Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Бедность и богатство

Бедные могут обогащать богатых... Богатые - обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально-богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, "обедняет", духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только "за всех виноват", но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются Друг через Друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы.

Подробнее...

Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий пост. Духовные поучения.

О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове

Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.

В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора.

Подробнее...

Евгений Поселянин. Русские подвижники 19 века.

Филарет Московский. - Иннокентий Пензенский. - Амвросий Орнатский. - Антоний Смирницкий. - Мелетий Харьковский. - Иосиф, архиеп. Воронежский (1892). - Феофан Затворник, Говоров. - Амфилохий Реконский (1740-1865). - Евпраксия Староладожская (1828). - Назарий Валаамский (1809). - Герман Валаамский (1837). - Архим. Феофан Соколов, Ново-езерский (1832). - Иг. Феофания Готовцева (1866). - Молчальница Вера Новгородская. - Схимонах Игнатий (1852). - Паисий Величковский. - Монах Феодор (1822). - Моисей Оптинский. - Леонид Оптинский. - Макарий Оптинский. - Исаакий Оптинский. - Серафим Саровский. - Марк Саровский. - Пелагея Дивеевская (1884). - Иларион Троекуровский (1853). - Иоанн Сезеневский (1839). - Георгий Задонский (1836). - Матрона Задонская (1851). - Задонский юродивый Антоний (1851). - Свящ. Иоанн Елецкий (1824). - Свящ. Матвей Ржевский (1856). - Свящ. Петр Угличский (1866). - Юродивый Андрей Мещовский (1812). - Старица Евфимия Попова (1860). - Иоанн, затворник Святогорский (1867). - Парфений Киевский (1855). - Феофил Китаевский (1852). - Амфилохий Ростовский (1824). - Пустынник Василиск Туринский (1824). - Петр Мичурин (1820). - Варлаам Кяхтинский (1846). - Иван Корейш (1861). - Даниил Ачинский (1843). - Юродивая Домна Томская. - Амвросий Оптинский.

Издание 3-е, значительно дополненное.

Ученым Комитетом Мин. Нар. Просв. допущена в ученические библиотеки средних учебных заведений Министерства (4 августа 1903 г., № 23684).

С.-ПЕТЕРБУРГ. Издание И. Д. ТУ3ОВА. Гостиный двор, 45. 1910.

Подробнее...

Флоренский П. А. Иконостас

По первым словам летописи бытия, Бог “сотворил небо и землю” (Быт 1:1), и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным. Так и в исповедании веры мы именуем Бога “Творцом видимых и невидимых”, Творцом как видимого, так, равно, и невидимого. Но эти два мира — мир видимый и мир невидимый — соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она же их и соединяет. Как же понимать ее?

Подробнее...

А. Ельчанинов. Епископ-старец. (Воспоминания о епископе Антонии Флоренсове)

В 1918 году в Донском монастыре в Москве скончался Преосвященный Антоний Флоренсов, бывший епископ Вологодский.

В Москве и провинции многие знали Владыку как мудрого и благодатного духовного руководителя. Он был настоящим православным «старцем» — руководителем людей и в их практической жизни, и на их путях к спасению. Но вместе с тем он имел свои особенности; отличавшие его от наших старцев и приближавшие его к нашей современности. Во-первых, он был епископ с необычайно сильным сознанием в себе силы и власти епископа Вселенской Церкви; во-вторых, он очень широко смотрел на условные формы современной ему церковной обстановки и хотя часто принужден был подчиняться этой обстановке, но внутренне всегда был от нее свободен; наше синодальное управление, обер-прокуратура, архимандриты и консистории никогда не казались ему вечными и неизменными категориями. Он был свободен, и широк и в своих суждениях о науке, языческой древности, которую он чтил, природе, семье.

Подробнее...

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Пре-ображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Подробнее...

Епископ Афанасий (Сахаров) Настроение верующей души по Триоди Постной

Предисловие

Святой Ириней Лионский сравнивает Церковь Православную с сокровищницей, в которую в полноте положено все принадлежащее истине. Но не та сокровищница славна, богатство которой составляют бесформенные груды драгоценностей, а славна и достойна того, чтобы уделять время на ее обозрение, та сокровищница, где хранятся драгоценности, прошедшие через руки художников, представляющие собой произведения искусства, привлекающие взоры посетителей замысловатостью форм, красотой и изяществом отделки. Такова именно славная сокровищница Церкви Христовой. Хранимое в ней богатство истины неоценимо само по себе. А прошедшее через руки художников и строителей Церкви: святых апостолов, вселенских отцов и учителей, - оно предстает благоговейному взору ее чад как великое множество дивных произведений искусства. Возьмите богодухновенные апостольские и отеческие писания, где раскрывается и уясняется Христова истина! А великое множество чудных молитв и песнопений церковных! В них заключается высочайшее богословие, а вместе и глубочайшая психология. Величайшие истины веры и жизни раскрываются в нашем богослужении, в его составных частях.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом.

Такой вопрос нужно разрешить нам, сынам маловерующей современности, в виду частных возражений против Божества Христова, основанных на том, будто Сам Спаситель никогда не называл Себя Богом. Особенно искусно разработаны эти возражения магометанами, которые, к стыду нашему, оказываются нередко лучшими знатоками нашей Библии, чем мы сами.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Беседа христианина с магометанином об истине Пресвятой Троицы

Ибрагим, старый татарский мулла, был хороший знакомый псаломщику Ивану Федотовичу, который умел прекрасно говорить по-татарски; они часто рассуждали о вере и спорили, какая вера лучше — татарская или русская. Однажды после долгого спора Ибрагим сказал:

Подробнее...

Навигация

Система Orphus