Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Церковные праздники сентября

1 сентября начинается церковный годичный круг, начало Месяцеслова, от которого последовательно распределяются неподвижные церковные праздники всего года. Устав церковный называет этот день латинским словом «индикт», поясняя его в примечании: «сиречь новое лето», вернее, первый день годичного круга (индикт, собственно, обозначает распоряжение римского императора о подати, взимавшейся после жатвы).

Подробнее...

Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября

  

Тропарь, глас 4

  

Рождество? Твое?, Богоро?дице Де?во, ра?дость возвести? всей вселе?нней: из Тебе? бо возсия? Со?лнце Пра?вды, Христо?с Бог наш, и, разруши?в кля?тву, даде? благослове?ние, и, упраздни?в смерть, дарова? нам живо?т ве?чный.

Кондак, глас 4

Иоаки?м и А?нна поноше?ния безча?дства, и Ада?м и Е?ва от тли сме?ртныя свободи?стася, Пречи?стая, во святе?м рождестве? Твое?м.

То пра?зднуют и лю?дие Твои?, вины? прегреше?ний изба?вльшеся, внегда? зва?ти Ти: непло?ды ражда?ет Богоро?дицу и Пита?тельницу жи?зни на?шея.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Восьмой день. Поуч. 3-ье. Рождество Божіей Матери.

(Причина радости христіанъ по поводу рожденія Божіей Матери).

I. Родителями Пресвятой Богородицы были свв. и праведные Іоакимъ и Анна. Св. Іоакимъ происходилъ отъ царя Давида, а Анна изъ первосвященническаго рода Аарона, и оба вели жизнь благочестивую: на всякій праздникъ творили милостыню и давали обильныя жертвы на храмъ. Они жили въ супружествѣ уже 50 лѣтъ, но, не имѣя дѣтей, сильно скорбѣли объ этомъ и молились Богу о разрѣшеніи своего неплодства. Разъ, въ одинъ великій праздникъ, Іоакимъ хотѣлъ принести въ храмѣ жертву Богу. Но первосвященникъ, при множествѣ народа, сталъ упрекать его за грѣхи, говоря, что Богъ не благословилъ его дѣтьми и что онъ недостоинъ приносить даръ Богу. Возвратившись съ печалью домой, Іоакимъ ушелъ въ поле, гдѣ паслись его стада, и здѣсь, изливъ въ молитвѣ предъ Богомъ свою скорбь, далъ обѣтъ поститься 40 дней и жить въ пустынѣ. Анна, узнавъ, что случилось въ храмѣ, и видя, что мужъ не возвращается, начала также скорбѣть и плакать. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Восьмой день. Поуч. 2-ое. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(О томъ, что Богъ можетъ дѣйствовать независимо отъ законовъ природы и творить чудеса).

I. Благочестивые родители Божіей Матери, Іоакимъ и Анна, въ продолженіе пятидесятилѣтняго супружества ихъ были безплодны, а достигши глубокой старости не надѣялись уже имѣть дѣтей по закону природы. Но неплодство сильно огорчало ихъ, потому болѣе, что многіе укоряли ихъ за него и говорили, будто Господь не благоволитъ къ нимъ за какіе нибудь тайные ихъ грѣхи. Поэтому они усердно молили Господа, да избавитъ Онъ ихъ отъ поношенія и даруетъ имъ плодъ по благости Своей, какъ нѣкогда даровалъ его Аврааму и Саррѣ. Молитва праведныхъ услышана, и терпѣніе ихъ вознаграждено особенною милостію Божіей: ибо когда настало предуставленное Промысломъ время родиться Той, Которая Сама долженствовала родить Спасителя міру, тогда Богъ послалъ ангела Своего возвѣстить Іоакиму и Аннѣ, что отъ нихъ родится сія богоизбранная отроковица. И подлинно, праведная Анна, которой тогда было уже около семидесяти лѣтъ, преестественно зачала и въ уроченное время родила Пресвятую Дѣву Марію. Такимъ образомъ рожденіе Матери Божіей, совершившееся не по обыкновенному закону природы, а по особенному дѣйствію Божію, ясно показываетъ, что Богъ идѣ же хощетъ, побѣждается естества чинъ.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Восьмой день. Поуч. 1-е. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(О томъ, какъ мы должны поступать во время посылаемыхъ намъ отъ Бога испытаній).

I. Родители Пресвятыя Богородицы Іоакимъ и Анна были благочестивы, добродѣтельны и праведны предъ Богомъ. Имѣя достаточное богатство, они часть его удѣляли на потребность богослуженія во храмъ, а часть раздавали нищимъ. Жизнь ихъ, по-видимому, со внѣшней стороны, была счастлива, если все счастіе полагать въ вещественномъ довольствѣ и въ семейномъ мирѣ, любви и согласіи. А между тѣмъ они были очень несчастливы. Они несли на себѣ иго безчадія. Находясь въ супружествѣ пятьдесятъ лѣтъ, они не имѣли дѣтей. Это несчастіе людямъ настоящаго вѣка мало понятно; нынѣ тяготятся болѣе многочадіемъ, чѣмъ безчадіемъ, и счастливыми нерѣдко почитаютъ тѣхъ, у кого нѣтъ дѣтей. Но тогда было не то. Тогда безчадіе супруговъ считалось знаменіемъ наказанія Божія за какіе либо тяжкіе грѣхи. Почему такъ? Потому что въ то время на землѣ ожидали явленія Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественнаго желанія присущаго не испорченнымъ родителямъ, хотѣлось имѣть дѣтей и въ тѣхъ видахъ, чтобы, если Богу угодно, сдѣлаться прародителемъ Искупителя. У кого же не было дѣтей, у того, слѣдовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому безчадіе супруговъ и въ глазахъ постороннихъ людей признавалось наказаніемъ Божіимъ. 

Подробнее...

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.) Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй (Тропарь праздника).

Радостенъ бываетъ день рожденія каждаго человѣка, какъ день благословенія Божія надъ родителями и надъ близкими къ нимъ. Но въ настоящій спасительный день мы воспоминаемъ рожденіе не человѣка обыкновеннаго, подобнаго намъ грѣшнымъ или имѣющаго быть святымъ, а рожденіе самой преблагословенной Дѣвы Маріи, послужившей богоизбраннымъ орудіемъ нашего спасенія. Какъ же не радоваться намъ въ этотъ день Господень? Нынѣ получили великое утѣшеніе не одни праведные родители Іоакимъ и Анна послѣ долговременнаго неплодства, а вмѣстѣ съ ними и всѣ потомки прародителей нашихъ Адама и Евы послѣ тысячелѣтнихъ ожиданій. Радовались многіе рождеству Іоанна Предтечи; а рождеству Богоматери должна радоваться вся вселенная. Великая была печаль падшихъ прародителей, но велика обѣщана имъ и радость въ имѣющей произойти отъ нихъ благословенной Лѣторасли. Отъ нея ожидали благословенія всѣ племена земныя. Ее желали видѣть патріархи, цари, пророки и другіе праведники, вѣровавшіе въ обѣтованнаго Искупителя міра. И вотъ прошли цѣлыя тысячелѣтія, въ которыя стеналъ родъ человѣческій подъ игомъ грѣховнаго рабства; но не обрѣталось во все это время ожидаемой Жены для обрадованія вселенной. Жалкое было состояніе людей, удалившихся отъ Бога и служившихъ идоламъ. Между тѣмъ не было человѣка, который могъ бы приблизить падшихъ людей къ Богу и соединить съ небомъ, который могъ бы избавить ихъ отъ бѣдъ и напастей, окружащихъ со всѣхъ сторонъ. Наконецъ наступаетъ ожидаемый день спасенія. Рождается обѣщанная Дѣва; а съ нею исполняются всѣ обѣтованія и пророчества. Слава рождеству твоему, Пренепорочная! Мы не одни теперь въ сей юдоли плача и сѣтованія: у насъ есть всеблагая утѣшительница и всѣхъ скорбящихъ радость. Мы не одни среди окружающихъ насъ враговъ: у насъ есть всемощная покровительница и защитница отъ всѣхъ вражескихъ нападеній. «Радуйся, Заступнице роду христіанскому отъ Бога дарованная!»

Подробнее...

Еп. Алексій Новоселовъ († 1880 г.) Слово на день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Рождество Твое Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй (Тропарь празднику).

Сими словами, въ настоящій день свѣтлаго торжества, св. Церковь возвѣщаетъ радость всей вселенной. Торжествуя день рожденія Богоматери, она то превозноситъ похвалами самую Дѣву, осчастливившую своимъ рожденіемъ Іоакима и Анну, то, ублажая родителей ея, благодаритъ и славословитъ Всевышняго, благоволившаго услышать молитву праведныхъ и даровавшаго имъ преблагословенный плодъ Марію, и, раздѣляя радость богомудрыхъ родителей, возвѣщаетъ оную цѣлой вселенной: Рождество Твое Богородице Дѣво, поетъ нынѣ св. Церковь, радость возвѣсти всей вселеннѣй: изъ Тебе бо возсія солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву даде благословеніе: и упразднивъ смерть дарова намъ животъ вѣчный. Итакъ не только всемірную радость, но и побужденія къ ней излагаетъ сама св. Церковь, и указываетъ предметъ настоящему слову, — предметъ достойный вниманія тѣмъ болѣе, что нельзя никому изъ насъ участвовать въ этой духовной радости, не зная побужденій къ ней.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Шестой день. Поуч. 2-ое. Св. архистратигъ Михаилъ.

(Объясненіе изображенія св. архистратига Михаила съ нравствениыми уроками изъ него).

I. Празднуя въ честь св. архангела Михаила, обратимся благоговѣйнымъ вниманіемъ къ образу св. архистратига небесныхъ силъ, и воспользуемся урокомъ, который св. церковь хочетъ преподать чрезъ него всѣмъ вѣрующимъ.

II. а) На иконѣ видимъ св. архангела Михаила въ воинственномъ ополченіи. Что это значитъ? Почему житель неба, гдѣ обитаетъ миръ и любовь, представленъ вооруженнымъ? Но, братія, была нѣкогда брань и тамъ — въ царствѣ мира и любви. Кто противъ кого возставалъ и ратовалъ? Одинъ изъ высшихъ духовъ, обладавшій великими совершенствами — Люциферъ, съ надменіемъ и гордостію возсталъ противъ своего Творца и владыки всяческихъ; за нимъ увлеклось много другихъ духовъ, и они составили страшное ополченіе возмутителей небеснаго порядка. Тогда-то изъ среды ангеловъ является поборникъ славы Божіей св. архангелъ Михаилъ. Собравъ всѣ ангельскіе чины и воинства вѣрные Богу, онъ велегласно воззвалъ: «вонмемъ, станемъ добрѣ предъ сотворившимъ ны, и не помышляемъ противная Богу». И, стоя на первомъ мѣстѣ въ сонмѣ духовъ безплотныхъ, воспѣлъ торжественную пѣснь: «святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ!» И вскорѣ за симъ всѣ духи злобы низвержены были съ неба. Вотъ почему архангелъ Михаилъ, какъ главный поборникъ славы Божіей, побѣдитель діавола и аггеловъ его, именуется св. церковію началовождемъ ангеломъ, посредѣ полковъ ангельскихъ старѣйшимъ, небесныхъ чиновъ архистратигомъ! Вотъ почему она изображаетъ его всегда въ воинственномъ видѣ, съ мечемъ или копіемъ въ рукѣ, имѣющимъ подъ ногами дракона, змія древняго, иже есть діаволъ и сатана (Апок. 20, 2), духъ злобы, имъ пораженный и низверженный.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Шестой день. Поуч. 1-е. Воспоминаніе чуда св. архистратига Михаила.

(Надежда христіанина на Бога, говорящаго ему: «не бойся, Я съ тобой!»)

I. Праздникъ воспоминанія чуда св. архистратига Михаила установленъ по слѣдующему случаю. Близъ Іераполя, въ Колоссахъ фригійскихъ, надъ источникомъ, подававшимъ чудесно исцѣленія, находился храмъ св. архистратига Михаила. Храмъ былъ построенъ въ благодарность за исцѣленіе по ходатайству св. архистратига Михаила. При храмѣ поселился отрокъ Архиппъ для исполненія пономарской службы. Онъ велъ жизнь подвижническую: питался весьма скудно, носилъ одежду ветхую и спалъ на камняхъ, и при этомъ обращалъ многихъ язычниковъ ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и оскорбляли его и даже били. Наконецъ, они задумали разрушить самый храмъ и убить Архиппа. Недалеко отъ храма протекали двѣ рѣки, и они рѣшили пустить обѣ рѣки на храмъ и чудотворный источникъ. Выкопали глубокій и широкій ровъ и наполнили его водою изъ рѣкъ. Св. Архиппъ видѣлъ замыслы враговъ й молился въ храмѣ св. архистратигу Михаилу сохранить храмъ и источникъ. Между тѣмъ, язычники уже готовились пустить воду на храмъ, а сами стали на возвышенности, чтобы видѣть погибель св. мѣста съ Архиппомъ. Вдругъ св. Архиппъ слышитъ голосъ, внушившій ему выйти изъ храма. Онъ вышелъ и увидалъ архистратига Михаила, который повелѣлъ ему смотрѣть, какъ Богъ сохранитъ храмъ. Архистратигъ поднялъ свою правую руку и удержалъ стремленіе водъ, которыя уже были пущены, повелѣвъ имъ итти въ разсѣлину большого камня, находившагося близъ храма, и самъ послѣ того сдѣлался невидимъ. Скончался св. Архиппъ въ глубокой старости.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Пятый день. Свв. праведные Захарія и Елизавета.

О силѣ любви родителей къ дѣтямъ).

I. Святые праведные Захарія и Елизавета, память коихъ совершается нынѣ, были родителями Іоанна Предтечи. Захарія былъ священникъ іудейскій, Елизавета была сестра Анны, матери Пресвятой Дѣвы Маріи. Они были праведны предъ Богомъ, но до старости не имѣли дѣтей и очень горевали объ этомъ, потому что у іудеевъ думали, что кто не имѣетъ дѣтей, на томъ нѣтъ благословенія Божія. Наконецъ Господь услышалъ ихъ молитву. Ему угодно было разрѣшить неплодство Елизаветы. По предсказанію ангела, явившагося Захаріи во храмѣ по правую сторону жертвенника кадильнаго, Елизавета родила сына Іоанна, который былъ предтечею и крестителемъ Господнимъ. Объ этомъ подробно повѣствуется въ началѣ евангелія отъ Луки. Во время избіенія Иродомъ дѣтей въ Виѳлеемѣ и окрестностяхъ его, св. Елизавета съ младенцемъ Іоанномъ укрылись отъ убійцъ въ разсѣлинѣ горы, но Иродъ требовалъ отъ Захаріи, чтобы тотъ выдалъ ему своего сына. Такъ какъ Захарія не исполнилъ этого безумнаго и жестокаго требованія, то за это, по повелѣнію Ирода, самъ былъ умерщвленъ между церковію и алтаремъ. Скоро послѣ этого скончалась и мать Іоанна св. Елизавета.

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus