Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Афанасьев Н., прот. Вселенские соборы (по поводу "Обращения к православным богословам").

В русском католическом журнале «Китеж» (1930 г. № 1) напечатан ряд вопросов в связи с предстоящим велеградским съездом, на которые предлагается право­славным богословам дать ответ. Редакция «Китежа» предпосылает этим вопросам замечание, что они были переда­ны инициаторами анкеты для напечатания в один православ­ный русский журнал, который отказался это сделать. Редакция «Китежа» делает предположение, что этот отказ последовал в силу того, что анкета исходила от католиков. Не смеем ни в малейшей степени не доверять Редакции, но позволим себе заметить, что отказ мог последовать не потому, что анкета исходит от католических кругов, но по причинам обусловленным самой анкетой. Эта последняя составлена таким образом, что она не только преследует выяснение взглядов по вопросам истории вселенских соборов и их правомощности, но известным образом направляет пред­полагаемые ответы в плоскость католической концепции вселенских соборов. 

Подробнее...

Сильвестр. Домострой.

Аннотация

Как любить Бога всею душою, и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе. Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать. Учить мужу свою жену, как Богу угодить и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться. Как хозяину запасы напитков держать для себя и для гостя и как приготовить их для посторонних.

Подробнее...

Аверинцев С. С. Христианство в истории европейской культуры.

Доклад

За два часа лекции исчерпать ее темы мы не можем. Вместо этого я попытаюсь поговорить о подводных камнях, содержащихся в вопросе как таковом, в самом соединении понятий. Я попробую рассуждать о том, как можно соединять понятие христианства с понятием европейской культуры. Стало быть, уже целых три понятия: «христианство», «Европа» и «культура».

Прежде всего мы ставим вопрос о присутствии христианства в той культурной традиции, в которой оно было действенно в течение целого ряда особенно продуктивных для этой традиции столетий. Мы ведь не можем, однако, отождествлять христианский мир и Европу, - хотя был длительный период, когда это казалось само собой разумеющимся; немецкий поэт и мыслитель Новалис написал даже труд, который озаглавлен: «Христианский мир, или Европа» (1799).

Подробнее...

Беленсон Е. О юродстве во Христе.

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны а вы крепки; вы во славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для миpa, как прах, всеми попираемый доныне».

I Посл. к Коринф. 4;10,11,12,13.

Подвиг юродства представляет собою одно из самых своеобразных явлений русской религиозности. Явление это, знакомое вообще Востоку, осталось чуждо западному опыту. Содержание юродства, как религиозного пути, ни в какой мере не покрывается западным понятием «безумия во Христе», обозначающим лишь некое религиозное чудачество, или же ту по-детски наивную непосредственность в проявлении религиозного чувства, которая так редко встречается у западного человека.

Подробнее...

Афанасьев Н., прот. Кафолическая церковь.

1. Впервые у Игнатия Антиохийского мы находим термин «кафолическая церковь» (? καθολικ? ?κκλησ?α). Мы не знаем, введен ли был этот термин в церковный оборот самим Игнатием или он существовал до него. Последнее предположение более вероятно, так как Игнатий, употребляя этот термин, его не объясняет, предполагая тем самым, что он является понятным для современных ему читателей. Судьба этого термина совершенно исключительная. Употребленный один единственный раз Игнатием, он воспринимается церковным сознанием. Константинопольский собор ввел его в символ веры, после чего он стал основным экклезиологическим термином на Востоке и Западе. 

Подробнее...

Афанасьев Н., прот. Две идеи вселенской церкви.

«?που ?ν ? κριστ?ς, ?ησο?ς, ?κε? ? καθολικ? ?κκλησ?α»

Ignatiusad Smyrn. 8, 2.

Католическая церковь до настоящего времени остается чуждой так называемому «экуменическому движению» *), в котором принимают участие представители православной церкви, англиканской церкви и протестантизма. В этом факте все до известной степени парадоксально. Выявление вселенской природы христианства взяли на себя представите­ли тех церквей, которые до самого последнего времени слишком мало — если не сказать больше — интересовались вселенскими задачами. С другой стороны почти полное равно­душие к экуменическому движению проявляет та церковь, которая никогда не забывала своего вселенского призвания. Католическая церковь по самой своей природе есть вселенская церковь, и такой она была с самого начала своего существо­вания, такой она остается и в настоящее время. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus