14.06.2022 | Архиереи

Димитрий (Самбикин)

2 ноября 1896 – 26 марта 1905


Сын протоиерея И. Т. Самбикина, внучатый племянник Киевского митрополита Евгения (Болховитинова). В 1848-1853 гг. обучался в Бирюченском духовном училище, в 1854 г.- в Воронежском духовном училище, в 1861 г. окончил Воронежскую духовную семинарию, в 1865 г.- СПбДА. В 1867 г. получил ученую степень магистра богословия за сочинение «Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях» (опубл.: Тамбов, 1878). 26 сентября 1866 г. Воронежским епископом Серафимом (Аретинским) рукоположен во диакона, 1 октября — во иерея. Служил настоятелем церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкой) в Воронеже, в июне 1872 г. возведен в сан протоиерея. 11 февраля 1877 г. Московским митрополитом свт. Иннокентием (Вениаминовым) пострижен в монашество с оставлением имени Димитрий, 13 февраля возведен в сан архимандрита.

Еще студентом обратил на себя внимание статьей «Об открытии в селах библиотек» (опубл.: Известия Санкт-Петербургского комитета грамотности. 1865) и открытием народной библиотеки в слободе, где родился. С 1865 г. работал библиотекарем в Воронежской публичной библиотеке, одновременно с января 1866 г. — в Воронежской духовной семинарии, где преподавал библейскую, всеобщую и русскую церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 гг. — практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 гг. безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном женском училище. В 1871-1872 гг. председатель Воронежского епархиального съезда духовенства, с 1872 г. ректор Тамбовской духовной семинарии, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей». При Димитрии было осуществлено преобразование духовной семинарии (по уставу 1867 г.), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 г. Димитрий пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени. Благожелательные отзывы о ректорстве Димитрия оставили А. А. Царевский и А. М. Спасский. Димитрий был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губернского статистического комитета, в 1875-1881 гг. был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 г. — Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 г. пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 г .- МДА, с 1882 г. — КДА, с 1883 г. — КазДА. 31 декабря 1880 г. Димитрий был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 г. состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, в рамках его деятельности в июне 1881 г. проводил беседы в соборе во имя прп. Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге. 6 августа 1881 г. назначен ректором Воронежской духовной семинарии, с 1881 г. также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей»; с 1883 г. товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества; с 1884 г. член епархиального училищного совета; с 1885 г. товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. председатель. Димитрий укрепил дисциплину в семинарии, пополнил библиотеку новой литературой. В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца. На собственные средства устроил церковь в Бирюченском духовном училище.

В декабре 1886 г. Димитрий был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, хиротония состоялась 4 января 1887 г. в Успенском соборе Московского Кремля, ее возглавил Московский митрополит Иоанникий (Руднев). Одновременно Димитрий стал настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря, в котором его трудами была возведена церковь во имя вмч. Димитрия Солунского и отреставрированы другого строения. В 1887 г. назначен председателем Нижегородской археологической епархиальной комиссии и Нижегородского противораскольнического братства Святого Креста. 28 октября 1887 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Троицкого монастыря. С 13 декабря 1890 г. епископ Подольский и Брацлавский. Часто объезжал епархию, изучал местные церковные древности, занимался устроением часовен и храмов. Открыл развалины Бакотского наскального монастыря, восстановил его и освятил, установил ежегодное празднование в монастыре. В 1888 г. назначен председателем Подольского миссионерского общества и Подольского епархиального строительного комитета; с 1891 г. действительный член Подольского губернского статистического комитета. В 1895 г. при Димитрии в Каменец-Подольске праздновали 100-летний юбилей епархии, в Подольской духовной семинарии была учреждена стипендия его имени. Димитрий организовал церковное древлехранилище, епархиальную библиотеку, епархиальный миссионерский комитет, проводил внебогослужебные чтения и собеседования.

2 ноября 1896 г. Димитрий был назначен епископом Тверским и Кашинским, 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа. В Твери Димитрий установил ежегодный крестный ход вокруг города с мощами блгв. кн. Михаила Тверского, возродил обычай торжественного поминовения родителей прп. Макария Калязинского, собирал материалы для восстановления почитания блгв. кнг. Анны Кашинской. По инициативе Димитрия была построена часовня у истока р. Волги, в июне 1902 г. учрежден Тверской ЦИАК, создан музей церковных древностей, открыты временные археологические курсы. В 1903 г. Димитрий участвовал в Областном археологическом съезде в Твери, где был почетным председателем отдела памятников церковной старины.

С 26 марта 1905 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Димитрий прибыл в Казань 13 апреля во время массовых революционных волнений. Со 2 по 10 июня 1905 г., несмотря на революционные события, совершил поездку по епархии, причем посещал именно русские села, где люди были наиболее подвержены революционной пропаганде. С начала сентября 1905 г. волнения студентов охватили КазДА и духовную семинарию, с 7 октября студенты академии принимали участие во Всероссийской стачке. Димитрий не выполнил распоряжения обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева об отчислении всех студентов, участвовавших в забастовке. Вместо этого он с 15 октября отменил занятия в академии и семинарии до 8 января 1906 г. В результате студенты духовных учебных заведений разъехались и не участвовали в революционных событиях в Казани. Димитрий благословил духовенство и мирян присутствовать на патриотическом митинге 21 октября 1905 г., который перерос в массовые столкновения с революционерами, изгнание их из захваченного здания городской думы и разгром революционного движения в Казани. 22 октября Димитрий вместе с мусульманским деятелем Галимджаном Баруди (Галеевым) возглавил официальную демонстрацию в поддержку Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». В 1906-1907 гг. Димитрий не высказывался по политическим вопросам, не поддерживал крайне правые силы и был обвинен их представителями в либерализме. Считал, что в предстоящем Поместном Соборе Российской Православной Церкви должны участвовать только архиереи, выступал против выборов епископов клириками и мирянами епархий, поддерживал предложение о разделении России на митрополичьи округа. Считал, что во главе Церкви должно стоять духовное лицо, но не заявлял прямо о необходимости восстановления Патриаршества.

Димитрий отменил запрет на богослужения и обучение в церковноприходских школах на «инородческих» языках, введенный его предшественником архиепископом Димитрием (Ковальницким), и поддержал систему Н. И. Ильминского. В 1907 г. способствовал учреждению в Казани 3-го викариатства и назначению Мамадышским епископом Андрея (Ухтомского), в ведение которого передавалось руководство «инородческими» приходами и миссионерской деятельностью. В сентябре 1906 г. учредил Казанское историко-археологическое общество, заседания которого при Димитрии проходили раз в 2 недели в архиерейском доме, а их протоколы фактически стали церковно-историческим журналом. По благословению Димитрия было создано церковное древлехранилище, в которое передавались предметы старины из приходских храмов, планировалось открытие церковно-археологического музея. В 1907 г. Димитрий был инициатором проведения в Казани торжеств, включавших праздничные богослужения и заседания с чтением научных докладов, в память 300-летия вступления на Патриарший престол патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена, 1500-летия со дня кончины свт. Иоанна Златоуста и 50-летия со дня кончины Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). Ермогеновский и Златоустовский сборники были опубликованы за счет личных средств Димитрия. В феврале 1907 г. было создано братство во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном Благовещенском соборе.

Димитрий опубликовал огромное количество научных трудов, в т. ч. по догматическому богословию, Священной истории Нового завета. В основных сочинениях он писал о церковной истории, прежде всего тех епархий, в которых он служил. Итогом работы в Воронеже стал «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» (Воронеж, 1884-1886. 4 вып.), содержащий сведения о 994 монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах с указанием приделов, времени постройки храмов, их упоминаний в источниках, средств, употребленных на постройку или перестройку этих зданий, имен строителей, истории причтов и способов их содержания, количестве прихожан. Также был опубликован свод некрологических записей, которые вели во 2-й пол. XVIII в. купцы Елисеевы. Димитрий составил описания коротоякского Вознесенского, валуйского в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая Пристанского, Семилуцкого Преображенского, Белоколодского Преображенского монастырей, ряда церквей Воронежа. Подготовил Житие свт. Митрофана, епископа Воронежского (Жизнеописание свт. Митрофана, 1-го еп. Воронежского. Воронеж, 1869; Свт. Митрофан, 1-й еп. Воронежский. Воронеж, 1886). По инициативе Димитрия в «Воронежских ЕВ» была опубликована серия статей сельских священников с историко-этнографическими описаниями приходов. В Твери Димитрий подготовил фундаментальное издание о местных святых (Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907). Главный труд Димитрия — «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых», 14 томов которого (12 по месяцам и 2 дополнительных) были напечатаны в 1878-1907 гг. По значению в истории русской агиологии Димитрия сравнивали с Владимирским архиепископом Сергием (Спасским). Значительно уступая «Полному месяцеслову Востока» Сергия (Спасского) в научной глубине и основательности, Месяцеслов, составленный Димитрием, превосходил его в подробном изложении церковно-исторических, обрядово-этнографических, фольклорных и даже фенологических сведений, в подаче библиографических указаний. Он не имеет себе равных по полноте и многоплановости сведений о русских святых (в т. ч. местночтимых), о святых мощах, иконографии, крестных ходах, службах, а также о многих святых Вселенской Церкви с т. зр. особенностей их почитания на Руси. Особое внимание автор уделял неканонизированным подвижникам благочестия, благодаря чему Месяцеслов и сегодня сохраняет научное и практическое значение (особенно для работ по подготовке новых канонизаций). Димитрий также составил утвержденные Святейшим Синодом службы 12 апостолам (К., 1900) и 70 апостолам (К., 1900), акафист свт. Иоанну Златоусту.

18 марта 1904 г. совет СПбДА удостоил Димитрия ученой степени доктора церковной истории. Он был избран членом Московского противораскольнического братства свт. Петра, митрополита Московского (1873), Киевского церковно-археологического общества (1873), почетным членом Палестинского православного общества (1892), МДА (1893), КДА (1899) и др. Награжден орденами св. Анны 2-й (1879) и 1-й степени (1891), св. Владимира 4-й (1883) и 3-й (1887) степени.

Погребен 22 марта 1908 г., согласно завещанию, под алтарем кафедрального Благовещенского собора в Казани в усыпальнице Казанских архиереев. Отпевание совершал Симбирский архиепископ Иаков (Пятницкий) в сослужении 4 епископов, а также родственников почившего (сына-архимандрита и 2 племянников-священников) и др. Могила не сохранилась.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.