Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) Апостолъ любви.

«Величія твоя, дѣвственниче, кто повѣсть? точиши бо чудеса, и изливаеши исцѣленія, и молишися о душахъ нашихъ, яко Богословъ и другъ Христовъ» (Кондакъ).

Такими словами Св. Церковь прославляетъ сегодня память возлюбленнаго ученика Христова, наперсника и дѣвственника, святаго Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова.

Всѣхъ Апостоловъ, конечно, любилъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, но къ самому молодому изъ нихъ Іоанну Онъ, какъ мы знаемъ это изъ Евангелія, питалъ какую-то особенную трогательную любовь. И самъ св. Іоаннъ чувствовалъ это. «Ученикъ, егоже любляше Іисусъ» — такъ неоднократно говоритъ онъ о себѣ въ своемъ Евангеліи, умалчивая по смиренію о своемъ имени. Очевидно, по нѣкоему сродству душъ, Апостолъ Іоаннъ былъ особенно близокъ. Богочеловѣческой душѣ Господа. Поэтому и на Тайной Вечери, послѣдней вечери Господа съ Его учениками, на которой произошло столько важнаго и знаменательнаго, онъ находился въ такой большой близости къ Господу Іисусу, что, по выраженію Евангелія, какъ бы «возлежалъ на персехъ (то-есть: на груди) Его», отчего и произошло его наименованіе «наперсника», съ тѣхъ поръ вошедшее въ общее употребленіе, когда говорятъ о человѣкѣ, весьма близкомъ къ другому. «Онъ — его наперсникъ» — такъ обычно выражаются въ подобныхъ случаяхъ.

За что же такъ любилъ Господь Іисусъ Христосъ Іоанна?

Безъ сомнѣнія, — за особо-возвышенное настроеніе его души, за его дѣвственную чистоту — за то, что онъ былъ   и с т и н н ы й   дѣвственникъ и тѣломъ и душою. Ибо только сердце дѣвственника, ничѣмъ не привязанное къ землѣ, способно легко воспарять къ небу; только сердце дѣвственника, не опутанное земными привязанностями и страстями, способно, безъ особаго тяжелаго труда и бореній съ собою, всецѣло и безраздѣльно предать себя Богу. Поэтому дѣвственнику легко открываются такія возвышенныя и непостижимыя тайны Божіи, о которыхъ трудно и помышлять другимъ людямъ, не сохранившимъ своей дѣвственной чистоты. По этой же причинѣ сердце дѣвственника легко и глубоко воспринимаетъ въ себя самую высокую и самую святую изъ всѣхъ тайнъ —   т а й н у   л ю б в и   Б о ж е с т в е н н о й.

И мы, дѣйствительно, знаемъ, что Апостолу Іоанну было открыто много такого, чего не удостоились другіе Апостолы. Самое его Евангеліе исполнено такихъ необыкновенно-возвышенныхъ истинъ, что не даромъ еще съ древнихъ временъ оно, по преимуществу, именовалось   «д у х о в н ы м ъ»,   а самъ Евангелистъ Іоаннъ уподоблялся орлу, высоко парящему въ небесахъ. А его дивный, непостижимый Апокалипсисъ, до сихъ поръ полностью не истолкованный и не поддающійся всестороннему раскрытію всѣхъ содержащихся въ немъ дивныхъ и страшныхъ видѣній о послѣднихъ судьбахъ Церкви и всего міра!

«Зритель неизреченныхъ откровеній, и сказатель вышнихъ Божіихъ таинъ» — такими словами умиленно славитъ св. Церковь дивнаго тайновидца Іоанна, и ему одному изъ всѣхъ священныхъ писателей присваиваетъ высокое и почетное наименованіе  «Б о г о с л о в а».

Апостолу Іоанну Богослову принадлежитъ также и другое почетное наименованіе: его называютъ обыкновенно  «А п о с т о л о м ъ   л ю б в и»,  ибо никто другой изъ священныхъ писателей не раскрылъ такъ полно и глубоко, такъ трогательно и убѣдительно возвышеннаго ученія Господня о любви.

Любовь! — это самое высокое и святое изъ всего, что существуетъ на свѣтѣ. Нѣтъ ничего величественнѣе И прекраснѣе любви, ибо любовь, это — живое творческое начало, которымъ все созидается и движется въ мірѣ. Любовь, это — самое святое, ибо она есть не что иное, какъ одно изъ главныхъ, основныхъ свойствъ Бога-Творца, одно изъ именъ Божіихъ, въ которомъ наиболѣе понятнымъ для насъ образомъ выражается сущность непостижимаго для насъ Божескаго естества.

«Богъ есть Любовь», — учитъ насъ св. Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ: «И пребывающій въ Любви пребываетъ въ Богѣ, и Богъ въ немъ пребываетъ» (1 Іоан. 4, 16).

Любовь — самое высокое и святое, что есть въ мірѣ, а между тѣмъ нѣтъ другого такого понятія, которое было бы такъ опошлено въ наше время, такъ унижено и обезцѣнено современнымъ человѣкомъ. Что касается правильнаго пониманія любви и, особенно, подлинной   х р и с т і а н с к о й   любви,   д у х о в н о й,   то его все труднѣе и труднѣе можно встрѣтить въ наши дни въ современномъ обезбоженномъ расцерковленномъ человѣческомъ мірѣ. Отъ этого-то и происходятъ всѣ бѣдствія современнаго человѣчества, грозящія разразиться страшной міровой катастрофой. Современный міръ погибаетъ отъ отсутствія въ немъ подлинной христіанской любви и братскаго единенія всѣхъ истинно-вѣрующихъ во Христа на возвышенныхъ основахъ этой любви. Однѣ красивыя слова о любви и единеніи всѣхъ тутъ не помогутъ, ибо подлинная христіанская Любовь неразлучна съ Истиной и, гдѣ нѣтъ Истины, тамъ не можетъ быть и настоящей любви, а только одно лицемѣріе. И совсѣмъ наивно думаютъ многіе спасать міръ, лѣчить больное человѣчество какими-то чисто внѣшними мѣрами и средствами, — путемъ всевозможныхъ организацій и реорганизацій государственной и общественной жизни людей и тому подобными «переливаніями изъ пустого въ порожнее».

Все это ни къ чему!

Никакія внѣшнія мѣры, никакія «реформы» не помогутъ, не спасутъ человѣчество отъ страшной гибели, которая такъ явно и очевидно на него надвигается, особенно со времени крушенія нашей Православной Россіи.

Передѣлайте на новый ладъ душу человѣка, отступившаго отъ Бога, отъ Христа, отъ Церкви, отъ возвышеннаго закона евангельскаго, — вложите ему   в ъ   с е р д ц е   л ю б о в ь,   чтобы она стала основнымъ двигателемъ его жизни!

Только въ этомъ и единствонно въ этомъ — наше спасеніе!

Именно объ этомъ и учитъ насъ такъ трогательно и убѣдительно «Апостолъ Любви» св. Іоаннъ Богословъ, какъ въ своемъ чудномъ «духовномъ» Евангеліи, гдѣ онъ одинъ изъ всѣхъ евангелистовъ излагаетъ наиболѣе возвышенныя слова Христовы о любви, такъ и въ своихъ трехъ соборныхъ посланіяхъ. Истинная любовь, по изложенному имъ ученію, есть только та, которая духовно соединяетъ человѣка съ Богомъ и духовно же объединяетъ людей между собой во имя Божіе.

«Заповѣдь новую даю вамъ, да любите другъ друга, якоже возлюбихъ вы, да и вы любите себе (другъ друга)!» — приводитъ онъ слова Христовы, сказанныя на Тайной Вечери: «о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Іоан 1, 34-35).

«Аще любите Мя, заповѣди Мои соблюдите!» (Іоан. 14, 15).

«Имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его и явлюся ему Самъ» (Іоан. 14, 21-22).

«Сія есть заповѣдь Моя, да любите другъ друга, якоже возлюбихъ вы: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя» (Іоан. 15, 12-13).

«Сіе заповѣдую вамъ, да любите другъ друга» (Іоан. 15, 17).

«И сказахъ имъ имя Твое», — такъ молился Господь Іисусъ Христосъ въ своей первосвященнической молитвѣ Богу Отцу: «и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбилъ, въ нихъ будетъ, и Азъ въ нихъ» (Іоан. 17, 26);

Всѣ эти замѣчательныя рѣчи Господа Іисуса Христа о любви, такъ сильно и ярко выраженныя, мы находимъ только въ четвертомъ Евангеліи возлюбленнаго ученика Христова.

Замѣчательны и его собственныя наставленія о любви въ его соборныхъ посланіяхъ.

«Богъ есть Любовь», — такъ учитъ св. Іоаннъ: «въ томъ любовь, что не мы возлюбили Бога, но Онъ возлюбилъ насъ и послалъ Сына Своего въ умилостивленіе за грѣхи наши. Возлюбленные! если такъ возлюбилъ касъ Богъ, то и мы должны любить другъ друга» (1 Іоан. 4, 10-11).

«Кто говоритъ: я люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, тотъ лжецъ» (1 Іоан. 4, 20).

«Любовь познали мы въ томъ, что Онъ положилъ за насъ душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьевъ» (1 Іоан. 3, 16).

Возлюбленный ученикъ Христовъ, его наперсникъ, дѣвственникъ и Апостолъ Любви, св. Іоаннъ Богословъ удостоился особой чести: ему, какъ дѣвственнику, Господь, вися на крестѣ, поручилъ Пресвятую Дѣву — Матерь Свою, сказавъ Ей: «Жено, се сынъ Твой», а ему: «Се Мати твоя. И отъ того часа поятъ ю ученикъ во своя си» (Іоан. 19, 26-27).

И вся дальнѣйшая судьба его была совершенно отлична отъ судьбы другихъ Апостоловъ Христовыхъ. Въ то время какъ всѣ они окончили свою земную жизнь мученическою смеотью за Христа, св. Іоаннъ Богословъ пережилъ ихъ всѣхъ, доживъ до глубокой старости, и умеръ единственный изъ Апостоловъ, своей естественной, но притомъ весьма загадочной смертью. Если только умеръ?.. Древнее преданіе говоритъ, что тѣла его, черезъ нѣсколько дней послѣ погребенія, не оказалось въ могилѣ и что онъ живетъ и будетъ жить до Второго Пришествія Христова, что онъ при всѣхъ, въ лицо, обличитъ явившагося Антихриста. Это вѣрованіе отчасти запечатлѣно и въ нашихъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ.

Каковъ же главный завѣтъ, который оставилъ намъ этотъ возлюбленный ученикъ Христовъ?

Въ послѣдніе годы своей жизни онъ отъ старости уже не могъ ходить самъ. Ученики на рукахъ приносили его въ собраніе христіанъ, и изможденный годами старецъ, съ трудомъ поднимая для благословенія свои трепещущія руки, повторялъ все время однѣ и тѣ же слова: «Дѣтки! любите другъ друга!» Однажды ученики спросили Апостола: «Учитель! почему ты повторяешь намъ все однѣ и тѣ же слова?» А благостный старецъ отвѣчалъ имъ: «Это — главная заповѣдь Господня. Кто ее исполнитъ, тотъ весь законъ Христовъ исполнитъ».

Какъ много и въ нынѣшнее время мы слышимъ красивыхъ словъ о любви, но, по большей части, о любви безъ Христа, или отъ тѣхъ людей, которые только въ своихъ корыстныхъ видахъ упоминаютъ имя Христа, не вѣруя въ Него и не любя Его по-настоящему, но все это — только однѣ пустыя слова, которыя не могутъ спасти погибающій міръ. Для насъ же, если мы истинные христіане, нѣтъ другого пути, какъ твердо помнить и въ жизни своей стараться проводить великій завѣтъ, оставленыый намъ величайшимъ наперсникомъ Христовымъ и Апостоломъ Любви св. Іоанномъ Богословомъ:

«Дѣти мои! станемъ любить другъ друга не словомъ или языкомъ, но   д ѣ л о м ъ   и   и с т и н о ю»  (1 Іоан. 3, 18). Аминь. 

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 313-318. 


Навигация

Система Orphus