1374 — 1390
Основными источниками сведений о Евфимии являются древнерусские летописи, рассказ летописного характера, читающийся на бумажной вклейке 1438 г. в пергаменном Уставе из собрания ГИМ (Син. № 331. Л. 277-277 об.), и Житие свт. Арсения Тверского. До поставления на Тверскую кафедру Евфимий был игуменом тверского монастыря свт. Николая на Ручье, 9 марта 1374 г. хиротонисан во епископа Тверского. Хиротонию возглавил митрополит Алексий, прибывший в Тверь в сопровождении патриаршего посла Киприана (впоследствии митрополит Киевский и всея Руси). Поездке святителя Алексия предшествовало заключение мира между соперничавшими за великокняжеский стол Тверью и Москвой, в соответствии с договором Тверской великий князь Михаил Александрович «со княжениа с великого наместникы свои свел». Присутствие Киприана на хиротонии не было случайным, т. к. он был направлен на Русь, чтобы достичь примирения митрополита Алексия с его противниками — Литовским великим князем Ольгердом и союзным ему Тверским великим князем Михаилом. В этих условиях на Тверскую кафедру был возведен Евфимий — представитель местного духовенства и ставленник тверского князя.
В 1375 г., воспользовавшись обострением отношений между Ордой и московским князем Димитрием Иоанновичем, великий князь Михаил Александрович разорвал мир с Москвой и попытался вновь захватить великокняжеский стол. Он потерпел неудачу и был вынужден начать мирные переговоры с князем Димитрием, осадившим его в Твери. Для ведения переговоров князь Михаил послал Евфимия, мир был заключен на тяжелых для Твери условиях. В 1376 г. Евфимий крестил княжну Микловсу, дочь Литовского великого князя Кейстута, в крещении получившую имя Мария, на следующий день Мария обвенчалась с князем Иваном, одним из старших сыновей Михаила Александровича. Это свидетельствует о поддержке епископом политики сближения с Литвой, проводившейся тверским князем. Неясно, какова была позиция Евфимия во время церковной смуты. В этой связи заслуживает внимания свидетельство «Повести о Митяе», что сосланный Димитрием Донским осенью 1381 г. в Чухлому Пимен оттуда «введен бысть на Тферь». Во время нашествия Тохтамыша в августе 1382 г. в Твери укрылся вместе с преподобным Сергием Радонежским митрополит Киприан.
Со временем отношения между Евфимием и Тверским великим князем ухудшились. В результате конфликта «князь великии Михаило не захоте Еуфимиа владыки», и последний в январе 1387 г. был вынужден удалиться в монастырь, в котором ранее он был игуменом (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 444). По-видимому, Евфимий находился в Никольском монастыре до 1390 г., когда над ним состоялся суд, обстоятельства которого отражены в подробном рассказе, читающемся на бумажной вклейке в пергаменном Уставе из собрания ГИМ, в тверских известиях Рогожского летописца, в Тверском летописном сборнике, в Симеоновской и Никоновской летописях, а также в летописной подборке сборников: ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. № 1129, 1554. Менее подробно о суде над Евфимия повествует Житие свт. Арсения Тверского и совсем кратко — Московский свод кон. XV в., Ермолинская, Уваровская и Типографская (в поздней редакции) летописи.
Суд над Евфимием состоялся по инициативе Тверского великого князя Михаила Александровича, который в 1390 г., сразу же после утверждения святителя Киприана на общерусской митрополичьей кафедре в Москве, отправил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной». (Святитель Киприан установил дружественные отношения с литовским и тверским правителями еще в 70-х гг. XIV в., по просьбе первого в 1375 Киприан был поставлен в Константинополе митрополитом Киевским и России.) 29 июня 1390 г. митрополит Киприан отправился в Тверь в сопровождении греч. митрополитов Матфея и Никандра, епископов св. Михаила Смоленского и св. Стефана Пермского. За 30 верст от Твери митрополита встретил внук князя Михаила Александровича князь Александр Иванович, на следующий день за 20 верст — князь Иван Михайлович. 2 июля святителя Киприана встретил великий князь Михаил, с которым митрополит наедине имел беседу. 3 июля митрополит Киприан приехал в Тверь. В честь его приезда великий князь устроил пир, продолжавшийся 3 дня. И лишь на 4-й день состоялся суд, на котором были выслушаны жалобы на Евфимия (архиерея обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» — ПСРЛ. Т. 11. C. 125; видимо, для того чтобы выслушать столь широкий круг лиц, святитель Киприан и был вынужден предпринять поездку в Тверь, а не вызывать епископа в Москву), после чего Евфимий был сведен с кафедры. Михаил Александрович попросил первосвятителя о новом архиерее, и 24 июля во епископа Тверского был хиротонисан митрополичий архидиакон св. Арсений.
Наиболее подробный рассказ о суде над Евфимием, читающийся на бумажной вклейке в Уставе из собрания ГИМ, был создан в окружении Тверского великого князя, знание местных топонимов выдает в авторе тверича, скорее всего присутствовавшего при описываемых событиях. Автор особо подчеркивает в них роль князя: Михаил Александрович «позвал» митрополита в Тверь, перед судом собрал у себя клириков и бояр, которые должны были участвовать в разбирательстве. Суд над Евфимием описан кратко, суть предъявленных обвинений не изложена. О том, что на суде не только были представлены жалобы на Евфимия, но и он сам пытался отвечать на обвинения, можно судить лишь по словам: «И не обретеся у Еуфимья правда в устех его». По-видимому, автор рассказа был убежден в виновности Евфимия.
Никоновская летопись сообщает, что в начале суда святитель Киприан решил временно отстранить Евфимия от управления епархией, но в ответ на просьбу тверского князя о новом епископе удалил Евфимия с кафедры и «даде великому князю Михаилу Александровичю» своего архидиакона Арсения. Согласно этой версии, после хиротонии святителя Арсения митрополит Киприан пытался примирить великого князя и Евфимия., но «не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велиа воздвизашася» (Там же). Однако, как показал текстологический и источниковедческий анализ летописных рассказов, составитель Никоновской летописи, созданной в 20-х гг. XVI в., едва ли располагал дополнительной информацией по сравнению с той, что содержится в более ранних источниках, а прибавления в ее рассказе — результаты домысливания редактора (так, он мог предположить, что святитель Киприан первоначально лишь временно отстранил Евфимия от управления епархией, т. к. это была обычная мера наказания в подобном деле).
В сообщениях о суде над Евфимием говорится о «мятеже церковном» в Тверском княжестве, приведшем к смещению Евфимия. Причиной этого «мятежа» Житие свт. Арсения Тверского называет еретические взгляды Евфимия, который «поучает же многых во граде по своим похотем ходити… всяку в себе ересь носяху, и темь воздвизает во граде Твери мятеж и бурю на церкви», упоминаются и некие единомышленники Евфимия (Житие свт. Арсения, еп. Тверского. 2007. С. 349, 351-352). Однако суть заблуждений Евфимия и его сторонников в Житии не раскрыта. (Данная точка зрения на причины суда над Тверским архиереем была развита впосл. архим. Макарием (Петровичем) в написанном им в 1764 Житии свт. Арсения.) В научной литературе конфликт между Евфимием и князем Михаилом Александровичем рассматривался преимущественно как политический: Тверской епископ был смещен потому, что он «был гарантом того, что крестное целование Твери Москве сохранит свою силу» (Попов. 1979. С. 78-79; ср.: Колосов. 1900. С. 71). Э. Клюг предположил, что в основе конфликта лежали личные мотивы (Клюг. 1994. С. 226).
Обвинению Евфимия в ереси нет серьезных подтверждений. Против подобного обвинения свидетельствует упоминание архиерея в летописном тексте об обновлении тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Евфимий отмечен в ряду других епископов, служивших здесь, причем в редакции Рогожского летописца и Симеоновской летописи Евфимий назван «преподобным епископом» (общий источник 2 данных летописей связан с Тверью). Поминание Евфимия имеется в синодике Спасо-Преображенского собора 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 178. Муз. № 9465. Л. 33). Можно считать, что причиной смещения архиерея была его ссора с тверским правителем. Оставив в 1387 г. кафедру, Евфимий, по-видимому, не примирился с великим князем Михаилом, стремившимся к поставлению в Тверь другого епископа; возможно, Евфимий предпринимал попытки настроить часть духовенства в свою пользу («мятеж церковный»).
После суда в июле 1390 г. святитель Киприан забрал Евфимия в Москву. Здесь через год бывший Тверской архиерей скончался и был похоронен за алтарем собора в Чудовом монастыре. В связи с этим Тверской летописный сборник отметил, что низверженный епископ умер «в истоме от митрополита» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 446).
Изображения Евфимия в архиерейском облачении (фелони, омофоре и митре или архиерейской мантии и черном клобуке) имеются в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в 1-м Остермановском томе, в частности в композициях: св. Алексий, митр. Московский, поставляет Евфимия епископом в Твери; великий князь Михаил Александрович Тверской посылает Евфимия с боярами на переговоры с великим князем Московским Димитрием Иоанновичем для заключения мира; Евфимий в Крестовоздвиженском соборе Твери крестит княжну Марию (Микловсу), дочь Литовского великого князя Кейстута; на следующий день Евфимий венчает в соборе Спаса князя Ивана Михайловича и княжну. Марию (БАН. 31.7.30-1. Л. 660, 679, 690 об.- 691). Евфимий также представлен в Соборе архиереев, хиротонисанных свт. Алексием (Там же. Л. 749-749 об.).