14.06.2022 | Архиереи

 Иоасаф II (Заболотский) 

22 сентября 1783 – 13 февраля 1788


Родился в семье священника, служившего в церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1734) с. Заболотья. Обучался в Новгородской духовной семинарии, как лучший ученик был направлен в Троицкую лаврскую семинарию, по окончании которой назначен учителем Новгородской духовной семинарии. В 1774 г. ректором архимандритом Феофилом (Раевым) Заболотский был пострижен в монашество, в том же году вызван в московскую Славяно-греко-латинскую академию и определен проповедником на место иеромонаха Амвросия (Подобедова), ставшего в августе того же года ректором академии. В 1775 г. архиепископом Московским Платоном (Левшиным) Иоасаф был возведен в сан игумена, назначен настоятелем 3-классного Крестовоздвиженского мужского монастыря в Москве. Часто служил в Успенском соборе Московского Кремля, стал известен как блестящий проповедник. В 1777 г. по распоряжению императрицы Екатерины II был вызван в Санкт-Петербург, назначен законоучителем. 1 февраля 1778 г. Новгородским и Санкт-Петербургским архиепископом Гавриилом (Петровым) Иоасаф был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни. Будучи придворным проповедником, многие речи произносил в присутствии императрицы и ее двора. 11 марта 1780 г. определен членом Святейшего Синода. Среди прочего участвовал в разбиравшемся в январе-апреле 1782 г. деле о двоеженстве капитана морской артиллерии И. А. Ганнибала (деда А. С. Пушкина): незаконном браке с У. Е. Толстой при живой супруге М. А. Пушкиной (см. подробнее: Вопреки веку Просвещения: Высокопреосв. Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский: Жизнь. Творчество. Кончина / Сост.: П. В. Калитин. М., 2000. С. 68-69, 131).

16 мая 1782 г. Иоасаф был назначен, а 23 мая того же года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского в столичной Троице-Сергиевой пустыни архиепископом Гавриилом (Петровым). К присутствовавшей при хиротонии императрице Иоасаф обратился с особой речью, поблагодарив за проявленные к нему «милости и щедроты». 10 июня выехал из Санкт-Петербурга, 28 июля прибыл в Нижний Новгород. Особое внимание уделял Нижегородской духовной семинарии, распорядился возобновить в ней преподавание французского языка; устроил отдельную аудиторию для проведения ученых диспутов. «Для учеников семинарии преосвященный Иоасаф сколько был строг, столько же и ласков,- отмечал в середине XIX в. архимандрит Макарий (Миролюбов).- Доселе помнят старики, как он и преемник его Дамаскин бывали при игре учеников на семинарском дворе» (Макарий [Миролюбов], архим. 1999. С. 162). За короткий период управления епархией Иоасаф часто произносил проповеди и выступал с противораскольническими посланиями. В октябре 1783 г. посетил г. Семёнов, окруженный старообрядческими скитами, совершил богослужения, обличал местных жителей: «Что вижу, соглядая паству свою? Вижу оную развращенную, страждущую на одре зельного раскола, и удалившуюся от святыя Церкви в леса, в скиты, всех непотребств преисполненные».

22 сентября 1783 г. Иоасаф возглавил Тверскую и Кашинскую епархию, с 30 мая 1785 г.- в сане архиепископа. По инициативе Иоасафа в новоторжском во имя святых Бориса и Глеба монастыре велись ремонтные и строительные работы. Решением Святейшего Синода в ноябре 1784 г. древняя обветшавшая Борисоглебская церковь обители была разобрана. 9 июня 1785 г. императрица Екатерина II своими руками заложила в основание нового Борисоглебского собора краеугольный камень. «Нарочито сделанные для сего медные посребренные лопатка и молоточек» хранились в Борисоглебском монастыре до XX в. Иоасаф особо покровительствовал Ниловой Столобенской пустыни, в 1787 г. вложил в ризницу монастыря 2 позолоченных серебряных креста с цепочкой, украшенных изумрудами и яхонтами. В сопроводительном письме он признавался: «Не могу, яко пастырь, умолчать: колико святая обитель… процветает любезным и почтенным братством, истощанием всем богомольцам довольного пропитания и паче подражаемым всего порядка соблюдением» (Успенский В. Ист. описание Ниловой Столобенской пустыни Тверской епархии Осташковского уезда. Тверь, 1876. С. 54).

При Иоасафе в Твери были возведены и освящены: 12 мая 1784 г. кладбищенская церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, 5 сентября 1787 г. церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы «что на Исаевце», в 1786 г.- 3-престольный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; строились церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («Всех скорбящих Радость») (1782-1792), во имя св. Иоанна Предтечи в Затьмачье (1784-1809), в честь Казанской иконы Божией Матери (1779-1799), Рождества Пресвятой Богородицы в Ямской слободе (1777-1795). По инициативе Иоасафа в древней Свято-Троицкой церкви («Белая Троица») в Затьмачье был освящен придел во имя прп. Ефрема Новоторжского (1787). В Тверской губернии построены Крестовоздвиженская церковь (1784-1788) Ниловой Столобенской пустыни, уникальная Преображенская церковь (повторяет формы Чесменского храма в Санкт-Петербурге) в с. Красном Старицкого уезда, Воскресенская церковь в с. Никольское-Собакино (Липовка) и Казанская церковь в с. Никитском Калязинского уезда, Богородице-Рождественская церковь (1786-1788) в с. Дрюцкове Бежецкого уезда, Преображенская церковь (1785) в с. Спас-Есеновичи Вышневолоцкого уезда. Одновременно в годы правления Иоасафа в начале 1788 г. были окончательно закрыты монастыри: Иванишинский (Иваницкий) Успенский в Старицком уезде, Рябовский Троицкий в Калязинском уезде и Шеренский (Ширинский) Благовещенский в Кашинском уезде.

В 1785 г. Иоасаф учредил несколько ежегодных крестных ходов: 28 июля в кладбищенскую Смоленскую церковь Твери; 5 августа из Трехсвятительского в кафедральный собор.

Покровительствовал ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Макарию (Петровичу), способствовал изданию в 1786 г. его «Богословия». Императрица Екатерина II, неоднократно останавливавшаяся в Твери, дважды (в 1785 и 1788) в сопровождении архиерея посещала Тверскую духовную семинарию, увеличила вдвое средства на содержание семинарии и повелела отпустить из суммы Коллегии экономии 17 268 р. для строительства нового семинарского здания. По поручению Иоасафа семинаристы приветствовали императрицу Екатерину одами, кантами, стихами, сочиненными в ее честь (см.: Разные сочинения Тверской семинарии на прибытие Е. И. В. в Тверь. М., 1787). Во время одного из визитов в Тверь императрица пожаловала Иоасафу драгоценный наперсный крест, который архиерей передал в дар кафедральному собору.

По завещанию Иоасаф был погребен в Жёлтиковом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. Отпевание и погребение возглавил прибывший из Грузии епископ Цаишский Григорий (Чиковани). В 1923 г. обитель была закрыта, монастырские постройки разрушены, захоронение, вероятно, утрачено. К нач. ХХ в. в Жёлтиковом монастыре хранился посох Тверского свт. Арсения († 1409), «возобновленный» по инициативе Иоасафа (Платон. 1852. С. 32-33).

Иоасаф считался «одним из лучших духовных витий своего времени». Речи, произнесенные им в высочайшем присутствии, отличались «искусством изобретения и чистотою языка» (Чередеев. С. 140). Излюбленной жанровой формой проповедей Иоасафа был панегирик. Ораторским произведениям архиерея присуща краткость, выразительность, стройность построения; риторические фигуры употреблял умеренно, отдавая преимущество вопросу и восклицанию (Бегунов Ю. К. Заболотский // Словарь рус. писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 320).

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.