14.06.2022 | Архиереи

Евсевий (Ильинский) 

8 декабря 1877 – 12 марта 1879


Родился в семье диакона, мать происходила из мещан. С детства читал и пел на клиросе, прислуживал в алтаре. В 13 лет остался сиротой, долгое время бедствовал. Обучался в Курской духовной семинарии, где на усердного студента обратил внимание ректор архимандрит Анатолий (Мартыновский; впоследствии архиепископ Могилёвский), который стал его покровителем. Окончил курс 2-м, продолжил образование в КДА. 8 декабря 1834 г. пострижен в монашество в киевском Братском в честь Богоявления монастыре, 1 января 1835 г. рукоположен во диакона в Киево-Печерской лавре, а 21 июля того же года — во иерея в Златоверхом киевском во имя святого архангела Михаила монастыре. Одним из первых трудов Евсевия стало историко-апологетическое сочинение «Кто был первый митрополит Киевский?» (Собр. соч. студентов КДА. К., 1839. Т. 1. С. 195-243), в котором он ставил задачу подтвердить первенство свт. Михаила на Киевской кафедре. 7 октября 1835 г. удостоен звания магистра богословия и назначен бакалавром СПбДА. 8 июля 1836 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 10 июля 1838 г. действительный член конференции СПбДА, с 30 марта 1839 г. член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. В академии подружился с инспектором архимандритом Платоном (Городецким; впоследствии митрополит Киевский).

27 сентября 1839 г. Евсевий был переведен на должность ректора Киевской духовной семинарии, 29 октября того же года возведен в сан архимандрита, с 4 декабря являлся присутствующим в Киевской духовной консистории. Стал близким помощником Киевского митрополита св. Филарета (Амфитеатрова). 31 мая 1840 г. назначен членом Киевского духовно-цензурного комитета, конференции КДА и окружного академического правления, 2 января 1842 г.- цензором проповедей. С 15 июля 1841 г. Евсевий был настоятелем киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря. Инспектировал Черкасское и Богуславское духовные училища (июль 1840), Черниговскую (июль 1842) и Орловскую (июль 1844) семинарии.

31 декабря 1844 г. по просьбе Литовского архиепископа Иосифа (Семашко) получил назначение на должность ректора и профессора богословских наук Литовской духовной семинарии. Согласно характеристике архиепископа Иосифа, «едва ли бы еще можно было найти другого архимандрита из великорусских, столь соответственного здешним обстоятельствам. Смею уверить, что он будет украшением Церкви, на каковом месте ни был поставлен» (Иосиф (Семашко). 1883. Т. 2. С. 290). В связи с переездом семинарии из жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в виленский во имя Святой Троицы монастырь с 18 апреля 1845 г. Евсевий был членом строительного комитета по перемещению духовной семинарии. В семинарии преподавал догматическое богословие. С 29 ноября 1845 г. цензор проповедей, с 20 декабря духовный цензор, с 11 ноября 1846 г. член епархиального попечительства, с 11 декабря .- комитета Литовской духовной семинарии для собрания этнографических сведений о России. В июле 1845 г. инспектировал Борунское уездно-приходское училище, в июле 1846 г.- Супрасльское, Кобринское, Жировицкое и Виленское духовные училища. 27 июня 1845 г. назначен настоятелем обращенной в 3-й класс виленской Троицкой обители с предоставлением Евсевию степени настоятеля 2-классного монастыря. По инициативе Евсевия Троицкая церковь была приспособлена для зимних богослужений, в 1852 г. он пожертвовал в монастырь утварь. 2 июля 1845 г. освятил придел святых Константина и Елены в соборе виленского в честь Сошествия Святого Духа монастыря. С 19 июля 1846 г. благочинный монастырей Виленской и Ковенской губерний. 4 декабря 1848 г. назначен настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в связи с предстоящей хиротонией. По ходатайству Евсевия Киевский митрополит Филарет прислал из ризницы Киево-Печерской лавры 11 архиерейских облачений для обители, был пожертвован ряд икон, устроена больница для военных на 100 коек в период эпидемии холеры.

10 декабря 1848 г. по ходатайству Литовского архиепископа Иосифа (Семашко) Святейший Синод назначил Евсевия епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 31 декабря архиепископ Иосиф совершил его наречение в присутствии Могилёвского епископа Анатолия (Мартыновского) и викария Литовской епархии, Брестского епископа Игнатия (Железовского). 1 января 1849 г. Евсевий был хиротонисан в Троицком монастыре. В конце мая — июне 1849 г. Евсевий инспектировал 45 церквей Лидского, Ошмянского и Трокского уездов. С 15 сентября до 15 октября временно управлял Литовской епархией при отъезде архиепископа Иосифа. 29-31 марта 1851 г. назначен епископом Подольским. На новой кафедре заботился о качестве проповедей, часто читал поучения, говорил просто и ясно, любил служить в сельских храмах. В феврале 1854 г. подготовил аналитическую записку в Синод о причинах распространения старообрядчества, в которой предлагал достаточно строгие меры противодействия, включая закрытие молитвенных домов, одновременно указывал на невысокий образовательный уровень синодальных священников. В 1857 г. осуществил ревизию Подольской духовной семинарии. С 10 января 1858 г. временно управлял Киевской епархией.

1 марта 1858 г. Евсевий был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Синода. 25 октября 1865 г. был утвержден новый штат канцелярии экзарха Грузии из 9 лиц и выделено 4050 р. штатной суммы. Была устранена откупная продажа церковных восковых свечей, лишавшая духовенство свечного дохода, свечи с 1866 г. стали изготовлять на церковном заводе. В 1868 г. Евсевий ходатайствовал об учреждении викариатства в Осетии с центром во Владикавказе, что осуществилось лишь 3 апреля 1875 г. В 1869 г. Абхазская, а в 1873 г. Мингрельская епархии были присоединены к Имеретинской, при последней было учреждено Мингрельское викариатство.

В июне 1860 г. было учреждено Общество восстановления православного христианства на Кавказе, Евсевий стал его активным членом и вице-председателем, с 1861 г. — почетным членом. В 1867 г. к Православию были присоединены 167 ассирийцев, проживавших в Эриванской губернии. Духовно-просветительная деятельность сочеталась с умеренной русификаторской политикой (например, назначались преимущественно русские смотрители духовных училищ), с 1863 по 1869 г. происходила секуляризация церковных имений. В 1863 г. Евсевий учредил библиотеку при Тифлисской духовной семинарии. В 1866 г. Евсевий основал при Самтаврском мцхетском во имя равноапостольной Нины монастыре грузинское училище для девочек духовного звания. В результате реформы духовно-учебных заведений в 1867 г. повысилась роль духовенства в управлении церковноприходскими попечительствами. В 1868 г. Евсевий утвердил устав женских епархиальных училищ, согласно которому обучение включало Закон Божий, катехизис, церковную историю, русский и грузинский языки, географию, пение, историю России и Грузии и рукоделие (вязание и шитье).

Евсевий освятил обновленные Сионский Успенский собор после росписей Г. Г. Гагарина (1861), церковь во имя ап. Андрея при Тифлисской духовной семинарии (1862), церковь во имя Святой Троицы (1863), Мцхетский собор (1874) и совершил закладку 3-престольного храма Кавказской Армии в память покорения Кавказа в 1864 г. Инициировал возобновление деятельности Комитета по исправлению грузинской («Бакаровской») Библии. Однако Евсевий был непопулярен среди грузинского населения, подвергался критике в местной прессе. Н. Н. Дурново, называвший Евсевия корыстолюбивым и грубым архиереем, утверждал, что именно он участвовал в фактическом разграблении древностей из ризниц грузинских патриархов-католикосов и Гелатского монастыря. Современники свидетельствовали, что по инициативе Евсевия были вывезены и впоследствии проданы коллекционерам чудотворная Хахульская икона Божией Матери X в. с древними украшениями и древнегрузинское Евангелие с окладом XI в. из Гелатского монастыря, а также драгоценные камни с Сионской иконы Божией Матери и с облачения Имеретинских католикосов XV в., взята золотая утварь из Сионского собора и 7 монастырей.

С 8 декабря 1877 г. архиепископ Тверской и Кашинский, прибыл в Тверь на Благовещение в 1878 г. Уже за 1-й год пребывания на кафедре посетил все церкви в уездных городах и многие сельские храмы. 11 мая 1878 г. возглавил церемонию закладки здания Тверской духовной семинарии с храмом во имя свт. Тихона Задонского. Особенно любил служить в кафедральном соборе. Смертельно заболел в конце февраля 1879 г. Погребен Калужским архиепископом Григорием (Митькевичем) и викарием Санкт-Петербургской епархии Ладожским епископом Ермогеном (Добронравиным) 17 марта 1879 г. в кафедральном Преображенском соборе в Твери. Собор уничтожен в 1935 г., захоронение утрачено.

Евсевий награжден орденами св. Анны 2-й (1844) и 1-й (1851) степени, св. Александра Невского (1861) и алмазными знаками к нему (1871), св. Владимира 3-й (1847), 2-й (1860) и 1-й (1877) степени. Почетный член Кавказского общества сельского хозяйства (1858), Московского сельскохозяйственного общества (1859), Кавказского отдела Русского географического общества (1859), Кавказского медицинского общества (1864), Общества ревнителей Православия и благотворителей Северо-Западного края (1869), КДА (1869), Общества любителей духовного просвещения (1870), Церковно-археологического общества при КДА (1873), КазДА (1875), член Общества любителей кавказской археологии (1873) и др.

Евсевий был известен как проповедник, получили распространение его речи по случаю подавления русскими войсками Венгерского восстания в 1849 г., восшествия на престол и коронации императора Александра II, покорения Кавказа в 1864 г. и др., а также ряд духовных размышлений, близких по жанру к проповедям. Евсевий написал несколько обзорных работ по истории древней Церкви: об апостоле Варнаве, о сщмч. Иринее Лионском, переводил труды сщмч. Иринея, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Александрийского, прп. Антония Великого, прп. Ефрема Сирина, исп. Навкратия Студита. Активно участвовал в благотворительной деятельности, был почетным членом Ковенского детского приюта (1849), по должности состоял вице-президентом попечительных о тюрьмах комитетов в Ковно (1851), Каменце-Подольске (с 1852) и Тифлисе (с 1866). Жертвовал на содержание храмов Белгорода. Направлял средства на нужды вдов и сирот духовного звания. Во время Крымской (1853-1856) и русско-турецкой (1877-1878) войн помогал деньгами русской армии. Неоднократно дарил духовную литературу, в т. ч. собственные сочинения, в библиотеки духовных учебных заведений: СПбДА, КазДА, КДА, Курской и Тифлисской семинарий, Тифлисского духовного училища, а также грузинскому попечительству о бедных духовного звания.

Иконография

Живописный портрет Евсевия 2-й половины XIX в. (НКПИКЗ), находившийся в КДА (возможно, написан после избрания Евсевия почетным членом КДА), представляет архиерея сидящим в кресле, вполоборота вправо, в клобуке с крестом, в серой рясе с зелеными обшлагами, на груди панагия с образом Спасителя и несколько наград, скрещенные ладони лежат на корешке книги. Он не стар, с карими глазами, волосы и борода с проседью. На другом портрете 50-х гг. XIX в. из архиерейского дома в Каменце (не сохр.?) (см.: Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. Вкл.) Евсевий был изображен сравнительно молодым, с длинными волосами и окладистой темной бородой, в рясе и клобуке, с орденом и звездой св. Анны, орденом св. Владимира 3-й степени, руки сложены на книге, на левой четки. 3-й живописный портрет, очевидно 1883 г. (НКПИКЗ),- фронтальное изображение Евсевия-старца, в черной рясе и клобуке с крестом, с книгой в правой руке и четками в левой, на груди панагия с образом Спасителя, ордена св. Александра Невского, св. Владимира и 2 звезды. Судя по монохромному колориту и упрощенной манере письма, произведение могло входить в число портретов, предназначенных для Киевской духовной семинарии (Евсевий служил там ректором). Хотя внешний облик изображенного близок к портретам Евсевия, не исключено, что здесь запечатлен архиепископ Евсевий (Орлинский), в таком случае надпись на обороте («1883 г. П. В. Пр. Евсевий») указывает не дату создания полотна, а год преставления архипастыря.

В период служения Евсевия экзархом Грузии напечатаны литографии с его портретом: работа П. Ф. Бореля в мастерской А. И. Траншеля, начала 60-х гг. XIX в. (ЦАК МДА), и лист с тоном А. Швана в литографии К. Томсона в Тифлисе, 1866 г. (ГИМ). На 1-м эстампе Евсевий, с длинными густыми прядями волос и окладистой раздвоенной бородой, представлен почти фронтально, по пояс, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память Крымской войны, орденским знаком св. Александра Невского и звездой св. Анны, в правой руке книга, в левой четки. Другой лист показывает иерарха поколенно, в архиерейской мантии и клобуке с крестом, с многочисленными наградами, благословляющей десницей и жезлом с сулоком в левой руке, рисунок вписан в овал. Эстамп с поколенным изображением Евсевия (с орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени и звездами, правая рука на книге, левая с четками на коленях) помещен в издании: Слова и речи Евсевия, архиеп., экзарха Грузии. СПб., 1870 (экземпляр РГБ — из б-ки Новомихайловского дворца в С.-Петербурге).

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.