Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXXII. Въ пятокъ шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седьмицу страсти Твоея просимъ видѣти, Человѣколюбче, еже прославити въ ней величіе Твое, и неизреченное насъ ради смотрѣніе Твое, единомудренно вопіюще: Господи, слава Тебѣ!

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Великій постъ. Слово въ субботу Лазареву.

Настоящій праздникъ можно назвать праздникомъ дружества. Іисусъ говоритъ: Лазарь, другъ нашъ, успе (Іоан. 11, 11), и спѣшитъ въ Виѳанію, не смотря на опасность тамъ для своей жизни отъ іудеевъ. Ученики говорятъ также: идемъ и мы, да умремъ съ Нимъ (Іоан. 11, 16), то-есть, говорятъ то, что могла внушать токмо самая пламенная дружба къ Лазарю. О Марѳѣ и Маріи, сестрахъ его, не возможно и сомнѣваться: ихъ душа и сердце какъ бы погребены вмѣстѣ съ братомъ и другомъ. Самые фарисеи, забывъ свои лицемѣрные виды и разсчеты, пришли въ Виѳанію не для чего другаго, какъ да утѣшать сестеръ о смерти брата. А при гробѣ Лазаря — тутъ Іисусъ даже прослезился, — и конечно не отъ унынія и печали, ибо сейчасъ скажетъ: Лазаре, гряди вонъ, а отъ любви и дружбы, для коихъ тяжело видѣть и на одну минуту возлюбленнаго своего въ гробѣ, среди праха и тлѣнія. — Посему-то самые іудеи заговорятъ: виждь, како любляше его (Іоан. 11, 36)! — Итакъ, говорю, праздникъ настоящій можно, по всей справедливости, назвать праздникомъ дружбы.
 

Подробнее...

Архим. Антонинъ (Капустинъ) († 1894 г.) Слово въ субботу шестой недѣли Великаго поста. Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просимъ видѣти, Человѣколюбче (Стихира Субботы Ваій).

Какъ все преходящее, прошла и св. Четыредесятница, казавшаяся намъ въ началѣ своемъ столько длинною, такою тяжелою! — Съ тѣхъ поръ, какъ человѣкъ суетѣ уподобися (Псал. 143, 4), своимъ суетливымъ взглядомъ на ходъ и порядокъ вещей, онъ самое время вводитъ въ рядъ обыкновенныхъ предметовъ своего занятія — любимыхъ или нелюбимыхъ, вожделѣнныхъ или непріятныхъ. Но время, не смотря и на его любовь и на его нелюбовь, влечетъ его за собою со всѣми его радостями и скорбями, страстями и пороками, надеждами и воспоминаніями, — не давая ему ни на минуту остановиться среди, безпрерывно движущагося и волнующагося, потока обстоятельствъ, — уравнивая и умиряя собою мало-по-малу всякое новое, необыкновенное состояніе души его. Такъ, привыкшую къ обыкновенному чину жизни, душу занимало (но болѣе тяготило) и наступленіе Четыредесятницы. Она грозила намъ новымъ родомъ пищи, новымъ образомъ жизни домашней и общественной, новымъ церковнымъ чинопослѣдованіемъ — не столько веселымъ и радостнымъ, новымъ состояніемъ совѣсти — довольно не легкимъ для души грѣхолюбивой, и т. под. 
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.). Святая Четыредесятница. Поученіе XXX. Въ недѣлю пятую Великаго поста.

За двѣ недѣли Великаго поста мы слышали притчу о блудномъ сынѣ; за двѣ же недѣли св. Пасхи св. Церковь предлагаетъ намъ олицетвореніе той притчи въ жизни великой грѣшницы, а потомъ величайшей праведницы — преподобной Маріи Египетской. Настоящій воскресный день посвященъ св. Церковію воспоминанію и ублаженію св. Маріи весьма благовременно. Ибо ничто такъ не можетъ послужить въ поученіе и въ утѣшеніе для постящихся и кающихся грѣшниковъ, какъ ея жизнь и подвиги. Извѣстно, что наиболѣе смущаетъ грѣшника въ то время, когда онъ начинаетъ приходить въ раскаяніе. Смущаетъ, во-первыхъ, мысль о тяжести своихъ прегрѣшеній; во-вторыхъ, чувство пагубной привычки ко грѣху и трудности сражаться съ нею. Но вотъ грѣшница, какихъ самый грѣхолюбивый міръ видитъ у себя немного и всегда сопровождаетъ презрѣніемъ, вдругъ разрываетъ всѣ узы грѣха, на ней дежавшія, начинаетъ жизнь святую и подвижническую, удостоивается чрезвычайныхъ даровъ благодати Божіей и восходитъ путемъ покаянія на такую высоту духа, что становится подобною Ангеламъ безплотнымъ. Кто, послѣ сего, можетъ отчаиваться въ своемъ спасеніи?

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Слово въ Лазареву субботу.

Два великихъ событія произошли подрядъ, которыя отмѣчаетъ Церковь въ сегодняшній и въ завтрашній дни, и два праздника празднуетъ Православная Церковь: сегодня былъ праздникъ Воскрешенія Лазаря, величайшее изъ чудесъ, которыя были совершены Спасителемъ въ Его земной жизни, а завтра — торжественный царственный Входъ Господа въ Его стольный царскій градъ Іерусалимъ. Сегодня Церковь празднуетъ это чудо Христово. Повѣствованіе о немъ мы съ вами знаемъ; какъ говоритъ евангелистъ Іоаннъ, Господь, приступая уже къ самому воскрешенію Лазаря, сначала, какъ человѣкъ, вознесъ Свои молитвы къ Отцу Небесному. Потомъ, какъ Богъ Всемогущій, совершилъ чудо, какъ подчеркиваетъ евангелистъ, «воззвавши гласомъ великимъ: "Лазарь, гряди вонъ!"» Церковь въ пѣснопѣніяхъ праздника много разъ говоритъ о томъ, что отъ этого возгласа «веліимъ гласомъ» потрясся весь адъ. Потряслась вся бездна и преисподняя, потому что этотъ гласъ былъ обращенъ не только и не столько къ разрушавшемуся тѣлу, которое было въ пещерѣ, а къ духу, который находился тогда въ этихъ темницахъ загробныхъ. Услыша гласъ: «Лазарь, гряди вонъ!», изъ ада освободилась душа праведнаго Лазаря.
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Поученіе въ недѣлю 5-ю Великаго поста.

(Лук. 7, 36-50).

Нынѣ чтенное Евангеліе представляетъ намъ повѣствованіе о событіи весьма важномъ и занимательномъ. Составъ сего повѣствованія самъ въ себѣ очень простъ и естественъ, но смыслъ его глубокъ и чрезвычайно поучителенъ.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Сила истиннаго покаянія. Блудами первѣе преисполнена всяческими, Христова невѣста днесь п о к а я н і е м ъ явися, ангельское жительство подражающи (Кондакъ преп. Маріи Египетской.)

Кто эта «Христова невѣста»? — Преподобная Марія Египетская, память которой св. Церковь всегда празднуетъ въ пятую недѣлю Великаго поста. Силою покаянія она изъ величайшей грѣшницы стала величайшей праведницей, «ангельское естество» строгостью житія своего «удививши».
 
Но что имѣла въ виду св. Церковь, устанавливая это празднованіе памяти этой необыкновенной ангелоподобной подвижницы? — А вотъ что!
 

Подробнее...

Архіеп. Николай (Зіоровъ) (†1915 г.) Бесѣда на пятую недѣлю Великаго поста. О средствахъ къ достиженію почестей высшаго званія и о началахъ взаимныхъ отношеній христіанъ (Марк. 10, 32-45).

Въ евангельскомъ чтеніи, которое вы выслушали, братіе, за нынѣшней литургіей, Господь намъ Іисусъ Христосъ, въ лицѣ Своихъ ближайшихъ учениковъ и Апостоловъ, предлагаетъ намъ урокъ о томъ — какими путями, или какими средствами мы должны достигать почестей высшаго званія въ царствѣ славы, а равнымъ образомъ, и о томъ, какъ должны мы устроять свои взаимныя отношенія здѣсь, на землѣ, чтобы достойнымъ образомъ приготовиться къ жизни тамошней, — небесной.
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXIX. Въ пятокъ пятой седьмицы Великаго поста, на литургіи. Востани спяй, и воскресни отъ мертвыхъ, и освятитъ тя Христосъ (Ефес. 5, 14).

«Состояніе человѣка, пребывающаго во грѣхѣ и нерадящаго о своемъ спасеніи, въ словѣ Божіемъ уподобляется сну. И точно, какъ спящій не видитъ ничего вокругъ происходящаго и не чувствуетъ опасности, если какая угрожаетъ ему, такъ и безпечный грѣшникъ не видитъ умомъ своимъ ни того устройства, которое въ немъ, ни того устроенія духовныхъ вещей, кои около него, ни горькой участи, которую самъ себѣ готовитъ своею дурною жизнію и которая готова постигнуть его всякую минуту. Все духовное будто не касается его: онъ спитъ для него. Спитъ; и кто пробудитъ его?
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово повѣствовательное на день Похвалы Пресвятыя Богородицы. Кто Тебе не ублажитъ, Пресвятая Дѣво? (Пѣснь Церкви.)

Такъ, возлюбленные братія, всѣ и всегда мы обязаны восхвалять и ублажать пресвятую Дѣву Богородицу: ибо Ею началось и чрезъ Нее совершилось наше спасеніе. Ея Сѣмя благословенное стерло наконецъ главу древняго змія и сокрушило власть діавола (Быт. 3, 15). На Ея дѣвственной землѣ возрасло древо благосѣннолиственное и многоплодное, питающее вѣрныхъ для жизни вѣчной и блаженной. Ея утроба благодатная вмѣстила Невмѣстимаго ни небомъ, ни землею, и такимъ образомъ въ себѣ соединила и небо и землю. Ею востекаемъ мы къ престолу благодати; чрезъ Нее также истекаютъ на насъ обильные токи благословеній. Какъ же Ее пренепорочную и преблагословенную не ублажать и не восхвалять роду смертному, толико Ею облагодѣтельствованному?
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus