13.06.2022 | Архиереи

Захария

1578 — 1602


Монашеский постриг, возможно, принял во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре, в котором позднее стал архимандритом. Иона (Думин), будущий митрополит Ростовский и Ярославский, в начале XVII в. в рукописи с творениями прп. Феодора Студита писал, что «пострижение приях от отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом» (Титов. 1890. С. 57). Время настоятельства Захарии во владимирском Рождество-Богородицком монастыре следует отнести к периоду после 1572/73 г., когда архимандритом обители был Евфимий, до осени 1578 г., когда Захария был хиротонисан во епископа, в 1578/79 г. в монастыре был новый настоятель — Иоаким. 30 ноября 1576 г. Захария получил от царя Иоанна IV Васильевича жалованную тарханную грамоту, которая освобождала вотчины Рождество-Богородицкого монастыря во Владимирском, Суздальском и Муромском уездах от ряда налогов и повинностей и давала возможность беспошлинного провоза и покупки товаров для монастыря. Важную особенность документа составляет содержащееся в нем освобождение всех церквей монастырских вотчин от пошлин в архиерейскую казну. Такого условия не было в более ранних грамотах, пересказ которых помещен во вводной части акта 1576 г. (Антонов А. В. Вотчинные архивы владимирских монастырей и соборов XIV — нач. XVII в. // РД. 1998. Вып. 4. С. 196-197; Кистерёв С. Н. Владимирский Рождественский мон-рь в док-тах XVI — нач. XVII в. // Там же. 2000. Вып. 6. С. 117-120). Грамота 1576 г. содержит важные данные о состоянии Рождество-Богородицкого монастыря, запустевшего из-за неурожая и эпидемии; документ следует рассматривать как результат усилий Захарии по восстановлению обители.

Осенью 1578 г. митрополит Антоний возглавил хиротонию Захарии во епископа Тверского и Кашинского. Первым деянием нового владыки стало его участие 20 декабря 1578 г. в Соборе иерархов Русской Церкви. В январе 1580 г. Захария присутствовал на Земском соборе в Москве. Собор зафиксировал имущественное положение Церкви и запретил приобретение Церковью в будущем недвижимых владений. Среди подписей иерархов под соборным определением имеется подпись Захарии (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI — 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 59). В 1581 г. Захария участвовал в избрании митрополита Дионисия, в 1584 г.- в венчании на царство Феодора Иоанновича и в церковном Соборе, на котором были подтверждены неотчуждаемость земель, находящихся в церковном ведении, и запрет на их последующее увеличение. Собор отменил «тарханы», т. е. освобождение от налоговых льгот (подпись Захарии стоит под соборным приговором; см.: СГГД. Т. 1. № 202. С. 587). В 1589 г. Захария присутствовал на интронизации московского патриарха св. Иова. В канун интронизации и в день торжества Захария был среди встречавших Константинопольского патриарха Иеремию II на крыльце кремлевского Успенского собора. При учреждении Патриаршества в Москве в 1589 г. Захария был возведен в сан архиепископа (в Уложенной грамоте об учреждении Патриаршества фигурирует как «Тверской и Старицкий», поскольку тогда решался вопрос об открытии Дмитровской и Кашинской кафедр; см.: СГГД. Т. 2. № 59. С. 99, 102). 20 февр. 1592 г. Захария участвовал в хиротонии Новгородского митрополита Варлаама, в 1598 г. — в венчании на царство Бориса Феодоровича Годунова.

Сведения об архипастырской деятельности Захарии скудны. В 1591 г. в Твери были обретены мощи свт. Филиппа (Колычева). При переносе мощей по повелению царя Феодора Иоанновича из Твери в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь Захария «со всем освященным собором и вси людие града Твери честно святаго проводиша на край реки Волги до места, отнюдуже хотяше отплытии» (Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митр. Филиппа Сергия (Шелонина) // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 425). 16 июня 1592 г. Новгородский митрополит Варлаам по представлению служившего Захарии сына боярского И. П. Чашникова подтвердил «для господина архиепископа Захарья Тверскаго и Кашинского» жалованную тарханную грамоту, данную прежними Новгородскими владыками крестьянам «в Новоторжском уезде… села Медни», которое принадлежало Захарии («его села, а в нашей митрополье»; см.: АИ. Т. 1. № 240. С. 456). 30 августа 1601 г. царь Борис Феодорович дал жалованную грамоту протопопу Спасо-Преображенского собора в Твери. В ней оговаривалась подсудность клириков собора Тверскому архиерею (ААЭ. Т. 2. № 16. С. 65); считается, что в это время кафедру занимал Захария (см.: Чередеев. 1859. С. 69).

В январе 1603 г. на Тверскую кафедру был возведен архиепископ Феоктист. По-видимому, Захарии уже не было в живых, вероятно, он был погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе; из-за событий Смутного времени и постройки к кон. XVII в. нового здания собора могилы иерархов не сохранились. Род Захарии был записан в несохранившемся синодике тверского Преображенского собора (Там же).

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.