1390 — 1409
Основатель Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Житие Арсения известно в большом количестве списков, редакции отличаются в основном количеством чудес, в наиболее ранней (РГБ. Унд. № 286, 90-е гг. XVI в.; ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 1103, 2-я пол. XVII в. и др.) описаны 2 чуда (1566 и 1594). В житии сказано, что оно было составлено через много лет после преставления святого. Источниками для жития послужили краткие записи о святом, хранившиеся в Жёлтиковом монастыре и неполно отражавшие деятельность святителя: называя Арсения преподобным, житие рассказывает преимущественно о событиях его жизни, связанных с историей монастыря. Житие дополняют летописные известия о закладке и освящении святителем храмов, Крещении и венчании княжеских детей, миротворческой деятельности в конфликтах между тверскими князьями и кашинским князем Василием Михайловичем и др.
В начале XVI в. независимо от пространного жития было составлено проложное житие Арсения (РГБ. Рум. № 397. Л. 418-418 об.; ГИМ. Увар. № 1001. Л. 8 об. и др.). Сообщаемые им сведения отличаются от фактов, приводимых в пространном житии, и представляются менее достоверными. Существует также житие Арсения, написанное в 1764 г. архимандритом Макарием (Петровичем), ректором Тверской духовной семинарии (ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 26, 1017; ГИМ. Щук. № 106 и др.), этот текст представляет собой беллетризированную обработку пространного жития с добавлением сведений из проложного жития.
Пространное житие говорит, что о происхождении святителя сведения не сохранились (РГБ. Унд. № 286. Л. 9об.), в проложном житии Арсений назван тверитянином. После смерти родителей Арсений принял постриг в Киево-Печерском монастыре, это дает основание предположить, что он скорее всего был уроженцем Южной Руси. На основании ошибочного свидетельства святцев XVII в. (РГБ. Больш. № 249. Л. 267) Арсения называли также греком (Клибанов. С. 240). Подвизаясь в Киево-Печерском монастыре, Арсений вскоре стал образцом для других монахов, и на него обратил внимание будущий митрополит святитель Киприан, взявший его с собой в Москву. После поставления Киприана на митрополию Арсений был возведен в сан протодиакона.
В 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном, греческими митрополитами Матфеем и Никандром и русскими епископами Михаилом Смоленским и святителем Стефаном Пермским приехал в Тверь для суда над Тверским епископом Евфимием (Висленем). Суд был не только церковный, но и мирской: Евфимия обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» (ПСРЛ. Т. 11. C. 125). Суть обвинений не вполне ясна: в летописях говорится о «мятеже церковном», причиной которого был Евфимий, в житии Арсения Евфимий обвинен в ереси, Никоновская же летопись называет «жалобы» на него «клеветами». Так или иначе, митрополит Киприан был вынужден забрать Евфимия в Москву и в ответ на просьбу тверского князя святого благоверного Михаила Александровича 24 июля 1390 г. поставил Арсения на Тверскую кафедру. О епископской хиротонии Арсения 24 июля 1390 г. сообщают Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 160), Симеоновская летопись (Т. 18. С. 147), а также запись на бумажной вклейке в пергаменном Уставе: ГИМ. Син. 387, XV в. В Никоновской же летописи (ПСРЛ. Т. 11. С. 125-126) и исторических сборниках (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1129 и № 1554 и РГБ. Фадеев. № 24) поставление Арсения на Тверскую кафедру излагается иначе: в июле Киприан, низложив Евфимия, «даде» великому князю Михаилу Александровичу Арсения, «мужа дивна, и нарочита, и добродетелна суща», однако Арсений, испугавшись вражды и несогласия, которые он увидел в Твери, не будучи хиротонисан во епископа, уехал вместе с митрополитом Киприаном и Евфимием в Москву. Князь Михаил Александрович вновь просил Киприана о поставлении Арсения, и митрополит вторично поехал с Арсением в Тверь в сопровождении тех же архиереев, к которым присоединились епископ Звенигородский Даниил и епископ Рязанский Иеремия. Согласно Никоновской летописи, Арсений был хиротонисан на Тверскую кафедру 15 августа 1390 г. Пространное житие, не рассказывая о 2 приездах Арсения в Тверь, тем не менее сообщает, что первоначально Арсений «не восхоте и отнюд» принять епископскую кафедру, «недостоина себе нарицая таковаго начинания смирения ради» (РГБ. Унд. № 286. Л. 15).
Возглавив Тверскую епархию, святитель приложил много усилий для устроения церковной жизни и прекращения междоусобных раздоров в княжестве. В 1390-1391 гг. был обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в 1393-1394 гг. Арсений основал Жёлтиков монастырь на реке Тьмаке с теплой церковью во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в 1404 г. в монастыре была заложена, в 1406 г. освящена каменная церковь в честь Успения Богородицы — четырехстолпный трехапсидный храм с 2 приделами; в 1398 г. освящена церковь во имя архангела Михаила в Городце, в 1403 г. там же освящена церковь во имя святителя Николая. В 1399 г. Арсений встретил и поместил в Спасо-Преображенском соборе икону Страшного Суда, присланную Костантинопольсктим Патриархом, спустя некоторое время совершил монашеский постриг тяжелобольного князя Михаила Александровича и вскоре отпел почившего князя. Годы святительства Арсения были временем расцвета тверской иконописи и тверского книгописания, в частности, в Твери была переписана Лествица со списка, составленного свт. Киприаном во время пребывания его в Константинополе. По инициативе Арсения в 1406 г. была создана древнейшая из дошедших до нас редакция Киево-Печерского патерика, которому святитель постарался придать общерусское звучание. При Арсении в Тверских землях оживилось летописание, следы которого сохранились в Рогожском летописце, Никоновской и других летописях.
Несколько раз митрополит Киприан вызывал Арсения в Москву: в 1396 г.- на поставление Ростовского архиепископа святителя Григория Премудрого, в 1401 г.- на Собор по делу Новгородского архиепископа Иоанна и Луцкого епископа Саввы, в декабре 1403 г.- по неизвестному поводу.
О преставлении святителя сохранился подробный рассказ в Новгородской IV (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 408-409) и Никоновской (Т. 11. С. 211-212) летописях и в «Летописи Авраамки» (Т. 16. С. 318-319), автором его, по-видимому, был один из близких к святителю клириков. Рассказ жития о преставлении святого отличается от летописного и содержит ошибки, в частности в сообщении, что в погребении Арсения участвовал кн. Михаил Александрович († 1399),- святого хоронил сын Михаила Александровича Иван Михайлович. Арсений погребен рядом с Успенским собором в Жёлтиковом монастыре. В 1483 г. были обретены нетленные мощи Арсения, от которых начались чудотворения. В том же году по повелению епископа Вассиана (Оболенского) и по благословению игумена Геронтия иноком Жёлтикова монастыря Феодосием были составлены стихиры и канон Арсению (имя автора указано в списке службы: РГБ. Рум. № 397. Л. 146, сер. XVI в.); в Похвальном слове Арсению также есть указание на составление службы в 1483 г. Местное празднование святителю было установлено на Соборе 1547 г.
Первое датированное чудо Арсения относится к 1556 г. Это чудо воскрешения из мертвых рыбака Терентия, который, хотя и прибегал с верою в молитве к Арсению, однако умер от чрезмерного винопития. Родители, сокрушаясь, упрекали святого в том, что он попустил Терентию умереть в обители, созданной святым. Услышав молитвы родных, Арсений «вложы в мертваго ч(е)л(о)в(е)ка д(у)шу» (РГБ. Унд. № 286. Л. 22об.). Автор повествования о чуде, инок Феодосий (не тот, который составил службу), говорит, что сам видел воскресшего и слышал от него рассказ о чуде. О воскрешении Терентия стало известно Тверскому епископу Акакию, который совершил крестный ход в монастыре и по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению митрополита Московского Афанасия учредил в монастыре архимандритию. Другое чудо совершилось в 1594 г.: с верою приложившись к раке святителя, излечился от паралича бывший певчий Спасо-Преображенского собора Михаил Лаптев. В 1654 г., по сообщению одной из редакций пространного жития (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1122), Святейший Патриарх Никон освидетельствовал мощи Арсения. Обнаружив их нетленными, Патриарх благословил изготовить для них новое облачение и по просьбе архиепископа Лаврентия прислал деревянную раку, в которой из Соловецкого монастыря в Москву перевозили мощи святителя Филиппа II (Колычёва). В 1655 г. мощи Арсения были перенесены из деревянной церкви святых Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в обновленный Успенский собор Жёлтикова монастыря и положены в раку, присланную Патриархом Никоном. В 1655-1656 гг. была составлена служба на перенесение мощей, что можно считать установлением общецерковного почитания Арсения. В Москве на Тверском подворье с 1690 г. существовала церковь во имя Арсения.
В 1734 г. мощи Арсения переложили в серебряную раку, деревянная была передана в Отроч монастырь. В XIX — нач. XX в. в Жёлтикове монастыре хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, святителем (Димитрий (Самбикин). С. 76). В начале XX в. Вениамин (Федченков), бывший тогда ректором Тверской духовной семинарии, осмотрев мощи Арсения, подтвердил их нетленность. В 1904 г. по благословению Тверского архиепископа Димитрия (Самбикина) было установлено празднование Собору Тверских святых в 1-ю неделю после 29 июня, когда праздновалось перенесение мощей Арсения, в этот день в Твери совершался крестный ход в Жёлтиков монастырь; празднование Собору возобновилось в 1979 г. по благословению архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва).
Мощи Арсения были вскрыты в 1919 г., последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. № 196. Л. 3, их современное местонахождение неизвестно. Частица мощей Арсения помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в который вложен фрагмент ризы святителя.
В печатных Минеях, используемых ныне в Русской Церкви, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба Арсению. Среди текстов службы Собору Тверских святых Арсений упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах, в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552).
В иконописных подлинниках содержатся разные предписания об изображении Арсения: его внешность уподобляется облику преподобного Сергия Радонежского (Большаков. С. 76), святителей Иоанна Новгородского (ИРЛИ. Бобков № 4. Л. 82 об. 2 марта), Филиппа Московского, Гурия (Руготина), архиепископа Казанского. В памятниках кон. XVII-XVIII в. Арсений часто изображался вместе с благоверным великим князем Михаилом Ярославичем на фоне Твери, как на иконе кон. XVII в. (ТКГ): святитель представлен слева, в архиерейской мантии, омофоре и схимническом куколе, с седой бородой средней величины, на левой руке Евангелие, правая — в молении; в центре вверху — образ Преображения Господня, внизу — вид Твери с пятиглавым Спасо-Преображенским собором и колокольней. Образы Арсения и Михаила Ярославича помещены на водосвятной чаше 1687 г. (ТГОМ), происходящей из Спасо-Преображенского собора; на прориси с иконы XVIII в. (ГРМ), где святые предстоят Господу Иисусу Христу в облачном сегменте; на иконе нач. XIX в. (ЦМиАР); иконе 1802 г. (частное собрание. Москва), происходящей из Твери, где, вероятно, представлен вид Жёлтикова монастыря. В архиерейской мантии, омофоре и митре, с жезлом в левой руке, на фоне пейзажа Арсений изображен на иконе 1738 г., выполненной Егором Греком (ЦМиАР),- вместе со сщмч. Феодотом, еп. Киринейским (память к-рого также празднуется 2 марта); с Евангелием в руках — в правой части складня-мощевика 2-й пол. XVIII в. (ГММК); в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре, палице и митре, с панагией и крестом на груди, жезлом в руке) — на иконе-мощевике кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР), которой в 1803 г. была благословлена княжна А. Гагарина. Редкий образ Арсения в полной схиме, с окладистой бородой, имеется на деисусной иконе сер. — 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), а также на прориси с иконы 1814 г. «Русские святые» (Маркелов. С. 461), где Арсений назван «преподобным». К небольшим паломническим иконам относится поясной образ святого, кон. XIX в. (ЦМиАР). Преставление святителя помещено на Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК), выполненных в технике финифти. На хромолитографии 1893 г. (РГБ), изданной в Москве, Арсений изображен в молении Пресвятой Богородице, вокруг — 15 клейм его жития. В храме Воскресения Христова («Спас-на-крови») в Санкт-Петербурге (1894-1907) есть мозаика с образами прп. Антония Сийского и Арсения.