Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.) Слово, произнесенное во время посѣщенія епархіи въ г. Ржевѣ, на евангельское чтеніе въ 4-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Въ слѣдующее воскрееенье, благочестивые слушатели, Св. Церковь будетъ раскрывать предъ вами въ храмѣ Божіемъ ту твердую вѣру въ Іисуса Христа, какую проявилъ нѣкогда во время земной жизни Господа въ Капернаумѣ Римскій сотникъ, язычникъ. Вы тогда услышите, какъ этотъ язычникъ, считая себя недостойнымъ принять къ себѣ въ домъ Израильскаго Чудотворца, просилъ у Него одного только слова и твердо былъ увѣренъ, что по этому слову выздоровѣетъ больной его отрокъ. За такую твердую вѣру въ Іисуса Христа, какъ въ Бога, Небесный Учитель въ слухъ всѣхъ, окружающихъ Его, произнесъ: аминь глаголю вамъ: ни во Израили толики вѣры обрѣтохъ (Матѳ. 8, 10).

Подробнее...

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.) Бесѣда въ четвертую недѣлю по Пятидесятницѣ, сказанная въ Джаксонѣ, въ св. Саввской церкви.

Три года тому назадъ, когда въ первый разъ я посѣтилъ васъ, — на сей горѣ, кромѣ убогой палатки, гдѣ мы приносили безкровную Жертву, не было больше ничего... И сіе мѣсто, какъ мнѣ казалосъ, было чаще посѣщаемо животными, нежели людьми... Жаль мнѣ васъ тогда стало, безпастырныхъ, «горохищныхъ»!...

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюнь. Пятнадцатый день. Поуч. 2-е. Св. прор. Амосъ.

(О св. пророкахъ).

I. Св. Церковь нынѣ воспоминаетъ св. пророка Амоса. До призванія къ пророческому служенію Амосъ пасъ стада овецъ, какъ онъ самъ свидѣтельствуетъ въ написанной имъ книгѣ. Онъ началъ пророчествовать въ царствованіе Осіи царя іудейскаго и Іеровоама II израильскаго. Израильтяне въ то время почти забыли истиннаго Бога и стали поклоняться идоламъ. Амосъ нерѣдко приходилъ на мѣсто языческихъ собраній въ Веѳиль и увѣщевалъ народъ, грозя ему гнѣвомъ Божіимъ. Книга пророка Амоса, написанная безыскуственнымъ слогомъ и обильная сравненіями изъ пастушеской жизни, состоитъ изъ девяти главъ. Въ первыхъ двухъ главахъ пророкъ предсказываетъ различныя бѣдствія сосѣднимъ хищнымъ племенамъ за ихъ жестокіе поступки съ израильтянами. Въ послѣднихъ семи главахъ онъ обращается къ израильскому народу, обличаетъ богатыхъ въ роскоши и притѣсненіи бѣдныхъ, возстаетъ противъ несправедливости судей, обмановъ всякаго рода и нераскаянности евреевъ при всѣхъ посылаемыхъ Богомъ несчастіяхъ. Онъ предсказываетъ разрушеніе Веѳиля съ его жертвенникомъ, разсѣяніе израиля между народами и наконецъ обращеніе всѣхъ народовъ къ истинному Богу.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюнь. Шестнадцатый день. Св. Тихонъ, Амаѳунтскій чудотворецъ.

I. Святитель Тихонъ Амаѳунтскій, котораго сегодня память празднуемъ, еще въ дѣтствѣ своемъ былъ чудотворцемъ. Отецъ его торговалъ хлѣбомъ, и св. отрокъ помогалъ отцу въ торговлѣ, но вмѣсто того, чтобы продавать за деньги, онъ даромъ раздавалъ хлѣбъ нищимъ. Когда отецъ узналъ объ этомъ, онъ очень опечалился, потому что торговля хлѣбомъ была единственнымъ средствомъ пропитанія для его семьи, и онъ сталъ гнѣваться на сына. Но св. отрокъ, хорошо знавшій св. писаніе, сказалъ отцу: «успокойся, батюшка, я не растратилъ твоего имѣнія, а отдалъ его взаймы Богу, и у меня есть вѣрная росписка во святомъ Его писаніи, въ которомъ сказано: милуяй нища взаимъ даетъ Богови». Отрокъ въ простотѣ своей души такъ вѣрилъ словамъ св. писанія, что пригласилъ отца посмотрѣть: истощилась ли пшеница въ его житницѣ, и что же оказалось? Та часть житницы, которая передъ тѣмъ временемъ была пуста, теперь была полна самой лучшей пшеницы.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюнь. Тринадцатый день. Св. муч. Акилина.

(Уроки изъ ея жизни: любовь къ молитвѣ и терпѣніе суть великія добродѣтели христіанина).

I. Рано созрѣла для высшаго духовнаго подвига душа двѣнадцатилѣтней св. муч. Акилины, память коей совершается нынѣ, подготовленной къ подвигу христіанскимъ воспитаніемъ, которое она получила отъ своихъ родителей (жившихъ въ III-мъ столѣтіи въ Финикійскомъ городѣ Библосѣ или Вивлосѣ). Достойный плодъ принесли внушенія христіанскія, которыми поспѣшили боголюбивые люди прежде всего напитать душу дитяти своего съ самаго ранняго возраста. И благо имъ, что не пренебрегли они этимъ святымъ дѣломъ, не откладывали его до неизвѣстныхъ будущихъ дней. Они скончались, но десятилѣтняя ихъ сирота успѣла уже воспріять въ душу свою вѣру Христову, залогъ жизни безсмертной, залогъ и соединенія съ родителями въ вѣчномъ Божіемъ царствѣ...

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ недѣлю третію по Пятьдесятницѣ. Мы хвалимся упованіемъ славы Божія, говоритъ Апостолъ (Рим. 5, 2).

Вотъ похвала, которую и христіанство, отвергающее всѣ другія хвалы, не только не осуждаетъ и не воспрещаетъ, но напротивъ возбуждаетъ и поддерживаетъ, и которою Апостолъ столь много дорожилъ, что для пріобрѣтенія ея вся вмѣнилъ за уметы (Флп. 3, 8), и желалъ лучше умереть, нежели допустить, чтобы кто либо сію похвалу его испразднилъ (1 Кор. 9, 15).

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Бесѣда въ недѣлю третью по Пятьдесятницѣ.

Свѣтильникъ тѣлу есть око: аще убо будетъ око твое просто, все тѣло твое свѣтло будетъ; аще ли око твое лукаво будетъ, все тѣло твое темно будетъ (Матѳ. 6, 22-23).

Слова Господни суть истинный свѣтильникъ намъ на пути жизни: такъ и слова нынѣ чтеннаго евангелія; только надобно тщательнѣе поразмыслить объ нихъ. Размыслимъ. Свѣтильникъ тѣлу есть око, говоритъ Господь, т. е. око или глазъ есть свѣтильникъ для тѣла; почему не сказано: очи, а око? Потому что здѣсь Господь разумѣетъ не тѣлесныя очи, а око духовное, или сердце наше, которое управляетъ и тѣлесными очами и въ два глаза видитъ предметы не вдвойнѣ, а единичными. Итакъ, подъ окомъ разумѣется сердце, въ которомъ насаждена совѣсть, или внутренній законъ, указывающій что добро и что зло; потому и сказано: око, а не очи; подъ тѣломъ же разумѣется вся внутренняя жизнь наша, помышленія, желанія, намѣренія, всѣ дѣла наши, которыя мы дѣлаемъ въ теченіе нашей земной жизни. Значитъ, смыслъ словъ Спасителя будетъ такой: сердце или совѣсть есть свѣтильникъ человѣку на пути его жизни, во всѣхъ помышленіяхъ, желаніяхъ, намѣреніяхъ, словахъ, во всѣхъ дѣлахъ его. Далѣе Господь говоритъ: итакъ, если око твое будетъ просто, то все тѣло твое будетъ свѣтло: если, т. е., сердце твое, совѣсть твоя, будутъ просты, чисты, то и всѣ помыслы твои, желанія твои, дѣла твои, намѣренія, предпріятія твои будутъ свѣтлы, правы, чисты; если же око твое, совѣсть твоя, будетъ лукаво, то все тѣло твое будетъ темно, т. е. всѣ помыслы, желанія, намѣренія, предпріятія, вся жизнь твоя, всѣ дѣла твои будутъ темны, неправы, лукавы. Итакъ, если свѣтъ, который въ тебѣ, тьма; то какова же тьма? Если сердце твое, которое дано тебѣ отъ Господа вмѣсто свѣтильника, по твоему нерадѣнію сдѣлалось само тьмою, то какова же будетъ вся жизнь твоя, всѣ дѣла твои? Не такъ ли бываетъ это въ жизни? Не видимъ ли мы тому постоянные примѣры? Возьмемъ примѣръ изъ жизни. Возьмемъ человѣка съ простымъ сердцемъ, съ прямою совѣстію, съ прямымъ взглядомъ на жизнь, со взгдядомъ евангельскимъ, и человѣка съ сердцемъ лукавымъ или совѣстью лукавою и пристрастнаго къ міру, къ плоти. Всѣ поступки перваго запечатлѣны справедливостью, усердіемъ, прямотою характера, доброжелательствомъ къ ближнему. На поступкахъ втораго лежитъ печать неправды, обмана, лицемѣрія, хитрости, коварства, обидъ другаго.

Подробнее...

Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Единство Церкви в епископе и Евхаристии

В течение трех первых веков единство Церкви было тесно связано с Ее верой, молитвами и священнодействиями. Этот факт отражен уже в Евангелии от Иоанна (ср.:Ин. 17, 21). Ту же действительность выражают Деяния апостолов, показывая единство как характерную черту жизни первой Церкви, а существование «богословия единства» в эпоху столь же древнюю, что и Послания апостола Павла, невозможно объяснить иначе как тем, что Церковь с самого начала придавала своему единству огромное значение. В годы, последовавшие за апостольской эпохой, единство стало объектом постоянного попечения Церкви и сильной веры. Тексты мужей апостольских представляют единство Церкви как предмет учения и борьбы против любых тенденций к разделениям. В конце II века по Рождестве Христовом Ириней Лионский попытался в отдельном сочинении доказать, что Церковь была и осталась единой и что единство составляет необходимое условие ее существования. Десятилетия спустя святитель Киприан посвятил теме церковного единства трактат. В различных же памятниках Символа веры единство сформулировано в виде отдельного члена.

Подробнее...

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Философия собственности

1. Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть Божие творение, как и человек. Никуда человеку нельзя уйти от владения Божия. В какие бы бездны ни опускался человек, на какие бы высоты ни поднимался, всюду - владение Божие, бесконечное, необозримое, непостигаемое... Пилат опустился в бездну предательства: готов отдать на распятие Невинного Страдальца. И - что слышит от Премудрости Божьей? - "Ты не имел бы... никакой власти, если бы не было тебе дано свыше" (Ин.19:11). Соединяя в Себе и во всех словах Своих полноту земного и небесного, Спаситель указал Пилату, во-первых, на тех кесарей, от которых им власть получена, а также - на Источник всякой власти, всякого владения.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Исповедь.

Митрополит Антоний (Храповицкий).[1]

Значение Исповеди для Христиан. Душевное настроение самого духовника. Влияние исповеди. Внешние условия разумной исповеди. Духовное руководство. Духовное Врачевание, Неверие и Маловерие. Духовная мнительность. Страх сознаться в грехе. Самооправдание. Духовная прелесть. Недуги воли и сердца. Гнев. Гордыня и тщеславие. Седьмая Заповедь. Пьянство. Прочие страсти и отдельные грехи. Зависть. Сребролюбие. Особые грехи. Грехи против ближних Грехи против Бога. Грехи против собственной души. Епитимии.

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus