Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день Успенія Божіей Матери. О чудесномъ дарованіи Кіево-Печерской лаврѣ иконы Успенія Божіей Матери.

Пріидите вси концы земли, всемірное успеніе всенепорочныя Богородицы празднуемъ (стихира 3-я на Господи воззвахъ).

Святая Церковь призываетъ всѣ концы земли праздновать всемірное успеніе Божіей Матери: и дѣйствительно, на всѣхъ концахъ міра православно-христіанскаго оно нынѣ свѣтло празднуется. Этого мало: самые Ангелы, по свидѣтельству святыхъ Божіихъ, днесь ликъ составляютъ со Апостолы, ужасно взирающе отъ живота въ животъ преставляему, Рождшую Начальника жизни, и насъ земныхъ къ веселію призываютъ вопити немолчнымъ гласомъ: радуйся Преставльшаяся отъ земли, и къ небеснымъ обителямъ пресельшаяся, радуйся упованіе и спасеніе наше: Тя бо христіанскій родъ непрестанно ублажаетъ.

Подробнее...

Великие Четьи-Минеи митрополита Макария Московского

Митрополит Макарий и Русская церковь в XVI веке.

Митрополит Макарий знаменит тем, что в период своего служения в русской церковной жизни совершились события, которым мы не видим ничего подобного в предшествующей нашей истории. Будучи еще новгородским архиепископом, Макарий задумал собрать «все книги чтомыя, которые в русской земле обретаются»; эта мысль и приведена была им в исполнение отчасти в Новгороде, а отчасти в Москве – в его громадном сборнике, так называемых Великих Минеях Четьих. Когда Макарий переведен был на московскую митрополию, то по его мысли и при самом деятельном его участии произведена была канонизация всех святых русской земли, ο которых созванные для этой цели соборы могли собрать надлежащие сведения. Β тесной внутренней связи с указанными событиями стоит и третье, замечательнейшее событие архипастырского служения Макария – созыв собора для очищения нашей церкви по возможности от всех ее недостатков и пороков и для полного ее обновления.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Двадцать второй день. Поуч. 1-е. Св. муч. Агаѳоникъ.

(Страдальцы, спасающіеся и погибающіе).

Празднуемый нынѣ св. церковію св. муч. Агаѳоникъ былъ замученъ въ царствованіе Максимиліана. Посланный для преслѣдованія христіанъ по южной странѣ Чернаго моря, начальникъ Евтолмій схватилъ въ Никомидіи Агаѳоника и многихъ другихъ, какъ-то: Зинона, Ѳеопрепія, Акиндина и Севиріана, отправился съ ними во Ѳракію и на дорогѣ убилъ ихъ, кромѣ Агаѳоника, такъ какъ вслѣдствіе мученій они не могли продолжать путь. Агаѳоникъ же былъ замученъ въ самой Византіи.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Двадцать первый день. [Поуч. 2-е.] Преподобный Авраамій смоленскій.

(О зависти).

Преподобный Авраамій, смоленскій чудотворецъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Смоленскѣ. Въ отрочествѣ онъ избѣгалъ дѣтскихъ игръ, любя больше посѣщеніе храма Божія. А когда достигъ совершеннолѣтія, то отъ брака отказался, потому что онъ имѣлъ расположеніе больше къ иноческой жизни. Родители его вскорѣ умерли. Авраамій роздалъ имущество послѣ нихъ церквамъ и бѣднымъ, а самъ сталъ носить самое бѣдное одѣяніе, и молилъ Бога указать ему путь спасенія. Сдѣлавшись затѣмъ инокомъ, онъ возлюбилъ духовное чтеніе и ревностно читалъ житія святыхъ, особенно творенія св. отцевъ: Златоустаго, Ефрема Сирина и другихъ. «Жизнь земная, — говорилъ онъ, — война, а для войны нужны оружія, нужны познанія опытныя: такъ для брани духовной нужно учиться многому у опытныхъ св. мужей; нужно отъ нихъ узнать, какое духовное оружіе полезно въ какомъ случаѣ; отъ нихъ же можемъ хорошо узнать и враговъ нашихъ». Будучи посвященъ въ священный санъ, онъ со дня своего посвященія до самой кончины добровольно не пропускалъ ни одного дня безъ совершенія божественной службы. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Шестой день. Поуч. 5-ое. День Преображенія Господня.

(Уроки изъ евангельскаго сказанія: а) для чего Господь показалъ ученикамъ Свою славу? б) для чего явились пророки? в) блаженство наше на небѣ).

I. Святая церковь празднуетъ нынѣ — и мы съ нею торжествуемъ — пресвѣтлый праздникъ Преображенія Господня на горѣ Ѳаворской и прославленія нашего человѣческаго естества въ лицѣ Господа І. Христа. Повторимъ русскою рѣчью евангеліе или всенародное благовѣстіе евангелиста Матѳея о нынѣшнемъ днѣ, повѣствующее о событіи преображенія. — «Въ то время взялъ Іисусъ Петра, Іакова и Іоанна, брата его, и возвелъ ихъ на гору высокую однихъ. И преобразился предъ ними: и просіяло лице Его, какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ. И вотъ, явились имъ Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. При семъ Петръ сказалъ Іисусу: Господи! хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи, Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи. Когда онъ еще говорилъ, се, облако свѣтлое осѣнило ихъ, и се, гласъ изъ облака глаголющій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте. И услышавъ, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 1-9)». Здѣсь конецъ евангельской исторіи.

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Свѣтлое состояніе праведниковъ въ будущемъ вѣкѣ. Поученіе на праздникъ Преображенія Господня.

Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный (Изъ тропаря праздника).

Господь Іисусъ Христосъ, будучи Богомъ, единосущнымъ Богу Отцу Сыномъ, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія «уничижилъ Себя самого, принявъ образъ раба, сдѣлавшись подобнымъ человѣкамъ и по виду сталъ, какъ человѣкъ; смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти и смерти крестныя» (Флп. 2, 7-8). — Но и среди глубочайшаго уничиженія Онъ по временамъ проявлялъ божескую славу, давалъ видѣть, что Онъ не простой человѣкъ, но Богъ во плоти. Къ числу такихъ проявленій относится Его преображеніе. Въ евангельскомъ повѣствованіи о семъ событіи, сказано между прочимъ, что тогда просвѣтися лице Его, яко солнце (Матѳ. 16, 2). Свѣтъ лица Его былъ такъ ослѣпителенъ, что Апостолы не могли стерпѣть сіянія этого свѣта и въ испугѣ пали на землю. Нѣтъ сомнѣнія, что этотъ свѣтъ былъ проявленіемъ славы Его божескаго существа, сокрывавшейся въ Его человѣческомъ тѣлѣ. Зрители Апостолы могли убѣдиться въ этомъ, услышавъ исходившій изъ облака гласъ Бога Отца: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ. Подобное явленіе славы Божіей сподобился зрѣть Моисей на Синайской горѣ. Господь по его просьбѣ явился ему въ чувственномъ свѣтломъ образѣ. Свѣтъ былъ такъ силенъ, что Моисей могъ ощущать его, поникши лицемъ къ землѣ, и что сіяніе этого свѣта отпечатлѣлось даже на лицѣ Моисея, вслѣдствіе чего Моисей, сходя съ горы, долженъ былъ покрыть лице свое покрываломъ, дабы удобно было бесѣдовать съ народомъ лицемъ къ лицу.

Подробнее...

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.). Поученіе на Преображеніе Господне.

Празднуемъ нынѣ, братіе, преславное Преображеніе Христа Спасителя...

Что это за событіе; для чего оно было и какой смыслъ имѣетъ воспоминаніе его для насъ и, въ частности, что значитъ освященіе сихъ плодовъ въ сей день?

Подробнее...

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.). Слово въ день Преображенія Господня [1].

Торжествуетъ и радуется христіанинъ, празднуя преславное преображеніе Господа нашего Іисуса Христа. И какъ много основаній для торжества и радости, и побужденій къ нимъ въ преображеніи Господнемъ! Тверда, непоколебима, успокоительна становится и наша вѣра во Христа, и наша надежда во Христѣ на блаженство вѣчное, когда мы переносимся духомъ на Ѳаворъ, и дѣлаемся свидѣтелями преображенія Христова. Здѣсь о божествѣ Христовомъ свидѣтельствуютъ и преображеніе Его (2 Петр. 1, 17), и Моѵсей и Илія, своимъ присутствіемъ на Ѳаворѣ, напоминающіе и какъ бы представляющіе ветхозавѣтныхъ пророковъ и ихъ вѣрныя и ясныя пророчества о божествѣ Христовомъ (2 Петр. 1, 19), и гласъ, пришедшій къ Іисусу Христу отъ велелѣпныя славы: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоизволихъ (2 Петр. 1, 17): какія незыблемыя основанія для нашей вѣры въ Господа Іисуса Христа! Преобразившійся на горѣ не преобразитъ ли нѣкогда и «уничиженное тѣло наше такъ, что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его, силою, которою Онъ дѣйствуетъ и покоряетъ себѣ все» (Флп. 3, 21)? — Какимъ же незыблемымъ основаніемъ для нашей надежды на блаженство и славу вѣчную служитъ преображеніе Господне! Торжествуя при воспоминаніи сего радостнаго событія, христіанинъ не предвкушаетъ ли радостно свое славное преображеніе въ вѣчности, и потому можетъ ли не предаваться живѣйшей радости?

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.) Слово въ день Преображенія Господня [1].

Церковныя пѣснопѣнія нынѣшняго дня убѣждаютъ насъ, братіе, въ томъ, что Господь явилъ свое чудное преображеніе съ тою именно цѣлью, чтобы убѣдить своихъ послѣдователей, какъ могутъ и они сами, украсивъ свой внутренній обликъ добродѣтелью, просіять нѣкогда и внѣшнею духовною красотой. Въ душѣ нашей есть неутолимая жажда видѣть соотвѣтствіе между внутреннимъ и внѣшнимъ, и вотъ, до пришествія на Землю Сына Божія, праведники недоумѣвали, почему имъ суждено быть всегда въ приниженномъ состояніи, въ убогомъ, скорбномъ видѣ, а грѣшникамъ допускаетъ Богъ украшаться и величаться. Самые современники Спасителя ожидали съ нетерпѣніемъ того дня, когда онъ отброситъ видъ уничиженный и скорбный, освободится отъ бѣдности и бездомовности, и могущественнымъ царемъ, блистая красотою одеждъ и пышностію окружающей обстановки, вступитъ на престолъ Давида, отца своего, попирая злочестивыхъ враговъ своихъ и враговъ Израиля.

Подробнее...

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.) Велелѣпная слава. (2 Петр. 1, 17).

День Преображенія Господня (6 августа) стоитъ какъ бы внѣ общаго порядка Господскихъ праздниковъ, соотвѣтствующаго послѣдованію событій земной жизни Христа. Мѣсто для него избрано какъ будто случайно, пріурочено къ времени освященія плодовъ. Но послѣднее не является, конечно, существеннымъ именно для этого праздника. Болѣе же глубокій смыслъ этой какъ бы внѣположности праздника можно видѣть въ томъ, что самое событіе Преображенія Господня по внутреннему значенію указуетъ на жизнь будущаго вѣка, внѣ нашего времени. Оно говоритъ о царствѣ славы, преображеніи міра, которое свидѣтельствуется имъ въ нѣкоторомъ предвареніи, въ видѣніи отсюда. Господи, добро есть намъ здѣ быти. Таково было непроизвольное свидѣтельство ап. Петра предъ лицомъ этого видѣнія Царствія Божія, пришедшаго въ силѣ (Марк. 9, 1). Ему хотѣлось удержать то, что, хотя и было въ этомъ вѣкѣ, но на самомъ дѣлѣ ему не принадлежало. Только въ пришествіи Господа во славѣ, мы, такъ всегда съ Господомъ будемъ (1 Ѳес. 4, 17). А здѣсь, на Ѳаворѣ, чудесное видѣніе погасло, и апостолы, сходя съ горы Преображенія, почувствовали себя снова въ непросвѣтленной области князя міра сего, среди бѣсноватыхъ, больныхъ, маловѣрныхъ.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus