Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXIII. Въ пятницу третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Духъ же цѣломудрія, смиренномудрія, терпѣпія и любве даруй ми, рабу Твоему.
 
Господи и Владыко живота жоего! Даруй ми духъ цѣломудрія. Быть цѣломудреннымъ — значитъ вообще хранить душу свою отъ всякихъ помысловъ нечистыхъ, частнѣе же — отъ помысловъ сладострастія. Цѣломудріе души и тѣла есть какъ бы свѣжесть и благоуханіе нашей жизни. Цѣломудренный подобенъ растенію, которое рукою заботливаго садовника укрывается отъ палящихъ лучей солнца, защищается отъ сильныхъ порывовъ вѣтра, предохраняется отъ холода, въ мѣру напояется влагою, соблюдается отъ вреда насѣкомыхъ и устраняется даже отъ лишняго прикосновенія къ нему руки любопытнаго. Какъ цѣло, свѣжо, чисто такое растеніе, такъ цѣлъ, свѣжъ и чистъ человѣкъ цѣломудренный. Отъ него какъ бы благоухаетъ жизнію. Въ его присутствіи стыдится обнаруживаться всякая нескромность, и самый порокъ часто теряетъ свою наглость. Такова добродѣтель цѣломудрія, украшеніе всѣхъ возрастовъ, а въ особенности — юности. И объ ней-то часто не заботятся! Сказать ли болѣе: ею иногда пренебрегаютъ, ее хотятъ исключить изъ числа добродѣтелей! Да сохранитъ насъ Богъ отъ такого безумія, ведущаго прямо къ низвращенію всего святаго и прекраснаго на землѣ. О, даруй намъ, Господи, духъ неоцѣнимаго цѣломудрія!
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Что такое Православіе?

Въ первый воскресный день Великаго поста наша Церковь празднуетъ торжество Православія — побѣду истиннаго христіанскаго ученія надъ всѣми его извращеніями и искаженіями — ересями и лжеученіями.
 

Подробнее...

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы: Часть первая. Историческая.

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXII. Въ среду третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Господи и Владыко живота моего! Духъ праздности, унынія, любоначалія и празднословія не даждь ми! и проч.
 
Въ продолженіе Великаго поста, мы чаще всего молимся сею молитвою св. Ефрема Сирина. Словъ въ ней немного, но много въ нихъ содержится. Молимся о самомъ главномъ дѣлѣ, которое мы должны совершить въ предлежащее намъ постное время, то-есть избавиться отъ пороковъ и исполниться добродѣтелями; а для сего намъ необходимо зрѣть свои согрѣшенія и не осуждать ближнихъ нашихъ. То же самое мы слышали, во весь постъ, и въ притчахъ Соломоновыхъ, изображающихъ предъ нами гнусность порока и красоту добродѣтели. Итакъ, испрашивая себѣ у Господа вниманія къ своей грѣховности и невниманія къ чужимъ порокамъ, вникнемъ въ смыслъ указанной молитвы.
 

Подробнее...

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.) Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г. Слово въ недѣлю вторую Великаго поста, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 16 февраля 1858 года.

Чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).
 
Принесли къ Господу Іисусу разслабленнаго, — принесли съ полною вѣрою, что Онъ исцѣлитъ и этого несчастнаго, какъ исцѣлялъ безчисленное множество другихъ подобныхъ отъ всякаго рода болѣзней. И что же слышатъ отъ Господа? Прежде всего слышатъ слова Его къ разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои. А потомъ-то уже, когда нѣкоторые изъ свидѣтелей начали сомнѣваться въ Его Божественной власти отпущать грѣхи, Онъ присовокупилъ: но да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческій на земли отпущати грѣхи, тебѣ глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой (Марк. 2, 10-11). Какая мысль скрывается въ этомъ дѣйствіи и въ этихъ изреченіяхъ нашего Спасителя? Та, что между нашими болѣзнями и нашими грѣхами находится самая тѣсная внутренняя связь, что наши болѣзни зависятъ отъ нашихъ грѣховъ, и слѣдовательно, съ другой стороны, должны служить для насъ средствами противъ нашихъ грѣховъ, для нашего нравственнаго блага. Таковъ именно и долженъ быть взглядъ христіанина на человѣческія болѣзни.
 

Подробнее...

Архіеп. Никонъ Рождественскій († 1918 г.) Слово въ недѣлю вторую Великаго Поста и на день кончины въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г.

И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырьми... (Марк. 2, 3).
 
Сегодня, возлюбленные о Господѣ братіе, первое марта. Довольно сказать эти два слова, чтобы сердце русское болѣзненно содрогнулось отъ воспоминанія о томъ ужасномъ событіи, которое совершилось одиннадцать лѣтъ назадъ въ это первое марта. Да, уже одиннадцать лѣтъ прошло, какъ въ этотъ день Русская земля оросилась кровью своего Царя-мученика; но пройдутъ и вѣка, а первое марта будетъ вызывать самыя мрачныя воспоминанія, останется темнымъ пятномъ на страницахъ родной исторіи. Кто не помнитъ того ужаса, который охватилъ сердце царелюбиваго народа Русскаго при первой вѣсти о томъ, что его безпредѣльно любимый, такъ много добра сдѣлавшій своему народу Царь — убитъ, убитъ не на полѣ брани, а на мирныхъ стогнахъ Своей столицы, убитъ не иноземною рукою вражьей, а рукою изверга изъ среды сыновъ Своего же народа Русскаго? Эта вѣсть поистиннѣ была громомъ небеснымъ, призывавшимъ Русь Православную къ всенародному покаянію!
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день совершенія общей памяти Кіево-Печерскихъ чудотворцевъ.

Сія врата Господня: праведніи внидутъ въ ня (Псал. 117, 20).
 
Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митр. Киевского и Галицкого. Часть 3. СПб., 1874Да, эти врата пещерныя подлинно неземныя, хотя на землѣ и въ землѣ устроены, и многочисленными ступенями, не безъ труда проходимыми, ведутъ прямо во глубину земли, куда и среди бѣлаго дня не проникаетъ свѣтъ солнечный и никогда, прежде того, не достигала нога человѣческая, — но врата небесныя, Господни: потому что всѣхъ, проходившихъ ими съ искреннимъ желаніемъ своего спасенія, претворяли изъ человѣковъ плотскихъ въ духовныхъ, изъ земныхъ въ небесныхъ, возвышали ихъ духъ, воспламеняли сердце, воскрыляли молитву.
 

Подробнее...

Монах Василий Кривошеин. Аскетическое и богословское учение Святого Григория Паламы.

1. Аскетические и гносеологические основы богословия святого Григория Паламы

Верный духу апофатического богословия, господствующего восточном святоотеческом предании, свт. Григорий Палама учит, что Бог умом — непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает из этого вывода об абсолютной недосягаемости Божества для тварного и о невозможности какого-либо знания о Нем. По учению свт. Григория Паламы возможность богообщения зиждится на богоподобии, которым обладает человек, созданный по образу Божию. Как существо душевное и телесное, предопределенное к господству над тварным, человек больше оделен этим богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной энергией. Он — средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю вселенную. Само по себе тело человека не есть нечто дурное. Оно может участвовать в жизни Духа и еще здесь, на земле, может быть преображено Его силой. Сердце — средоточие всякого духовного и даже интеллектуального человеческого действия. Затемненный в нас грехом образ Бога восстанавливается исполнением Его заповедей, и тогда человек обретает в любви к Богу и своему ближнему способность богообщения, выражающегося главным образом в молитве, высочайший образ которой — непрестанная умная молитва. Она определяется как непосредственное соединение ума с Богом, совершающееся в сердце некиим тройственным действием. Не ограничиваясь общим учением об умной молитве, свт. Григорий Палама в некоторых своих творениях останавливается на описании способов, известных под названием "искусство" и состоящих в согласованности молитвы с дыханием и "омфалоскопией". Приемы эти он считает полезными, но отнюдь не обязательными, а исключительно вспомогательными. Они помогают сосредоточить внимание и не позволяют уму рассеиваться. Их действенность оправдана личностным и церковным опытом как способность тела участвовать в жизни духа при первостепенном значении сердца и деятельности человека. Несомненно, в успехе подобной молитвы главное и решающее — это благодать. Именно в ней совершается соединение нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским, либо животным. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у свт. Григория Паламы "исихия" и определяется им как приостановка всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и непосредственное видение Бога. В таком состоянии "неведения", превосходящего какое бы то ни было "знание", человек достигает богопознания, того познания, которое недоступно интеллектуальной философии. Жизнь в "исихии" освящена примером Пречистой Девы, которая с самого детства, отстраняясь от всякого житейского попечения, посвятила Себя храму, созерцанию и внутренней молитве. Такова сила "исихии"; именно через нее Пресвятая Дева становится способной к приятию во плотившегося Слова.

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XX. Въ пятницу второй седьмицы Великаго поcта, на литургіи. Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

Не напрасно Господь нашъ, въ церковныхъ пѣсняхъ, часто называется Солнцемъ правды. Свѣтитъ Онъ намъ присно, какъ солнце пресвѣтлое, высочайшею святостью Своей жизни; свѣтитъ и высочайшимъ совершенствомъ Своего ученія.
 
Ученіе Христа Спасителя, это — безоблачное утро, это — восходящее солнце, льющее намъ лучи радостнаго свѣта!
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XIX. Въ среду второй седьмицы Великаго поста, на литургіи. Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

На великопостной литургіи, среди чтенія изъ Ветхаго Завѣта паремій, раскрываются Царскія врата, является среди нихъ священнодѣйствующій со свѣчею и кадильницею въ рукѣ и, знаменуя ими предстоящихъ во образъ креста, возглашаетъ: свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ! При этомъ всякій изъ предстоящихъ преклоняетъ главу свою до земли; ибо раскрытіе Царскихъ вратъ образуетъ собою отверстіе самихъ небесъ; свѣтильникъ и кадильница знаменуютъ полноту даровъ Духа Святаго, а появленіе священнодѣйствующаго есть какъ бы явленіе Ангела съ неба, какъ читано было въ Евангеліи прошедшаго воскреснаго дня: отселѣ узрите небо отверсто, и Ангелы Божіи, восходящіе и нисходящіе надъ Сына человѣческаго. При этомъ знаменательномъ священнодѣйствіи св. Церковь ищетъ отъ насъ не одного простого наклоненія головы или видимаго поверженія себя долу предъ свѣтомъ Христовымъ, но въ духовномъ смыслѣ она хочетъ, чтобы мы открыли предъ нимъ все существо наше, дабы, такимъ образомъ, отъ ногъ до главы озариться намъ Божественнымъ свѣтомъ, — наполниться имъ всецѣло, и чрезъ то самимъ сдѣлаться свѣтоносными, каковыми и были первенствующіе христіане: яко свѣтила въ мірѣ, по слову св. Ап. Павла (Флп. 2, 16). Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ. Какъ просвѣщаетъ, гдѣ лучи сего свѣта? Лучи свѣта Христова сіяютъ для насъ въ Его земной жизни. Въ земной жизни Христовой — совершеннѣйшій для насъ образецъ благочестія, любви къ людямъ и безпримѣрной невинности.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus