Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Почаевские службы

Служба Почаевской иконе Божией Матери

Достоверно известен автор службы иконе Почаевской Богоматери. Это прот. А. Хойнацкий, бывший профессор богословия Нежинского историко-филологического института кн. Безбородко, в 3-й четв. XIX в. Сам автор свидетельствует о себе в своем труде: «Наконец, за Божиею помощию, пишущему эти строки суждено было послужить честной памяти угодника Божия[1] составлением ему <особой> “службы и акафиста”, изданных Почаевскою обителью, с разрешения <и благословения> Св. Синода, вместе с составленною нашим <же> недостоинством “службою и акафистом в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской” в 1884 году»[2]. В труде того же автора, исправленном и дополненном его современником Г. Я. Крыжановским, указывается: «Служба и акафисты в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской и преподобному Иову, игумену Почаевскому, прот. А. Хойнацкого, в 1884 году»[3].

Подробнее...

Прот. Назарій Ѳаворовъ († 1897 г.) Слова и бесѣды на воскресные, праздничные и великопостные дни. Въ недѣлю жены самарянки.

Всякъ, піяй отъ воды сея, вжаждется паки: а иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки (Іоан. 4, 13-14).
 
Эта вода, которую Господь обѣщалъ людямъ, есть та самая святая и животворящая вѣра, которую Онъ даровалъ намъ для жизни вѣчной. И такъ свойство этой вѣры должно быть таково, что въ ней человѣкъ можетъ находить удовлетвореніе всѣмъ законнымъ потребностямъ своей природы и что при ней, слѣдовательно, не свойственно желать и искать чего нибудь, какъ блага, внѣ ея, или чувствовать недостатокъ средствъ для пріобрѣтенія довольства и счастія. По смыслу изреченія Господня, человѣку достаточно быть христіаниномъ, чтобы быть всегда довольнымъ и не испытывать томительной жажды различныхъ предметовъ, мнимо необходимыхъ для его удовольствія. Но оправдывается ли это надъ христіанами? Мы знаемъ христіанъ, которые дѣйствительно ничего не искали въ мірѣ и все находили въ вѣрѣ, которые въ печальныхъ пустыняхъ, въ алчбѣ и суровыхъ подвигахъ были счастливѣе живущихъ во всякомъ довольствѣ. Есть, безъ сомнѣнія и въ настоящее премя, — есть, можетъ быть, и среди насъ люди, которые походятъ на тѣхъ людей. Но за всѣмъ тѣмъ мы имѣемъ еще побужденіе и причину спрашивать, почему же не для всѣхъ вѣрующихъ вѣра служитъ такою живою водою, которая прекращаетъ всякую жажду мірскихъ благъ въ человѣкѣ, — почему не только не рѣдки, но и очень обыкновенны между нами явленія различныхъ страстей, которыя показываютъ не престающую въ насъ жажду различныхъ предметовъ и не позволяютъ намъ ни на чемъ успокоиться и сказать о себѣ искренно: я доволенъ и спокоенъ при томъ, что имѣю.
 

Подробнее...

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.) Слово въ недѣлю о самарянынѣ (Іоан. 4, 5-42) [1].

Въ бесѣдѣ Господа нашего Іисуса Христа съ самарянынею обращаетъ на себя вниманіе и назидаетъ не только содержаніе бесѣды — весьма важной, но и личность собесѣдницы. О важныхъ истинахъ бесѣдуетъ Іисусъ Христосъ съ самарянынею: о живой водѣ Своего ученія и Своей благодати, освѣжающей, оживляющей человѣка, утоляющей его духовную жажду; объ истинномъ поклоненіи, благоугожденіи Богу, — о поклоненіи Ему на всякомъ мѣстѣ, духомъ и истиною; о значеніи для Христа, а потому и для каждаго христіанина исполненія воли Божіей, — какъ брашна; о Себѣ, какъ Мессіи. Но для того, чтобы вести подобную важную бесѣду, требовалась собесѣдница, способная оцѣнить и понять ее. И Господь призналъ самарянку удовлетворяющею этому требованію и — вотъ бесѣдуетъ съ нею.
 

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.) Къ чему обязываетъ насъ имя христіанина? Поученіе въ недѣлю о Самарянынѣ.

Въ сегоднешнемъ апостольскомъ чтеніи повѣствуется объ успѣхахъ евангельской проповѣди въ языческомъ городѣ Антіохіи и при этомъ упоминается, что ученики Христовы въ Антіохіи въ первый разъ стали называться христіанами (Дѣян. 11, 26). Во дни апостоловъ это названіе не было въ такомъ обширномъ употребленіи, какъ впослѣдствіи. Тогда болѣе употребительны были другія имена: учениковъ, святыхъ, то-есть отдѣленныхъ отъ міра, братій и вѣрующихъ. По крайней мѣрѣ, такъ называли себя христіане. Отъ кого произошло наименованіе: христіане, отъ нихъ ли самихъ, или отъ непринадлежащихъ къ ихъ обществу, язычниковъ и іудеевъ, неизвѣстно. Во всякомъ случаѣ имя: христіанинъ въ высшей степени знаменательно. Оно значитъ: вѣрующій во Христа, слѣдственно указываетъ на сущность христіанства, какъ такой религіи, въ которой эта вѣра составляетъ главное отличіе отъ всѣхъ другихъ религій и безусловное превосходство ея предъ всѣми другими религіями.
 

Подробнее...

АНО «ЗА ЖИЗНЬ»

АНО «Международный фестиваль социальных технологий «За жизнь» и одноименное добровольческое общественное движение уже более 7 лет оказывают всестороннюю помощь и содействие общественным организациям и активистам из 450 городов России, Беларуси и Украины, работающим в сфере защиты жизни детей до рождения. В осуществление проектов АНО "За жизнь" вовлечено более 3000 добровольцев, работающих по таким направлениям как противоабортное консультирование, помощь нуждающимся семьям, просветительская работа с молодежью, научно-исследовательская работа, общественные акции. Совместными усилиями участников движения было реализовано около 300 проектов, в результате которых тысячи детей были спасенных от аборта, десятки тысяч семей получили реальную помощь, сотни тысяч человек узнали правду об абортах".
 

Подробнее...

Сборникъ военныхъ проповѣдей. 17. Поученіе на день святаго великомученника Георгія. (Первое).

Православная Церковь съ древнѣйшихъ временъ празднуетъ въ нынѣшній день память Святого Великомученника и Побѣдоносца Георгія, — воина-христіанина. Святой Великомученникъ Георгій родился въ Палестинѣ, въ городѣ Бейрутѣ, отъ христіанскихъ, богатыхъ и благородныхъ родителей. Образованный, красивый наружностью и крѣпкій тѣломъ, онъ былъ любимъ царемъ Діоклетіаномъ и возведенъ имъ въ почетное воинское званіе тысяченачальника. Но, воспитанный въ христіанскомъ благочестіи, онъ не могъ быть счастливъ, видя гоненія со стороны язычниковъ на своихъ единовѣрцевъ-христіанъ. Находясь однажды въ судѣ, и слыша беззаконное и безчеловѣчное рѣшеніе судей истребить христіанъ, Георгій воспылалъ святою ревностью за вѣру Христову и, обличивъ нечестіе и злоумышленіе царя, его совѣтниковъ и вельможъ, предъ всѣми исповѣдалъ себя христіаниномъ. Раздраженный гонитель христіанъ, царь Діоклетіанъ повелѣлъ оруженосцамъ заключить Георгія въ темницу, гдѣ ноги Великомученника забили въ колодки, тѣло его повергли на землю и грудь сдавили тяжелымъ камнемъ. Затѣмъ, когда Георгій послѣ столь тяжелыхъ мученій не пожелалъ отречься отъ Христа, его, едва уже говорившаго отъ сдавленія груди тяжелымъ камнемъ, наголо привязали къ большому колесу, изобрѣтенному для казни. На этомъ страшномъ колесѣ вращали мученика кругомъ надъ гвоздями, которые, вонзаясь въ нагое беззащитное тѣло страдальца, изрѣзали его, какъ трость. Но Богъ сохранилъ жизнь Георгія и среди столькихъ ужасныхъ мученій. Ожесточенные противъ Георгія мучители, связавъ его, закопали въ нерастворенную известь, думая, что онъ сгоритъ въ ней. Господь и здѣсь сохранилъ жизнь святого исповѣдника для славы Своей. Видя такія мученія, благодушно переносимыя, супруга Діоклетіана царица Александра увѣровала во Христа и тоже пострадала за вѣру Христову (была замучена).
 

Подробнее...

Архіеп. Анастасій Братановскій († 1806 г.) Слово въ день Преполовенія Пятьдесятницы. Въ преполовеніе праздника, взыде Іисусъ въ Церковь, и учаше (Іоан. 7, 14).

Премудрый и преблагій Господь и Творецъ нашъ не благоволитъ, чтобы человѣки, подобно несмысленнымъ скотамъ, провождали все время жизни своея безъ всякаго различія, кромѣ дня отъ ночи, и ночи отъ дня, весны отъ лѣта, и лѣта отъ зимы, и осени отъ весны; для того Богъ избралъ и указалъ особые дни для особеннаго нашего въ благочестіи и Богослуженіи упражненія.
 
Такъ отъ самаго начала міра благословилъ Господь и освятилъ день седьмый, да люди, упразднясь отъ житейскихъ попеченій, благословятъ создавшаго ихъ Творца, и имя Его да освящаютъ не меньше благодарными хвалами, сколь святыми по закону и непорочности дѣлами, и размышляя о промыслѣ Божіемъ, продолжающемъ каждаго бытіе, сохраняющемъ жизнь и управляющемъ все ко благу, тѣмъ бы съ бóльшею преданностію предавали себя владычеству онаго, не воздвигая идоловъ ни самолюбію, ни надѣянію на себя, ни на князи, ни на сыны человѣческіе (Псал. 145, 3), ни самоугожденію, творя все для собственныхъ своихъ страстей и прихотей, а не во славу Бога, благодѣтеля.
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день Преполовенія.

Аще обрѣзаніе пріемлетъ человѣкъ, да не разорится законъ Моѵсеовъ: на Мя ли гнѣваетеся, яко всего человѣка здрава сотворихъ въ субботу (Іоан. 7, 23)?
 
Такъ Іисусъ Христосъ въ преполовеніе праздника упрекалъ жестоковыйныхъ іудеевъ, укорявшихъ Его въ благонамѣренномъ, притомъ необходимомъ и спасительномъ нарушеніи субботы, — времени, которое, по ихъ мнѣнію, должно провождать въ одномъ спокойномъ бездѣйствіи. Такъ Проницающій во глубину сердца человѣческаго, провидя всѣ душевныя помыслы предстоявшихъ Ему іудеевъ, силившихся унизить славу и величіе ученія Его, изобличилъ ихъ въ невѣжествѣ и нелѣпомъ сужденіи о дѣлахъ душеспасительныхъ.
 

Подробнее...

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.) Слово на день Преполовенія Св. Пятидесятницы.

Въ послѣдній день великій праздника стояше Іисусъ и зваше, глаголя: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 37-38).
 
Прежде, чѣмъ окончить настоящее наше молитвенное предстояніе въ семъ храмѣ, побесѣдуемъ, благочестивые слушатели, о читанномъ въ нынѣшнемъ Евангеліи, особенно о многознаменательныхъ словахъ, высказанныхъ Іисусомъ Христомъ, Господомъ нашимъ, по случаю одного прообразовательнаго іудейскаго обряда. Эта бесѣда поподнитъ настоящее наше празднество.
 

Подробнее...

Архіеп. Агаѳангелъ Соловьевъ († 1876 г.) Слово въ недѣлю разслабленнаго. О пользѣ временныхъ страданій. (Произнесено въ Игрицкомъ Песошенскомъ монастырѣ, Костромской Епархіи.)

Исторія чтеннаго нынѣ Евангелія представляетъ примѣръ рѣдкаго страданія. Тридцать восемъ лѣтъ лежалъ человѣкъ на одрѣ, не имѣя возможности сойти съ него когда либо и погрузиться въ водѣ въ минуту Ангельскаго врачеванія. Милосердый Господь воздвигъ его Своимъ всемогущимъ словомъ, и тотъ, кто столько лѣтъ страдалъ, не имѣя надежды на исцѣленіе, восталъ, чтобъ остатокъ жизни провести въ прославленіи благости Божій.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus