Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Августин (Никитин) Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря

Набережная реки Карповки, дом 45. Этот адрес хорошо известен многим жителям города на Неве. Здесь возвышаются постройки бывшего Иоанновского женского монастыря, и сегодня невольно поражающего прохожих величественностью своего внешнего вида. В Ленинграде сохранилось много старинных храмов, закрытых после 1917 года, как и Иоанновская обитель. Но этот монастырь, построенный лишь в начале нынешнего столетия, пользуется особой любовью верующих: его история связана с жизнью и деятельностью о. Иоанна Кронштадтского. Недавно в истории этой обители открылась новая страница: как сообщалось в местной прессе, 1 ноября 1989 года «в жизни верующих и Церкви произошло знаменательное событие. Состоялась торжественная церемония освящения храма в бывшем монастыре Иоанна Кронштадтского на набережной Карповки. Этот монастырь вновь обретает былой статус».

Подробнее...

Архимандрит Августин (Никитин). Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси

Митрополит Евгений (Болховитинов) принадлежит к числу знаменитых иерархов Русской Православной Церкви первой половины XIX столетия. Более 30 лет он служил в архиерейском сане в разных местах России и был свидетелем важнейших событий в ее церковной и общественной жизни, во многих из них принимая самое деятельное участие.

Родился он в 1767 году в семье священника, учился в семинарии в Воронеже (1778—1785), а затем продолжил образование в Московской Славяно-греко-латинской академии (1785—1788). Пребывание в Москве благотворно отразилось на всей его последующей деятельности; здесь он почувствовал влечение к церковно-историческим исследованиям.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Второй день. Св. Андрей, Христа ради юродивый.

(О любостяжаніи).

 Св. Андрей, Христа ради юродивый, память коего совершается нынѣ, былъ тотъ самый мужъ, который, во время нашествія сарацинъ на Константинополь, видѣлъ святую Богородицу во влахернскомъ храмѣ. Онъ былъ славянинъ и служилъ рабомъ у одного благочестиваго человѣка, Ѳеогноста. Ѳеогностъ, любя его за кротость нрава, научилъ его читать божественныя книги. Андрей часто ходилъ въ церковь, проводилъ ночи въ молитвѣ и думалъ только объ угожденіи Богу. Онъ носилъ изорванную одежду, ночевалъ, гдѣ придется, жилъ всегда подъ открытымъ небомъ, переносилъ нужду, холодъ и зной; все, что ему подавали, онъ раздавалъ нищимъ, а самъ не ѣлъ по цѣлымъ днямъ. Люди смѣялись надъ нимъ, какъ надъ безумцемъ, бранили и били его; богатые не пускали его въ домъ; даже нищіе отгоняли его отъ себя. Андрей терпѣлъ оскорбленія и насмѣшки, дозволяя называть себя безумнымъ и избѣгая похвалъ. Но Господь просвѣщалъ его душу и сподобилъ его дара вѣдѣнія и прозорливости. Такъ, онъ видѣлъ Богородицу на облакахъ, о чемъ сказано въ исторіи праздника Покрова; онъ зналъ образъ жизни людей и ихъ помыслы, почему имѣлъ возможность многихъ отвращать отъ пороковъ. Однажды Андрей встрѣтилъ инока, котораго всѣ прославляли за святость жизни, но въ которомъ былъ тайный порокъ — сребролюбіе. Господь открылъ Андрею душу этого сребролюбца. Андрей увидѣлъ, что змій обвился вокругъ шеи инока, и услышалъ, что ангелъ-хранитель инока и злой духъ спорятъ о немъ. Злой духъ выставлялъ его сребролюбіе, а ангелъ-хранитель указывалъ на его посты и молитвы, на его кротость и смиренномудріе. Потомъ Андрей услышалъ Самого Господа, говорившаго ангелу: «оставь этого инока, ибо онъ не Богу работаетъ, а мамонѣ (богатству)». Свѣтлый ангелъ отлетѣлъ, а злой духъ увлекъ сребролюбца. Вразумленный видѣніемъ, Андрей взялъ инока за руку и сталъ убѣждать его оставить сребролюбіе и позаботиться о бѣдныхъ и страждущихъ. Когда инокъ далъ обѣщаніе исправиться, Андрей сказалъ ему: «никому не говори обо мнѣ. Я же буду молиться, чтобы Господь помогъ тебѣ». Инокъ раскаялся и роздалъ имущество бѣднымъ. Потомъ одно видѣніе еще болѣе утвердило инока на пути добродѣтели. Ему приснилось дерево, покрытое прекрасными цвѣтами, и онъ услышалъ голосъ: «благодари Бога, исторгнувшаго тебя отъ зубовъ змѣиныхъ и уподобившаго душу твою этому цвѣтущему дереву. Постарайся же, чтобы прекрасный цвѣтъ сдѣлался прекраснымъ плодомъ». Сотворивъ много чудесъ и обративъ многихъ грѣшниковъ ко спасенію, св. Андрей, среди подвиговъ юродства, почилъ въ глубокой старости.

Подробнее...

Акафист святой благоверной великой княгине-инокине Анне Кашинской

Кондак 1

Избранной и предивней угоднице Христове, скорой помощнице и молитвеннице нашей, похвальная воспеваем ти, о нас пред Христом Богом предстательнице. Ты же яко имущая велие дерзновение ко Господу, молися, да избавит от бед и скорбей ны зовущыя: радуйся, святая благоверная княгине, преподобная мати Анно.

Подробнее...

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Взбранней Превечным Цаpем, пpевышшей всякаго создания Небесе и земли Цаpице, пpишедшей иногда в Влахеpнскyю цеpковь на молитву, достойное поклонение с благодаpением пpиносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофоp с верою и умилением пpибегаем. Ты же, яко имyщи деpжавy непобедимyю, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти:

Радyйся, Радосте наша, покpый нас от всякаго зла честным Твоим омофоpом.

Подробнее...

Ф.Г. Спасский. К происхождению иконы и праздника Покрова

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы до сих пор представляет собой загадку русской литургики. Необычайно прочно укрепившийся в практике русской церкви и укоренившийся в сознании и быту русских православных, он доселе не имеет единого и точного определения своей сущности и значения, не нашел еще, за отсутствием достаточных данных в древней письменности, ни даты, ни причины своего установления. Праздник этот появляется на Руси явочным порядком в конце 12 в. и в 13 веке властно входит в литургическую практику русской церкви через иконные изображения, храмоздательство и словесные творения.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ май. Восьмой день. Поуч. 2-е. Св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ.

(Примѣры уклоненія христіанъ отъ закона христіанской любви и необходимость жить по духу ея).

I. Что сказать вамъ, братіе, въ нынѣшній праздникъ? Любимый ученикъ Господа — св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ, память котораго мы сегодня празднуемъ, въ теченіе своей апостольской дѣятельности говорилъ болѣе всего о любви: будемъ же и мы съ вами говорить сегодня тоже о любви.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) Апостолъ любви.

«Величія твоя, дѣвственниче, кто повѣсть? точиши бо чудеса, и изливаеши исцѣленія, и молишися о душахъ нашихъ, яко Богословъ и другъ Христовъ» (Кондакъ).

Такими словами Св. Церковь прославляетъ сегодня память возлюбленнаго ученика Христова, наперсника и дѣвственника, святаго Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова.

Подробнее...

Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Успенский Н. Д., проф.

Текст настоящего издания является заключительной главой фундаментального исследования Н.Д. Успенского “Анафора”. Автор глубоко и в доступной форме раскрывает православное святоотеческое учение о Евхаристии, показывает его принципиальное отличие от западной схоластической концепции “пресуществления”, оказавшей негативное по своим последствиям влияние на евхаристическое богословие и литургическую практику Русской Церкви последних столетий.

Подробнее...

Епископ Каллист Диоклийский Святая Троица - парадигма человеческой личности

Доклад на международной богословско-философской конференции "Пресвятая Троица". Москва, 6-9 июня 2001 г.

Между Троицей и адом нет никакого иного выбора.

Священник Павел Флоренский

 

Наша социальная программа - это учение о Троице.

Николай Федоров

Что значит исповедовать Троицу?

Подробнее...

Навигация

Система Orphus