Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.) Слово въ день Преображенія Господня [1].

Поятъ Іисусъ Петра, и Іакова, и Іоанна и возведе ихъ на гору высоку едины, и преобразися предъ ними, и просвѣтися лице Его яко солнце; ризы же Его быша бѣлы, яко свѣтъ (Матѳ. 17, 1-2).

Господь сподобилъ меня, въ первый разъ, бесѣдовать съ вами, братія, въ день Преображенія Господня, во славу коего воздвигнутъ и главный храмъ обители вашей.

Подробнее...

Прот. Николай Писаревъ. Поученіе на день Преображенія Господня [1].

Преобразился еси на горѣ, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху, да, возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный… (изъ тропаря на Преображеніе Господне).

Сегодня святая Церковь воспоминаетъ одинъ изъ важнѣйшихъ моментовъ земной жизни Іисуса Христа. Божественный Учитель, въ сопровожденіи учениковъ Петра, Іакова и Іоанна, взошелъ однажды на гору Ѳаворъ — помолиться. Во время молитвы внѣшній видъ Господа измѣнился: Лице Его просіяло, какъ солнце, и тѣло Его озарилось необыкновеннымъ, неземнымъ свѣтомъ, настолько сильнымъ, что онъ проникалъ даже сквозь одежды Спасителя, которыя, по словамъ Евангелиста, сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ (Матѳ. 17, 2). Это прославленіе Господа, называемое Преображеніемъ, относится къ Іисусу Христу, какъ къ Богочеловѣку, и касается собственно Его человѣческой природы, такъ какъ по Своей Божественной сущности Спаситель отъ вѣчности имѣетъ одинаковую славу съ Богомъ Отцомъ. Какимъ же путемъ пришелъ Іисусъ Христосъ къ Ѳаворскому прославленію своей человѣческой природы?

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Шестой день. Поуч. 3-ье. Преображеніе Господне.

(Христіане должны молиться, чтобы имъ возсіялъ свѣтъ божественный, присносущный).

Преображеніе Господне празднуется въ память того, какъ Господь, преобразившись на горѣ Ѳаворѣ предъ учениками Своими, явилъ имъ Свою божественную славу. Это явленіе славы Божіей было для учениковъ утвержденіемъ ученія о крестѣ, побуждало ихъ къ терпѣнію за вѣру и къ ревности въ проповѣди. Такъ какъ бесѣда І. Христа о крестѣ глубоко опечалила учениковъ, то, чтобы укрѣпить ихъ въ вѣрѣ и показать имъ необходимость Его добровольныхъ за міръ страданій, Господь показалъ имъ Свою божественную славу. Онъ взялъ ближайшихъ трехъ учениковъ — Петра, Іакова и Іоанна — и повелъ ихъ на высокую гору Ѳаворъ, находившуюся у юго-западнаго берега Генисаретскаго озера. Здѣсь Онъ предался молитвѣ, и во время Его молитвы совершилось чудо преображенія: лице Его просіяло какъ солнце, одежды сдѣлались бѣлыми, какъ снѣгъ, и явились, по сторонамъ Господа, два великіе ветхозавѣтные пророка — Моѵсей и Илія. Они бесѣдовали съ Нимъ о кончинѣ Его въ Іерусалимѣ. Видѣніе славы Божіей такъ усладило Петра, что онъ, въ чувствѣ небесной радости, воскликнулъ: «Господи! хорошо намъ здѣсь. Если хочешь, сотворимъ здѣсь три сѣни (палатки); одну Тебѣ, другую Моѵсею, и третью — Иліи». Пока онъ еще говорилъ, вдругъ свѣтлое облако осѣнило ихъ, и изъ облака послышался голосъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ все Мое благоволеніе, Его слушайте». Ученики въ страхѣ пали ницъ, но Господь коснулся ихъ и сказалъ: «встаньте и не бойтесь». И вставъ, они увидѣли одного І. Христа, въ обыкновенномъ Его видѣ. Когда они сходили съ горы, Господь запретилъ имъ говорить объ этомъ видѣніи, пока Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ.

Подробнее...

Преображение Господа нашего Иисуса Христа, 6/19 августа

Тропарь, глас 7

Преобрази?лся еси? на горе?, Христе? Бо?же, показа?вый ученико?м Твои?м сла?ву Твою?, я?коже можа?ху; да возсия?ет и нам гре?шным свет Твой присносу?щный, моли?твами Богоро?дицы, Светода?вче, сла?ва Тебе?.

 

Кондак, глас 7

На горе? преобрази?лся еси?, и я?коже вмеща?ху ученицы? Твои?, сла?ву Твою?, Христе? Бо?же, ви?деша; да егда? Тя у?зрят распина?ема, страда?ние у?бо уразуме?ют во?льное, ми?рови же пропове?дят: я?ко Ты еси? вои?стину О?тчее сия?ние.

Подробнее...

Акафист Преображению Господню

Кондак 1
Возбранный Воеводо и Царю славы, Тебе небеси и земли Создателя, зрящи на горе Фаворстей преобразившася со славою, вся тварь удивися, небес вострепеташа, и вси земнороднии возрадовашася, мы же недостойнии Твоему нас ради Преображению благодарствен¬но поклонение приносяще, с Петром от души вопием Ти: Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
 

Подробнее...

Владимир Николаевич Лосский, епископ Петр (Л'юилье). Толкование на Символ веры.

Содержание

Подробнее...

Житие преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца

(память 3/16 августа)

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родите­лями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие по­стоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись ро­дителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богато­го наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздер­жанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами ду­шевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным сми­рением», он достиг высокой святости.

Подробнее...

Акафист преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Антоние, песньми восхваляем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, любовию тебе зовущих: Радуйся , Антоние, великий и преславный чудотворче.

Икос 1

Ангельски на земли пожив, Богомудре Антоние, подвигом добрым подвизался еси: крест бо на рамена взем, Владыце Христу последовал еси. Ныне же предстоя престолу славы, молися о нас, почитающих тя и зовущих тебе сице: Радуйся, яко чистотою и святынею Ангелом уподобился еси: радуйся, яко постом и бдением безстрастия достигл еси. Радуйся, светильниче Божественнаго света: радуйся, молитв благовонное кадило. Радуйся, верных неложное утверждение: радуйся, неверных богомудренное обличение. Радуйся, христиан благоотишное пристанище: радуйся, благочестия стено необоримая. Радуйся, крепкое кормило церкве Христовы: радуйся, непоколебимый столпе православия. Радуйся, Апостольских преданий верный блюстителю: радуйся, правил седьми вселенских соборов хранителю. Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Третій день. Преп. Антоній Римлянинъ.

(Объ упованіи на Промыслъ Божій).

Преподобный Антоній-римлянинъ, новгородскій чудотворецъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Римѣ отъ благочестивыхъ родителей, принадлежавшихъ къ церкви восточной, православной. Въ это время раздѣленіе церквей на восточную и западную уже произошло, и въ Римѣ преслѣдовали тѣхъ, которые уклонялись отъ церкви западной; почему и родители Антонія скрывали свое истинное вѣроисповѣданіе. По смерти ихъ, Антоній роздалъ часть своего имѣнія нищимъ, а на остальную — пріобрѣлъ церковные сосуды и другія вещи, положилъ все въ бочку и пустилъ ее въ море; а самъ удалился въ пустыню, будучи 18-ти лѣтъ. Встрѣтившихся монаховъ онъ упросилъ постричь его и около 20-ти лѣтъ прожилъ въ одномъ изъ монастырей. Затѣмъ удалился къ морю и поселился на одной скалѣ, но въ 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу его отъ берега и понесшая каменную глыбу по морю. Камень, по устроенію Промысла Божія, не утонулъ, плылъ по водамъ и наконецъ достигъ Новгорода. Антоній сначала, не зная языка славянскаго, не могъ понять, куда онъ прибылъ; но въ Новгородѣ нашлись люди, знавшіе и латинскій, и греческій языкъ; они и разъяснили ему все. Княжилъ въ Новгородѣ въ это время Мстиславъ, сынъ Владиміра Мономаха. Святитель новгородскій Никита далъ Антонію то селеніе, къ которому онъ присталъ, и выстроилъ ему деревянную церковь. Впослѣдствіи Антоній основалъ здѣсь монастырь и былъ первымъ его игуменомъ. Вещи, пущенныя въ бочкѣ въ море, чудесньмъ образомъ прибыли въ Новгородъ.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus