13.06.2022 | Архиереи

Арсений II Элассонский, святитель

1613 — 1615


Основные сведения об Арсении Элассонском содержатся в его сочинениях и греческом житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим Арсения (житие было найдено А. А. Дмитриевским в монастыре Сумела под Трапезундом). Арсений Элассонский родился в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митрополита Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона монастыря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями были Иоасаф, епископ Стагонский, Марк, епископ Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митрополитом Дионисием, доставившим в Россию акт Константинопольского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) — «слава иеромонахов», по выражению Арсения Элассонского.

После смерти отца (ок. 1560) Арсений воспитывался в доме брата епископа Иоасафа, под руководством которого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. Арсений учился в Трикале в школе известного дидаскала монаха Матфея, основанной Ларисским митрополитом Иеремией, а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита. В 1572 г. Арсением, митрополитом Патр, Арсений был пострижен в монашество, через несколько дней митрополит Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. Арсений вновь жил у епископа Иоасафа, после смерти последнего поселился в монастыре Дусику, где в 1579 г. Фанарским епископом Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В конце 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал Арсения Элассонского в Константинополь и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 — начале 1584 г. в Константинополе, Арсений посещал лекции дидаскалов. 21 февраля 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февраля 1584 г. до марта — апреля 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал Арсения в Константинополь. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, который привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав которого был включен Арсений Элассонский. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули русскую столицу.

На пути из России в Константинополь в мае 1586 г. Арсений сделал остановку во Львове, где получил приглашение от членов православного братства, терпевшего притеснения от католиков, возглавить братскую школу. В течение 2 лет Арсений преподавал во львовской школе греческий и церковнославянский языки, составил для нее учебную программу («Порядок школьный»), ориентируясь на школы, в которых учился у себя на родине. По образцу «Грамматики» Константина Ласкариса Арсений написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).

В 1586 г. Патриарх Иеремия II в 3-й раз вступил на Константинопольскую кафедру. Состояние церковных дел было плачевным, и Патриарх решил отправиться в Москву за милостыней. 1 мая 1588 г. Арсений получил грамоту Иеремии, предлагавшего ему приехать в Замостье: здесь Патриарх должен был встретиться с канцлером Яном Замойским для получения разрешения польского короля на проезд через его страну. 20 мая Арсений соединился с Патриархом в Замостье и выразил желание сопровождать его до русской столицы вместе с Монемвасийским митрополитом Иерофеем, архимандритом Христофором, архидиаконом Леонтием, Георгием Логофетом, Николаем Аристотелем и др. 11 июля 1588 г. посольство прибыло в Москву. Арсений Элассонский принимал участие в переговорах русского правительства с Патриархом Иеремией относительно учреждения в России Патриаршества, поддержал эту идею (среди членов греческого посольства существовали острые противоречия по вопросу об учреждении Патриаршества). Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси, состоявшемся 23 января 1589 г. в Успенском соборе, доставил во дворец к царю акт избрания. 26 января Патриарх Иеремия в сослужении митрополита Иерофея, Арсения и русских архиереев рукоположил св. митрополита Иова во Патриарха. На торжественных обедах, устроенных царем и царицей в честь Иеремии, члены греческого посольства получили богатые дары. В феврале того же года Патриарх Иеремия совершил поездку в Троице-Сергиев монастырь и в мае 1589 г. покинул Москву. Арсений получил от царя Феодора Иоанновича разрешение остаться в русской столице, его дом находился в Кремле, недалеко от царского дворца.

В мае 1591 г. Тырновский митрополит Дионисий доставил в Москву акт Константинопольского Собора 1590 г., утверждавший создание Московского Патриархата. Арсений Элассонский был привлечен для рассмотрения этого документа, отвергнутого русским правительством из-за того, что в ряду православных Патриархов Московскому Патриарху отводилось 5-е место. 12 февраля 1593 г. Собор восточных иерархов в Константинополе еще раз признал законность учреждения в России Патриаршества и подтвердил 5-е место Московского Патриарха в ряду других православных Патриархов. Доставленный в Москву акт был признан русскими властями, однако привезшие этот документ архимандрит Неофит и чтец Иоасаф испытали в России немалые трудности, прежде чем в 1597 г. смогли возвратиться к себе. Большая роль в их освобождении принадлежала Арсению, благодаря чему у него завязались отношения с Патриархом Александрийским Мелетием Пигасом.

«Живя в Кремле, постоянно общаясь с русским царем и Патриархом, Арсений видел свою важнейшую обязанность в том, чтобы информировать греческий мир об обстановке в России, на помощь и поддержку которой рассчитывало тогда все порабощенное турками православное население Восточного Средиземноморья» (Фонкич. Греческо-русские культурные связи. С. 58). Видимо, с начала своего пребывания в Москве Арсений стал делать подробные записи о современных ему событиях. В Триоди митрополита Фотия (ГИМ. Син. греч. № 462) он оставил запись об основании в 1589 г. Московского Патриархата и о рождении у царя Феодора Иоанновича в мае 1592 г. дочери Феодосии. В 1590-1593 гг. Арсений написал большое поэтическое произведение «Труды и странствования смиренного Арсения, архиепископа Елассонского, и повествование о создании Московского Патриархата». Изложение событий, приведших к образованию в России Патриархата, в поэме не расходится с русскими источниками (посольскими книгами). Арсений старается оправдать действия Патриарха Иеремии против обвинений Патриарха Мелетия Пигаса, считавшего, что Иеремия превысил свои полномочия.

Арсений Элассонский делал многочисленные вклады в греческие монастыри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, монастыри Палестины и Афона. По-видимому, с посольством Дионисия, покинувшим русскую столицу в марте 1592 г., Арсений послал в Александрийский Патриархат, в Метеоры и в монастырь Дусику русские иконы. В том же году он сделал вклады иконами в лавру Саввы Освященного, в афонские монастыри Хиландар и Дионисиу. В 1593 г. Арсений послал 4 иконы в дар митрополиту Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греческой церкви св. Георгия в Венеции, в 1594 г. — икону «Преображение» на Синай. Между 1595 и 1598 гг. Арсений составил греческую службу св. Василию Блаженному и переслал ее в монастырь Дусику, где она хранится до настоящего времени. В 1599 г. Арсений отправил на Афон рукописный Литургиарион. В 90-х гг. XVI в. выдающийся каллиграф иеромонах Лука (впоследствии митрополит Унгро-Влахийский) создал в Москве книгописную школу, к которой принадлежали Арсений Элассонский, поташанский иеромонах Матфей, будущий митрополит Мир Ликийских (в 1596 Арсений получил в дар от него переписанный им в Москве Евхологий), Иерофей Монемвасийский, Иерофей Кукузелис, Порфирий Созопольский, переписавшие в Москве более десятка греческих книг. В 1596 г. Арсений по заказу Бориса Годунова написал для храма Воскресения в Иерусалиме роскошное «златокованное» Евангелие-апракос, еще одна такая же рукопись была изготовлена им и послана, вероятно в 1604 г., в лавру Саввы Освященного.

В 1597 г. Арсений был поставлен архиепископом Архангельским и стал «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля. В акте избрания на царство Бориса Годунова 1 августа 1598 г. он подписался как архиепископ Архангельский, указав также свой прежний титул — «архиепископ Елассонский». Грамотой от 15 ноября 1599 г. царь пожаловал ему как архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах, принадлежавшие до этого собору. На получаемые с них доходы Арсений строил храмы в Москве и пожалованных владениях. В московском Андрониковом монастыре он построил церковь во имя Чуда архистратига Михаила, восстановил большую трапезу, выстроил каменную колокольню (о строительстве колокольни сообщает житие Арсения, однако многие исследователи это оспаривают). В подмосковном с. Святые Отцы (Всехсвятском) Арсений «воздвиг церковь Всех святых, и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградой кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее». В с. Завидово Клинского уезда на средства Арсения была воздвигнута церковь Успения Богородицы с 2 приделами — в честь Соборов архангелов Михаила и Гавриила и всех Небесных сил бесплотных и во имя пророка Илии. Вблизи от Завидова, по-видимому в с. Спас-Заулки, Арсений «воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В с. Никитском Боровского уезда он построил церковь во имя Архангелов, «обнес ее оградою… и насадил около нее различные деревья». В 1599 г. Арсений отослал в метеорский монастырь Варлаам серебряный дискос, в кремлевский Архангельский собор дал вкладом Служебник (Вильно, 1583). Позднее он сделал еще ряд вкладов в Архангельский собор: в 1606 г.- Евангелие, в 1609 г.- Минею за ноябрь; на окладе печатного Евангелия XVII в., хранившегося в соборе, имелись фрагменты серебряного оклада, снятого с Евангелия,- вклада в собор в 1609 г. По-видимому, в связи с многочисленными вкладами Арсения его род был записан в синодик Архангельского собора. В 1602 г. Арсений отправил с иерусалимским архимандритом Дамаскином в монастырь Татарна подаренный ему иеромонахом Матфеем в 1596 г. Евхологий и некоторые предметы церковной утвари. С августа 1603 по март 1604 г. в Москве для сбора милостыни находились посланцы Иерусалимского Патриарха Софрония V во главе с архимандритом Феофаном, будущим Патриархом. Арсений немало способствовал успеху этого посольства.

В Смутное время архиепископу Архангельскому пришлось перенести немало испытаний. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I занял Москву, 7 июля венчался на царство. И в его встрече, и в венчании Арсений Элассонский принимал самое активное участие: после коронации самозванца в Успенском соборе «императорской короной» Арсений в Архангельском соборе возложил на него шапку Мономаха. 30 июня состоялся Собор Русской Церкви, в котором участвовал Архангельский архиепископ. Собор низложил Патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия (бывшего епископа Иерисоса и Святой горы, с 1603 г. архиепископа Рязанского). 8 мая 1606 г. Арсений участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая Арсений был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского. Вслед за этим Игнатий был низложен и Патриархом избрали Казанского митрополита сщмч. Ермогена. Далее Арсений стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при котором пострадал и дом Арсения. После ареста поляками 1 мая 1611 г. Патриарха Ермогена Арсений Элассонский стал главой православного духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с королем Сигизмундом III, 5 октября 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство. Потерявший почти все свое имущество и голодавший во время осады Кремля русским ополчением в августе-октябре 1612 г., Арсений сподобился явления ему прп. Сергия Радонежского, который предсказал скорое избавление от бедствий. 27 ноября во главе московского духовенства Арсений с Владимирской иконой Божией Матери встречал вступавшее в Москву русское войско. 2 мая 1613 г. он вместе со всем духовенством встречал близ Москвы Михаила Феодоровича Романова и его мать Марфу и сопровождал их к царским гробницам, где служил молебен. 11 мая он поставил свою подпись на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в венчании юного царя.

В 1613 г. Арсений Элассонский был назначен на Тверскую кафедру (наиболее ранний известный документ, в котором он назван «архиепископом Тверским и Кашинским», датируется июлем 1613 — ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. № 4. С. 7), за ним был также сохранен титул «архиепископ Архангельский». В 1613 г. Арсений подписал антиминс для храма в Оршине монастыре. Житие сообщает, что он возобновил, отремонтировав и перестроив, Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в котором 25 лет не совершались богослужения. Арсений назначил к собору «протопопов, и священников, и протодиакона, и иеродиакона, клириков, и певцов, и чтецов, чтобы петь и священнодействовать в ней и в приделах каждый день немолчно и непрерывно» (Житие. С. 208). Без должной аргументации данное известие оспаривается исследователями тверской старины (Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994. С. 51-52). Однако в описании собора в тверских писцовых книгах П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. отмечены многочисленные вклады Арсения: напрестольное Евангелие, обложенное серебром, ризы, епитрахили, палица, параманд, омофор, сулок — все украшенное золотым шитьем, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и другие вещи. На некоторых предметах были вкладные надписи святителя (Выпись из Тверских писцовых книг П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. Тверь, 1901. С. 4, 9, 10-12). Арсений пожертвовал в тверскую церковь архангела Михаила рукописное Евангелие XV в. с собственноручной вкладной записью, несколько книг — в Успенский Отроч монастырь. Житие Арсения сообщает, что «после возобновления этой соборной церкви и приделов ее он прожил там на архиепископии немного времени. Сначала 2 года и 10 месяцев, а вторично около двух месяцев» (Там же. С. 208).

Точная дата перевода Арсения на Суздальскую кафедру неизвестна. Некоторые исследователи считают, что это случилось в 1615 г., достоверно известно, что Арсений титуловался «архиепископом Суздальским и Тарусским» в октябре 1616 г. После перевода в Суздальскую епархию святитель был освобожден от служения при Архангельском соборе и утратил титул «архиепископ Архангельский», однако продолжал жить в Москве в кремлевском Богоявленском монастыре, принимая активное участие в общецерковных делах. В 1618 г. Арсений присутствовал на Соборе, который осудил архимандрита прп. Дионисия (Зобниновского) и его сподвижников, исправивших Требник; участвовал в поставлении на Рязанскую архиепископию Иосифа, инока Свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В 1619 г. в Москву приехал Иерусалимский Патриарх Феофан, в июне 1619 г. возглавивший интронизацию Патриарха Филарета. Арсений не только участвовал во всех богослужениях и совещаниях русских властей с Патриархом Феофаном, но, по-видимому, являлся переводчиком и ближайшим советником последнего. 22 июня 1619 г. при наречении митрополита Филарета Патриархом Московским Арсений встречал его при входе в Успенский собор, 24 июня принимал участие в его поставлении.

Можно предположить, что по побуждению Патриарха Феофана Арсений Элассонский обработал свои заметки, которые он делал в Москве на протяжении многих лет, и превратил их в «Историю России» — первое греческое сочинение на эту тему, кратко излагающее русскую историю со времени Крещения до вступления на царство Михаила Феодоровича (более подробно описаны события после смерти Иоанна IV Грозного). В «Истории» Арсений вновь рассказывает о событиях, приведших к учреждению Московского Патриархата. В разногласиях между Патриархом Иеремией и русской стороной, обнаружившихся в процессе переговоров, Арсений винит спутников Патриарха. Для церковной истории имеют также значение подробные записи Арсения о пожертвованиях царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова храмам и монастырям России и православного Востока, а также Патриаршим кафедрам. Отдельные сведения, в этой связи сообщаемые Арсением, являются уникальными. При описании Смуты Арсений не касается религиозной стороны событий, рассматриваемых им как результат столкновений политических интересов отдельных группировок людей и государств. Подобно боярскому правительству в Москве, он видел выход из бедствий в приглашении на русский трон королевича Владислава; все, что мешало осуществлению этого плана, Арсений воспринимал враждебно: он называет участников восстания в Москве весной 1611 г. «глупыми и пьяными холопами». Лишь позднее, испытав ужасы пребывания в осажденной Москве, Арсений изменил свое мнение. Большое значение имеют подробные описания в «Истории» коронации Лжедмитрия I и Марины Мнишек, уточняющие соответствующие русские свидетельства, а также оценки Арсением некоторых событий церковной истории тех лет. Так, он полагал, что Игнатий был поставлен Патриархом в соответствии с церковными канонами, низложен же без достаточных оснований. «История России» была переписана в Москве сопровождавшими Патриарха Феофана архимандритом Христофором и архидиаконом Неофитом и увезена на Восток. Копия была найдена А. А. Дмитриевским в Сумелийском монастыре под Трапезундом в одной рукописи с житием Арсения.

В 1620 г. святитель участвовал в Соборах, принявших постановления «О крещении латынь и о их ересех» и об отношении к «белорусцам, приходящим от Польского и Литовского государства в православную веру греческого закона». В том же году А. Э. переслал в Пантелеимонов мон-рь на Афон базельское издание 1538 г. медицинского сочинения Павла Эгинского, в 1655 г. книгу вернул в Москву Арсений (Суханов). По указу царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета А. Э. совершил погребение в Троице-Сергиевом мон-ре инокини Ольги, в миру Ксении Борисовны Годуновой, скончавшейся или в суздальском Покровском, или во владимирском Успенском мон-ре. Существует мнение, что А. Э. является составителем рус. летописного свода 1-й пол. XVII в.- «Пискаревского летописца», однако эта т. зр. не получила признания в научной лит-ре.

В 1625 г., незадолго до смерти, по повелению Патриарха Филарета А. Э. принял участие в расследовании о чудотворениях от Казанской иконы Божией Матери, перенесенной из Шартомского во имя свт. Николая мон-ря в храм Воскресения Христова в Суздале. Расследование подтвердило чудеса от иконы, и в память перенесения иконы в Суздаль 23 нояб. было установлено празднование. За время пребывания А. Э. на Суздальской кафедре известны следующие его вклады: в 1619 г. в Николо-Шартомский мон-рь рукописное Евангелие с собственноручной подписью и просьбой поминать его родителей и братьев, в 1623 г. медный ковшичек для теплоты в Боголюбовский мон-рь и в 1624 г. такой же ковшичек в Евфросиниев суздальский мон-рь. Вероятно, были и др. пожертвования.

Арсений Элассонский погребен в кафедральном Рождественском соборе в Суздале. Вскоре после кончины установилось его местное почитание. В 1660 г. над могилой святителя была устроена деревянная гробница и был написан его образ, в храмах Суздаля (Воскресения Христова) и епархии (в селах Знаменском и Красном Суздальского у.) появились иконы, на которых Арсений был изображен вместе с канонизированными Суздальскими чудотворцами. В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан обрел нетленные мощи Арсения Память святителя под 29 апреля и обретение его мощей под 28 апреля отмечены в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549). Имя Арсения Элассонского упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). На его гробе часто заказывались панихиды. Особенно большое стечение молящихся было в пятницу перед Троицыным днем, это были преимущественно женщины и дети, просившие Арсения о помощи больным детям. Местная канонизация совершилась в 1982 г., когда имя святителя было включено в Собор Владимирских святых, установленный по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева). В 4-м тропаре 5-й песни канона утрени Арсений прославляется как «благочестия столп непоколебимый». О почитании Арсения на православном Востоке свидетельствует существование греческого жития.

В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 7 мая описан облик Арсения: «рус, сед, брада подоле Николины, в клобуке, риза святительская, во амфоре [омофоре] со Евангелием» (Большаков. С. 96); аналогичный текст содержится в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 157об.). Одно из ранних изображений Арсения сохранилось в последнем клейме житийной иконы прп. Сергия Радонежского, сер.- 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), созданной на основе его жития 1646 г. в редакции Симона (Азарьина), где повествуется о явлении Арсению прп. Сергия в 1612 г., во время польской осады Московского Кремля; святитель, облаченный в архиерейскую мантию и клобук, представлен дважды: лежащим на ложе и стоящим на коленях перед прп. Сергием. Оплечный образ Арсения в клобуке, с окладистой бородой имеется в группе святителей на прориси с иконы Собора русских святых, 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 461).

Сохранился список-пядница Владимирской иконы Божией Матери, в серебряном окладе, ок. 1602 г. (ГРМ), согласно греческой надписи на обороте, посланный Арсением «на молитву и благословение» митрополиту Кесарийскому Герману (Щенникова. С. 78-79). В Скиту св. Анны на Афоне находится икона «Деисус и избранные святые (четырехрядная)», ок. 1621 г., — вклад Арсения, с его надписью на обороте.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.