14.06.2022 | Архиереи

Гавриил I (Петров)

 6 декабря 1763 – 22 сентября 1770


Из семьи Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впоследствии священником в московской церкви во имя Космы и Дамиана; брат Тобольского архиепископа свт. Варлаама I (Петрова-Лавровского). В 1740 г. поступил в Славяно-латинскую академию, которую окончил в 1753 г. в числе лучших учеников. В 1754 г. определен справщиком в Синодальную типографию, под руководством иеромонаха Гедеона (Сломинского) исправлял опечатки в издаваемой славянской Библии. 30 апреля 1758 г. назначен учителем риторики в духовной семинарии при Троице-Сергиевой лавре. 28 июня 1758 г. на Троицком подворье в Санкт-Петербурге архимандритом Гедеоном (Криновским) пострижен в монашество, 29 июня рукоположен во иеродиакона, 1 июля — во иеромонаха, назначен ректором духовной семинарии, преподавателем богословия и первым соборным иеромонахом лавры. Вместе с архимандритом Гедеоном (Криновским) Гавриил ввел в духовной семинарии преподавание географии, в низшем латинском классе — арифметики, в риторическом классе — истории. В августе 1761 г. Гавриил был назначен ректором Славяно-латинской академии и настоятелем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря в сане архимандрита. Гавриил составил курс богословских уроков, перевел с латинского языка книгу «Стихи, избранные из Священного Писания, служащие к утешению всякого христианина, неповинно претерпевающего злоключения» (М., 1763). В годы ректорства Гавриила в академии увеличилось число учеников. В мае 1763 г. он был назначен членом Святейшего Синода для присутствия в Московской синодальной конторе.

6 декабря 1763 г. в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга Гавриил был хиротонисан во епископа Тверского, 6 января 1764 г. приехал в Тверь. Гавриил считается одним из основателей института благочинных, возлагал на них обязанности не только административного надзора, но и пастырского руководства; составил для благочинных особые инструкции. По инициативе Гавриила в Тверской духовной семинарии курс богословия стали читать на русском (а не на латинском) языке, значительно возросло число учеников, в 1768 г. в Кашине открылось первое духовное училище в епархии. Помогал монастырям, пострадавшим в результате секуляризации церковных имуществ. Образцовой стала при Гаврииле Нилова Столобенская Богоявленская пустынь, в 1764 г. он составил для нее пространное наставление о соборном управлении, обязанностях монашествующих и т. д.

В 1765 г. Гавриил был вызван императрицей Екатериной II в Санкт-Петербург. Вместе с Псковским епископом Иннокентием (Нечаевым) и иеромонахом Платоном (Левшиным) написал отзыв о составленном Екатериной II наказе для Комиссии о сочинении проекта нового Уложения. В осторожной и уклончивой форме в отзыве были высказаны замечания о наказаниях еретиков и святотатцев. В феврале 1766 г. был разработан проект реформы духовных учебных заведений, к концу года появился текст, основным автором которого принято считать Гавриила. Согласно проекту, семинарии разделялись на малые (с 8-летним сроком обучения) и большие (с 10-летним сроком). Предполагалось сделать духовные училища бессословными, поднимался вопрос о материальном обеспечении ученой части духовенства. Проект реформы не был осуществлен, но Гавриил после беседы с Екатериной II 30 августа 1766 г. был оставлен в Санкт-Петербурге. Сопровождал императрицу во время ее путешествия по Волге.

В марте 1768 г. Гавриил был избран единственным депутатом от Святейшего Синода в Уложенную комиссию. В ее рамках он активно работал в Дирекционной комиссии, следил за работой отраслевых законодательных подкомиссий, занимавшихся церковными вопросами. Совместно со статс-секретарем Г. Н. Тепловым Гавриил подготовил проект о городских училищах, которые предполагалось открывать на основе церковноприходских школ. 25 октября 1771 г. проект был представлен императрице, но не получил практического воплощения. Гавриил отстаивал права духовенства, выступал против его причисления к другим сословиям, при этом предлагал сделать его открытым для всех сословий, добивался для духовенства отмены телесных наказаний (последовала в 1796). В 1768 г. принимал участие в составлении инструкции для миссионеров.

22 сентября 1770 г. Гавриил стал архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским, первенствующим членом Синода, 1 января 1775 г. одновременно возглавил Новгородскую епархию, именовался архиепископом Новгородским и Санкт-Петербургским. После обращения Гавриила к Екатерине II в мае 1776 г. размеры епархии сократились (Бежецкий округ был передан в Тверскую епархию). 22 сентября 1783 г. Гавриил возведен в сан митрополита. В управлении епархией владыка опирался на Новгородскую и Санкт-Петербургскую консистории и институт благочинных. Боролся со взяточничеством, пьянством, бродяжничеством и другими пороками в среде духовенства, активно высказывался за улучшение материального положения духовных лиц, за освобождение их от необходимости заниматься земледельческим трудом, за защиту духовенства гражданскими законами. Много сделал для повышения образовательного уровня духовенства, лично экзаменовал священнослужителей, составил «Наставление от архипастыря священнику», разосланное во все храмы епархии. Придавал большое значение произнесению священниками проповедей. Гавриил составлял сборники своих проповедей и поучений отцов Церкви: «Краткое христианское нравоучение» (СПб., 1769), «Поучения на все воскресные и праздничные дни» (совместно с Московским архиепископом Платоном; СПб., 1775. М., 1776), «Краткие поучения на каждый день года» (М., 1781) и др.

Гавриил занимался изданием вероучительных и исправлением богослужебных книг (Пролог — в 1767; Постная Триодь — к 1774; молебное пение о болящих — в 1798). Составил толкования Священного Писания (в том числе апостольских посланий) и обрядов Церкви. Сочинение «О служении и чиноположениях православной греко-российской Церкви» (1780) носило компилятивный характер, но Черниговский архиепископ Филарет (Гумилевский) считал его одним из первых произведений нарождающейся русской богословской литературы. В 1775 г. Гавриил предписал собрать по епархии печатные и рукописные книги до XVII в. и хранить их при Софийском соборе в Новгороде. Оказывал покровительство переводческой и издательской деятельности, содействовал выходу в свет перевода трактата «О подражании Христу». Убедил прп. Паисия (Величковского) издать его перевод «Добротолюбия». В 1776 г. Гавриил был избран почетным членом Санкт-Петербургской АН, в 1783 г.- членом Российской академии, где возглавил работу по составлению толкового словаря русского языка (25 ноября 1786 удостоен золотой медали), при отсутствии президента Е. Р. Дашковой часто председательствовал на заседаниях академии.

Гавриил способствовал переводу преподавания в семинариях с латинского на русский язык, включению в курс новых (в т. ч. естественнонаучных) предметов. По его инициативе в 1775 г. Санкт-Петербургская духовная семинария была переведена в здания Александро-Невского монастыря, в 1788 г. объединена с Новгородской духовной семинарией в Александро-Невскую духовную семинарию, 18 дек. 1797 г. преобразована в академию. (В 1800 духовная семинария в Новгороде была восстановлена). Гавриил участвовал в разработке академического курса обучения студентов, значительно отличавшегося от семинарского. Приглашал в духовные школы лучших преподавателей.

При Гаврииле в епархии возросло количество приходов, улучшилось положение монастырей. Митрополит выхлопотал для престарелых настоятелей монастырей пенсии, в 1793 г. добился учреждения больниц для монашествующих во всех епархиях. Заботясь о нравственном состоянии монашества, он содействовал переходу обителей на общежительный устав, что произошло в 10 монастырях Новгородской епархии и в 2 Санкт-Петербургской. В 1795 г. составил краткие правила общежития для новгородских обителей, в 1797 г.- новые штаты для монастырей (были повышены оклады священнослужителям, увеличены ассигнования на хозяйственные и бытовые нужды, земельные наделы монастырей и архиерейских домов). По инициативе Гавриила был возрожден Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, строителем которого митрополит поставил постриженика Саровской пустыни игумена Назария (Кондратьева). Ученику прп. Паисия (Величковского) старцу Адриану Гавриил поручил возобновить Коневецкий монастырь. Благодаря участию Гавриила был восстановлен Симонов Новый московский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. В 1774 г. он возглавил дирекцию по строительству зданий Александро-Невского монастыря (в 1797 получил статус лавры), проявил большие хозяйственные способности. Благодаря Гавриилу в 1790 г. было окончено строительство Троицкого собора, в апреле 1791 г. завершен ансамбль монастыря. Для увековечивания заслуг Гавриила скульптор Ф. И. Шубин по распоряжению Екатерины II создал поясной бюст митрополита, установленный в Троицком соборе. В 1798 г. Гавриил принимал участие в прославлении мощей прп. Феодосия Тотемского.

Благодаря активной политике Гавриила по отношению к старообрядчеству в Нижегородской и Славянской епархиях единоверцам были предоставлены храмы, поставлены священники, подчинявшиеся местным архиереям. Гавриил предлагал постепенно распространять этот опыт на другие епархии, но резко высказывался против самостоятельной старообрядческой иерархии, а также против строительства большой старообрядческой часовни-церкви в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище в Москве. Гавриил лично занимался увещанием старообрядческих вероучителей. Предлагал более жесткие меры против сектантов, прежде всего духоборов. После 2-го и 3-го разделов Польши принял участие в решении униатского вопроса, много сделал для устройства новых православных епархий на присоединенной территории.

При императоре Павле I Гавриил устранялся от государственных дел, часто болел, несколько раз брал продолжительный отпуск. 16 октября 1799 г. он был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией, но оставлен митрополитом Новгородским и Олонецким. 19 декабря 1800 г. по собственному прошению был уволен от управления епархией. При этом Павел I отказал Гавриилу в просьбе поселиться в Симоновом московском монастыре и в предоставлении пенсии. Гавриил поселился в Новгороде, вел аскетический образ жизни, тратил много средств на благотворительность, практически не оставив после себя сбережений.

Первым из духовных лиц награжден орденом Андрея Первозванного (1796), также получил орден Александра Невского (1797). Погребен в соборе Святой Софии в Новгороде в Предтеченском приделе.

Сохранилось немало изображений Гавриила как первенствующего члена Святейшего Синода; его иконография отличается разнообразием изводов, наличием подписных произведений известных мастеров, что обусловило и точность портретной характеристики. Один из ранних прижизненных портретов выполнен живописцем А. П. Антроповым в бытность иерарха архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским, в 1774 г. (ГРМ): Гавриил представлен в архиерейской мантии и черном клобуке, на груди — панагия и медаль депутата Комиссии Нового Уложения, правая рука лежит на открытой книге, в левой — жезл с большим навершием в виде посоха.

В 1792 г. скульптором Ф. И. Шубиным по заказу императорского кабинета создан мраморный горельеф с поясным портретом Гавриила — священноархимандрита Александро-Невской лавры (ГРМ); произведение, заключенное в бронзовую золоченую раму с архиерейскими атрибутами работы П. П. Ажи, помещалось в стене Троицкого собора напротив гробницы блгв. кн. Александра Невского. Автором использован редкий тип облачения: архиерейская мантия, омофор и митра, на груди — панагия и крест, в руке — чертеж постройки, справа — архитектурный фон; в образе, отмеченном высоким профессионализмом исполнения, подчеркнута роль Гавриила как попечителя в сооружении собора лавры. Узнаваемая фигура архиерея в полном богослужебном облачении, с кистью и сосудом для миро в руках, изображена в центре большой картины «Миропомазание вел. кн. Елисаветы Алексеевны» 1795 г. письма Е. В. Мошкова (ГРМ; происходит из Александро-Невской лавры), где присутствуют также императрица Екатерина II, известные духовные и гос. деятели.

Значительное число портретов Гавриила — произведения копийного характера кисти неизвестных художников — представляют митрополита в последние годы жизни. К ним принадлежит поясной портрет кон. XVIII — нач. XIX в. (ГИМ): иерарх в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке (аналогичен этому атрибуту на полотне Антропова), на груди — орден св. Андрея Первозванного с алмазными знаками. Изображение, написанное монахом Иаковом в 1800 г. (КБМЗ), имеет менее официальный характер: Гавриил представлен сидящим с книгой в приподнятой правой руке, в рясе и клобуке, орден св. Андрея без алмазов. Еще более домашним воспринимается облик митрополита на посмертном, судя по биографической надписи на обороте, портрете нач. XIX в. (ЦАК МДА): при тех же позе, жесте и некоторых деталях изображения клобук снят, награды отсутствуют. Такой же образ запечатлен на фотографии с живописного портрета, исполненной в Тобольске (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Ед. 61. Л. 11). Во всех произведениях точно переданы индивидуальные особенности лица изображенного.

Д. А. Ровинский указал 7 гравированных портретов Гавриила (1-й ошибочно); по-видимому, они появились после кончины иерарха. Лист с посвящением императору Александру I от архимандрита Герасима, настоятеля тихвинского Успенского монастыря, награвирован И. С. Клаубером в 1809 г. (ГРМ) с живописного оригинала 1800 г. Н. М. Уткина (находился в АХ). Это поясное изображение Гавриила вполоборота вправо, одетого в рясу и белый клобук, на груди — панагия и звезда ордена св. Андрея; образ заключен в овал с перспективной рамкой, под которым помещены рисунок Троицкого собора лавры, архиерейские атрибуты. Повторяют этот извод, с отличием в наградных знаках, гравюры 1-й пол. XIX в. Н. Антонова (тоже с видом монастыря), Н. И. Соколова по заказу П. П. Бекетова и др., а также литография 1836 г. А. Мошарского по рисунку И. Е. Щедровского (изд. 1911 г.: ЦАК МДА), выпущенная в составе портретов членов Российской академии (Ровинский. Т. 4. Стб. 110-111), эстамп Э. Лилье сер. XIX в. Сохранилось несколько гравированных антиминсов, подписанных Гавриилом в 1788 и 1798 гг. (ГМИР, ЦАК МДА).

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.