Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Второй день. Св. Василій блаженный.

(О благоговѣйномъ стояніи во храмѣ Божіемъ).

Блаженный Василій московскій, нынѣ прославляемый за свою святую богоугодную жизнь, въ 16 лѣтъ оставилъ родительскій домъ и принялъ на себя трудный подвигъ юродства. Не имѣя ни крова, ни пристанища, ходилъ онъ по Москвѣ и лѣтомъ и зимою въ одной изорванной одеждѣ. Люди не понимали его, считая за помѣшаннаго, нерѣдко осыпали его насмѣшками и побоями, но онъ положилъ себѣ за правило выносить все терпѣливо. Пользуясь удобными случаями, Василій многихъ наставлялъ на доброе и даже самому царю Іоанну Грозному давалъ уроки благочестія. Разъ царь Іоаннъ стоялъ въ церкви и задумалъ, какъ украсить ему свой новый дворецъ на Воробьевыхъ горахъ. Послѣ службы Василій зашелъ къ царю. «Гдѣ ты былъ? Я не видѣлъ тебя въ храмѣ», сказалъ царь. — А я видѣлъ тебя, отвѣчалъ Василій, только ты былъ не въ храмѣ, а на Воробьевыхъ горахъ. «Всякое нынѣ житейское отложимъ попеченіе», поютъ въ церкви, сказалъ Василій и затѣмъ скрылся. Понялъ царь слова блаженнаго и началъ питать къ нему еще большее уваженіе.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Первый день. Поуч. 4-ое. Святые мученики Маккавеи.

(О твердомъ стояніи за свою св. вѣру отечественную).

Сегодня, бр., св. церковь торжественно празднуетъ день памяти седьми мучениковъ Маккавеевъ, и матери ихъ Соломоніи, и учителя Елеазара. Жили они безъ малаго за двѣсти лѣтъ до Рождества Христова, но не смотря на это христіанская православная церковь и до нынѣ свѣтло празднуетъ память ихъ. Чѣмъ же они заслужили это? Какіе ихъ дѣла и подвиги, коими они стяжали себѣ вѣчную молитвенную память? Чтобы видѣть это, обратимся къ исторіи того времени, въ которое они жили.

Ублажаемые церковію, св. мученики Маккавеи жили во время владычества сирійскаго царя Антіоха Епифана. Этотъ царь, ограбивъ Іерусалимъ и избивъ многія тысячи іудеевъ, воздвигъ злое гоненіе на ихъ вѣру, желая искоренить ее до конца, дабы этимъ вѣрнѣе и скорѣе подчинить ихъ себѣ. Съ этою цѣлію онъ повелѣлъ іудеямъ подъ угрозою смертной казни, «прекратить всесожженія и жертвы и возліянія во святилищѣ, отмѣнить субботы и праздники, устроить языческіе жертвенники и рощи и капища, и приносить въ жертву свиней и другой скотъ, которымъ не гнушаются язычники, оставлять сыновей своихъ необрѣзанными, и вообще перемѣнить всѣ прежнія религіозныя убѣжденія, учрежденія, законы, нравы и отеческіе обычаи» (1 Мак. гл. 6). Тяжелое было тогда время для іудеевъ. Измѣнить вѣрѣ и обычаямъ отцевъ, значило измѣнить своей народности, значило потерять все — и вѣру и народность. Но, вѣрные закону Божію и завѣтамъ предковъ своихъ, іудеи пренебрегли угрозами нечестиваго царя. Для нихъ смерть была лучше измѣны вѣрѣ. Держась вѣры, они не страшились ни тяжкихъ мученій, ни смерти, которымъ предавали іудеевъ мучители.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Первый день. Поуч. 5-ое. Святые мученики Маккавеи.

(О храненіи свв. постовъ и другихъ свято-отеческихъ преданій).

Въ сей день память творимъ святыхъ седьми мучениковъ Маккавеевъ, и матери ихъ Соломоніи, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы ихъ ублажаемъ?

Жили они безъ малаго за два вѣка до Рождества Христова, когда евреи подпали владычеству сирійскаго царя Антіоха Епифана. Этотъ царь, взявъ и ограбивъ Іерусалимъ и избивъ многія тысячи іудеевъ, воздвигъ злое гоненіе на ихъ вѣру, въ намѣреніи искоренить ее до конца. Антіохъ возъимѣлъ намѣреніе во всемъ своемъ царствѣ, состоящемъ изъ разноплеменныхъ народовъ, ввести общую языческую религію для того, какъ онъ писалъ въ своемъ указѣ, чтобы всѣ были однимъ народомъ. Между прочимъ, Антіохъ повелѣлъ іудеямъ, подъ смертною казнію, «прекратить всесожженія и жертвы и возліянія во святилищѣ, отмѣнить субботы и праздники, устроить языческіе жертвенники, рощи и капища, приносить въ жертву свиней и другой скотъ, которымъ не гнушаются язычники, оставлять сыновей своихъ необрѣзанными, и вообще перемѣнить всѣ прежнія религіозныя учрежденія, законы, нравы и отеческіе обычаи».

Подробнее...

Три Праздника Спаса

В церковной практике и в русском быту отмечались три праздника Спаса в августе. Первый Спас – медовый, 1 августа, второй Спас – яблочный, на Преображение, 6 августа, и третий Спас – на холсте, 16 августа.

Первый Спас, в день празднования памяти ветхозаветных свв. мчч. Маккавеев, имеет две особенности службы: освящение воды на утрени или после литургии и вынос креста. Как та, так и другая особенности имеют свои основания в истории Церкви. Греческая Церковь имела обычай совершать освящение воды в начале каждого месяца, за исключением января, когда освящение полагалось в день Крещения, и сентября, когда оно совершалось на Воздвижение. Такие «неомении» остались у нас на 1 августа, когда совершается малое освящение воды, именуемое в книгах «августовским», и 2 февраля, в день Сретения.[1]

Подробнее...

Традиции Успенского поста

14 августа начался Успенский пост. 
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ недѣлю десятую по Пятьдесятницѣ, въ 27 день іюля.

Аще имате вѣру, яко зерно горушно, ничтоже не возможно будетъ вамъ (Матѳ. 17, 20).

Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митр. Киевского и Галицкого. Часть 1. СПб., 1874Какое дорогое, безцѣнное пріобрѣтеніе — вѣра! При вѣрѣ, и въ самомъ маломъ объемѣ ея, все возможно намъ; а безъ вѣры ничто не возможно. Значитъ въ вѣрѣ блаженство наше, въ вѣрѣ сила наша, въ вѣрѣ богатство наше!

Одна вѣра даетъ намъ право на сыновство и наслѣдіе Божіе. Одна вѣра сообщаетъ цѣну нашимъ добродѣтелямъ. Одна вѣра примиряетъ и приближаетъ насъ къ Богу чрезъ Ходатая нашего Іисуса Христа. Все, что не освящено вѣрою, грѣхъ есть (Рим. 14, 23), и отвращаетъ лице Божіе.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюль. Тридцатый день. Поуч. 2-ое. Св. Іоаннъ воинъ.

(О плодахъ молитвы).

Св. Іоаннъ, нынѣ прославляемый, служилъ воиномъ при царѣ Юліанѣ-отступникѣ. Юліанъ послалъ подъ его предводительствомъ отрядъ воиновъ для преслѣдованія христіанъ; но такъ какъ самъ Іоаннъ былъ христіаниномъ, то, вмѣсто того, чтобы преслѣдовать, онъ укрывалъ христіанъ и помогалъ имъ всѣмъ, чѣмъ могъ: и деньгами, и пищею, и одеждою; заключенныхъ уже въ темницѣ посѣщалъ, утѣшалъ и ободрялъ. (Вотъ почему и прибѣгаютъ съ молитвою къ св. Іоанну воину особенно въ случаяхъ нужды и обидъ). Когда Юліанъ узналъ о такомъ дѣйствіи Іоанна, то потребовалъ его къ себѣ въ столицу.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюль. Тридцатый день. Поуч. 3-ье. Св. великомучен. Іоаннъ воинъ.

(Самое надежное утѣшеніе въ скорбяхъ христіанинъ можетъ найти у подножія креста Христова).

Изъ жизни св. великомученика Іоанна воина, нынѣ прославляемаго, извѣстно, что онъ, самъ испытавъ много скорбей, всю свою жизнь посвятилъ на то, чтобъ утѣшать скорбящихъ и обуреваемыхъ разными несчастіями людей Вотъ гдѣ основаніе, почему къ св. Іоанну воину обращаются христіане, впавшіе въ разныя несчастныя обстоятельства жизни, и просятъ его молитвенно ходатайствовать предъ Богомъ и по мѣрѣ вѣры своей получаютъ просимое.

Подробнее...

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.) Поученіе на десятую недѣлю по Пятидесятницѣ. О подражаніи Апостолу Павлу (въ вѣрѣ, любви и трудѣ).

Молю же васъ, подобни мнѣ бывайте, якоже азъ Христу (1 Кор. 4:16).

Съ такимъ увѣщаніемъ обращался Апостолъ Павелъ къ коринѳскимъ христіанамъ, которыхъ нѣкогда обратилъ ко Христу и которыхъ считалъ печатью своего апостольства (1 Кор. 9, 2)... Подражать ему — ихъ учителю — вотъ чего желаетъ онъ отъ нихъ, своихъ учениковъ, — вотъ къ чему побуждаетъ ихъ. Но, братіе-христіане, все то, что говорилъ Апостолъ своимъ современникамъ, такъ же обязательно и для христіанъ всѣхъ временъ, и для насъ въ частности: посему размыслимъ въ чемъ и какъ можемъ и мы подражать Апостолу.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюль. Двадцать девятый день. Св. мученикъ Каллиникъ.

(Всякій христіанинъ можетъ содѣйствовать распространенію христіанской вѣры чрезъ благочестивое слово и добрую жизнь).

Нынѣ святая церковь празднуетъ память св. мученика Каллиника. Св. Каллиникъ родился въ Киликіи и воспитанъ былъ въ христіанской вѣрѣ. Глубоко скорбѣлъ онъ, видя, что народъ въ заблужденіи своемъ покланяется бездушнымъ идоламъ и не знаетъ Бога истиннаго, и рѣшился всю жизнь посвятить на проповѣданіе святой вѣры. Обходилъ онъ много городовъ и селъ, обращая язычниковъ отъ идоловъ ко Христу Богу. Прибылъ онъ между прочимъ въ Галатійскій городъ Анкиръ, и трудясь тамъ въ Христовомъ благовѣстіи, пріобрѣлъ многихъ Богу. Неувѣровавшіе же схватили его, представили городскому начальнику, какъ развратителя народа и проповѣдника закона воспрещеннаго. Начальникъ — человѣкъ злой, жестокій и ненавидѣвшій христіанъ, сталъ его строго укорять за то, что онъ отвращалъ народъ отъ боговъ, а затѣмъ предалъ жестокимъ мученіямъ. Но мученикъ вынесъ ихъ терпѣливо; потомъ отправили его въ г. Бангры, чтобъ предать тамъ его огню. Путь былъ трудный и мучительный: измученный и ослабѣвшій отъ испытанныхъ истязаній, онъ долженъ былъ поспѣвать за воинами, которые ѣхали на коняхъ; желѣзные сапоги съ острыми гвоздями на каждомъ шагу причиняли ему жесточайщую боль. Но мученикъ уповалъ на Бога, молился Ему во все время пути, и Богъ не оставлялъ его Своею милостію. Погода стояла знойная; воины, сопровождавшіе его, изнемогали отъ жажды и зноя. Каллиникъ, жалѣя о нихъ, обратился ко Господу съ молитвой, и по молитвѣ его вдругъ изъ камня полилась вода. Язычники воскликнули: «великъ Богъ христіанъ!» Но вотъ привели его и въ городъ, гдѣ должна была совершиться казнь. Увидя приготовленный для него огонь, онъ воскликнулъ радостно: «благодарю Тебя, Отецъ небесный, что удостоилъ меня пострадать за имя Твое! Пріими въ мирѣ духъ мой». Съ этими словами онъ вошелъ въ огонь и предалъ душу свою Богу. Это было въ половинѣ 3-го вѣка. Тѣло его осталось невредимо въ огнѣ и было благоговѣйно похоронено христіанами.

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus