Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Афанасий (Евтич). Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина

Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12

1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение - "Точное изложение православной веры" [1], он прежде всего подчеркнул Божественное Предание [2] Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. "Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны принимать, в этом пребывать и не перемещать пределов вечных [3], не преступать Божественного Предания" (ПВ I,1). То же самое писал святой Иоанн и раньше в своих "Словах в защиту святых икон": "Посему, братия, станем на скале веры и на Предании Церкви, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией" [4]. Божественное Предание для Дамаскина есть именно все это здание, или тело, Кафолической и Апостольской Церкви [5], которая создана на основании, то есть на краеугольном камне (ср.: 1Кор.3:11; Еф.2:20) апостола Павла и на стене богословия (см.: Мф.16:18) апостола Петра, которая есть Христос (ср.: 1Кор.10:4) [6].

Подробнее...

Аванесов С.С. Личность как синергийная конституция

Всё более очевидные антропологические контексты и «подтексты» того, что происходит в современной культуре и с современной культурой, предполагают не только настойчивое удержание в центре философского внимания всей традиционной «человековедческой» проблематики, но и постоянную артикуляцию решающего характера именно «антропных» измерений реальности в любом акте её интерпретации. Эти измерения задаются с помощью комплекса экзистенциалов («свобода», «дух», «трансценденция», «существование» и т.п.),  общий смысл которых концентрируется в базовом концепте «личность». Этот последний термин имеет давнее и широчайшее хождение в философской литературе, и как раз поэтому его содержание не является абстрактно однозначным, но требует своего рода реконструкции в связи с контекстом его конкретного употребления. При этом представляется неизбежным учёт того обстоятельства, что специфика применения и понимания слова «личность» связана с основами религиозного (конкретно – христианского) мировоззрения и коренится именно в нём.  Современная отечественная философия снова начинает признавать, что «личность» – это понятие религиозное, а не философское по своему происхождению; что оно «сформировалось в ходе затяжных споров о тринитарности, инкарнации и евхаристии и применялось первоначально по отношению к Богу, а не к человеку» . Именно в христианском опыте впервые обнаруживается возможность говорить о личности как о самостановящейся в общении уникальности; трансцендирующий характер такого сообщения, состоящего в соединении разносущностных энергий, будучи осмысленным сегодня, положен в основание синергийной антропологии как продуктивной персонологической парадигмы.  Учёт христианского мировоззренческого контекста понятия о личности и принятие во внимание религиозных аспектов персонологического дискурса обнаруживают уникальные онтологические характеристики, связанные с осмыслением специфики человеческого вообще.
 

Подробнее...

Протоиерей Георгий Флоровский. Филарет, Митрополит Московский

Современников смущал суровый облик митр. Филарета. Точно было в нем что-то холодное и тяжелое. Казалось, нельзя не чтить Московского владыку; но трудно и даже невозможно его любить. И было сказано о Филарете недоброе слово: «У этого человека горячая голова и холодное сердце»…

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.) Единеніе вѣрующихъ. Поученіе въ недѣлю отцевъ перваго Вселенскаго собора.

Не о сихъ же молю токмо, но и о вѣрующихъ словесе ихъ ради въ Мя, да вси едино будутъ: якоже Ты Отче во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан. 17, 20-21).
 
Сіи слова содержатся въ первосвященнической молитвѣ Господа Іисуса, произнесенной наканунѣ крестной смерти Его. Часть этой молитвы вошла въ составъ сегоднешняго евангельскаго чтенія и содержитъ въ себѣ ходатайство Іисуса Христа преимущественно за Апостоловъ; но приведенныя слова тойже части молитвы относятся не къ однимъ апостоламъ, но и ко всѣмъ имѣющимъ увѣровать въ Него по ихъ слову, по дѣйствію ихъ проповѣди. Какого же блага Христосъ испрашиваетъ у Бога Отца вѣрующимъ въ Сына Его? Блага духовнаго, единенія между ними, подобнаго тому, какое существуетъ въ единеніи Бога Отца и Сына. Идетъ рѣчь о единеніи вѣрующихъ въ любви, образомъ которой должна служить для нихъ высочайшая любовь между Богомъ Отцемъ и Сыномъ. 
 

Подробнее...

Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.) Поученіе въ недѣлю Святыхъ Отецъ. Евангеліе отъ Іоанна, зач. 56 (XVII, 1-13).

Въ нынѣ прочитанномъ евангеліи предлагается нашему вниманію первосвященническая молитва Іисуса Христа, гдѣ Онъ молится Отцу о своихъ ученикахъ, имѣющихъ лечь въ основаніе созданной Имъ Церкви, въ которой Онъ Самъ и краеугольный камень, начало и конецъ, Альфа и Омега. Нуждались въ этой молитвѣ ученики, а еще болѣе ихъ преемники-пастыри и учители Церкви. Задача ихъ состоитъ въ томъ, чтобы врученное каждому изъ нихъ стадо словесныхъ овецъ привести въ обители вѣчнаго спасенія. Се-же есть животъ вѣчный, — говоритъ Господь, — да знаютъ Тебе, Единаго истиннаго Бога, и Его-же послалъ еси Іисусъ Христа.
 

Подробнее...

Митр. Макарій (Булгаковъ) († 1882 г.) Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г. Слово въ недѣлю св. отецъ, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 4-го мая 1858 года.

Се есть животъ вѣчный, да знаютъ тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3).
 
Такъ мало, повидимому, требуется отъ насъ для достиженія живота вѣчнаго: знать и содержать только два догмата — одинъ о Богѣ истинномъ, другой объ Іисусѣ Христѣ. Но если мы внимательнѣе разсмотримъ, чтó значитъ знать единаго истиннаго Бога и посланнаго Имъ Іисуса Христа: то убѣдимся, что отъ насъ требуется для достиженія живота вѣчнаго — знать и содержать не два, а всѣ догматы христіанства и содержать именно такъ, какъ ихъ содержитъ и преподаетъ св. православная каѳолическая Церковь.
 

Подробнее...

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.) Слово въ недѣлю седьмую по Пасхѣ.

Сіи вси (Апостолы) бяху терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи, съ женами и съ Маріею Матерію Іисусовою, и съ братіею Его (Дѣян. 1, 14).
 
Въ настоящее время мы находимся между двумя празднествами: Вознесеніемъ Господа нашего Іисуса Христа и Сошествіемъ Святаго Духа на Апостоловъ. Одного небеснаго Гостя мы проводили на небо, а другаго подобнаго Гостя ожидаемъ къ себѣ съ неба. Чтó же должны думать мы о томъ и другомъ небесномъ Гостѣ? Какими чувствами должна быть наполнена душа наша? Какъ должны вести себя мы по отношенію къ тому и другому Лицу?
 

Подробнее...

Еп. Алексій Новоселовъ († 1880 г.) Слово въ день Вознесенія Господня. Ангели вхожденіе Владыки зряще ужасахуся, како со славою взятся отъ земли на горняя.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, послѣ крестной смерти Своей воскресши въ третій день, въ продолженіи только сорока дней являлся возлюбленнымъ Своимъ ученикамъ и апостоламъ, говоря о царствіи Божіемъ (Дѣян. 1, 3). Въ послѣдній день отшествія Своего къ Богу Отцу, Онъ является имъ во Іерусалимѣ, беретъ ихъ съ Собою, проходитъ стогнами Христоубійственнаго города еще какъ Спаситель, желая собрать расточенныхъ Израильтянъ, пролившихъ кровь Его, какъ собираетъ кокошъ птенцевъ своихъ подъ крылья (Матѳ. 23, 37). Но исполненный кровей Іерусалимъ не разумѣваетъ времене посѣщенія своего (Лук. 19, 44), а потому, оставляя ожесточеннымъ невѣріемъ іудеямъ домъ ихъ пустъ (Матѳ. 23, 38), Христосъ съ апостолами и другими, бывшими съ Нимъ, выходитъ изъ Іерусалима вонъ до Виѳаніи, возводитъ ихъ на гору Елеонскую освященную многократнымъ пребываніемъ и моленіемъ Его; и мѣсто, гдѣ начались Его страданія тугою, равною смерти, дѣлаетъ мѣстомъ Своего прославленія, воздвигъ руцѣ Свои и благослови ихъ, говоритъ Евангелистъ Лука, и бысть, егда благословляше ихъ, отступи отъ нихъ, и возношашеся на небо (Лук. 24, 50-51). 
 

Подробнее...

Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.) Слово въ день Вознесенія Господня. Господь же по глаголаніи Его къ нимъ, вознесеся на небо, и сѣде одесную Бога (Марк. 16, 19).

Послѣ того, какъ Совершитель нашего спасенія совершилъ дѣло, еже далъ есть Ему Отецъ небесный, да сотворитъ, — оградивъ учениковъ своихъ Божественною силою, оставилъ Онъ ихъ на землѣ и возшелъ на небеса къ Отцу Своему. Господь же, по глаголаніи Его къ нимъ, вознесеся на небо, и сѣде одесную Бога.
 

Подробнее...

Прот. Василій Бандаковъ († 1890 г.) 33. Поученіе на день Вознесенія Господня.

Однажды Господь сказалъ: егда вознесенъ буду вся привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32). Итакъ, если Господь вознесся на небо, то всѣхъ и все привлечетъ къ Себѣ. Гдѣ Глава, тамъ должны быть и члены; а Господь есть Глава наша; — за Главою должны стремиться и мы — члены Его. Глава наша Іисусъ Христосъ на небѣ — и мы туда должны подняться; — тѣмъ это удобнѣе, что Онъ Самъ насъ туда влечетъ; не приглашаетъ, а влечетъ, тянетъ насъ, какъ бы противъ воли нашей. Что-жъ мы, христіане, упорствуемъ? Почто мы отказываемся итти на небо? Господь хочетъ вознести насъ и все наше, — тѣло наше, душу нашу, и даже всѣ сокровища наши. Хотите домъ имѣть на небѣ? 
 

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus