Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ май. Тридцатый день. Препод. Исаакій Далматскій. (Внѣ союза съ церковью спастись невозможно).

I. Преподобный Исаакій далматскій, нынѣ прославляемый, названный такъ по имени основаннаго имъ монастыря близъ Константинополя, жилъ въ IV вѣкѣ, когда церковь была взволнована аріанскимъ лжеученіемъ, при царствованіи императора Валента, ревностнаго поборника аріанства. Въ это время на защиту православія явились знаменитые мужи: Аѳанасій великій, Василій великій, Григорій Богословъ. Но и среди простыхъ иноковъ было также не мало защитниковъ истинной вѣры; Исаакій принадлежалъ къ числу ихъ. Какъ только вѣсть о гоненіи на православіе достигла обители его, онъ оставилъ ее и поспѣшилъ въ Константинополь, глубоко скорбя объ участи православныхъ и моля Бога, чтобы Онъ обратилъ сердце императора къ истинѣ и внушилъ ему милосердіе и справедливость. Валентъ въ то время шелъ войной противъ готѳовъ, народа, жившаго по Дунаю и двинувшагося на Константинополь. Исаакій встрѣтилъ императора при выѣздѣ изъ столицьц императоръ былъ окруженъ блестящею свитою и многочисленнымъ войскомъ. Исаакій сталъ на пути и сказалъ: «Государь, прикажи отворить церкви православныя, и Богъ благословитъ путь твой». Императоръ не обратилъ вниманія на слова преподобнаго и продолжалъ путь. На другой день Исаакій настигъ Валента и, снова остановивъ его, сказалъ: «открой церкви, государь, и война будетъ для тебя благополучна, ты побѣдишь враговъ и возвратишься съ миромъ въ свою столицу». На этотъ разъ слова преподобнаго по-видимому подѣйствовали на Валента, онъ задумался, потомъ обратился къ приближеннымъ за совѣтомъ. Но окружавшіе Валента, по большей части аріане, не могли допустить, чтобы императоръ сдѣлалъ какія бы ни было уступки православнымъ, и уговорили его не слушать Исаакія и отогнать его.

Подробнее...

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.) Слово въ недѣлю всѣхъ святыхъ.

Святая Церковь созвала чадъ своихъ на праздникъ всѣхъ Святыхъ. Конечно, попечительная о душахъ нашихъ матерь хочетъ или возобновить въ памяти нашей какое либо радостное событіе, или преподать полезное для насъ наставленіе. И почему она избрала это именно время для прославленія всѣхъ Святыхъ? Должна быть какая нибудь особенная цѣль. Будемъ доискиваться.

Прежде всего припомнимъ, о чемъ нынѣ читано было въ Евангеліи; — ибо въ дневныхъ чтеніяхъ Евангелія большею частію объясняется и начало и цѣль христіанскихъ праздниковъ.

Подробнее...

Акафист преподобному отцу нашему Нилу, иже на езере Селигере, на острове зовомем Столобное

Кондак 1

Избранному от пелен в воинство Христово и впи­санному от юности в книгу живота вечнаго, дивному в чудесех, преподобному отцу нашему Нилу, вси, насыщающиися чрез него подавае­мых неоскудно Божиих дарований, сошедшеся воспоем ему, яко ходатаю и молитвеннику о ду­шах наших, в веселии глаголюще: Радуйся, преподобне отче Ниле, Столобенский чудотворче.

Подробнее...

Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.) Поученіе въ день Святой Пятидесятницы. Евангеліе отъ Іоанна, зач. 27, 29 (VII, 37-52; VIII, 12).

Еще до начала крестныхъ страданій Іисусъ Христосъ неоднократно говорилъ Своимъ ученикамъ о ниспосланіи имъ иного наставника — Духа Святаго, отъ Отца исходящаго, а послѣ воскресенія, явившись имъ въ послѣдній разъ, въ день Своего вознесенія, Онъ заповѣдалъ имъ не уходить изъ Іерусалима до тѣхъ поръ, пока они не облекутся силою свыше. Черезъ десять дней послѣ того, въ праздникъ іудейской Пятидесятницы, когда всѣ апостолы, по преданію, вмѣстѣ съ Божіею Матерію, единодушно пребывали на молитвѣ въ Сіонской горницѣ, вдругъ около дома того послышался какой-то необыкновенный шумъ, какъ-бы отъ сильнаго вѣтра, но деревья не качались и даже листья не дрожали. Въ тоже время надъ головою каждаго изъ присутствующихъ появился огонь въ видѣ языка. Это было видимымъ знакомъ сошествія на нихъ Духа Святаго, и они тотчасъ-же почувствовали себя какъ-бы переродившимися. Все, чему училъ ихъ Іисусъ Христосъ, они теперь отчетливо припомнили и ясно уразумѣли. Дотолѣ робкіе и загнанные, страха ради іудейска запиравшіе за собою двери, отнынѣ они стали смѣло и бодро выступать съ проповѣдію о воскресшемъ Христѣ и, хотя были простыми не книжными рыбаками, заговорили съ такой силой и убѣдительностію, что имъ не могли противостоять даже ученнѣйшіе мужи того времени. При этомъ они получили даръ говорить иными языками, которые раньше не знали.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) Что намъ необходимо знать и помнить?

«Трапеза исполнена... никтоже да изыдетъ алчай... вси воспріимите богатство благости!» (Изъ слова Св. Златоуста.)

Три дня подрядъ празднуемъ мы въ Св. Троицкомъ монастырѣ великій   «к о н е ч н ы й»,   какъ его именуютъ наши богослужебныя книги, праздникъ Святой Троицы.

Какое огромное богатство назиданія даетъ намъ это торжественное трехдневное всенародное празднованіе, какую богатую пищу для души!

Подведемъ итоги этому.

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Участіе Св. Духа въ дѣлѣ искупленія. Поученіе въ день Святаго Духа. Аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Его (Рим. 8, 9).

Сими словами апостолъ Павелъ указуетъ на участіе Святаго Духа въ дѣлѣ искупленія. Значеніе этого участія такъ велико, что кто не имѣетъ Святаго Духа, тотъ и не Христовъ, т. е. не имѣетъ общенія со Христомъ, чуждъ Христа, не христіанинъ, слѣдственно лишенъ надежды спасенія, ибо нѣсть иного имени, кромѣ Христова, подъ небесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ, о немже подобаетъ спастися намъ (Дѣян. 4, 12). Если же Христосъ есть единственный нашъ Спаситель, то какъ понять, что надобно имѣть Святаго Духа, чтобы быть христіаниномъ и слѣдовательно спастись? Неужели недостаточно для вашего спасенія всего того, что сдѣлалъ Христосъ? 

Подробнее...

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.) Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. 37. Слово въ понедѣльникъ св. Пятидесятницы. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор 3, 16)?

Такую рѣчь обращаетъ св. Апостолъ Павелъ къ вѣрующимъ, сподобившимся принять Духа Святаго въ сердцѣ своемъ. Въ этихъ словахъ апостольскихъ заключается, братіе, высшее побужденіе къ тому, чтобы мы были внимательны къ самимъ себѣ и осторожны въ своей жизни, въ своихъ дѣйствіяхъ и поступкахъ, хранили себя въ чистотѣ и святости. Для сего Апостолъ Христовъ указываетъ на то высочайшее достоинство существа нашего, что оно предназначено быть жилищемъ Самого Божества, и на то особенное преимущество христіанъ, что въ нихъ, какъ въ истинныхъ храмахъ Своихъ, обитаетъ всесвятый Духъ Божій. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ?
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) День Святой Троицы.

Видѣхомъ свѣтъ истинный, пріяхомъ Духа Небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную,   н е р а з д ѣ л ь н ѣ й   Т р о и ц ѣ   покланяемся:  Т а   б о   н а с ъ   с п а с л а   е с т ь   (Стихира).

Въ теченіе большей части года поется эта стихира за каждой Божественной литургіей, въ концѣ ея, но какъ-то совсѣмъ по-особенному звучитъ она въ день Святой Троицы. Конечно, это потому, что въ ней какъ разъ и прославляется Святая Троица.

Но почему Св. Троица прославляется, и всѣ вѣрующіе призываются къ поклоненію Ей въ день праздника Пятидесятницы, когда воспоминается Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ? Не есть ли этотъ праздникъ, собственно, въ честь лишь Третьяго Лица Пресвятой Троицы — Святаго Духа, а не всей Св. Троицы?

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.) Слово въ день сошествія Святаго Духа [1].

Сегодня святая Церковь воспоминаетъ то событіе, которое въ одно мгновеніе сдѣлало галилейскихъ рыбаковъ всемірными проповѣдниками. Это событіе Сошествія Святаго Духа дало этимъ простымъ людямъ, нерѣдко огорчавшимъ Господа своего грубостью и малодушіемъ, великую мощь духовную, такую мощь, такую несокрушимую силу, предъ которою пали въ прахъ и вѣковая религія Рима, такъ тѣсно слившаяся съ его государственною жизнью, и языческая философская мудрость съ ея представителями, и наконецъ самый государственный строй и бытовые обычаи, которые стремились охватить собою всю вселенную.

Подробнее...

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.) Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. 33. Слово въ недѣлю Пятидесятницы [1].

Азъ умолю Отца, и иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ вѣкъ, Духъ истины (Іоан. 14, 16).

Такъ утѣшалъ Господь Іисусъ Христосъ богоизбранныхъ учениковъ Своихъ, когда отходилъ отъ нихъ ко Отцу Своему, когда оставлялъ ихъ въ мірѣ, яко агнцевъ посредѣ волковъ, — и исполнилъ Свое божественное обѣтованіе. Въ десятый день, по вознесеніи Его на небо ко Отцу Своему, Духъ Божій сошелъ на апостоловъ въ видѣ огненныхъ языковъ, водворился въ ихъ чистыхъ душахъ, какъ въ истинныхъ Своихъ храмахъ, пребылъ навсегда ихъ Наставникомъ и Руководителемъ, Утѣшителемъ и Хранителемъ. Нося въ сердцѣ своемъ сей пренебесный даръ своего Божественнаго Учителя, они, безкнижные рыбари, явились столько мудрыми, что буйствомъ проповѣди своей посрамили всю мудрость вѣка сего, научили весь міръ истинному боговѣдѣнію, преобразили обычаи и нравы, всю жизнь человѣческихъ обществъ, и совершили такой переворотъ въ цѣломъ мірѣ, которому подобнаго не было и не будетъ. Укрѣпляемые Духомъ Божіимъ, они, прежде слабые и боязливые, явились столько твердыми въ упованіи на любовь и благоволеніе къ нимъ Отца небеснаго, что никакія бѣдствія не могли поколебать ихъ мужества, лишить благодушія и духовной радости, привести въ уныніе отъ какой бы то ни было скорби, заставить сожалѣть о какой бы то ни было земной потерѣ, отвратить, хотя на мгновеніе, умъ и сердце ихъ отъ того неувядаемаго вѣнца славы, который обѣщалъ имъ Господь въ небесномъ Своемъ царствѣ. Предавъ сердце свое всеблагой волѣ и благодатнымъ дѣйствіямъ Духа Божія, они такъ утверждены и укоренены были въ любви къ Господу, что, по словамъ одного изъ нихъ, ни смерть, ни животъ, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, — ничто въ мірѣ не могло разлучити ихъ отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ (Рим. 8, 38-39). Нести труды и болѣзни, терпѣть поношенія и страданія, подвергаться опасностямъ и бѣдствіямъ, страдать и умирать за имя возлюбленнаго Учителя и Господа — было для нихъ вожделѣннѣйшею участію, которой жаждало сердце ихъ, какъ самаго высшаго блага и счастія.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus