Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.) Слово на день Вознесенія Господня. Христосъ умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога Отца, Иже и ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 34).

Святый Апостолъ Павелъ сими словами учитъ насъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, совершивши на землѣ великое дѣло нашего оправданія и спасенія, по воскресеніи Своемъ вознесся отъ насъ на небо и тамъ ходатайствуетъ за насъ, подлежащихъ осужденію, предъ правосудіемъ Божіимъ за грѣхъ первородный и за наши личныя преступленія. Получивъ въ воскресшемъ Господѣ освященіе, мы по Его неизреченному милосердію, дѣлаемся общниками въ заслугахъ и святости своего Господа и становимся достойными вѣчнаго соединенія съ Нимъ въ небесномъ Его царствѣ. Эти истины предъ нами въ настоящій праздникъ подробно и съ очевидною ясностію раскрываются святою Церковію въ ея священныхъ пѣснопѣніяхъ. О самомъ вознесеніи Господа слово Божіе сообщаетъ намъ (Марк. 16, 19-20; Лук. 24, 49-53; Дѣян. 1, 1-12), что преславное вознесеніе Господне совершилось при такихъ обстоятельствахъ: наступилъ сороковой день отъ воскресенія Господа нашего Іисуса Христа и оставалось только 9 дней до Пятидесятницы Іудейской. Тогда всѣ Апостолы были собраны въ Іерусалимѣ вмѣстѣ съ Пречистою Богоматерію, женами — мѵроносицами и сродниками Господними по плоти. 
 

Подробнее...

Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.) Слово въ день Вознесенія Господня. Идѣже трупъ, тамо соберутся и орли (Лук. 17, 37).

Вознесшійся отъ насъ на небеса Спаситель нашъ во время благовѣстія своего на земли, не позабылъ упомянуть и о вознесеніи избранныхъ своихъ туда же. Говоря о второмъ своемъ пришествіи на землю, судить живыхъ и мертвыхъ, Онъ упомянулъ объ имѣющемъ быть тогда внезапномъ раздѣленіи избранныхъ Божіихъ отъ нечестивыхъ, въ слѣдующихъ словахъ: два будета на одрѣ единомъ, — единъ поемлется, а другій оставляется; будетѣ двѣ вкупѣ мелющѣ, — едина поемлется, а другая оставляется; два будета на селѣ, — единъ поемлется, а другій оставляется (Лук. 17, 34-36). То есть, не удержитъ тогда мужъ жену, и жена мужа, когда на самомъ ложѣ, въ самыхъ объятіяхъ постигнетъ ихъ сіе раздѣленіе; не удержитъ рабъ своего вѣрнаго сотрудника на селѣ, и рабыня любезную свою сотрудницу при жерновахъ, если только одна изъ нихъ будетъ изъ числа избранныхъ Божіихъ, а другая изъ числа нечестивыхъ.
 

Подробнее...

Акафист святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителем словенским

Кондак 1

Избраннии от Царя сил Господа Иисуса во апостоли языком словенским, Мефодие и Кирилле богомудрии, песньми восхваляем вас, пред­стателей наших; вы же, яко имущии дерзно­вение ко Господу, от всяких нас напастей предстательством вашим свободите, зовущих: Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словен­ских апостоли и богомудрии учителие.

Подробнее...

Житие Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворц

Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре. Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Эта благословенная чета, за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь, “как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое” (Пс. 1:3). Когда родился сей благословенный отрок, ему дали имя Николай, что значит победитель народов. И он, по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру. После его рождения мать его Нонна тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась неплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю: он один должен был быть первым и последним. Освященный еще в утробе матери богодухновенною благодатью, он явил себя благоговейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и быть постником прежде чем привык вкушать пищу.

Подробнее...

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.) Слово въ недѣлю о слѣпомъ, произнесенное за литургіей въ каѳедральномъ Благовѣщенскомъ соборѣ города Казани, непосредственно послѣ чтенія Евангелія, предъ сборомъ пожертвованій въ пользу слѣпыхъ, 13 мая 1884 года.

Рече Іисусъ: ни сей (слѣпой) согрѣши, ни родителя его: но да явятся дѣла Божія на немъ. Мнѣ подобаетъ дѣлати дѣла Пославшаго Мя, дондеже день есть: пріидетъ нощь, егда никто же можетъ дѣлати. Егда въ мірѣ есмь, свѣтъ есмь міру (Іоан. 9, 3-5).
 
Слова эти сказаны апостоламъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ предъ чудесно совершеннымъ Имъ исцѣленіемъ слѣпорожденнаго, а которомъ мы, братіе, слышали въ нынѣшнемъ Евангеліи. Пришедши въ міръ грѣшныхъ спасти и принести человѣческому роду неисчислимыя благодѣянія, Господь нашъ во время Своей земной жизни совершилъ весьма много чудесъ, описаніе которыхъ мы имѣемъ въ нашихъ Евангеліяхъ. Нѣкоторыя изъ этихъ чудесъ описаны кратко, иныя же весьма подробно. Къ числу такихъ, весьма подробно описанныхъ, чудесъ принадлежитъ и только что слышанный нами евангельскій разсказъ объ исцѣленіи Господомъ слѣпого отъ рожденія.
 

Подробнее...

Митр. Евгеній Болховитиновъ († 1837 г.) Слово 13. Въ недѣлю о слѣпомъ. Изъ темы: И вопросиша ученицы Его глаголюще: Равви! кто согрѣши? сей ли, или родителя его, да слѣпъ родися? (Іоан. 9, 2).

О нравственныхъ причинахъ нашихъ нещастій.
 
И вопросиша ученицы Его глаголюще: Равви! кто согрѣши? сей ли, или родителя его, да слѣпъ родися? (Слова нынѣ чтеннаго Евангелія. Іоан. гл. 9, ст. 2).
 
Непостижимъ есть Богъ во всѣхъ своихъ твореніяхъ выдимыхъ, кольми паче въ невидимыхъ своихъ совѣтахъ и намѣреніяхъ! Но Онъ по непостижимому же совѣту вселилъ человѣку неограниченное любопытство изслѣдывать и непостижимыя дѣла Его; а потому простительно для смертныхъ и недоумѣніе о Его судьбахъ. Правда, вѣра покорныхъ сердецъ достаточна для успокоенія ихъ въ вещахъ невидимыхъ. Но человѣка больше трогаютъ вещи видимыя, къ нему ближайшія. Въ нихъ-то встрѣчающіяся ему таинства чаще смущаютъ его невѣденіемъ многаго. Ибо сколь ни обширны уже познанія человѣческія, но сколько еще причинъ явленій въ природѣ остается подъ завѣсою неизвѣстности? Многа сокровенна суть вящшая сихъ, малая бо видимъ дѣлъ Божіихъ (Сир. 43, 36), сказалъ мудрый Сирахъ.
 

Подробнее...

Еп. Августинъ Гуляницкій († 1892 г.) Поученіе въ недѣлю о слѣпомъ.

Сейчасъ мы выслушали, братіе, евангельское сказаніе объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ слѣпорожденнаго.
 
Велико несчастіе человѣка, лишеннаго органа зрѣнія, — такъ велико, что мы, зрячіе, не всегда можемъ и представить себѣ всю тягость этого несчастія. Тягость несчастія увеличивается еще отъ того, что слѣпые, въ большинствѣ случаевъ, принуждены бываютъ жить на чужой счетъ, или, что еще хуже, принуждены бываютъ нищенствовать, выпрашивая себѣ подаяніе, или милостыню «Христа ради». Понятно, какую сильную тоску, скорбь и муку должны бываютъ испытывать многіе изъ нихъ — и отъ сознанія своей непригодности ни къ какому серіозному труду и полезному занятію, и отъ нерѣдкихъ укоровъ и попрековъ со стороны другихъ въ дармоѣдствѣ, и отъ самаго, наконецъ, нищенскаго образа жизни, безъ сомнѣнія, весьма тяжелаго и крайне непріятнаго.
 

Подробнее...

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая чаша»

Кондак 1

Избранное и дивное избавление нам даровася, — Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от  недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарствен-ная хваления прино­сим Ти, Всемилостивая Заступнице. Ты же, Владычице, «Неупиваемою Чашею» нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханиям и воплем сердечным, и  избавление  подаждь  страждущим недугом пианства, да с верою воз­зовем Ти: Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоля­ющая.

Подробнее...

Монах Василий Кривошеин. Аскетическое и богословское учение Святого Григория Паламы.

1. Аскетические и гносеологические основы богословия святого Григория Паламы

Верный духу апофатического богословия, господствующего восточном святоотеческом предании, свт. Григорий Палама учит, что Бог умом — непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает из этого вывода об абсолютной недосягаемости Божества для тварного и о невозможности какого-либо знания о Нем. По учению свт. Григория Паламы возможность богообщения зиждится на богоподобии, которым обладает человек, созданный по образу Божию. Как существо душевное и телесное, предопределенное к господству над тварным, человек больше оделен этим богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной энергией. Он — средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю вселенную. Само по себе тело человека не есть нечто дурное. Оно может участвовать в жизни Духа и еще здесь, на земле, может быть преображено Его силой. Сердце — средоточие всякого духовного и даже интеллектуального человеческого действия. Затемненный в нас грехом образ Бога восстанавливается исполнением Его заповедей, и тогда человек обретает в любви к Богу и своему ближнему способность богообщения, выражающегося главным образом в молитве, высочайший образ которой — непрестанная умная молитва. Она определяется как непосредственное соединение ума с Богом, совершающееся в сердце некиим тройственным действием. Не ограничиваясь общим учением об умной молитве, свт. Григорий Палама в некоторых своих творениях останавливается на описании способов, известных под названием "искусство" и состоящих в согласованности молитвы с дыханием и "омфалоскопией". Приемы эти он считает полезными, но отнюдь не обязательными, а исключительно вспомогательными. Они помогают сосредоточить внимание и не позволяют уму рассеиваться. Их действенность оправдана личностным и церковным опытом как способность тела участвовать в жизни духа при первостепенном значении сердца и деятельности человека. Несомненно, в успехе подобной молитвы главное и решающее — это благодать. Именно в ней совершается соединение нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским, либо животным. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у свт. Григория Паламы "исихия" и определяется им как приостановка всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и непосредственное видение Бога. В таком состоянии "неведения", превосходящего какое бы то ни было "знание", человек достигает богопознания, того познания, которое недоступно интеллектуальной философии. Жизнь в "исихии" освящена примером Пречистой Девы, которая с самого детства, отстраняясь от всякого житейского попечения, посвятила Себя храму, созерцанию и внутренней молитве. Такова сила "исихии"; именно через нее Пресвятая Дева становится способной к приятию во плотившегося Слова.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus