13.06.2022 | Архиереи

Алексий I (Титов)

 9 ноября 1713 — 21 января 1714


Происходил из рода бояр Титовых. В документах не сохранилось сведений о жизни Алексия до 1708 г. Под этим годом Алексий впервые упоминается как архимандрит московского мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение». 9 ноября 1713 г. Алексий был хиротонисан во епископа Тверского. Поскольку Тверская кафедра была архиепископской, Алексий получил право носить архиепископские зеленые скрижали, хотя архиепископия в Твери в тот же день была упразднена. 21 января 1714 г. перемещен на Сарскую и Подонскую кафедру. 14 октября 1714 г. присутствовал на Соборе в Патриаршей крестовой палате, осудившем Фому Иванова и Д. Е. Тверитинова. В период пребывания на Сарской кафедре Алексий пользовался расположением Петра I. Участвовал в погребении царевича Алексея Петровича и служил по распоряжению Петра заупокойные молебны. В 1718 г., накануне отъезда в Санкт-Петербург, где Алексий должен был принимать участие в хиротониях новых архиереев, к нему были направлены послания Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) и архиепископа Тверского Варлаама с наставлением, как поступить в случае, если к посвящению в архиереи будет представлен иеромонах Феофан (Прокопович). В том же году в расследовании по делу освидетельствования мощей, открытых в Иосифовом волоколамском монастыре, на Алексия был сделан донос архимандритом монастыря Германом. Указом от 25 января 1719 г. Алексий был определен на Вятскую и Великопермскую кафедру с умалением чина и степени. Существуют упоминания о том, что в 1723 г. в Вятке им была открыта первая школа, однако ее существование не было долгим. На Вятской кафедре Алексий получил разрешение Синода на возобновление миссионерской деятельности среди вотяков, но из-за нехватки священнослужителей, знавших вотяцкий язык, первоначальный успех миссии был незначителен: крещено было 57 человек. В 1724 г. Алексий вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужений. В 1725 г. участвовал в церемонии погребения императора Петра I. В 1726 г. Алексий получил поручение Святейшего Синода расследовать дела по жалобе бывшего игумена Невьянского монастыря Пермской губернии Евсевия (Левонова) на наместника и казначея Далматова Исетского монастыря Тобольской епархии. 25 февраля 1727 г. Алексий присутствовал при коронации императора Петра II в Москве. В 1729 г. приказной архиерейского дома Исаия Богданов на допросе в Синоде показал, что неоднократно подвергался побоям и заточению со стороны Алексия. В процессе начавшегося расследования обнаружилась лживость этих показаний. В период пребывания на Вятской кафедре Алексий построил много храмов, привлекая для этого (с разрешения Синода) ту часть доходов кафедры, которая ежегодно должна была отсылаться в Санкт-Петербург. По распоряжению Алексия был реконструирован кафедральный Троицкий собор, пристроена каменная колокольня, построены несколько каменных храмов в самой Вятке и в окрестных монастырях, восстановлен архиерейский дом.

15 февраля 1731 г. Алексий был возведен в сан архиепископа, а указом от 26 сентября 1733 г. перемещен в г. Переяславль Рязанский с титулом «архиепископ Рязанский и Муромский», а прежний епископ Рязанский Лаврентий (Горка) «за некоторые предерзости» переведен на Вятскую кафедру. Перемена кафедр породила вражду между 2 архиереями. В 1734 г. было возбуждено дело по факту подачи на Высочайшее имя благодарственной челобитной, написанной от лица представителей Рязанской епархии (см. Материалы для биографии. С. 21). Содержавшаяся в челобитной просьба сохранить Рязанскую кафедру в руках Алексия вызвала подозрения в покушении на прерогативы императорской власти, а также косвенно задевала интересы архиепископа Феофана (Прокоповича). В ходе расследования в Синод поступили доносы Вятского епископа Лаврентия, обвинявшего Алексия среди прочего в нежелании служить благодарственные молебны в положенные дни, в непочитании икон, написанных на холсте, и в том, что он «предерзостно похирил» печатную форму о возношении на ектениях имен императрицы и Высочайшей фамилии. На выдвинутые обвинения Алексий отвечал 20 декабря 1734 г., лично явившись в Синод. Бóльшую часть обвинений ему удалось опровергнуть, но в вину Алексию была поставлена интрига с составлением благодарственной челобитной от лица своей паствы, а также написание письма вятскому воеводе, признанного «поносительным» для епископа Лаврентия. Постановлением Синода было решено выслать Алексия под начало в Александро-Невский монастырь, но Высочайшим указом от 26 июля 1735 г. ссылка была отменена. Определением Синода от 16 января 1736 г. Алексию был объявлен выговор «за напрасное Ея величества утруждение, за обнесение преосвященного Феофана больным и за другие в указе прописанные резоны». 4 марта указ с перечислением провинностей был прочитан в Крестовой палате Переяславля-Залесского. Дело закончилось взысканием с Алексия штрафа. Возвращенный на свою кафедру, он занялся строительством и благоустроением храмов. В 1738 г. им была открыта Рязанская духовная семинария с классами: риторическим, пиитическим, синтаксическим, грамматическим, инфимическим и фарическим. В 1741-1743 гг. Алексий преобразовал Рязанскую школу в Латинскую с шестилетним сроком обучения. При Алексии была учреждена Рязанская духовная консистория.

Архипастырское служение Алексия продолжалось 36 лет. За это время он построил множество храмов в Вятской и Рязанской епархиях, до 5 раз вызывался на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. По отзывам современников, «свободным наукам он был неучен», но «нравом кроток, благочестив, щедр, трезвен» и «к украшениям церквей охотник». Погребение Алексия состоялось в Успенском соборе (ныне собор Рождества Христова) Рязани; в 1799 г. гроб с его телом был перенесен в Архангельский собор, усыпальницу Рязанских архиереев. 18 июня 1998 г. останки Алексия были обретены вместе с мощами Рязанских святителей и архиереев; 18 сентября 1998 г. они были перенесены в рязанский монастырь во имя Святой Троицы, где покоятся в одной раке с мощами сщмч. Мисаила, архиепископа Рязанского, и свт. Феодорита, архиепископа Рязанского. В Желтикове Успенском монастыре хранилась грамота Алексия, написанная в период пребывания его на Сарской и Подонской кафедре, о явлении ему свт. Арсения Тверского после всенощного бдения перед литургией в день перенесения мощей последнего из соборной церкви мон-ря в надвратную. В 2000 г., в числе других документов об Алексии, эта грамота находилась в ГА Рязанской обл.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.