Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Протоиерей Георгий Флоровский. О Смерти Крестной.

Мысль мою Твоим смирением сохрани (Из вечернего правила).

Цель воплощения Бога-Слова.

"Слово плоть бысть.” В этом высшая радость христианской веры, в этом полнота Откровения. Откровения не только о Боге, но и о человеке... В воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни. Ибо “Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим,” как говорил священномученик Ириней [1]. В воплощении Слова не только восстанавливается первозданная цельность и полнота человеческой природы, человек не только возвращается к утраченному Богообщению, но обновляется, воссозидается, новотворится... Первый Адам до падения был духоносным человеком... “Последний Адам есть Господь с небеси” (1 Кор. 15:47). В воплощении Слова человеческое естество не только помазуется сверхизбыточным излиянием благодати, но приемлется в ипостасное единство со Словом, как “собственное” Ему человечество, уже нераздельно и неразлучно соприсущее Ему в Его собственной ипостаси.

Подробнее...

Архиепископ Серафим (Соболев). Чем опасен переход на новый стиль.

Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле действительный член Русского астрономического общества Е.Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением. “К несчастью. — заявляет он. — едва поняв устройство Александрийского канона и поняв, может быть, далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда”. По словам Предтеченского, “если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе, так и на древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних Христианских Церквах Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли возможно было и все преобразование, сделанною папою Григорием XIII”.

 

Подробнее...

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Текст книги взят из репринтного издания

 " Архимандрит Амвросий (Погодин) Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963"

Оглавление

Предисловие

Глава I

Политическое положение в Византии в эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Унии с Западом. В этой же главе помещается и житие св. Марка Ефесского от рождения до его деятельности на Флорентийском Соборе.

Глава II

Прибытие греков в Италию. Открытие Собора в Ферраре и обсуждение повестки деятельности Собора. Речь св. Марка Ефесскаго папе Евгению IV.

Глава III

Обсуждение латинского догмата о чистилище, Творения св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящиеся к обсуждению сего вопроса на Соборе в Ферраре.

Глава IV

Обсуждение вопроса о позволительности прибавления "Filioque", внесенного латинянами в Символ Веры. Сочинение о сем вопросе Св. Марка Ефесскаго.

Глава V

Обсуждение догмата об Исхождении Святого Духа на Флорентийском соборе. Труд св. Марка Ефесского, в котором он собрал изречения из Св. Писания, Деяний Вселенских Соборов и Свв. Отцев, свидетельствующие ο том, что Св. Дух исходит только от Отеческой Ипостаси.

Глава VI

Дальнейшее обсуждение догмата об Исхождении Св. Духа. Решительные шаги к заключению Унии. Трактат Св. Марка Ефесского ("Силлогические Главы") ο том, что Св. Дух исходит только от Отеческой Ипостаси. "Исповедание Веры" Св. Марка Ефесского.

Глава VII

Смерть Константинопольского Патриарха Иосифа. Обсуждение вопроса примата Папы и вопроса о том, в какой момент происходит освящение Свв. Даров на Божественной Литургии. Трактат Св. Марка Ефесского об освящении Свв. Даров.

Глава VIII

Заключение Унии. Дальнейшие требования Ватикана. Отбытие греков из Флоренции. Рассказ Св. Марка Ефесского о Флорентийском Соборе и его участии на нем.

Глава IX

Данные о жизни св. Марка Ефесского после Флорентийского Собора. Его последующая борьба за Православие. Послания Св. Марка Ефесского.

Глава X

Победа Св. Марка Ефесского. Кончина Св. Марка Ефесского. Слова умирающего Св. Марка Ефесского к собранию друзей, особое обращение его к Георгию Схоларию и ответ последнего Святителю.

Эпилог

Примечания и ссылки


Подробнее...

Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря.

По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа во Иерусалим (см.: Ин.12:18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ними Воскресения.
 

Подробнее...

Владимир Николаевич Лосский. Догматическое Богословие.

 От издателей

Прежде чем говорить о богословских сочинениях, предлагаемых вниманию читателей, нам хотелось бы, пусть очень кратко, упомянуть о главных событиях жизненного пути их автора.

Владимир Николаевич Лосский родился в День Святого Духа, 25 мая 1903 года, в Петербурге, в семье известного философа. С юношеских лет определился его интерес к истории философии, патристике и западному Средневековью. В 1920 году он поступил в Петроградский университет, но в 1922 году вместе с семьей был вынужден эмигрировать. Сначала В. Лосский жил в Праге, где занимался в семинаре у Н.П. Кондакова, знаменитого византолога и искусствоведа, а затем переехал в Париж. В течение нескольких лет он изучал и преподавал средневековую историю и философию, но уже в конце 20-х годов все его внимание сосредоточивается на богословской и церковной проблематике.

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

Исполнилось тысячелетие Крещения Руси. Есть нечто величественное и даже мистическое в этом редком юбилее, побуждающее нас задуматься над путями промысла Божия в жизни нашего народа.

На фоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие, но противоположные по сути картины. Одна из них — светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая — кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени ее духовной катастрофы. Смотря на эти картины невольно приходит на ум видение тысячелетнего Царства Христова, описанного в 20-й главе книги Апокалипсис. В апокалипсическом видении есть элементы, напоминающие о событиях в жизни нашей многострадальной родины: сначала — светлое Царство духовно воскресших; потом, по истечении тысячи лет, — выход сатаны из бездны и война полчищ зла против Церкви. Хочется верить, что и последняя картина пророческого видения исполнится, когда слуги сатаны будут истреблены Богом, а вера и правда снова восторжествуют.

Подробнее...

Служба Казанской иконе

Из службы Владимирской иконы сделаны заимствования для службы Казанской: — 8 июля и 22 октября — 1 ст. Г. В. (в малой переделке) и, полностью, все стихиры литии. О явлении иконы будущий патриарх Гермоген, тогда митрополит Казанский, составил «Повесть о Казанской иконе Божия Матери»[1] со службой, писанной в 1594 г.[2]

Подробнее...

Проповедь архимандрита Кирилла Павлова в день праздника Казанской иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
 
Возлюбленные братия и сестры, наши предки, русские православные люди имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию. И Матерь Божия не оставляла эту веру тщетной, но подавала скорую помощь каждому просящему. История Государства Российского полна свидетельств об этих неисчислимых милостях Матери Божией, оказанных Ею как нашему народу в целом, так и отдельным людям. 
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus