14.06.2022 | Архиереи

 Серафим III (Александров) 

29 ноября 1919 – 15 июня 1928


В миру Дмитрий Александрович Александров, родился 19 октября 1866 года в селе Никитино Корсунского уезда Симбирской губернии.

В 1889 году окончил Саратовскую духовную семинарию, в сентябре того же года назначен помощником епархиального миссионера Саратовской епархии.

В 1890 г. был рукоположен в сан диакона, в 1891 г.- во священника.

В 1894 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии.

Составил пособие для проведения бесед с раскольниками, которая стала настольной у священников-миссионеров Саратовской епархии. Член IV отдела Предсоборного присутствия.

В марте 1909 года назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории и клириком Рынково-Воскресенской церкви Витебска.

С 1910 года — Оренбургский противораскольнический епархиальный миссионер.

Издал ряд книг. Находясь в Оренбурге, тесно сотрудничал с “Оренбургскими епархиальными ведомостями”, редактировал их неофициальную часть (1915-1916) , публиковал статьи по миссионерской проблематике.

В 1911 году возведен в сан протоиерея.

5 декабря 1914 г. был пострижен в монашество с именем Серафим, 6 декабря возведен в сан архимандрита.

14 декабря 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию в Оренбурге совершали епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) и викарный епископ Дионисий.

Местопребыванием его был определен Оренбург. На первых порах, за ним остались его прежние обязанности — руководство миссионерской деятельностью. С принятием в 1915 году специальной инструкции викариям Оренбургской епархии, за епископом Серафимом также были закреплены уезды Оренбургский, Орский и Тургайская область.

24 марта 1916 г. назначен епископом Челябинским, викарием той же Оренбургской епархии.

7 апреля 1917 г. в здании городской думы епископ Серафим провел собрание духовенства, посвященное реформе церковного прихода на канонических основах в связи с политическими переменами в стране. Интерес к этому собранию был велик, и как отмечалось в прессе прошло оно “при громадном стечении слушателей”. Не меньший интерес у челябинцев вызвал проходивший в конце апреля — начале мая 1917 г. Челябинский окружной съезд духовенства и мирян. Епископ Серафим по просьбе собравшихся открыл съезд торжественным молебном в домовой церкви Челябинского епархиального училища. На съезде он активно высказывался по самым острым вопросам, стоявшим перед духовенством. Именно по его предложению съезд обсудил вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии. Епископу Серафиму принадлежало и радикальное предложение, “чтобы в каждом уездном городе был свой епископ, но не викарный”. Решение о создании самостоятельной Челябинской епархии, поддерживал он и в последующем, активно лоббируя его на Поместном Соборе.

Епископа Серафим обладал живым умом, мог аргументировано выразить свои взгляды, обладал даром красноречия, как отмечалось в одной из статей, опубликованных в 1917 году, “народ с большим вниманием слушает поучения Челябинского епископа Cерафима, который по справедливости может считаться одним из выдающихся церковных проповедников”.

В 1917 году был назначен временным управляющим Екатеринбургской епархией, на смену уволенному на покой епископу Серафиму (Голубятникову).

Принял участие в работе Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. как управляющий Екатеринбургской епархией и по особому постановлению Собора. Был секретарём епископского совещания Собора.

1 апреля 1918 года назначен епископом Полоцким и Витебским. В связи с условиями гражданской войны, добраться до отведенной ему кафедры он не смог.

5 мая того же 1918 года был переведен на викарную кафедру епископа Старицкого в Тверскую епархию.

29 ноября 1919 года назначен епископом Тверским и Кашинским.

С 1920 по 1921 год был членом Священного Синода.

В 1920 году был арестован Тверской ГубЧК по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Отпущен без суда.

4 апреля 1921 года арестован в Москве, но вскоре освобожден.

Совместно с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) вел переговоры с обновленцами о возможности объединения. В конце сентября 1923 года архиепископ Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, — митрополит Евдоким требовал отказа патриарха Тихона от управления, — и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект объединения с обновленцами. Во время прений епископ Амвросий (Полянский), с недоверием отметил, что докладчик называл вождя обновленцев — высокопреосвященнейшим митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, бывший архиепископ» — подчеркнул он. Едва ли эта обмолвка архиепископа Серафима и его участие в переговорах о соединении означали его симпатии к обновленцам. По крайней мере, в конце доклада он выразил сожаление, что тут не присутствует уважаемый многими епископ Феодор (Поздеевский), глава правых оппозиционеров — «Даниловцев», которому было послано приглашение. Значит, это была попытка примерить все и всех.

В 1922 году возведен в сан архиепископа.

В том же 1922 году находился в Москве как член Синода. После вызова в ГПУ дал подписку о невыезде из Москвы.

4 апреля 1922 года был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей» и заключен в Бутырскую тюрьму. На февраль 1923 г. еще находился в Бутырской тюрьме. После освобождения проживал в Москве без права выезда.

В 1923 году становится членов новосозданного Временного Священного Синода при патриархе Тихоне.

24 марта 1924 года возведен в сан митрополита.

Его подписи стоят под всеми наиболее значимыми документами, увидевшими свет в этот период: под воззванием об отмежевании церкви от контрреволюции (1923), об упразднении Карловацкого Синода (1923), под обращением в связи со смертью В.И.Ленина (1924). После смерти патриарха Тихона он участвует в его похоронах, ведет службы при гробе патриарха (1925).

К 1925 году митрополит Серафим отказался от бесплодных переговоров с обновленцами и стал бороться с ними. Он написал и разослал по Тверской епархии следующее указание:

«Ввиду того, что обновленческие самозваные архиереи рассылают всюду приглашения к миру и объединению и подготовке к собору, настоящим объявляю, чтобы духовенство не имело никакого решительно общения с обновленцами, так как они схизматики, они должны придти к нам с покаянием, причем прием каждого из них имеет быть рассматриваемым особо; и в зависимости от вины каждого кающегося, ему будет назначено тот или иное покаяние. Запрещаю в Кашине благочинные собрания без моего ведома».

21 декабря 1925 г. был арестован в Твери и переведен в Москву по делу местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского). Обвинение гласило:

«названный гражданин явился пособником и укрывателем реакционной церковной организации, поставившей себе задачей использование церкви в антисоветских целях, для сплочения антисоветского элемента».

Был приговорен к ссылке в Свердловск, освобожден в мае 1927 года.

С 18 мая 1927 года — постоянный член Временного Патриаршего Священного Синода при митрополите Сергии.

В этот период в церковных кругах активно распространяются слухи о его связях с ГПУ. Некоторые острые языки присваивают ему даже титул “Лубянский”. Все чаще и чаще звучат предложения об его удалении от руководства делами РПЦ. Митрополит Сергий (Страгородский) вынужден его защищать. Так, встречаясь с оппозиционерами — “иосифлянами”, у него происходит характерный разговор:

— “Чем же вам не нравится митрополит Серафим Александров?” – спрашивает митрополит Сергий.

— “Будто Вы, владыко, не знаете?” – отвечают “иосифляне”

— “Это все клевета и сплетни”, – закрывает тему митрополит Сергий.

В другой раз, отвечая на вопросы профессора В. Верюжского, он более многословен: ”О митрополите Серафиме я не знаю ничего, кроме сплетен и беспредметной молвы. Для опорочения человека нужны факты, а не слухи. Не любят его за то, что он, имея некоторый кругозор, не остался при наших взглядах на наше государственное положение”.

15 июня 1928 года митр. Серафим назначен на Саратовскую кафедру.

11 августа 1933 года переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру.

20 ноября 1936 г. был арестован, обвинялся в распространении антисоветской агитации, и в том, что был обязан делать в соответствии со своим архиерейским саном – награждал священников, повышал их в церковных званиях, оказывал содействие духовенству в других городах, принимал на должности священников ранее репрессированных лиц. Решением Особого совещания при НКВД СССР 27 февраля 1937 г. его приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. Был этапирован в Петропавловск.

26 ноября 1937 г. был приговорен к высшей мере наказания решением Тройки Управления НКВД по Северо-Казахстанской области

Расстрелян 2 декабря 1937 года в Кустанае.

Реабилитирован прокуратурой СССР 4 апреля 1989 года.

Сочинения

  • Катехизические поучения на Символ веры — в ограждение чад православной церкви от раскольнического суемудрия. Киев.1898;
  • О клятвах соборов 1656, 1666 — 1667 годов и единоверии. Самара.1900;
  • О посланничестве митрополита Амвросия. СПб. 1902;
  • Критический разбор раскольничьего сочинения Усова «О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина. СПб. 1904;
  • К вопросу о единоличном рукоположении. Самара.1904;
  • О таинстве покаяния. СПб. 1905;
  • Об епитимьях. СПб. 1906;
  • К вопросу о так называемой Белокриницкой иерархии. Самара.1906;
  • Примирение окружников с неокружниками. Самара.1908;
  • К вопросу о мерах борьбы с хлыстовщиной // ОЕВ.1911. № 1. С.33-37;
  • Присоединение к православию старообрядческого священника.// ОЕВ. 1911. № 5.Часть неофициальная. С.111-122;
  • К нашей полемике со старообрядцами.// ОЕВ.1911.№42. Часть неофициальная. С.925 – 931;
  • Миссионерские курсы в Челябинске.//ОЕВ.1911.№ 46.Часть
  • неофициальная. С.1015 (подписана инициалами Д.А.);
  • Миссионерские беседы в г. Оренбурге и ст. Сакмарской.// ОЕВ.1912.№ 8
  • Часть официальная. С.192-194 (подписана инициалами Д.А.).

Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.