Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Монах Симеон Афонский. О Божественной Тишине.

«Крестителю и Предтече Христов, погружаемый всегда Сластьми телесными, ум мой управи, и волны страстей укроти, яко да в тишине Божественной быв, песнословлю Тя».
Канон. Песнь 1.1. Служба св. Иоанну Предтече.

Подробнее...

Афон. Панигир в честь преподобного Афанасия Афонского

Фотограф Владимир Орлов стал участником двухдневных торжеств на Святой горе Афон в честь преподобного Афанасия Афонского в основанной им Великой лавре. В первый день празднеств состоялся молебен и крестный ход перед чудотворной иконой Божией Матери Кукузелисса (соответствующую галерею портала Православие.Ru опубликовал год назад). Во второй день, с 4/17 на 5/18 июля, было совершено торжественное Всенощное бдение, водосвятный молебен и раздача колива.

Подробнее...

Монах Симеон Афонский. Ключи духовные.

«Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33)

I.

1. Хочешь узнать тщеславного?

– Это тот, кто не хочет слушать ничьих советов.

2. Хочешь узнать, что страшнее всего?

– Запоздалое раскаяние.

3. Хочешь узнать, что лучше всего?

– Постоянное покаяние.

4. Хочешь узнать, какие страдания самые горькие?

– Те, которые рождены нашими собственными заблуждениями.

5. Хочешь узнать, какое счастье самое высокое?

– То, ради которого мы отказались от самих себя.

6. Хочешь узнать, когда легко и радостно жить?

– Когда в сердце нет ничего, кроме Бога.

7. Хочешь узнать, когда тяжело и мучительно жить?

– Когда у тебя все есть, а Бога нет.

8. Хочешь узнать, что такое счастье?

– Это когда мы идем за Богом.

9. Хочешь узнать, что такое несчастье?

– Это когда Бог идет за нами.

10. Хочешь узнать Божественную Любовь?

– Научись не гордиться.

11. Хочешь узнать, что такое преданность Богу?

– Отсутствие страха перед опасностями.

12. Хочешь узнать, что самое желанное?

– Покой во Христе.

Подробнее...

В рамках Старицкого фотофестиваля откроется выставка "Святая Гора Афон. К 1000-летию русского присутствия", 2 июля

Издательский Совет Русской Православной Церкви
Ассоциация «Православная Книга»
Творческое объединение "Феофания"
Портал Rublev.com
Старицкий Свято-Успенский монастырь и 
Фонд возрождения Старицкого Успенского монастыря
 
представляют выставку фотографии "Святая Гора Афон"
 

Подробнее...

Архимандрит Алексий (Поликарпов): Пантелеимонов монастырь на Афоне — русская монашеская свеча пред Богом

Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) дал интервью порталу Синодального отдела по монастырям и монашеству после посещения в конце мая 2016 года в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святой Горы Афон.
 

Подробнее...

Поздравление Святейшего Патриарха Сербского Иринея по случаю 1000-летия русского монашества на Афоне

Предстоятель Сербской Православной Церкви направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу послание с поздравлениями по случаю отмечаемого в нынешнем году 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон. Торжества по случаю знаменательной даты прошли на Афоне в конце мая.
 

Подробнее...

Митрополит Волоколамский Иларион: Афон — место, где сохраняется живая традиция святости

28 мая 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стал профессор В.Я. Гуминский, главный научный сотрудник отдела русской классической литературы Института мировой литературы Российской академии наук.
 

Подробнее...

Лекции "Афонские традиции" пройдут в Высоко-Петровском монастыре

6, 9 и 10 июня в 18:30 в Петровской богословской школе игумен Петр (Пиголь), духовник Высоко-Петровского монастыря, расскажет об истории Святой горы и её традициях, поделится личным опытом несения послушания в Русском монастыре на Афоне, а так же ответит на Ваши вопросы.
 

Подробнее...

Русские на Афоне

Тема русского присутствия на Афоне просто неисчерпаема. Поэтому придётся кратко коснуться лишь основных её вех. Начиналось всё с преподобного Антония Печерского (983–1073), который отправился на Святую гору и обосновался первоначально в монастыре Эсфигмен. Согласно «Житиям святых» Дмитрия Ростовского, Антоний «сподобился иноческого образа», преуспел «в покорности и послушании» и, пробыв на месте своего пострижения немалое время, достиг «больших степеней совершенства, сам сделался наставником в монашеской жизни для многих братий. Тогда игумен, призвав его к себе, сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!». Приняв это благословение как за исходящее из уст Божиих, преподобный Антоний отправился на землю Русскую и, придя в град Киев, основал здесь Печерский монастырь, который положил начало всему русскому монашеству». Своим ученикам Антоний говорил: «Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой горы, по которому меня постриг игумен её, а я вас постриг – да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой горы».
 

Подробнее...

В Москве состоялась презентация изданий Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

10 мая 2016 года в Музее русской иконы прошла презентация изданий Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, приуроченная к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон.
 

Подробнее...

К 1000-летию русского присутствия на Афоне

Нынешний 2016 год стал для Русской Церкви и всего русского народа годом 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон. Трудно переоценить роль Святой Горы в жизни нашего православного народа. Книги и иконы, духовно-аскетический дух, который впитался в канву самой народной жизни Древней Руси, истинный свет Православной веры – это все для нас Афон. Афон – первый Удел Богоматери, не случайно так близок и так желанен нам. Нигде, как на Руси Матерь Божия оставила такое огромное количество чудотворных икон и многие из них, сюжетно тоже связаны с Афоном.
 

Подробнее...

Стали частью экспозиции

В музей Второафонского мужского монастыря на горе Бештау пожертвовали старинную икону с Афона и Следованную Псалтирь, сообщает пресс-служба Пятигорской епархии.
 

Подробнее...

В Храме Христа Спасителя пройдет фотовыставка, посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне

16 марта 2016 года в Патриаршем музее церковного искусства в Храме Христа Спасителя г. Москвы состоится открытие фотовыставки Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря «Под покровом Пресвятой: жизнь и быт монастырей Афона», посвященной 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон.
 

Подробнее...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: Русское монашество неразрывно связано со Святой Горой Афон

О миссии Афона в современном мире, значении подвига афонских монахов и 1000-летнем юбилее русского присутствия на Святой Горе в интервью порталу «Русский Афон» рассказал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии.
 

Подробнее...

Архимандрит Ефрем Святогорец. Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании.

Предисловие переводчика

Прежде чем начать чтение этого замечательного сборника слов и писем, читателю, вероятно, будет совсем небезынтересно узнать что-нибудь и об их авторе. Но, говоря об отце Ефреме, нельзя не сказать и о его Старце [1], которого он так часто упоминает в своих словах, – Иосифе Исихасте, или Пещернике, как его еще называют. Это – одно из великих имен в современной истории Афона. Можно сказать, что как без преподобного Симеона Благоговейного не было бы преподобного Симеона Нового Богослова, а без него, в свою очередь, и преподобного Никиты Стифата, так и без старца Иосифа, наверное, не было бы и нынешнего отца Ефрема. Здесь мы видим ту "золотую цепочку" живого святоотеческого предания, о которой так много говорит преподобный Симеон Новый Богослов. "Живую воду" Духа, которую в личном подвиге стяжал старец Иосиф, отец Ефрем, как "совершенный послушник" (см. его "Три слова о послушании"), принял "даром". Как видно из нижеследующих Слов, "даром" вовсе не означает совершенного бездействия со стороны послушника. Скорее наоборот.

Подробнее...

Частица Афона в Нарымском крае

Что общего между Святой горой Афон, тысячелетие русского присутствия на которой будет отмечаться в наступившем году, и одной из молодых епархий Русской Церкви, учрежденной в 2013-м в Нарымском крае?
 
Долгожданная святыня
 

Подробнее...

Конференция «Святая Русь и Святая Гора Афон. Традиции и современность» пройдет в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

27 января 2016 года в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоится конференция «Святая Русь и Святая Гора Афон. Традиции и современность». Мероприятие посвящено 1000-летию русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон. Организатор конференции – Фонд святителя Василия Великого.
 
В ходе конференции будут обсуждаться многовековые традиции, опыт и перспективы культурного и духовного соработничества Русской Православной Церкви и монашества Святой Горы Афон. Конференция ставит своей целью обозначить важность сохранения святоотеческого наследия и передачи его будущим поколениям.
 

Подробнее...

Елена Мельникова. ОЛЬГЪ / ОЛЕГ ВЕЩИЙ

1

Этимология имени первого русского князя никогда не вызывала сомнений: др.-рус. Ольгъ > Олегъ восходит к древнескандинавскому антропониму Helgi. Это имя соответствует прилагательному helgi (стяженная и слабая форма прил. heilagr < *hailagaz, др.-англ. h?lig и др.), которое получило широчайшее распространение в Скандинавии в христианскую эпоху в связи с тем, что за ним закрепилось значение "святой": Heilagr Kristr "Святой Христос" (в рунических надписях XI в.2), heilagr maðr "святой" и heilagra manna sögur "саги о святых людях" (жития святых), приложения к личному имени: Óláfr hinn helgi, Eirikr hinn helgi и многие другие. Предполагается, что и имя Helgi-Олегъ также имело значение "святой, священный", а в языческую эпоху отражало представления о сакральности верховной власти3. Рефлекс этого значения имени (или просто его перевод) был недавно усмотрен и в прозвище Олега - "Вещий"4.

Подробнее...

Возродимся Православием. К 560-летию Ордынской Поречской пустыни.

За всё время своего существования она переживала периоды как наивысшего расцвета, так и глубокого упадка. И то, и другое происходило под влиянием  крупных исторических событий и было тесным образом связано с определённой деятельностью людей.
 

Подробнее...

Образ князя Владимира в русской литературе

Святой равноапостольный князь Владимир – великий святой крестивший Русь, гениальный политический деятель, основоположник Российского Государства. Он прославлен Церковью, написано его житие и ему совершается служба, но его образ, несколько иной чем предлагается в агиографических и летописных текстах, воспевается и народом, сначала в былинах, а после и в авторских текстах. 
 

Подробнее...

Святой просветитель нашей земли

Сегодня не только Православная Церковь, но и все народы Русского мира (думаю, что это праздник и для католиков) чтят память великого князя Владимира Святославича. Православные его величают святым и равноапостольным, в умах светских людей воспоминается он «Красным Солнышком», историки называют его Владимиром - просветителем и крестителем, но ко всем этим эпитетам безошибочно можно добавить слово Великий. В чём же его величие? Ответ прост: в том, что этот человек, подобно первоверховным апостолам Павлу и Петру, вселенским просветителям Василию Великому, Константину Великому, услышал призыв Божий и устроил свою жизнь по призывающему Промыслу Божию. Таким образом, жизнь этого человека можно разделить на два периода: до обращения ко Христу и жизнь во Христе.
 

Подробнее...

Акафист святой и равноапостольной великой княгине Русской Ольге

Кондак 1

Первоизбранней от всего русскаго рода, славней и равноапостольней угоднице Божией Ольге составим похвалу, яко заре во тьме идолопоклонения светом веры возсиявшей и путь ко Христу всем людем русским показавшей. Ты же, яко имущая дерзновение к прославльшему тя Господу, ограждай нас от всяких бед молитвами твоими, да зовем ти: Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Подробнее...

Иларион, митрополит Киевский и всея Руси. Слово о Законе и Благодати.

О Законе, через Моисея данном,
и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной,
и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили,
и вера на все народы распространилась,
и до нашего народа русского (дошла).
И похвала князю нашему Владимиру,
которым мы крещены были.
И молитва к Богу от всей земли нашей.[1]

Подробнее...

Акафист Ярославу Мудрому

Кондак 1

Избранный от Предвечнаго Царя Небеснаго и Церкве Зиждителя, данный стране нашей ходатаю изрядный и заступниче пречудный, святый княже Ярославе, приими похвальная пения любовию чтущих святую память твою и моли Христа Бога сохранитися неврежденным нам от враг видимых и невидимых, да со умилением вопием ти:

Радуйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Подробнее...

И. С. Улуханов. Церковнославянский язык русской редакции: Сфера распространения и причина эволюции

0. Русская летопись очень отчетливо и образно связывала принятие христианства и появление “книжных словес”, “книжного учения”, а следовательно и церковнославянского языка: iaко бо се н?кто землю разорить. другыи же нас?еть. ини же пожінають. и iaд?ть пищю бескудну. тако и сь. [речь идет о Ярославе Мудром - И.У.]. оць бо сего Володимеръ [землю] взора. и оум?чи (правильно: умягчи) рекше крщньемь просв?тивъ. сь же нас?я книжными словесы ср(д)ца в?рны(х) людии. а мы пожинаемъ ученье приемлюще книжное. Лавр. лет. 1377 51 об. (1037). 

Подробнее...

Участники российско-украинского паломнического автопробега посетили Оптину Пустынь, храмы Санкт-Петербурга и Великого Новгорода, Александро-Свирский и Соловецкий монастыри и Троице-Сергиеву лавру

С 26 июля по 8 августа 2015 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в рамках торжеств по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира проходит российско-украинский паломнический автопробег по маршруту Запорожье — Соловки — Запорожье. 
 

Подробнее...

Начался российско-украинский паломнический автопробег

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины, с 28 июля по 8 августа 2015 года в рамках торжеств по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира проходит российско-украинский паломнический автопробег. 
 

Подробнее...

Вячеслав Карцовник. Владимир Великий, Брунон Кверфуртский и григорианское пение в Киевской Руси

1. Предыстория

Мир Киевской Руси – мир полулегендарный. Выглядит он так не только благодаря своей древности, но и потому, что количество сохранившихся источников по его истории столь невелико, что часто заставляет исследователей ограничиваться смутными предположениями и догадками. Но даже по небольшому объему дошедших до нас исторических свидетельств известно, что Киевское государство было вовлечено в широкую сеть династических, военных и торговых связей сo Скандинавией, Византией, славянскими землями и романо-германским миром [1] .

Подробнее...

Начинатель Святой Руси

В нынешнем году вся Церковь Русская, а вместе с ней и весь православный мир отмечают тысячелетие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. C посланием в связи с памятной датой обратился к архипастырям, клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 
 

 

Подробнее...

Георгий Федотов. Канонизация святого Владимира

 «Когда и где впервые установлено празднование памяти святого Владимира?» - таков вопрос, поставленный более полувека назад профессором И. И. Малышевским в статье под тем же заглавием в «Трудах Киевской Духовной Академии» (1882. I). Говоря по совести, и сейчас на этот вопрос мы должны ответить незнанием. Малышевский считал возможным дать свой ответ с большой степенью точности. Позднейшее исследование, отдавая должное его остроумию и не отвергая, в основном, его теории, подорвало нашу уверенность в возможности точных определений времени. Как во многих других случаях, docta ignorantia2 научила нас скромности.

Подробнее...

Князь Владимир принял христианство, потому что видел в нем силу — В.Р. Легойда

Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в ходе своего выступления на пресс-конференции в информационном центре ТАСС, посвященной теме юбилейных торжеств в память 1000-летия преставления великого князя Владимира, призвал не допустить превращения образа этого равноапостольного святого в инструмент политических технологий. 
 

Подробнее...

C 26 по 28 июля 2015 года на острове Валаам пройдет фестиваль православного пения

C 26 по 28 июля 2015 года на острове Валаам впервые пройдет Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения. Певческий праздник посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира – просветителя Руси.  
 

Подробнее...

«Итогом жизни князя Владимира можно смело назвать судьбоносный выбор спасительной христианской веры»

В нынешнем 2015 году весь православный мир отмечает 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Датой его кончины и днем памяти является 28 июля (15 июля по старому стилю).
  

Подробнее...

В Бежецке стартовал конкурс рисунков, посвящённых св. равноап. кн. Владимиру

6 июня Божественной литургией, шествием духовенства на исток Волги, чином малого освящения истока реки Волги, которые возглавил митрополит Тверской и Кашинский Виктор, начался ХVII Большой Волжский Крестный ход. Крестный ход пройдет по большинству районов Тверской области и 27 июня завершится в г. Калязине. 
 

Подробнее...

К участию в велопоходе «По следам князя Владимира» приглашаются все желающие

С 13 по 18 июля 2015 года по благословению епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха, пройдет велопоход «По следам князя Владимира», приуроченный к 1000-летию святого. 
 

Подробнее...

Мощам князя Владимира уже поклонились около 100 тысяч верующих

Сегодня завершается первый маршрут принесения мощей равноапостольного князя Владимира в города России и Белоруссии. В рамках первого маршрута мощи побывали на территории епархий Русской Православной Церкви, в 8 городах. За это время святыне смогли поклониться около 100 тысяч верующих. Следующий маршрут начнется 21 июня в Бресте. 
 

Подробнее...

Фестиваль славянского искусства посвятят равноапостольному князю Владимиру

26 июля в музее-заповеднике Царицыно пройдет IV межрегиональный фестиваль славянского искусства «Русское поле» – крупнейший фольклорный праздник России. Как сообщает Синодальный информационный отдел, в этом году фестиваль посвящен памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. 
 

Подробнее...

Началось принесение мощей святого равноапостольного князя Владимира в города России и Белоруссии

27 мая 2015 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялся молебен по случаю принесения мощей равноапостольного князя Владимира в города России и Белоруссии. Первым городом стала Тула, куда по окончании молебна был отправлен ковчег со святыней. 
 

Подробнее...

Иеромонах Петр (ГАЙДЕНКО). Заметки о состоянии христианской жизни Киевской Руси в X в. (до смерти вел. князя Святослава)

Понять крещение Руси и последовавшие после него события невозможно, «отвлекаясь от предшествующего <…> распространения христианства среди восточных христиан»1, как об этом пишет И.Я. Фроянов. Также развитие христианства как религиозного института не может быть правильно оценено вне его связи с нуждами молодого Киевского государства. Не только христианское богословие находилось в зависимости от процессов формирования древнерусской нации2. Сама система хозяйственных, юридических, социальных и политических отношений, существовавших в церкви и в ее отношениях с государством, испытывала самое сильное влияние со стороны институтов власти Киевской державы. Мы не будем рассматривать и подвергать анализу самые ранние сообщения о существовании христианства на землях, которые в дальнейшем вошли в состав Киевской Руси. Обратим наше внимание к наиболее поздним известиям, касающимся поднятой проблемы.

Подробнее...

Три завета князя Владимира

Нынешний год посвящен равноапостольному великому князю Владимиру, во всех епархиях Русской Церкви проходят празднования в честь Крестителя Руси – их летопись можно увидеть на нашем портале. Но, совершая торжества, приуроченные к 1000-летию преставления святого князя, помним ли мы его заветы нам, потомкам? Об этом размышляет клирик Тверской епархии протоиерей Димитрий Кунченко
 

Подробнее...

Анджей Поппэ. О времени зарождения культа Бориса и Глеба.

Оп.: "Russia Mediaevalis", Tomus 1.1973. Wilhelm Fink Verlag, Munchen.

Вопрос о происхождении и взаимоотношении произведений, посвященных причтенным к лику святых сыновьям Владимира I, остается открытым. Господствующая в научной литературе крайняя противоречивость выводов относительно соотношения и хронологии сочинений борисоглебского цикла явно свидетельствует о чрезвычайной сложности их историковедческого расследования [1]. В настоящее время ввиду достигнутых результатов, чтобы выйти из тупика, в котором оказалось исследование вопроса, следует, на наш взгляд, несколько видоизменить процедуру исследования. Первоначально, не стремясь определить взаимоотношения отдельных сочинений, а особенно их предполагаемых общих источников, надо возможно точно установить как время и обстоятельства составления отдельных существующих памятников[2], так и время возникновения самого культа Бориса и Глеба. Предлагаемый тут опыт решения второго вопроса из области идеологии Киевской Руси, позволит наметить хронологический рубеж, до которого все (известные и гипотетически восстановленные) произведения, прославляющие Бориса и Глеба, не могли быть составлены.

Подробнее...

Половой Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии.

Среди источников о первом походе Игоря на греков в 941 г. наибольший интерес представляют собой русские и византийские памятники, рассказывающие об этом событии. Византийские источники о походе 941 г. (Хроника Амартола и Житие Василия Нового) были широко распространены в Древней Руси и сыграли большую роль в формировании русских памятников об этом походе. Русские источники о походе 941 г. частью дословно, частью в пересказе повторяют византийские, что дало повод еще Шлецеру говорить об их полной зависимости от византийских: "Все это так походит на рассказываемое византийцами о Игоревых руссах, что кажется, будто писец нарочно одно место переписывал несколько, раз слово в слово"1.

Подробнее...

Устав святого князя Володимира

Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1 

Подробнее...

Святейший Патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На исходе XX века, когда выявляются все новые и новые подробности страдания нашей Церкви в советскую эпоху, когда к лику святых причислены не только святой праведный Иоанн Кронштадский и блаженная Ксения Петербургская, но и неполный еще сонм новомучеников Российских, мало кто задумывается над тем, кем были для русского Православия те несколько лет между интронизацией Святейшего Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года и новым наступлением на Церковь, которое начало ощущаться уже с конца 40-х годов[1][1]. Этот короткий отрезок времени историки назовут “конкордатом”, “перемирием”, мы же без иронии можем назвать торжеством веры, торжеством исповедников. 

Подробнее...

В. Г. Брюсова. Русско-Византийские отношения середины XI века.

На протяжении X в. Византия имела возможность не раз убедиться в опасности нарушения мира с Русью, когда многочисленное войско "тавроскифов" неожиданно оказывалось у границ империи или под стенами столицы. Обращение императора Василия II в критический момент восстания Варды Фоки за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, взятие Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия и Константина, крещение Руси - все эти факты политической истории Византии и Киевской Руси имели для них важные последствия. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 г. были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике. Северное Причерноморье становится областью пограничных владений Руси и Византии. Установление родственных связей между правящими домами Киева и Константинополя значительно повысило международный авторитет киевских князей, а христианизация способствовала упрочению феодального строя на Руси.

Подробнее...

Лаврская летопись. XIV век

 Содержание

Подробнее...

О новоявленных чудесах преподобного Сергия. Рукопись Симона Азарьина 1653 г.

Благоволением Бога Отца Вседержителя, помощью Единородного Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и содействием Пресвятого и Животворящего Духа была написана эта книга о житии Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудотворца, а написал ее спустя двадцать шесть лет по преставлении святого ученик его Епифаний Премудрый, как написано в его книге. Потом, спустя несколько лет, иеромонах Пахомий тоже вспомнил о его преподобном житии и о чудесах, происходящих от его мощей. А после того было явлено еще большее, неисчислимое количество чудес всем приходящим к нему с верою, причем люди получали исцеление от самых разнообразных болезней, и не только там, где лежат его многочудесные мощи, но и в других городах и селах и в дальних странах – везде, где кто-нибудь призывал с верою его святое имя. 

Подробнее...

Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия Чудотворца

Кто убо исповедати возможет многая и великая Божиа дарованиа, яже дарует содержащим добродетель, и в нынешнем веце и в будущем? Блажении суть воистинну добродетели причастницы и блазии делателие заповедем Господним; понеже память их пребывает во век века. Въспомянем, братие, колицы силнии и богатии и пищницы от века быша и ни единого их память с похвалением бысть; но с веком сим и привременным сим житием купно разрушишася и погибоша. Едина же добродетель бесмертна есть и вечна вещ, и присносущна; и та есть едина достойна ублажению и похвалению; и похваляющеи сих веселятся и играют духовно, и радуются. 

Подробнее...

А. Г. Мельник Социальные функции св. Сергия Радонежского в XV—XVI вв.

В эпоху Древней Руси было распространено устойчивое пред­ставление о том, что Бог через посредство святых исполняет чаянья отдельных людей и целых сообществ. Иначе говоря, усопшие подвиж­ники благочестия тогда наделялись качествами активных субъектов реальной действительности, выполнявших конкретные социальные функции[1]. Могут возразить, что данные так называемые функции отно­сятся к миру воображаемого. Однако люди того времени верили в эф­фективность действий святых в реальном мире и основывали на этой вере многие свои решения и поступки. Поэтому тогда указанные функ­ции представляли собой существенный фактор социальной истории, который нуждается в тщательном изучении.

Подробнее...

Новая книга о преподобном Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре

Проблемы истории Русской Церкви эпохи Средневековья и раннего Но¬вого времени в последние 15-20 лет привлекают многих зарубежных авто¬ров 1. В центре их внимания — различные аспекты жизни монастырей, в пер¬вую очередь поминальная практика. Этот подход сопровождается активной разработкой соответствующей источниковой базы2. Повышенный интерес к изучению и изданию источников по поминальной практике (кормовых, вкладных книг, синодиков) характерен и для современной отечественной ис- ториографии3, что во многом свидетельствует об общности исследователь¬ских поисков в России и за рубежом. В отечественной науке в последние 20 лет появились разноплановые исследования о прп. Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре4. Особо следует отметить выполненное на вы¬соком археографическом уровне комментированное издание Кормовой книги Троице-Сергиева монастыря 1674 г., которое подготовили сотрудники Сер¬гиево-Посадского музея-заповедника Л. А. Кириченко и С. В. Николаева5.

Подробнее...

Евгений Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

О значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества

Московская духовная академия, которая сегодня имеет честь приветствовать вас как ее посетителей, находится в стенах лавры, под кровом преподобного Сергия, с 1814 года,– следовательно, вот уже 78 лет. 

Подробнее...

Дмитрий Балашов. Похвала Сергию.

Предварение автора

Книга эта несколько неожиданна для меня самого. В задуманную серию «Государей московских» она как бы даже и не вмещается. Приходится отступить от хронологического – от княжения ко княжению – прослеживанья событий; приходится, вместо очередного московского князя, брать главным героем повествования инока, сына разорившейся, «оскудевшей», как говорилось встарь, семьи ростовских бояр. 

Подробнее...

Лавры Наместник Иеромонах Павел. Краткое историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, с приложением знатных произшествий случившихся во оной. 1782 г.

КРАТКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СВЯТО-ТРОИЦКИЯ СЕРГИЕВЫ ЛАВРЫ,

С ПРИЛОЖЕНИЕМ ЗНАТНЫХ ПРОИЗШЕСТВИЙ случившихся во оной.

Сочиненное Оныя Лавры Наместником Иеромонахом Павлом. В Санктпетербурге 1782 года.

 

[стр. 3] Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московском уезде, расстоянием от Москвы в 64 верстах на север, наклоняясь несколько к востоку: из вне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 6 приходских церквей, из коих 5 каменных, а одна деревянная. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами. Но так при том, что отвсюда здание монастырское видно за 10 верст. При ней нет никакой знатной реки, кроме малаго протока, именуемаго Кончура, который начинаясь в двух верстах выше монастыря и протекая мимо его с западной и потом южной сторон, впадает на конец в четырех верстах ниже в речку Торгошу.

Подробнее...

Краткое историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры и Спасо-Вифанскаго училищнаго монастыря. 1829 г.

КРАТКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СВЯТО-ТРОИЦКИЯ СЕРГИЕВЫ ЛАВРЫ

и СПАСО-ВИФАНСКАГО УЧИЛИЩНАГО МОНАСТЫРЯ

С ПРИСОВОКУПЛЕНИЕМ описания Махрищскаго монастыря,
противу прежнихъ изданий исправленное и дополненное.
МОСКВА, в Синодальной Типографии, 1829 года, издание седмое.

Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московской Губернии, разстоянием от Москвы в 64 верстах на Север, наклоняясь несколько к Востоку. Извне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 8 приходских церквей, из коих 7 каменных, а 1 деревянная. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами, но так притом, что отвсюда здание монастырское видно за 10 верст и более. При ней находится малая речка, именуемая Кончура, которая, начинаясь в двух верстах выше Монастыря, и протекая мимо его с западной и потом южной сторон, впадает наконец в четырех верстах ниже в речку Торгошу.

 

Подробнее...

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕСЯЦОСЛОВ. СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ.

Издание второе, исправленное и значительно пополненное.

МОСКВА. В Типографии В. Готье. 1854.

Оглавление.

Подробнее...

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, НИКОГДА НЕ ПОЯВИЛОСЬ БЫ И СВЯТОЙ РУСИ

Главная юбилейно-историческая дата этого года - 700-летие преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Удивительным образом именно в год всеобщих торжеств, посвященных преподобному Сергию, наше общество переживает новый подъем национального самосознания. Святейший Патриарх Кирилл, возглавивший масштабные празднества в честь преподобного Сергия, которые прошли на минувшей неделе в Сергиевом Посаде, в интервью "Эксперту" говорит о том, почему именно сейчас важно по-новому переосмыслить уроки, которые преподнес всем нам радонежский игумен.  

Подробнее...

Преподобный Сергий: почему мы его так почитаем?

В этом году мы отмечаем 700-летие со дня рождения великого русского святого, преподобного Сергия Радонежского. Юбилей будет широко праздноваться по всей стране, однако далеко не все понимают, почему этот святой так много значит для Русской церкви и русского народа. А ведь традиция его почитания уходит более чем на на полтысячелетия в историю Русской земли. 

Подробнее...

Обращаем внимание! Материалы о крестном ходе Хотьково – Сергиев Посад, а также подробная программа празднования.

В преддверии торжеств в связи с 700-летием преподобного Сергия Радонежского 16-18 июля с.г. обращаем ваше внимание, что на портале «Приходы» в специальном разделе «Все о торжествах в Посаде» размещены все материалы о крестном ходе Хотьково – Сергиев Посад, а также подробная программа празднования 700-летия Преподобного Сергий Радонежского. Схемы следования крестного хода и размещения палаточного лагеря, памятку паломника и афиши можно скачать и распечатать.

Подробнее...

Сергий Радонежский

Дни памяти: 5 июля, 7 июля, 25 сентября[1]

Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея Руси чудотворца cоставлено иеромонахом Никоном (Рождественским), впоследствии архиепископом Вологодским и Тотемским.

Подробнее...

Аристарх (Станкевич). Троице-Сергиева Лавра и русская культура.

Архимандрит АРИСТАРХ (Станкевич), ризничий Троице-Сергиевой Лавры

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Подробнее...

Подвиг святого Сергия Радонежского и дело митрополита Сергия

Казалось бы, русская революция в обоих ее фазисах — февральском и октябрьском — должна была бы опытным путем протрезвить сознание всех русских людей, в том числе и русской эмиграции, подведя это сознание в упор к живой жизни. 

Но, к сожалению, такого протрезвления не случилось. Русская эмиграция не только не утратила в значительной своей части вкуса к абстрактным разрешениям конкретных вопросов, но, оторванная от своего народа, оказавшаяся «без руля и ветрил», она с особенным увлечением ударилась в область безответственных химерических планировок русского будущего. 

Подробнее...

Архимандрит Алексий (Кутепов). Преподобный Сергий как русский идеал святости

Сошествием Святого Духа в день Пятидесятницы искупленная, омытая и очищенная Кровию Христовою Церковь соделывается уже не только Телом Христовым, но и полнотой «Наполняющего всё во всем» (Еф. 1, 23), сообщая в своих таинствах верующим соединение их человеческой природы «с Божественной природой в Ипостаси Сына, Главы Своего мистического Тела»1. Благодатно возрождая, освещая и усовершая своих членов, соделывая их причастниками вечной жизни в Богообщении, Церковь Христова является началом всякого личного благочестия и святости.

Подробнее...

На пергаменте, бересте и бумаге

К 700-­летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века

Подробнее...

Навигация

Система Orphus