14.06.2022 | Архиереи

Иннокентий I (Нечаев)

28 мая – 4 октября 1763


Сын «дворового человека» Нарышкиных. В 1754 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию и был оставлен в ней учителем риторики, позже стал профессором философии. В 1758 г. в Заиконоспасском московском монастыре принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, назначен проповедником академии. С августа 1759 г. префект академии. 8 августа 1761 г. в академию были назначены новый префект и ректор, а Иннокентий переведен настоятелем новгородского Антония Римлянина монастыря и ректором Новгородской духовной семинарии. Из-за болезни назначение не принял. Поселился в Троице-Сергиевой лавре и 17 сентября 1761 г. был определен ее наместником. Участвовал в подготовке встречи императрицы Екатерины II, посетившей лавру в октябре 1762, в первый месяц после коронации.

23 февраля 1763 г. в Москве в большой придворной церкви Головинского дворца Иннокентий был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского митрополита Димитрия (Сеченова). Стал последним архиереем с таким титулованием. Хиротонию в присутствии императрицы возглавил митрополит Димитрий. Получил в управление Варлаамиев Хутынский монастырь, но будучи привлечен императрицей Екатериной II к законотворческой деятельности, чаще проживал в Санкт-Петербурге. 28 мая того же года Иннокентий был назначен епископом Тверским и Кашинским. В июне 1763 г. императрица Екатерина II, возвращаясь из Москвы в Санкт-Петербург, проезжала через Тверскую епархию. Епископ выехал встречать ее в с. Городня, предоставил для остановки загородный архиерейский дом, т. к. царский путевой дворец в Твери сгорел; 16 июня сопровождал ее до с. Медного.

29 октября 1763 г. возглавил Псковскую и Нарвскую епархию. 26 февраля 1764 г. по Указу о духовных штатах в связи с изъятием из ведения Псковского архиерея Эстляндии, отошедшей к Санкт-Петербургской епархии, переименован епископом Псковским и Рижским. В июле 1764 г. во время недельного визита императрицы Екатерины II находился в Риге. Реорганизовал Рижское духовное правление, ввел в его штат 2 священников: для наблюдения за военными и «светскими» церквами. 16 января 1766 г. назначен членом Святейшего Синода, 20(22) сентября 1770 г. возведен в сан архиепископа.

В октябре 1774 г. Иннокентий через посредничество Г. А. Потёмкина как «благонадежного предстателя к высокомонаршему лицу» испрашивал прибавки жалования. 13 мая 1780 г. встречал в Пскове императрицу Екатерину II, направлявшуюся в Могилёв. 14 мая императрица присутствовала на литургии в псковском Троицком кафедральном соборе. Затем Иннокентий выехал в Полоцк, где 19 мая того же года снова приветствовал императрицу. В ризнице Троицкого собора до начала 20-х гг. XX в. хранилась панагия с аметистами и бриллиантами, пожалованная Иннокентию императрицей Екатериной II. 29 октября 1783 г. проповедовал на открытии наместничества и присутственных мест в Риге.

Первые годы управления Иннокентия Псковской епархией совпали с секуляризацией церковных имений, закрытием многих малых монастырей; только во Пскове — Успенского на Полонище, Илиинского на Запсковье, Нововознесенского, Воскресенского со Стадища, Любятовского, Гремячского во имя бессребренников Космы и Дамиана. В 70-80-е гг. XVIII в. территория Псковской епархии значительно расширилась за счет присоединения Порховского и Великолуцкого уездов из Новгородской епархии, Торопецкого уезда — из Смоленской, Невеля и Полоцка — при первом разделе Польши (1772-1773), в то время как северная часть Псковской земли (Гдовский уезд) была передана Санкт-Петербургской епархии. В новые границы епархии вошел, в частности, Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь, прп. Никандр стал повсеместно чтиться как «Псковский чудотворец». Архиерею пришлось заново создавать систему управления епархией, которая увеличилась в размерах более чем в 2 раза. Для упорядочения быта и службы приходского духовенства и монашествующих Иннокентий разработал множество инструкций. В 1786 г. издал роспись приходов Пскова: из 50 церквей статус приходских сохранили 17, остальные стали приписными. При Иннокентии города Псковской губернии получили регулярную планировку, в уездных центрах построены каменные соборы: Преображенский в Опочке (1795), Троицкий в Острове (1790). По благословению Иннокентия были также построены и освящены каменные храмы в Лифляндской губернии: Екатерининский в Пернове (ныне Пярну, Эстония; 1769), Успенский в Дерпте (ныне Тарту, Эстония; 1783), Петропавловский собор в Риге (1786), а также церкви в Аренсбурге (ныне Курессааре, Эстония) (1784-1790), Верро (ныне Выру, Эстония) (1788-1792) и др. В Риге, Изборске, Острове, Гдове, Опочке, Новоржеве появились духовные правления.

Особое внимание Иннокентий уделял духовному образованию: организовал катехизические беседы в Космодамиановской, Михаило-Архангельской и Успенской Пароменской церквах, ввел новые предметы (в т. ч. немецкий, французский, польский языки, нотное пение) в программу Псковской духовной семинарии, разрабатывал планы занятий, посылал в семинарию учебники и книги (только в сентябре 1779 он приобрел для семинарии труды М. В. Ломоносова, 180 книг по философии, 30 — по географии), временами сам проверял сочинения учеников. Для подготовки преподавательских кадров регулярно направлял лучших учеников в Троицкую семинарию (с 1792 г. в Александро-Невскую) в Сакнт-Петербурге. По распоряжению Иннокентия в 1770 г. был назначен особый духовник для воспитанников, с 1775 г. преподавание богословия и философии велось на русском языке.

Более чем 2-кратное повышение в 1779 г. «экономических сумм», отпускаемых на содержание семинарии, позволило Иннокентию открыть «сиротскую школу» и улучшить организацию учебного процесса в Псковской духовной семинарии. Во время своего визита 15 мая 1780 г. императрица выделила 1 тыс. р. «на заведение городской школы», 500 р.- на семинарию, по 150 р. в псковский Мирожский, псковский Снетогорский, псковский в честь Вознесения Господня и псковский во имя св. Иоанна Предтечи монастыри. В связи со значительным ростом территории епархии в 1780 г. в Невеле и в 1788-1789 гг. в Полоцке, Торопце и Великих Луках были открыты «низшие духовные училища», лучшие ученики которых зачислялись в соответствующие классы семинарии. 3 апр. 1780 г. Иннокентий предписал Псковской духовной консистории обучать чтению и письму детей священнослужителей. В 1786-1792 гг. в созданных в городах губернии сети народных училищ преподавать в них, по благословению Иннокентия, стали 12 воспитанников Псковской духовной семинарии. В 1789 г., находясь во Пскове, Иннокентий присутствовал на открытом испытании в главном народном училище (учреждено 22 сент. 1786) и устроил «особое по сему случаю торжество».

При Иннокентии в Псковском кремле дважды случались пожары: в 1770 г. (сгорела крыша на соборе и приделах; от императрицы Иннокентий получил на ремонт 15 тыс. р.) и в 1788 г. (сгорели купол, колокольня, здание семинарии, деревянный архиерейский дом, который не был отстроен вновь; в итоге Псковские архиереи лишились резиденции в кремле). 12 июня 1776 г. императрица выделила владыке 8,8 тыс. р. на исправление семинарского дома и 4 погоревших церквей. После пожара здание семинарии было быстро восстановлено, построены хозяйственные флигели.

Более 30 лет Иннокентий оставался бессменным членом Святейшего Синода, жил в основном в Санкт-Петербурге. Перед открытием в 1767 г. Комиссии о сочинении нового Уложения императрица Екатерина II поручила доверенным лицам познакомиться с ее Наказом, составленным для руководства Комиссии, и указать на лишние и не соответствующие условиям русской жизни статьи. От духовенства к этой работе были привлечены епископ Тверской Гавриил (Петров), Иннокентий и настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Платон (Левшин). Они подготовили отзыв, в котором осторожно высказались за сохранение гражданского наказания за религиозные проступки, представили проект реформы духовно-учебных заведений (основным автором проекта, который остался неосуществленным, считается епископ Гавриил).

Все трое как члены Синода нередко вместе участвовали в богослужениях. Так, 15 сентября 1770 г., когда в Санкт-Петербурге по случаю победы над турецким флотом совершалось поминовение императора Петра I как «основателя морских Российских сил», служение панихиды в Петропавловском соборе в присутствии императрицы возглавил архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил, литургию — Иннокентий, а проповедовал архимандрит Платон. 29 сентября 1773 г. в Казанской (Богородице-Рождественской) церкви на Невском проспекте Иннокентий молился при совершении архиепископом Гавриилом таинства венчания наследника государя Павла Петровича и государыни Наталии Алексеевны и произнес после этого проповедь. 30 августа 1790 г. Иннокентий сослужил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу (Петрову) за первой литургией в новоосвященном Троицком соборе столичного Александро-Невского монастыря в присутствии императрицы.

Екатерина II в сочинении «Антидот» (1770), опровергая «клевету на непросвещенность русского духовенства» французского аббата Ж. Шаппа д’Отроша в книге «Voyage en Siberie» (1768), ссылалась на образцовую деятельность Иннокентия, архиепископов Гавриила и Платона. Преосвященные Иннокентий, Гавриил и Платон до 2-й половины 70-х гг. XVIII в., по характеристике Б. В. Титлинова, «вместе составляли основное синодское ядро, доминирующее и по своему положению, и по влиянию и связям, и по знакомству с синодскими делами, и, наконец, по дарованиям». Они руководствовались «строгой законностью и справедливостью», а не «рознью черного и белого духовенства» (Вопреки веку Просвещения. М., 2000. С. 127, 131).

21 октября 1783 г. при открытии Российской академии Иннокентий был провозглашен ее почетным членом. Принимал активное участие в работе по составлению 1-й части Словаря Академии Российской (СПб., 1789), всех частей словопроизводного словаря и в разработке плана толкового словаря славянорусского языка. В апреле 1796 г. императрица пожаловала Иннокентию бриллиантовый крест на клобук. Наследовавший ей император Павел I также благоволил Иннокентию. Архиерей был награжден орденом св. Александра Невского (11 дек. 1796), командорством (1797). Император увеличил содержание монашествующих и архиерейского дома (18 декабря 1787). 26 февраля 1797 г. Иннокентий в присутствии императора Павла I заложил новую императорскую резиденцию в столице — Михайловский замок с церковью во имя архангела Михаила. 15 марта 1797 г. Иннокентий освятил церковь во имя свт. Павла Исповедника в Морском корпусе на Васильевском острове в Санкт-Петербурге (Павел I взошел на престол в день памяти св. Павла).

Иннокентий был широко известен своими проповедями, в которых отмечали «сближение требований религии с существом человеческого разума и естественного чувства, или, говоря его словами, голоса Бога с голосом человечества» (Сухомлинов. 1874. С. 185). Большинство из них не опубликованы, о чем сокрушался, в частности, Н. И. Новиков. Архиерей состоял в дружеских отношениях с преосвященными Афанасием (Ивановым), Арсением (Верещагиным) и Гавриилом (Петровым).

9-11 октября 1798 г. император Павел I удовлетворил прошение Иннокентия о выходе на покой «за слабостью и оскудением сил», назначив ему пенсию, равную штатному жалованию, и оставив «для всегдашнего его пребывания» Псковское подворье в Санкт-Петербурге. Последние месяцы жизни Иннокентий провел под одной кровлей с митрополитом Гавриилом в Александро-Невской лавре, где и скончался. После кончины Иннокентия архив и библиотека архиерея поступили в Псковскую духовную семинарию. По просьбе митрополита Гавриила Иннокентий был похоронен в лавре, в палатке-усыпальнице церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, у южной стены. Иннокентий завещал не говорить речей при погребении. Текст эпитафии Г. Р. Державина высечен на мраморной пристенной доске над могилой Иннокентия (воссоздана в 1991): «Вития о тебе не возгласил похвал: / Глас красноречия для праведника мал!»

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.