15 февраля 1857 – 5 мая 1876
В миру Успенский Тимофей Григорьевич, родился 15 января 1808 года в селе Закобякине Любинского уезда Ярославской губернии в семье причетника.
Первоначально учился в Ярославской семинарии. В 1828 году поступил в Московскую духовную академию.
19 августа 1832 году окончил академию первым магистром и как лучший ученик оставлен в ней бакалавром по предмету церковной словесности. В том же году 13 ноября был пострижен в монашество, 19 ноября — рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября того же года — во иеромонаха.
В 1833 году был переведен в класс богословских наук. Получил звание соборного иеромонаха и действительного члена академической конференции.
18 августа 1838 года был переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию по предмету нравственного и пастырского богословия и исполняющим должность инспектора.
30 мая 1839 года был возведен в сан архимандрита. 30 октября того же года был назначен инспектором Петербургской академии.
С 24 мая 1842 года — ординарный профессор академии.
1 июля того же года был переведен ректором Харьковской духовной семинарии и управляющим Куряжским Старо-Харьковским монастырем.
28 сентября того же года был назначен ректором Вифанской духовной семинарии по рекомендации митрополита Московского святителя Филарета.
С 24 декабря 1845 года — управляющий Московским Златоустовским монастырем.
С 14 марта 1847 года — ректор Московской духовной семинарии, а с 22 мая того же года — настоятель Московского Высокопетровского монастыря.
18 декабря 1849 года был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии.
19 августа 1853 года был назначен епископом Костромским.
В 1855 году вместе с другими иерархами принимал участие в коронации императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны.
15 февраля 1857 года был переведен на Тверскую кафедру.
В 1859 года был вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, где был почти непрерывно до 1868 года, за исключением нескольких летних месяцев, когда был увольняем для устроения дел епархии.
23 апреля 1861 года был возведён в сан архиепископа.
5 мая 1876 года за высокие личные и архипастырские достоинства и особенно строгую подвижническую жизнь был возведён в сан митрополита Киевского и Галицкого со званием священноархимандрита Киево-Печерской Лавры. Избран в почетные члены Санкт-Петербургской академии.
В этом сане за ревностное служение удостоен многих высоких наград.
Скончался 29 января 1882 года, вследствие крайнего потрясения нервной системы и всего организма при известии об убийстве царя Александра Николаевича.
Наместник Киево-Печерской Лавры сообщил А. Ф. Ковалевскому, что: «…никакого разложения не было заметно в теле святители ни до, ни после погребения. Склеп не заделывали до 40 дней. Наместник ходил поклоняться телу святителя в 9, 20 и 40 дней и находил его в прежнем нетленном состоянии. В 40-й день цело и светло было лицо святители, как у новопочившего».
Был погребён в склепе перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста, в ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Везде и всегда жил келейно, уединенной жизнью, преимущественно сосредоточенной на подвиге молитвы, внутреннего самоиспытания и духовного совершенствования. В течение десяти лет носил вериги. Строго соблюдал среду и пятницу даже в дни своей болезни. Раз в среду ему подали суп на рыбьем бульоне, уверив, что рыбы тут нет. Он взял немного супу в ложку, понюхал, посмаковал и, отодвинул тарелку, сказал своему послушнику: «не греши и меня в грех не вводи». Обед его ограничился несколькими ягодами отваренного чернослива. Аскет по жизни, он отнюдь не вменял другим строгого аскетизма в непременную обязанность, считая это делом добровольного избрания и подвига. Всегда сосредоточенный и замкнутый в себе, был доступен всем желавшим видеть его; никогда и никого не заставлял себя ждать, никогда не видно было раздражения или гнева на его лице, а всегда спокойный взор и готовность служить другим. Не был научно-литературным деятелем, хотя был человеком большого ума и всестороннего образования. Не любил, по глубокому смирению, высказываться печатно, а потому и не печатал своих проповедей, как и вообще не любил много говорить.