Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

ИЛАРИОН (Тро­иц­кий Вла­ди­мир Алек­сее­вич)

ИЛАРИО́Н (Тро­иц­кий Вла­ди­мир Алек­сее­вич) [13(25).9.1886, с. Ли­пи­цы Ка­шир­ско­го у. Туль­ской губ. – 28.12.1929, Ле­нин­град], ар­хи­епи­скоп Ве­рей­ский, ви­ка­рий Моск. епар­хии, бо­го­слов, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.
 
Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. Бра­тья И., Ди­мит­рий и Алек­сей, так­же при­ня­ли свя­щен­ст­во (Ди­мит­рий впо­след­ст­вии стал ар­хи­еп. Брян­ским с мо­на­ше­ским име­нем Да­ни­ил). Окон­чил Туль­скую се­ми­на­рию (1906), Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (МДА, 1910), был ос­тав­лен при МДА про­фес­сор­ским сти­пен­диа­том. C авг. 1911 до­цент МДА по ка­фед­ре Свя­щен­но­го Пи­са­ния Но­во­го За­ве­та. В 1908 пу­те­ше­ст­во­вал по хри­сти­ан­ско­му Вос­то­ку, а в 1912 – по Зап. Ев­ро­пе. В дек. 1912 за­щи­тил ма­ги­стер­скую дис. «Очер­ки из ис­то­рии дог­ма­та о Церк­ви», ма­гистр бо­го­сло­вия (янв. 1913). В мар­те 1913 при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в ски­ту Па­ра­кли­та Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры, ар­хи­ман­д­рит (июль 1913). Ин­спек­тор, проф. (1913), и. о. рек­то­ра (май – сент. 1917), по­мощ­ник рек­то­ра (окт. 1917 – апр. 1920) МДА. Пред­ста­ви­тель МДА на По­ме­ст­ном со­бо­ре Рус. пра­во­слав­ной церк­ви 1917–18, где вы­сту­пил за вос­ста­нов­ле­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва в Рус. церк­ви. Позд­нее сек­ре­тарь и один из бли­жай­ших по­мощ­ни­ков пат­ри­ар­ха Ти­хо­на  по управ­ле­нию Моск. епар­хи­ей. От ли­ца Моск. пат­ри­ар­ха­та вёл пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми сов. вла­сти. В 1920 пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Ве­рей­ско­го, ви­ка­рия Моск. епар­хии и в 1923 воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па.
 

Подробнее...

По молитвам преподобного Нила

Нилова пустынь на озере Селигер готовится к большим торжествам – 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского
 
8-12 июня в Ниловой пустыни в Осташковском районе состоятся праздничные мероприятия, которые возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
 
Преподобный Нил Столобенский (+1554) – один из величайших святых Православной Церкви. Вплоть до революции 1917 года монастырь Нилова пустынь был особо почитаем императорами дома Романовых. Дело в том, что многие годы бывший настоятелем в обители Тобольский архиепископ святитель Нектарий (Теляшин) предсказал в начале XVII века первому царю новой династии Михаилу Феодоровичу рождение сына и наследника. При крещении царевича Алексея Михайловича игумен Нектарий был его восприемником.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов ТАИНСТВЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ 99 ПСАЛМА

Воскликните Богови вся земля [1]. Землей здесь назван человек. Это название дано человеку Самим Творцом его, Богом. Бог сказал Адаму: земля еси [2]. Хотя я одушевлен, но - земля: одушевлен я душой мертвой. Мертвая душа во время земной жизни погребена в земле, то есть, заключена в страстном теле, как в темнице, как в оковах, и порабощена ему; по разлучении с телом, она нисходить в недра земли. Для спасения - необходимо оживление.

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов.

Введение

     Приступая к объяснению, по мере скуднейших понятий моих, свойственнаго человеку сугубаго видения сотворенныхъ духов, нахожу необходимым изложить учение и о сугубой слепоте человека, усвоившейся ему при посредстве падения. Большинство людей чуждо всякаго понятия об этой слепоте, даже не подозревают существование ея! Большинство людей чуждо всякаго понятия о духах, или имеет о них одно теоретическое, самое поверхностное, самое неясное и неопределенное понятие, почти равное совершенному незнанию.

 

Подробнее...

Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Слово о человеке.

Предисловие
 
Автор данного труда – епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя и переизданные в 5 томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания. Данное сочинение – "Слово о человеке" – не вошло в 5-томное издание и вообще до сего времени оставалось неизвестным. Оно принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Понятие о ереси и расколе.

Понятие о ереси
 
1. Ересь - слово греческое (αίρεσις) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (Деян.28:22). Но впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов. О чудесах и знамениях.

Введение
 
Святое Евангелие поведало нам, что фарисеи, не удовлетворяясь теми чудесами, которые совершал Господь, требовали от Него особенного чуда: "знамения с небесе" (Мк. 8, II). Требование такого знамения, сообразно с каким-то странным понятием о знамениях и чудесах, повторялось не раз, как и Господь засвидетельствовал: "род сей знамения ищет" (Мк. 8, 12). В требовании фарисеев принимали участие саддукеи, столько отличавшиеся верованием своим от фарисеев (Мф. 16, 1). Желание "знамения с небесе" выражалось иногда и народом. Так, после чудесного умножения пяти хлебов и насыщения ими многолюдного собрания, в котором было пять тысяч мужей, за исключением жен и детей, очевидцы этого чуда, участники этой трапезы, говорили Господу: "Кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе? Что делаеши? Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти" (Ин. 6, 30-31). Для них показалось недостаточным дивное размножение хлебов в руках Спасителя: оно совершилось с тишиною, со святым смирением, которым были проникнуты все действия Богочеловека, а им нужно было зрелище, им нужен был эффект. Им нужно было, чтоб небо покрылось густыми облаками, чтоб возгремел гром и засверкала молния, чтоб хлебы попадали из воздуха. Такой же характер имело требование чуда от Богочеловека иудейскими архиереями и народными начальниками, когда Богочеловек благоволил быть вознесенным на крест. "Архиерее ругающеся с книжники и старцы и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне с креста, и веруем в Него" (Мф. 27, 41-42). Они признают чудеса, совершенные Господом, чудесами, и вместе насмехаются над ними; насмехаясь, отвергают их; отвергая чудеса, дарованные милосердием Божиим, требуют чуда по своему сочинению и усмотрению, чуда, которым, если б оно совершилось, уничтожи-лась бы цель пришествия на землю Богочеловека, не последовало бы искупления человеков. Между желавшими видеть от Господа чудо, которым намеревалось потешиться легкомыслие, любопытство, безрассудство, является и Ирод (Лк. 23, 8). Этому нужно было знамение для приятного препровождения времени; не получив желаемого, он осыпал Господа насмешками, тем и доставил себе минуту развлечения. Что значит - общее требование чудес от Богочеловека, высказанное людьми столько разнообразного направления, требование, соединенное с пренебрежением поразительных чудес, соделанных Богочеловеком? Такое требование - выражение понятий плотского мудрования о чудесах. Что такое плотское мудрование? Это - образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия. Свойство вражды Богу и противления Богу, которым заражено и преисполнено плотское мудрование, с особенною ясностию высказывается в требовании от Богочеловека чудес по понятию лжеименного разума, при невнимании к чудесам, при отвержении и осуждении чудес, которые совершал Богочеловек по неизреченной Своей благости. Совершал Он их, будучи "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор. 1,24).
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О православии.

О православии
 
(Слово в первую неделю Великого Поста)
 
Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу: что есть православие?
 
Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан1. Где нет Духа, там нет православия.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Лютеранизм.

На вопрос - ответ Настоятеля Сергиевой пустыни отца архимандрита Игнатия (Брянчанинова)
1 марта 1844 года
 
Вопрос. Что есть лютеранизм?
 
Ответ. Лютеранизм есть учение Лютера и его последователей по отношению к христианскому вероисповеданию.
 
Вопрос. С которого времени начался лютеранизм?
 
Ответ. Лютер начал обнаруживать свои мнения с 1517 года по Р.X.
 
Вопрос. Нужно ли было установление лютеранизма для спасения человеков?
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Иосиф, Священная повесть, заимствованная из книги Бытия

Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу [2]. Она исторгает сердца их из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотой и верой.
 
Возвращался святой патриарх Иаков из Месопотамии в землю ханаанскую, в землю рождения своего, в предопределенное Богом свое наследие [3]. Внезапно пришла к нему весть, что гневный Исав, брат его, идет к нему навстречу, что при нем четыреста вооруженных мужей. Еще в лета юношества, Исав, волнуемый завистью, покушался на жизнь Иакова. Чтобы избегнуть преждевременной, насильственной смерти, Иаков удалился в Месопотамию. Он пробыл там двадцать лет. Время могло бы исцелить уязвленное злобой сердце Исава... нет, он идет навстречу брату с вооруженной дружиной. Многочисленность толпы, воинственный вид ее, обличали злонамеренный умысел. Время не исцелило ненависти в Исаве: возмужал он, возмужала в нем и ненависть к брату.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus