Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Поученіе къ новопоставленному іерею [1].

Привѣтствую тебя, возлюбленный, съ принятіемъ благодати священства. Когда душа наша соприкасается съ Божественною благодатію, она размягчается въ обычномъ своемъ ожесточеніи, какъ воскъ дѣлается мягкимъ отъ дѣйствія огня. Думаю, что и твоя душа испытываетъ подобное состояніе въ эти священныя и исключительныя минуты твоей жизни, и пользуюсь этимъ, чтобы преподать тебѣ наставленіе въ твоемъ новомъ служеніи. Ты же запечатлѣй его и приклони не ухо только, но и сердце къ глаголамъ моимъ. Изъ многихъ предметовъ почитаю благовременнымъ огласить слухъ твой указаніемъ того, что требуется отъ тебя какъ священника.
 
Въ своемъ новомъ санѣ ты вступаешь на прежнее знакомое тебѣ мѣсто, посему знаешь отчасти, что тамъ потребно. Паству твою составляютъ греки, арабы, славяне. Многіе годы обходились они безъ священника; прибывши сюда для снисканія себѣ пропитанія, хлѣба насущнаго, они, быть можетъ, мало помышляли о хлѣбѣ небесномъ, о единомъ на потребу. Отъ сего сердце ихъ не могло не одебелѣть, и когда имъ было даровано духовное утѣшеніе въ лицѣ священника, быть можетъ сердце ихъ не достаточно разгорѣлось святымъ огнемъ и не было снѣдаемо любовію къ Божественному. Они и знаютъ, что Божія Премудрость создала себѣ и среди нихъ домъ, заклала и для нихъ своя жертвенныя и уготовала трапезу, но все же нужно еще звать ихъ и при дорогѣ, и при вратѣхъ, и на вершинѣ горъ, звать, чтобы они оставили свое безуміе и предпочли знаніе Божественнаго чистому золоту (Прит. 8 и 9 гл.). Что же? Будемъ ли тяготиться симъ? Вѣдь мы рабы премудрости, которыхъ она для сей цѣли и посылаетъ. На се бо нынѣ и ты посылаешься ею. Посему благовѣствуй не только жаждущимъ сего, но тяготись искать и не ищущихъ тебя и открываться не вопрошающимъ тебя и простирать руки къ непослушнымъ и непокорнымъ (Ис. 65, 1-2). Другіе нерѣдко обходятъ море и сушу, дабы обратить хотя одного (Матѳ. 23, 15). Ускори и ты на помощь и потщися на умоленіе всѣхъ, кои холодны къ матери своей, святой церкви православной.
 
Другую часть твоей паствы составляютъ возсоединившіеся отъ уніи, живущіе въ Вилькенсонѣ. Свою любовь къ вѣрѣ православной они явили, какъ самъ ты знаешь, и добрыми дѣлами. Старайся же, чтобы они не охладѣли въ своей первой любви, а преизбыточествовали въ ней. Позаботься и о томъ, чтобы эта пока еще малая церковная община разрослась, подобно евангельскому горчичному сѣмени, въ древо многолиственное (Матѳ. 13, 31-32), подъ которымъ бы укрывались и не находящіеся пока во дворѣ нашемъ. А привлекать она будетъ чужихъ болѣе всего тѣмъ, если въ ней богослуженіе будетъ отправляться истово, съ благолѣпіемъ, церковная жизнь отличаться благочиніемъ, если члены общины будутъ жить въ мирѣ, любви, согласіи, по братски. Начатки иному тамъ уже положены, нужно только укрѣпить и развить ихъ; а иное еще и не начато; такъ, нѣтъ тамъ церковной школы, объ устройствѣ которой нужно тебѣ позаботиться. Я и тебѣ говорю, и предъ другими не умалчиваю, что отъ церковныхъ школъ зависитъ будущность православія въ здѣшнемъ краѣ, что школы эти сугубо здѣсь необходимы, такъ какъ въ публичныхъ школахъ этой страны, какъ самъ знаешь, закону Божію не учатъ.
 
До сего сказанное мною относится къ внѣшнему твоему будущему дѣланію. Но не думай ограничиться однимъ этимъ. Быть можетъ, одного внѣшняго дѣланія достаточно въ какомъ нибудь другомъ званіи, но отнюдь не въ пастырскомъ, хотя иные и изъ пастырей едва ли не все свое служеніе поставляютъ во внѣшнемъ дѣланіи. Обращалъ ли ты, возлюбленный, свое вниманіе на слова Спасителя: многіе скажутъ Мнѣ: Господи, Господи! Не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли и многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе (Матѳ. 7, 22-23). Что же? Значитъ, можно быть пастыремъ, проповѣдывать Христа, именемъ Его творить чудеса и не быть признану отъ Господа? Да, и убойся сего, да не постигнетъ участь сія! Помни, что успѣхъ пастырскаго дѣланія не столько зависитъ отъ внѣшнихъ мѣропріятій, сколько является слѣдствіемъ духовнаго подвига и благодатной жизни самого пастыря. Священникъ лишь въ томъ случаѣ можетъ быть истиннымъ созидателемъ душъ и руководителемъ ихъ ко Христу, когда онъ самъ созидаетъ себя духовно и въ своей совѣсти проходитъ путь христіанскаго самоусовершенствованія. Да иначе и быть не можетъ, ибо таковъ законъ духовной жизни! Надобно, говоритъ святый Григорій Богословъ, прежде самому очиститься, потомъ уже очищать; умудриться, потомъ умудрять; стать свѣтомъ, потомъ просвѣщать; освятиться, потомъ освящать. Одинъ опытный въ духовной жизни старецъ говорилъ: не сдѣлаешь добра въ другомъ больше, чѣмъ сколько будетъ его въ тебѣ самомъ.
 
Посему, для успѣха пастырскаго дѣланія твоего надлежитъ тебѣ первѣе всего позаботиться о собственномъ просвѣщеніи и очищеніи. Самъ Святѣйшій Пастыреначальникъ Христосъ предъ выступленіемъ на подвигъ служенія роду человѣческому пребылъ 40 дней въ пустынѣ въ постѣ и молитвѣ. И, взирая на Пастыреначальника, всѣ истинные пастыри Христовы свое пастырское служеніе начинали съ подвига внутренняго самоусовершенствованія. Съ этого долженъ начать и ты, тѣмъ болѣе, что содѣлавшись священникомъ, ты, по обстоятельствамъ, не сразу приступаешь къ внѣшнему пастырскому дѣланію, — оно нѣкоторое время будетъ еще въ вѣдѣніи твоего старшаго сослужителя о Христѣ. Употреби же сіе переходное время на то, чтобы уготовать себя на великое дѣло пастырскаго служенія.
 
Нынѣ возложеніемъ рукъ моего недостоинства, низведена на тебя Божественная благодать. Да не тща она будетъ въ тебѣ (1 Кор. 15, 10). Для сего полученнаго тобою духа не угашай, а всемѣрно возгрѣвай. Кратко укажу тебѣ нѣкоторыя изъ средствъ для возгрѣванія духа. Первое — это молитва. Какъ тѣло наше не можетъ жить безъ воздуха, такъ и душа наша — безъ дыханія Вседержителева, — безъ благодати Божіей, а благодать паче всего привлекается къ человѣку чрезъ усердную и пламенную молитву его къ Богу. Нынѣ воспоминаемый святою церковію преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ называетъ молитву ходатаицею благодатныхъ дарованій. А современный намъ великій молитвенникъ — пастырь Іоаннъ Кронштадтскій считаетъ ее пищею, силою, крѣпостію души, воздухомъ, свѣтомъ, животворящею теплотою, небеснымъ дождемъ, освѣжающимъ и оплодотворяющимъ нашу душу. Словомъ, безъ молитвы не можетъ быть истинной духовной жизни, и если молитва, посему, необходима для всякаго вѣрующаго, то тѣмъ паче для іерея, который на то и поставляется, чтобы возносить молитвы къ Богу о себѣ и за люди (Евр. 5, 3). Посему непрестанно упражняйся въ молитвѣ, не ограничивайся общественными служеніями, а въ клѣти дома своего, въ тиши и уединеніи, согрѣвай и омывай душу свою молитвою къ Богу.
 
Для возгрѣванія въ себѣ благодати Божіей упражняйся еще и въ чтеніи Слова Божія. Слово Божіе есть молотъ, разбивающій и смягчающій наши каменныя сердца; есть огонь, пожигающій нечистоту грѣховную и согрѣвающій наши холодныя сердца (Іер. 23, 29). Оно полезно есть къ ученію, къ обличенію, къ исправленію и наказанію, да совершенъ будетъ человѣкъ Божій, на всякое дѣло благое уготованъ (2 Тим. 3, 16-17). Посему поучайся въ законѣ Господни день и нощь (Псал. 1, 2). Поставь себѣ за правило читать слово Божіе ежедневно, и читай его съ благоговѣйнымъ вниманіемъ, и тогда то, что казалось тебѣ въ немъ давно извѣстнымъ, что раньше не производило на тебя сильнаго впечатлѣнія, то получитъ для тебя вдругъ новый великій смыслъ и значеніе, какъ будто въ первый разъ услышишь это, произведетъ трепетъ въ душѣ твоей и въ сердце твое снизойдутъ миръ, отрада и умиленіе.
 
Еще много имамъ сказати тебѣ, но, быть можетъ, по утомленію своему ты нынѣ и не вмѣстишь всего. Взамѣнъ прими «поученіе святительское къ новопоставленнымъ іереямъ» и чтеніемъ его назидай и утверждай себя во спасеніе! А я буду молить Господа, да содѣлаетъ Онъ тебя пастыремъ добрымъ, право правящимъ слово истины. Аминь. 
 
Примѣчаніе: 
[1] Владиміру Александрову. Изъ «Американскаго Православнаго Вѣстника» № 8. 
 
Источникъ: Поученіе преосвященнаго Тихона, епископа Алеутскаго и Сѣверо-Американскаго, къ новопоставленному іерею. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 857-859. 
 
http://slovo.russportal.ru

Навигация

Система Orphus