистами, собирал оркестр и репетировал с ним. Был режиссёром, хормейстером, дирижёром и даже пел целиком отдельные оперные партии. Например, партию Ленского он спел в одном из домашних музыкальных спектаклей. А после исполнения партии Чекалинского в «Пиковой даме» его убедили учиться пению всерьёз, и он поступил в класс к известному вокальному педагогу Московской консерватории Умберто Мазетти. В своей автобиографии Александр Васильевич упоминает о постановке в Твери оперы «Пиковая дама» с оркестром, хором и даже солистами, которых он, видимо, приглашал из Москвы13.

В архиве Музея музыкальной культуры имени Глинки в Москве (далее — ГЦММК), в фонде А. В. Александрова сохранилась фотография, запечатлевшая тверских исполнителей оперы «Жизнь за царя». В советское время этот факт биографии Александрова тщательно обходили молчанием, потому что исполнение глинкинского шедевра было приурочено к празднованию 300-летия Дома Романовых.

На фотографии в центре сам Александр Васильевич Александров во фраке, с поднятыми в дирижёрском жесте руками. Вокруг него в крестьянских костюмах стоят хористы. Как указывает надпись, все они — учащиеся коммерческого училища и классической гимназии, где преподавал Александров. На переднем плане — суфлёрская будка с горящей свечой рядом, чтобы суфлёр хорошо видел текст. Ещё одна зажжённая свеча внизу у сцены освещает партитуру, по которой режиссёр, видимо, вёл спектакль.

«Тверская газета» за 21 февраля 1913 г. в заметке «О праздновании 300-летия Дома Романовых» извещает: «Воспитанники классической гимназии и женского коммерческого училища, кроме празднований в стенах своих учебных заведений, ставят 21 числа вечером в Общественном собрании спектакль-оперу “Жизнь за царя” (сцены из оперы Глинки)».

Эта же газета сообщает о параллельном исполнении некоторых сцен из оперы Глинки ученицами Тверской школы Максимовича: «Вечер начался национальным гимном, исполненным хором. Музыкальной частью руководил А. В. Александров. Дети пели партии Сусанина, Вани и Антониды под аккомпанемент фортепиано. По просьбе учащихся и гостей все вокальные номера были повторены. К концерту была написана новая декорация — стена Ипатьевского монастыря».

В научной библиотеке Тверского университета14 удалось обнаружить рукописную афишу спектакля «Жизнь за царя», выполненную ученицами школы Максимовича. Предполагалось исполнение хоровой интродукции к опере, а также женского хора «Разгулялися, разливалися» из 3 действия и заключительного хора «Славься». Среди сольных номеров афиша указывает песню Вани из 3 действия и его же арию из 4 действия, романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» и арию Сусанина из 4 действия оперы. Концерт был подготовлен силами воспитанниц III класса земской женской учительской школы П. П. Максимовича и воспитанников Тверской духовной семинарии15.


Сочинения Александрова тверского периода

дом композитора

На этом месте (ул. Ивана Седых, д. 2) стоял деревянный дом, в котором жил композитор

Весной 1913 г. Александров успешно окончил Московскую консерваторию по двум специальностям — пению и композиции — с Большой серебряной медалью. Его дипломной работой стала одноактная опера «Русалка» по Пушкину. В Твери он также написал увертюру-поэму «Смерть и жизнь» и Симфонию в трёх частях. К сожалению, ни одно из этих сочинений не сохранилось. По свидетельству сына Александрова, Юрия, от «Русалки» остался лишь один хор «Ты ль река моя»16.

В Твери Александров начал сочинять оперу «Смерть Иоанна Грозного» на сюжет трилогии А. Толстого. В архиве ГЦММК сохранились ответы на просьбы композитора познакомиться с его работой. Одно письмо-ответ принадлежит Ф. И. Шаляпину. В нём Шаляпин просит связаться с ним позже, когда он будет располагать временем, чтобы подробно познакомиться с сочинением Александрова17. Ю. Александров указывает, что «сейчас вряд ли возможно установить, прослушал ли Шаляпин оперу “Смерть Грозного”, как и трудно судить о её музыке»18. Однако Виктор Шиков в своей статье «А. В. Александров в Твери»19 утверждает, что молодой композитор всё-таки показал Шаляпину начальную часть оперы. Музыка произвела на Шаляпина весьма благоприятное впечатление, и через некоторое время он прислал Александрову в Тверь письмо, в котором просил закончить оперу как можно быстрее. В. Шиков также сообщает, что это письмо Шаляпина находится в личном архиве Владимира — среднего сына А. В. Александрова. Тем не менее опера «Смерть Грозного» так и не была завершена.

А. В. Александров жил в Твери в небольшом деревянном доме примерно на том месте, где потом расположилась обувная мастерская «Сапожок»20, и занимал там второй этаж. Его квартира состояла из спальни, столовой, кухни и гостиной, в которой помещался рояль. Александр Васильевич собирал в своём доме практически всех музыкантов города. К нему на огонёк, помузицировать, часто заходил Николай Пименович Ишиев21, быстро ставший его близким другом. С Николаем Михайловичем Сидельниковым Александров однажды целиком исполнил оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Александр Васильевич сидел за роялем, Сидельников играл на скрипке, а вокальные партии исполнялись обоими поочередно. Эти домашние собрания вспоминались тверичами много лет, потому что давали любителям музыки духовную пищу, а городу сообщали драгоценную музыкальную ауру. В 1918-м А. В. Александрову предложили перебраться в Москву, чтобы преподавать в консерватории, и он принял это предложение.


Музыкальная школа Александрова

Открытие мемориальной доски Александра Александрова

Открытие мемориальной доски в честь композитора Александра Александрова на доме № 2 по улице Седых в городе Тверь. 13 апреля 2018-го года

В заключение необходимо сказать ещё об одном детище А. В. Александрова в Твери. Это музыкальная школа его имени, просуществовавшая всего два года, с 1915-го по 1917-й. Школа размещалась в здании мужской гимназии и имела фортепианный, скрипичный, музыкально-теоретический классы, а также класс хорового мастерства и сольного пения, который вёл сам Александр Васильевич22. По воспоминаниям его сына Бориса, замысел отца состоял в том, чтобы из школы со временем организовать музыкальное училище как среднее звено профессионального музыкального образования в городе. Преподавание в училище предполагалось с хоровым уклоном. В музыкальной школе Александрова могли обучаться дети и взрослые; к сожалению, с его отъездом в Москву школа прекратила своё существование.


Духовные сочинения. Отношение к религии

мемориальная доска композитора Александра Александрова

Мемориальная доска в честь композитора Александра Александрова

В архиве А. В. Александрова нами обнаружены некоторые рукописи его музыкальных сочинений, созданных в Твери: «Elegie» (Элегия)23, «Прелюдия»24, «Romanse» (Романс)25 для фортепиано; женский хор из оперы «Русалка»26 и духовные хоры «Свете тихий» и «От юности моея»27.

Отдельно следует сказать о духовных хорах a cappella А. В. Александрова. Исследователь Н. Ю. Плотникова перечисляет среди них 6 песнопений Литургии, 2 песнопения Страстной седьмицы, 8 песнопений Всенощного бдения (к ним можно прибавить и 16 номеров Величаний), а также духовный концерт «Помилуй мя Боже» на текст 50-го псалма, созданный в 1926 г.28 Возможно, некоторые из перечисленных хоров создавались во время пребывания А. В. Александрова на посту регента архиерейского хора в Твери, однако какие именно — установить пока не удалось.

Из заявления, которое Александр Васильевич написал в дирекцию Большого театра, обнаруживается любопытный факт: оказывается, в 1917 г. он был приглашён (по конкурсу) регентом храма Христа Спасителя в Москве29. Исследователь Н. Ю. Плотникова указывает на факт пребывания А. В. Александрова на посту регента этого храма с 1918 по 1922 гг.30

Свидетельство о том, что Александр Васильевич Александров до конца своих дней оставался верующим христианином, прозвучало в одной из телепередач по каналу «Культура»31. В беседе с ведущим известный хоровой дирижёр Борис Григорьевич Тевлин поделился своими воспоминаниями: «Выдающийся хоровой дирижёр советского времени Клавдий Борисович Птица — ученик А. В. Александрова32 — рассказывал одну историю из его жизни. Сталин якобы очень любил Александрова.

Однажды он позвонил ему лично и сказал: “Завтра принимаем тебя в партию. Буду рекомендовать я. Дадим партбилет № 1″.

А. В. Александров проживал в Москве в доме возле Малого театра33. В одной из комнат его большой квартиры была устроена часовня, где он молился. После звонка Сталина Александров молился всю ночь, прося прощения у Господа за то, что ему приходится вступать в партию безбожников ради того, чтобы сохранить себе жизнь».

Подводя итог тверскому периоду жизни А. В. Александрова, следует сказать, что в Твери расцвёл его музыкальный талант, состоялись первые композиторские опыты. Без преувеличения можно сказать, что А. В. Александров был в своё время самой значительной фигурой в музыкальном мире Твери.

Сейчас, по прошествии некоторого времени, можно констатировать существенный вклад А. В. Александрова в область духовной музыки. Известно, что он сочинял хоровые песнопения на духовные тексты до конца 1926 г. и в этой сфере создал несколько замечательных образцов. Мы выражаем надежду, что в ближайшем будущем духовные сочинения А. В. Александрова будут собраны, изданы и исполнены. Тогда российские слушатели смогут открыть для себя новое имя в ряду уже известных композиторов: А. Кастальского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, М. Ипполитова-Иванова и др.

Источник

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.