Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Исторические гипотезы

1025 лет преставления святителя Михаила, первого Митрополита Киевского (30.09.992)

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при св. Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Подробнее...

Сказание о явлении иконы Божией Матери "Державная"

100 лет явления иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
 
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».
 

Подробнее...

Сицилийская или Дивногорская икона Божией Матери

925 лет явления Сицилийской, или Дивногорской, иконы Божией Матери (05.02.1092)
 
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь Воронежского края.
 
На этой иконе Божья Матерь изображена восседающей на облаках, а Богомладенец находится у Нее на коленях. В правой руке Богородицы – белая лилия, которая символизирует чистоту и непорочность.
 

Подробнее...

Посланiе ПАТРІАРХА.Смиренный Тихонъ, рабъ Іисусъ Христовъ, волею Божіей патріархъ Московскій и всея Руси — архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ чадамъ Православной Россійской Церкви.

Возмогайте во Господѣ и въ державѣ крѣпости Его, облецытесь во вся оружія Божія,
яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 10-11).

Въ тяжелые дни скорби всенародной пріемлю долгъ вѣщать вамъ слово истины и любви: вмѣстѣ съ вами страдаемъ, вмѣстѣ съ вами скорбимъ и плачемъ. Къ ужасамъ жизни, полной бѣдствій, скорбей и лишеній, когда голодъ, холодъ и страхъ за свою жизнь сковали помыслы всѣхъ одною заботой о нуждахъ земныхъ, когда въ междоусобной кровавой борьбѣ земля наша, по слову Псалмопѣвца, «упоена кровми неповинныхъ сыновъ и дщерей нашихъ» (Псал. 105, 37), прибавилось нынѣ еще новое, тягчайшее для любящаго родину сердца русскаго, горе: тотъ сильнѣйшій врагъ, съ которымъ уже болѣе трехъ лѣтъ велъ русскій народъ кровавую брань, въ борьбѣ съ которымъ погибли цѣлые милліоны лучшихъ сыновъ русской земли, нынѣ устремляясь съ своей боевой силой въ глубину нашей родины, чтобы овладѣть и «главою» и «сердцемъ» ея, съ неслыханной дерзостью шлетъ намъ свои требованія и предписываетъ принять самыя позорныя условія мира. И позоръ совершился: условія приняты... Куда же дѣвалась былая мощь нашей родины? Гдѣ вы вѣрные сыны ея, гдѣ вы, люди ратные, прежде грудью своей защищавшіе, землю родную? Неужели всѣ вы погибли въ кровавой борьбѣ, всѣ полегли на поляхъ боевыхъ? Или, быть можетъ, нѣтъ у васъ уже больше орудій въ рукахъ, нѣтъ у васъ силы въ мышцахъ, нѣтъ огня пылкаго въ сердцѣ? Вѣдь, гремятъ же орудія смерти во взаимной братоубійственной брани; вѣдь, въ жестокихъ кровавыхъ бояхъ только не съ врагами отчизны, а съ братьями же вашими по крови и вѣрѣ, проявляется и сила мышцъ вашихъ и пламенная ревность вашего сердца... А съ поля ратнаго, предъ лицомъ врага иноземнаго, бѣжите вы съ оружіемъ въ рукахъ, чтобы этимъ же оружіемъ разстрѣливать другъ друга въ междоусобной борьбѣ... По истинѣ «осквернися земля наша въ дѣлѣхъ вашихъ и заблудились вы въ начинаніяхъ своихъ» (Псал. 105, 39). Изсякли въ васъ не крѣпость тѣлесная, даже и не мужество духа вашего, а исчезла любовь къ землѣ родной, погасло въ сердцахъ вашихъ пламя вѣры святой, — той святой вѣры, которая воодушевляла предковъ вашихъ проливать кровь за отчизну свою и на всемъ протяженіи тысячелѣтняго бытія Русской земли воздвигала среди нихъ мужей силы и духа, достойныхъ вѣчной и славной памяти въ потомствѣ.

Подробнее...

Смиренный Тихонъ, Божіею Милостію Патріархъ Московскій и Всея Россіи, возлюбленнымъ о Господѣ архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской.

«Посрамились мудрецы, смутились и запутались въ сѣть; вотъ, они отвергли слово Господне; въ чемъ же мудрость ихъ»...
Они говорятъ: «миръ, миръ! а мира нѣтъ» (Іер. 8, 9. 11).

Благословенъ миръ между народами, ибо всѣ братья, всѣхъ призываетъ Господь мирно трудиться на землѣ, для всѣхъ уготовалъ Онъ Свои неисчислимыя блага. И Святая Церковь непрестанно возноситъ молитвы о мирѣ всего міра, уповая, что восторжествуетъ на землѣ правда Христова и соединитъ враждующихъ братьевъ въ единое стадо подъ водительствомъ единаго Небеснаго Пастыря. И несчастный русскій народъ, вовлеченный въ братоубійственную кровавую войну, нестерпимо жаждалъ мира, какъ нѣкогда народъ Божій жаждалъ воды въ палящей зноемъ пустынѣ. Но не было у насъ Моисея, который бы напоилъ свой народъ чудодѣйственной водой, и не ко Господу, Своему Благодѣтелю, воззвалъ народъ о помощи, — явились люди, отрекшіеся отъ вѣры, гонители Церкви Божіей, и они дали народу миръ.

Подробнее...

Свт. Тихонъ, патр. Московскій и всея Руси († 1925 г.) Россія въ проказѣ. (Поученіе, сказанное при служеніи литургіи въ Николо-Воробьинской церкви въ Москвѣ 14 января 1918 г.)

Возлюбленные братіе, вы только что выслушали въ Евангельскомъ чтеніи повѣствованіе о томъ, какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ исцѣлилъ десять прокаженныхъ мужей.
 
Проказа — ужасная, тяжкая болѣзнь, часто встрѣчающаяся на Востокѣ. Тѣло больного покрывается язвами и струпьями, кожа лопается и гноится, члены по частямъ отпадаютъ (Іов. 7, 5), и все это длится по цѣлымъ годамъ! Страдальцы ждутъ смерти, и нѣтъ ея, и обрадовались бы до восторга, если бы нашли гробъ (Іов. 3, 21-22). Прокаженнаго всѣ чуждаются, близкіе покидаютъ и знакомые забываютъ его, гнушаются тѣ, которые раньше любили его (Іов. 19, 13-19).
 

Подробнее...

Проф. А. И. Сагарда († 1950 г.). Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона.

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918Посланіемъ Святѣйшаго Патріарха Тихона въ исторіи не только помѣстной русской Церкви, но и вселенской вписывается новая драгоцѣннѣйшая страница повѣствованія о мужествевномъ служеніи Церкви завѣтамъ Христовымъ, правдѣ и человѣчеству. Оно собираетъ разсѣянныя силы Церкви и подъ ея кровомъ или около ея ограды объединяетъ все, что есть честнаго, разумнаго, здороваго въ странѣ.
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Новогоднее слово (1 января 1918 года).

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918Минувшій годъ былъ годомъ строительства Россійской Державы. Но увы! Не напоминаетъ ли онъ намъ печальный опытъ Вавилонскаго строительства?
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Рѣчь при нареченіи во епископа Люблинскаго, 18 октября 1897 года.

Ваше Святѣйшество, Богомудрые Архипастыри и Милостивые Отцы!
 
Нынѣ услышалъ я, чтó рече о мнѣ Господь Богъ (Псал. 84, 9), призывающій меня чрезъ Ваше Святѣйшество къ епископскому служенію, и нынѣ изрекъ на сіе: благодарю, пріемлю и ничтоже вопреки глаголю. А между тѣмъ въ Священномъ Писаніи, которое всѣхъ насъ умудряетъ во спасеніе и полезно для нашего наученія и наставленія (2 Тим. 3, 15-16), есть примѣры того, какъ иные избранники Божіи, сознавая трудность служенія и свою немощь, уклонялись отъ бремени, на нихъ возлагаемаго. Вотъ Моѵсей, которому Господь повелѣваетъ вывести народъ Божій изъ работы Египетской; онъ говоритъ: ктó я, чтобы идти къ Фараону? чтó сказать мнѣ сынамъ Израиля? не повѣрятъ мнѣ и не послушаютъ голоса моего! и человѣкъ я не рѣчистый! Господи, пошли другого! (Исх. 3 и 4 гл.). А вотъ Іеремія; Господь отъ чрева матери избралъ его, освятилъ и послѣ поставляетъ пророкомъ, а онъ отвѣчаетъ: о, Господи Боже! я не умѣю говорить, ибо я еще молодъ (Іер. 1, 6). И изъ исторіи Церкви Христовой извѣстно, что многіе избранники Божіи были при своемъ избраніи въ страсѣ и трепетѣ мнозѣ, и что великіе и сильные духомъ Василій Великій, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ и другіе ужасались высоты, трудности и отвѣтственности святительскаго служенія и уклонялись отъ избранія на оное. А я, немощный, ничтоже вопреки глаголю на сіе!
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Поученіе къ новопоставленному іерею [1].

Привѣтствую тебя, возлюбленный, съ принятіемъ благодати священства. Когда душа наша соприкасается съ Божественною благодатію, она размягчается въ обычномъ своемъ ожесточеніи, какъ воскъ дѣлается мягкимъ отъ дѣйствія огня. Думаю, что и твоя душа испытываетъ подобное состояніе въ эти священныя и исключительныя минуты твоей жизни, и пользуюсь этимъ, чтобы преподать тебѣ наставленіе въ твоемъ новомъ служеніи. Ты же запечатлѣй его и приклони не ухо только, но и сердце къ глаголамъ моимъ. Изъ многихъ предметовъ почитаю благовременнымъ огласить слухъ твой указаніемъ того, что требуется отъ тебя какъ священника.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus