Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ май. Восьмой день. Поуч. 2-е. Св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ.

(Примѣры уклоненія христіанъ отъ закона христіанской любви и необходимость жить по духу ея).

I. Что сказать вамъ, братіе, въ нынѣшній праздникъ? Любимый ученикъ Господа — св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ, память котораго мы сегодня празднуемъ, въ теченіе своей апостольской дѣятельности говорилъ болѣе всего о любви: будемъ же и мы съ вами говорить сегодня тоже о любви.

II. Вы сами очень хорошо знаете, что Господь заповѣдалъ намъ любить Бога, а потомъ всѣхъ людей и сказалъ, что на этихъ двухъ заповѣдяхъ утверждается весь законъ (Мѳ. XXII, 40). Вы знаете, что тотъ только есть истинный христіанинъ, кто имѣетъ ко всѣмъ любовь (Іоан. XIII, 35). Знаете вы также, что безъ любви нельзя наслѣдовать и вѣчную жизнь, ибо не любящій брата пребываетъ въ смерти (1 Іоан. III, 14); что «безъ любви всѣ дарованія ничего не пользуютъ тѣмъ, которые имѣютъ ихъ» (Злат. бес. 32 на 1 посл. Коринѳ.); что безъ нея ничего не значатъ и всѣ добрыя дѣла наши (1 Коринѳ. XIII, 3). Вы, говорю, знаете это, слышали объ этомъ много разъ и сами разсуждаете, что хорошо бы было, если бы всѣ любили другъ друга; сами сознаете, что нужно любить другихъ. Но все это къ сожалѣнію по большей части только на словахъ, а не на дѣлѣ. На словахъ любимъ, а на дѣлѣ, — на дѣлѣ далеки мы отъ любви.

а) Согрѣшилъ-ли, напримѣръ, ближній нашъ, — мы, вмѣсто того, чтобы помолиться Богу объ его исправленіи, начинаемъ съ злорадствомъ осуждать его. А это развѣ любовь? Нѣтъ, «если ты истинно любишь ближняго, то не осмѣивай его, а молись о немъ втайнѣ; ибо сей образъ любви пріятенъ Богу», учитъ одинъ великій подвижникъ (преп. Іоан. Лѣств. сл. 10-е). «Хочешь исправить брата? Поплачь, помолись Богу, дай ему увѣщаніе наединѣ, посовѣтуй, попроси», говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ (Злат. бес. 2 по сл. низв. цар. стат.), но не осуждай; а то онъ грѣшитъ, а ты себѣ грѣшишь, осуждая его.

б) Обидѣлъ-ли кто насъ, — вмѣсто того, чтобы по христіански простить своему обидчику, отплатить ему добромъ, мы, напротивъ, стараемся и его обидѣть, т.-е. воздать зломъ за зло. А это развѣ любовь? Нѣтъ, ибо любовь долготерпитъ и не мыслитъ зла. «Кто любитъ ближняго, тотъ не отмщаетъ за обиду нанесенную, но съ кротостію и незлобіемъ претерпѣваетъ и молится за творящихъ напасти» (твор. св. Тих. зад.) Если ты любишь ближняго, то «никогда не питай въ сердцѣ злобы, но если и случится какое огорченіе, пусть будетъ оно развѣ на одинъ день и долѣе дня да не продолжается. Солнце, сказано, да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ» наставляетъ св. Іоаннъ Златоустъ (Злат. бес. 18 по случ. низв. цар. стат.).

в) Если кто-либо живетъ счастливо и спокойно, то вмѣсто того, чтобы порадоваться счастію своего ближняго, мы нерѣдко завидуемъ ему. А это развѣ любовь? Нѣтъ, ибо любовь не завидуетъ, а радуется о благополучіи ближняго. Мы забываемъ часто, что всѣ люди наши братія по плоти, а христіане, кромѣ того, братія еще и по Христу, — мы, говорю, забываемъ это и обращаемся съ другими гордо, грубо и высокомѣрно. А это развѣ есть любовь? Нѣтъ, ибо любовь не превозносится и не гордится, а напротивъ «всѣмъ послушна, покорна, всѣмъ учтива и снисходительна» (твор. св. Тих. зад.).

г) Находится-ли кто въ несчастіи, бѣдѣ и нуждѣ, — мы часто не обращаемъ на это никакого вниманія, какъ будто это совсѣмъ не наше дѣло. А это уже не любовь, потому что истинная любовь милосердствуетъ, «видя неблагополучіе ближняго соболѣзнуетъ ему; страждущему состраждетъ, болѣзнующему соболѣзнуетъ, съ сѣтующими сѣтуетъ и старается утѣшать; не щадитъ себя, чтобы помочь бѣдствующему ближнему» (твор. св. Тих. задонскаго).

д) Далѣе, въ обыкновенныхъ-то занятіяхъ и дѣлахъ нашихъ рѣдко обойдется у насъ дѣло безъ гнѣва и раздраженія, безъ ссоры и неудовольствія. А это развѣ любовь? Нѣтъ, ибо любовь не безчинствуетъ, не раздражается и все переноситъ. Не такъ поступали св. угодники Божіи. Они обращались со всѣми кротко, тихо и ласково; они никогда не дерзали осуждать другихъ, а, напротивъ, покрывали согрѣшенія своихъ братій, старались вразумить ихъ.

е) Наконецъ, въ дѣлахъ христіанскаго милосердія, мы по большей части дѣлаемъ добро въ той мѣрѣ, въ какой оно не требуетъ отъ насъ ни особаго труда, ни тѣмъ болѣе самопожертвованія. А это уже не любовь христіанская, которая для спасенія ближняго ничего не жалѣетъ, ни здоровья, ни спокойствія, ни имущества, ни даже самой жизни.

Св. Іоаннъ Богословъ, подвергая себя великой опасности, бѣжалъ даже однажды за разбойникомъ, плакалъ, умолялъ, въ ноги ему кланялся, чтобы обратить его на путь спасенія. Святые мало того, что дѣлились съ бѣдными и послѣднимъ кускомъ хлѣба, — св. Филаретъ, напримѣръ, послѣдняго вола отдалъ, — этого мало: они сами собой жертвовали даже для другихъ, какъ св. Павлинъ, епископъ ноланскій, который, не имѣя уже больше денегъ, себя самого продалъ въ рабство, чтобы выкупить сына одной бѣдной вдовы. Вотъ это истинная христіанская любовь!

III. Старайтесь-же, возлюбленные братіе, любить своихъ ближнихъ не словомъ или языкомъ, а, главное, дѣломъ и истиною (1 Іоан. III, 18); старайтесь хорошія слова соединять съ хорошими дѣлами. Если-же, при всемъ вашемъ желаніи, вы не можете возлюбить другихъ, если нѣтъ у васъ добрыхъ дѣлъ, которыя-бы свидѣтельствовали о вашей любви; то молитесь Господу, Который Самъ есть безконечная любовь, чтобы Онъ помогъ вамъ любить другихъ и направилъ къ дѣланію добра, чтобы Онъ подалъ вамъ духа смиренія, кротости и любви. Аминь. (Сост. съ дополн. по «Паст. соб.» за 1887 г.). 

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 337-338. 


Навигация

Система Orphus