13.06.2022 | Архиереи

Илия

1434 — 1451


До возведения на кафедру, вероятно, был настоятелем Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря («благословениемь и строениемь» И. в 1437/38 был написан хранившийся в Жёлтиковом монастыре Устав церковный Иерусалимский — ГИМ. Син. № 331). Первое упоминание об Илии связано с тем, что он через митрополичьего посла просил Киевского митрополита св. Фотия разрешить ему рукополагать священников с Бежецкого Верха и из Волока Ламского в отсутствие Новгородского архиепископа. Митрополит дал такое разрешение 8 авг. 1422 г. (РИБ. Т. 6. Стб. 421-426. № 50). Около 1435-1437 гг. «по единому слову со отцем своим с владыкою с Ильею» князья тверского дома выдали щедрую жалованную грамоту родовой обители — Отрочу в честь Успения Пресв. Богородицы мужскому монастырю. Сохранился документ о продаже Илии одного из владений Тверской кафедры игумену Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря прп. Макарию Калязинскому (ок. 1444-1457). В 1437 г., по сообщению «Слова похвального» князю Борису Александровичу, написанного ок. 1453 г. иноком Фомой, Илия участвовал в принятии решения о поездке тверского посла на Флорентийский Собор. Позднее, вероятно, архиерей сыграл свою роль в том, что бежавший из Москвы митрополит Исидор не нашел поддержки в Твери.

В тверских летописных памятниках времени княжения Тверского великого князя Бориса Александровича сообщается об освящении Илией храмов в Твери: во имя св. князей Бориса и Глеба (1438), во имя архангела Михаила «на сенех» (1455) (оба храма были воздвигнуты на княжеском дворе и посвящены небесным покровителям Тверских великих князей Бориса Александровича и Михаила Борисовича), а также о том, что осенью 1446 г. епископ присутствовал при обручении в Твери сына Московского великого князя Василия II Васильевича Ивана с дочерью кн. Бориса Александровича Марией. В декабре 1448 г. Илия прислал «повольную грамоту» в Москву при поставлении на митрополичий престол св. Ионы. В 1449 г., после бывшего в Твери пожара, епископ поучал князя «от Божественых Писаний и яко не скорбети» и Борис Александрович «утешашеся святительскими глаголы» (БЛДР. Т. 7. С. 106). Когда начались работы по восстановлению города, Илия символически первым принялся за возведение городских деревянных стен («святитель же преже сам нача рубити» — Там же. С. 98). В 1452 г. митрополит Иона отправил Илии послание, касающееся предполагаемого участия великого князя Бориса Александровича в походе против Орды. В начале 1453 г. Илия обвенчал в тверском кафедральном Спасском соборе князя Бориса Александровича со 2-й женой — дочерью суздальского князя Александра Васильевича Шуйского-Глазатого Анастасией.

В Уставе Иерусалимском об Илии сказано, что он «велие желание имеяше на съвокупление книжное и на украшение церковное, печалуяся день и нощь, строя церковныи чин» (Гальченко М. Г. Записи писцов в древнерусских рукописях XIII-XV вв. // Palaeoslavica. 2003. Vol. 11. N 168. P. 72).

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.