14.06.2022 | Архиереи

Феодосий (Погорский)

22 июня 1958 – 22 марта 1960


В миру Погорский Дмитрий Михайлович, родился 19 октября 1909 года в с. Брусилове Киевской губернии (ныне Житомирской области). Происходил из духовного звания.

В 1927 году окончил среднюю школу.

С 1928 года исполнял обязанности псаломщика и регента.

С 1930 года состоял на государственной службе, работал в разных учреждениях города Киева.

В 1940 году заочно окончил Московский плановый институт.

В 1942 году был рукоположен во священника и в течение пятнадцати лет проходил пастырское служение в городах Киеве, Чернигове и Ленинграде.

В 1956 году окончил по заочному сектору Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре догматического богословия «Православное учение о религиозно-нравственном опыте как источнике богопознания».

В 1957 году был пострижен в монашество в Одесском Успенском соборе, возведен в сан архимандрита и назначен ректором Саратовской духовной семинарии.

22 июня 1958 года хиротонисан во епископа Калининского и Кашинского в Преображенском храме в Москве. Чин хиротонии совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев) и епископ Полтавский Серафим (Шарапов).

С 22 марта 1960 г. — епископ Пензенский и Саранский.

В отчете за 1960 год уполномоченный С. С. Попов дает показательную характеристику епископу Феодосию:

“За время нахождения в Пензе Феодосий проявил себя как активный церковник, стремящийся всеми мерами укрепить положение и состояние церквей в области.

Особое внимание Феодосий обращает на укрепление кадров духовенства. По его мнению, церкви Пензенской области в вопросе кадров духовенства находятся в тяжелом состоянии. Большая часть духовенства церквей области является престарелыми людьми, имея возраст от 60 лет и старше. Среди духовенства только 3 служителя культа имеют возраст до 40 лет. Это обстоятельство вызывает беспокойство у епископа Феодосия. Он считает необходимым заменить старых по возрасту священнослужителей, или, как он их называет, “полутрупов”, более молодыми по возрасту служителями культов.

В этих целях он многократно просил разрешения пригласить для службы в церквах области молодых священников из других епархий или разрешить посвятить в духовный сан лиц молодого возраста. Эти просьбы Феодосия под благовидным предлогом были отклонены, так как пополнение кадров служителей культа за счет молодого духовенства безусловно привело бы к активизации деятельности церквей в области. Епископ Феодосий тщательно изучает личные дела духовенства, требует подтверждения официальными документами анкетных данных и обязывает благочинных писать характеристики на духовенство подчиненных им приходов…

Епископ Феодосий всемерно поощряет, а в ряде случаев прямо обязывает духовенство церквей произносить проповеди на каждой церковной службе. Ранее, например, в Мироносицкой церкви г. Пензы почти не произносились проповеди духовенством. В настоящее время при каждом богослужении в церкви духовенством произносятся проповеди. Он сам лично довольно часто произносит во время богослужений проповеди, которые длятся до часа и более… Усиление проповедничества, проведение торжественных служб способствует увеличению посещаемости церквей верующими.

Феодосий активно вмешивается в дела церквей, где он придерживается мнения, что хозяином церкви должен быть настоятель церкви, так как по “Положению о Русской Православной Церкви” он де является председателем церковного совета. Такого же мнения он придерживается и в вопросах управления епархией. Ранее существовавший епархиальный совет фактически распущен. По этому вопросу он заявил: “Епархиальный совет совершенно не обязателен при епископе, и я не намерен при решении вопросов прибегать к его услугам”. Он стремится быть единоличным распорядителем в делах епархии.

Активность, проявляемая Феодосием в проведении мероприятий по укреплению церкви, встречает поддержку со стороны части духовенства. Так, священник Смирнов С. А. о епископе Феодосии говорил среди духовенства: “До Феодосия у нас не было епископа. Леонид был не епископ, а подставное лицо. У него были не духовные, а светские понятия. Он часто уезжал из епархии в Москву, бросал дела на произвол судьбы. Как он смог дать согласие на закрытие церквей в Юлове и Плетневке? Люди плачут, а он церкви закрывает. Феодосий хочет навести порядок в епархии. Она сейчас сильно потрепана, но он человек бесстрашный и сумеет это сделать”. Священник Наровчатский о Феодосии заявил: “Приехал настоящий архипастырь. Леонид был деспот. Он ни с кем не считался. Феодосий наладит здесь дела”. Священник Макашов заявил:“Мой брат учился у Феодосия в Саратовской духовной семинарии. Он очень заботливый о церкви человек”.

Пришлось уполномоченному Совета в срочном порядке включать в план работы на 1961 год такой пункт: “Оказывать сдерживающее влияние на епископа Феодосия, пытающегося укрепить кадры духовенства в области и усилить проповедническую деятельность духовенства в церквах”.

25 февраля 1964 года владыка был возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке.

С 30 июля 1968 года — архиепископ Ивановский и Кинешемский.

В своем отчете за 1968 год он пишет:

«Мне трудно судить о состоянии церковно-приходской жизни епархии, пробыв на кафедре в отчетном году только 4 месяца, но и за этот короткий период у меня накопилось много фактов, свидетельствующих, что идиллическая картина процветания церковно-приходской жизни вообще и церковно- канонической дисциплины духовенства в частности, не является реальной, а только желаемой, идеальной».

Далее владыка пишет, что недостойные священнослужители, которых митрополит Антоний (Кротевич) отправил в заштат, при епископе Поликарпе вновь продолжили свое служение, направленное на подрыв авторитета Церкви. Одного из таких священнослужителей, восьмидесятилетнего протоиерея П. Миловидова архиепископ Феодосий характеризует как «уникальный тип священника-нигилиста”.

Архиепископ Феодосий был сторонником кадровых чисток в среде духовенства, удаления из числа клира всего духовно нездорового элемента. Так он писал в годовом отчете в Патриархию:

«Несомненно, применение строгой церковно-канонической дисциплины отразится на количестве членов клира, но зато возрастет качественный элемент, и это обстоятельство будет больше и лучше способствовать благу Церкви Христовой, чем стремление сохранить в клире явно недостойный людей, соблазнительная жизнь и деятельность которых отторгает верующих людей от Церкви».

Владыка не жалел сил для лучшего устроения жизни в епархии. В 1968 году им были восстановлены должности благочинных и благочиннические округа, которые в Ивановской епархии в 1964 году упразднил митрополит Антоний (Кротевич). Несмотря на тяжелое для Церкви время в храмах епархии проводились ремонты, число духовенства пополнялось за счет выпускников духовных академий.

В отличии от своих предшественников, архиепископ Феодосий часто совершал выездные богослужения в приходах епархии.

Архиерей энергичный, но далекий от дипломатии, архиепископ Феодосий нажил себе немало врагов, которых не устраивало его нежелание мириться с пороками и недостатками. Его служение в Ивановской епархии было ознаменовано длительной конфронтацией с церковными советами приходов, особенно с церковным советом Преображенского кафедрального собора г. Иваново.

В своем отчете по епархии за 1969 год владыка пишет:

«Среди членов церковных советов, церковных служащих и певчих попадаются люди не причащающиеся Св. Тайн, не присутствующие за богослужением, не подходящие прикладываться ко Кресту, Евангелию и иконам. Есть люди сомнительной нравственности во всех отношениях, а особенно — в семейной жизни, живущие без церковного венчания. Церковные счетоводы, в большинстве случаев, за церковными службами никогда не бывают и не исполняют никаких церковных обрядов… В некоторых церквах в течение года церковно-приходская жизнь протекала не совсем спокойно. Церковные старосты иногда вступали в конфликты с духовенством. Поступали жалобы от прихожан на старост. Были жалобы и на священников. Мною принимались соответствующие меры для их урегулирования и мир в общинах восстанавливался, хотя, к сожалению, иногда только внешний. Наиболее значительный конфликт 1969 года между старостой Кафедрального Собора и архиереем был ликвидирован после того, как малоцерковный и дерзкий староста, почувствовав, что прихожане ему не доверяют и его не поддерживают, подал в отставку».

Архиепископ Амвросий (Щуров), бывший при архиепископе Феодосии настоятелем Ивановского кафедрального собора, вспоминал о владыке Феодосии:

«Это был своеобразный человек. Он не считался с обстановкой, стремился быть во главу всего, хотел, чтобы церковные советы ему подчинялись, а в то время это было недостижимо. Его невзлюбили. Вся его борьба с церковными советами была непродуманная и достаточно пустая, потому что он не оценил обстановки и только разволновал народ. Да так раскачал он народ, что не молитва была в соборе, а одно озлобление.

Вечером, после всенощного бдения, собирались группы: «Кто против? Кто за?» Кричали так громко, будто в ограде пожар. Больно было смотреть на эту картину. Но что я мог сказать? Ведь он был Архиереем, хотя и вел себя слишком опрометчиво. Настоятельство при нем было мученичество сплошное. Владыка Феодосий невзлюбил церковный совет и регента, а мне приходилось и с ним, и с ними общаться».

Сам владыка отмечал в отчете за 1970 год:

«примером ненормального устройства церковно-приходской жизни долгое время был Кафедральный Собор, где старосты отличались нецерковным настроением, неуважением к духовенству, грубым отношением к служащим и прихожанам, стремлением к единоличному руководству делами Собора, не считаясь с мнением и желаниями прихожан, пренебрежительным отношением к духовенству и иерархии (старосты И.Гайдук и Д.Марков). После волнений в Соборе и некоторых перипетий в 1969 году состав Церковного Совета изменился. Новый староста (А.Вереникин) и помощник старосты (Н.Гриднев), как бывшие шоферы Епархиального Управления и Кафедрального Собора, несомненно обладали опытом в хозяйственно-финансовых вопросах, но прихожане не доверяли им в религиозно-нравственном отношении. Члены Церковного Совета подозревались прихожанами в равнодушном отношении к религии и даже атеизме, в разных манипуляциях со свечами, кружками и пожертвованиями корыстного характера».

Конфронтация архиепископа Феодосия с исполнительными органами и представителями государственных властных структур послужила причиной перевода владыки на Уфимскую кафедру.

С 16 октября 1973 года — архиепископ Уфимский и Стерлитамакский.

По воспоминаниям патриарха Алексия II, в Уфимской епархии в то время под давлением местных чиновников Совета по делам религий сложилась возмутительная практика совершения таинства Крещения — требовалось, чтобы крещаемый написал заявление в исполнительный орган о том, что просит окрестить его в православную веру, а два свидетеля (с паспортами) должны были засвидетельствовать на тексте заявления, что на крещаемого никто не оказывает давления и что он психически здоров. По просьбе тогда еще управляющего делами Московской Патриархии митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, архиепископ Феодосий привез образец этого творчества, с которым митрополит Алексий отправился на прием в Совет по делам религий. После заявленного протеста эта практика была отменена.

По словам Хорошилова А.Н., художника из Уфимской епархии,

«органы КГБ запретили выходить на [реку] Белую в Крещение, класть на канун продукты в родительские дни… Владыка Феодосий пригрозил уполномоченному пожаловаться на этот произвол в Москву. По дороге на богослужение его вытащили из машины и избили до бессознательного состояния. Через несколько дней он умер».

Скончался 3 мая 1975 года в Великую Субботу, как отмечалось в официальном некрологе, «после тяжелой непродолжительной болезни». Похоронен на кладбище Демского района г. Уфы.

24 августа 1996 г. прах перезахоронен в ограде Пензенского кафедрального собора напротив алтаря.

Примечательной была ревность архиепископа Феодосия о строгом соблюдении церковного устава и благочестивых церковных традиций, что выражалось в его личном отношении к уставному совершению богослужений, в устных и письменных обращениях к пастве, увещаниях и назиданиях. Он много проповедовал. Ежегодно его проповеди публиковались и на страницам «Журнала Московской Патриархии».

Труды

  • «Речь при наречении его во епископа». «ЖМП» 1958, № 7, с. 20-24.
  • «Поучение о посте в Неделю Сыропустную». «ЖМП» 1963, № 2, с. 48-50.
  • «Поучение в Неделю 19-ю по Пятидесятнице». «ЖМП» 1964, № 11, с. 24-26.
  • «Проповедь в день святителя и чудотворца Николая». «ЖМП» 1965, № 12.
  • Pravoslavnoe ucenie o religiozno-nravstennom opyte kak istocnike bogopoznania (Dissertationsarbeit).
  • Poucenie v nedelju o Rasslablennom, in: ZMP 1968, 5, 23-25.
  • Preosvjascennyj Innokentij, episkop Penzenskij i Saratovskij (Smirnov), in: ZMP 1969, 10, 66-72.
  • V den’ prazdnika Preobrazenija Gospodnja, in: ZMP 1971, 8, 55-57.
  • V den’ Sosestvija Svjatogo Ducha na apostolov, in: ZMP 1972, 6, 49-50.
  • Propoved’ v den’ Rozdestva Christova, ebda 12, 33-34.
  • Propoved’ v den’ pamjati svjatogo proroka Bozija Ilii, in: ZMP 1973, 7, 37-39.
  • V Nedelju 29-ju po Pjatidesjatnice, in: ZMP 1974, 11, 27-29.
  • Gottes heiliger Prophet Elia. Eine Betrachtung zu seinem Gedenktag, in: Std0 1973, 8, 17-20.

Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.