Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архимандритъ Амвросій (Погодинъ). Къ исторіи Великаго поста. (Очеркъ.)

Общая исторія Великаго поста прекрасно изложена въ русскомъ богословіи: іеромонахомъ А. Соловьевымъ [1], протоіереемъ В. Барсовымъ [2], протоіереемъ А. Парвовымъ [3], священникомъ И. Воздвиженскимъ [4], а также въ капитальномъ трудѣ М. Скабаллановича «Толковый Типиконъ» [5]. Основной матеріалъ о Великомъ постѣ читатель также найдетъ въ «Новой скрижали» архіепископа Веніамина [6], въ «Настольной книгѣ для священно-церковно служителей» С. Булгакова [7] и въ русскомъ переводѣ толкованія каноновъ Православной Церкви епископа Никодима Милаша [8]. И у инославныхъ ученыхъ довлѣюще освѣщена исторія постовъ въ Христіанской Церкви [9]. Желающаго изучить исторію Великаго поста отсылая къ вышеуказаннымъ авторитетамъ, отъ себя мы прибавимъ нѣчто малое:
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXVI. Въ пятокъ четвертой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Иже въ девятый часъ насъ ради плотію смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрованіе, Христе Боже, и спаси насъ!
 
У человѣка праведнаго всѣ силы и способности души и тѣла находятся въ стройномъ между собою соотношеніи: тѣло у него покорно душѣ, а душа — духу или разуму; и разумъ его, какъ владыка всего существа его, мудро направляетъ его по пути спасенія. Напротивъ, у грѣшника все существо находится въ разстройствѣ, силы и способности находятся въ превратномъ соотношеніи: духъ покорствуетъ душѣ, а душа — тѣлу. Отсюда у грѣшника образуется такъ называемое мудрованіе плотское, которое граничитъ съ безуміемъ и направляетъ человѣка на всѣ пути погибельные.
 

Подробнее...

Проф. В. П. Рыбинскій († 1944 г.) Слово въ пятокъ четвертой недѣли Великаго поста при воспоминаніи страстей Христовыхъ. О храненіи церковныхъ уставовъ [1].

Ведоша же Іисуса отъ Каіафы въ преторъ, бѣ же утро, и тіи не внидоша въ преторъ, да не осквернятся, но да ядятъ пасху (Іоан. 18, 28).
 
Итакъ, среди клеветы и ненависти, сплетшихъ терновый вѣнецъ Спасителю нашему, въ безднѣ злобы, уготовавшей крестъ и смерть Сыну Божію, мы видимъ, наконецъ, и проявленіе благочестія... У судилища римскаго игемона старѣйшины іудейскіе являютъ себя ревнителями отеческихъ уставовъ и преданій. Они вспоминаютъ о томъ, что съ вечера наступившаго дня начинается великій праздникъ Пасхи. И вотъ, боясь лишить себя участія въ этомъ праздникѣ, они не рѣшаются даже войти въ преторію римскаго правителя, дабы не оскверниться чѣмъ-либо въ жилищѣ язычника...
 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ мартъ. Девятый день. Память свв. великомучениковъ сорока, иже въ Севастіи.

(Истинный христіанинъ не долженъ бояться смерти).
 
I. Во время гоненія Ликинія, въ IV-мъ вѣкѣ, въ арменскомъ городѣ Севастіи, сорокъ воиновъ одного полка исповѣдывали христіанскую вѣру. Ихъ уважали за храбрость и ревность къ военной службѣ. Однажды начальникъ города, повинуясь указу Ликинія, призвалъ воиновъ къ себѣ и потребовалъ, чтобы они поклонились идоламъ. Воины отказались, не обольщаясь почестями и не боясь угрозъ. Заключенные въ темницу, они еще болѣе утвердились въ вѣрѣ, такъ какъ Самъ Господь явился имъ и обѣщалъ имъ помогать. Находясь въ темницѣ, они поощряли другъ друга на подвиги страданія. 

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.) Упованіе на милость Божію спасительно въ соединеніи съ ревностію къ правдѣ. Поученіе въ недѣлю Крестопоклонную. (Къ 8 марта).

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа (Псал. 4, 6).
 
Поучения, говоренные в Костроме в 1897 году Епископа Виссариона. М., 1899Итакъ, для того чтобы угодить Богу и спастись, нужно упованіе на Бога и жертва правды. На чемъ основывается упованіе на Бога? На вѣрѣ въ Его неизреченную благость и всемогущество. Если Онъ благъ, то всегда желаетъ намъ добра и готовъ все сдѣлать для нашего блага. Если Онъ всемогущъ, то всегда можетъ исполнить свое благожеланіе и ничѣмъ не затруднится даровать намъ то, чтó признаетъ для насъ благопотребнымъ и спасительнымъ. 
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Крестъ Христовъ — наше знамя и оружіе, наша радость и похвала. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14).
 
Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том IV. 1974-1975 гг. Jordanville, 1976Въ самой серединѣ Великаго поста, поприще котораго мы сейчасъ проходимъ, св. Церковь предлагаетъ чествованію и поклоненію нашему святый Крестъ Господень. Изображеніе Честнаго и Животворящаго Креста Господня торжественно выносится изъ алтаря среди храма, и передъ нимъ всѣми молящимися совершается троекратное преклоненіе до земли съ пѣніемъ: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ».
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1822 г. L. 21. Слово въ недѣлю крестопоклонную.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).
 
Нѣкогда Іисусъ Хрістосъ наименовалъ Себя Путемъ, Истиною и Жизнію (Іоан. 14, 6). Теперь, соотвѣтственно съ первымъ изъ сихъ наименованій, указуетъ Онъ намъ путь. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ.
 
Евангелистъ замѣчаетъ при сихъ словахъ, что Іисусъ Хрістосъ произнесъ ихъ, призвавъ народы со учеиики Своими. Сіе показываетъ, что Его воззваніе относится не къ однимъ особенно избраннымъ, но ко всѣмъ безъ исключенія.
 

Подробнее...

Архіеп. Амвросій Ключаревъ († 1901 г.) Бесѣда въ недѣлю крестопоклонную. О благоразумномъ разбойникѣ.

Единъ отъ обѣшеною злодѣю хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христосъ, спаси себе и наю. Отвѣщавъ же другій прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко въ томъ же осужденъ еси; и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ наю воспріемлева: сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаша Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи си. И рече ему Іисусъ: аминь глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 39-43).
 

Подробнее...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Церковь перед лицом отступление

(Архиепископ Аверкий и его учение о проникновении духа антихриста в среду Православия последних времен)
Иеромонах Дамаскин

Подробнее...

Навигация

Система Orphus