Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Преподобный Максим Исповедник. Житие и творения.

О мирской жизни Максима мы знаем немногое. Происходил он из старинного и знатного рода и был, кажется, в родстве с имп. Ираклием. Родился в Константинополе около 580-го года. Получил хорошее образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его формально-логическая культура. Но кроме того и большая начитанность, и не только в церковной, но и в светской литературе. От юности Максим отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием.

Подробнее...

Акафист святой мученице Татьяне

Кондак 1
Избранней невесте Христа, Вседержителя твари, похвальная пения восписуем, чистоту жития твоего девственнаго восхваляюще и лобызающе честная страдания Твоя; ты бо ныне ликуеши в чертоге небеснем твоего Жениха Христа. Поминай прославляющих тя пении сими, да зовем ти:
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
 

Подробнее...

Великое Водоосвящение

В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой. В навечерие Крещения освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в самый день праздника освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя.

Подробнее...

Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века

Год назад на сайте «Богослов.ru» была опубликована заметка игумена Дионисия (Шлёнова), преподавателя МДАиС, о празднике Богоявления, в которой читателям портала был обещан полный вариант статьи о праздниках Рождества Христова и Крещения. Сегодня редакция исполняет обещанное и с согласия автора предварительно публикует статью из готового к изданию очередного номера академического журнала «Богословский вестник».
 

Подробнее...

Крещение Господа нашего Иисуса Христа

Тропарь, глас 1

Во Иорда?не креща?ющуся Тебе?, Го?споди, Тро?ическое яви?ся поклоне?ние: Роди?телев бо глас свиде?тельствоваше Тебе?, Возлю?бленнаго Тя Сы?на имену?я, и Дух, в ви?де голуби?не, изве?ствоваше словесе? утвержде?ние. Явле?йся, Христе? Бо?же, и мир просвеще?й, сла?ва Тебе?.

Кондак, глас 4

Яви?лся еси? днесь вселе?нней, и свет Твой, Го?споди, зна?менася на нас, в ра?зуме пою?щих Тя: прише?л еси? и яви?лся еси?, Свет Непристу?пный.

Подробнее...

Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога

Гносеология, то есть учение о познании, заслуженно занимает первостепенное место в традициях европейской философии. Именно этим разделом теоретического знания открываются наиболее фундаментальные и полные изложения больших философских систем античности. В новоевропейской философии вообще стало совершенно невозможным приступать к построению метафизической системы, не добившись кристальной ясности в своих представлениях о природе знания как такового. Потому от Декарта и Гоббса до Канта и Гегеля теория познания была первейшим предметом философской рефлексии. Справедливо это и по отношению к христианскому богословию патристического периода. Наиболее крупные систематики богословского учения Церкви основательно продумывали и опытно обосновывали теоретические предпосылки богословского знани1. Одним из показательных примеров такого рода осмысления возможностей и способов обретения достоверного богословского знания является опыт богословской гносеологии святителя Василия Великого.

Подробнее...

Акафист иже во святых отцу нашему Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския, Великому

Кондак 1

Взбранный Царя Небеснаго служителю и вели­кий Церкве Христовы святителю, правыя ве­ры исповеданием во всем мире просиявый, велие имеяй дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед ограждай, со умилением тебе вопиющих: Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский "Жизнь священномученика Киприана, Епископа Карфагенского"

Сведения сии почерпнуты из собственных сочинений святого Киприана и особенно из его писем; из жизни святого Киприана, писанной Понтием диаконом, который неотлучно находился при нем в последние годы его жизни; из похвального слова святому Киприану Григория Назианзина и беседы Августина о мученичестве святого Киприана; а также из некоторых мест в писаниях Иеронима, Августина и других, где они сказывают что-либо о святом Киприане.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus