Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Восьмой день. Поуч. 1-е. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(О томъ, какъ мы должны поступать во время посылаемыхъ намъ отъ Бога испытаній).

I. Родители Пресвятыя Богородицы Іоакимъ и Анна были благочестивы, добродѣтельны и праведны предъ Богомъ. Имѣя достаточное богатство, они часть его удѣляли на потребность богослуженія во храмъ, а часть раздавали нищимъ. Жизнь ихъ, по-видимому, со внѣшней стороны, была счастлива, если все счастіе полагать въ вещественномъ довольствѣ и въ семейномъ мирѣ, любви и согласіи. А между тѣмъ они были очень несчастливы. Они несли на себѣ иго безчадія. Находясь въ супружествѣ пятьдесятъ лѣтъ, они не имѣли дѣтей. Это несчастіе людямъ настоящаго вѣка мало понятно; нынѣ тяготятся болѣе многочадіемъ, чѣмъ безчадіемъ, и счастливыми нерѣдко почитаютъ тѣхъ, у кого нѣтъ дѣтей. Но тогда было не то. Тогда безчадіе супруговъ считалось знаменіемъ наказанія Божія за какіе либо тяжкіе грѣхи. Почему такъ? Потому что въ то время на землѣ ожидали явленія Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественнаго желанія присущаго не испорченнымъ родителямъ, хотѣлось имѣть дѣтей и въ тѣхъ видахъ, чтобы, если Богу угодно, сдѣлаться прародителемъ Искупителя. У кого же не было дѣтей, у того, слѣдовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому безчадіе супруговъ и въ глазахъ постороннихъ людей признавалось наказаніемъ Божіимъ. 

Понятно отсюда, какимъ горемъ сопровождалось для праведныхъ Іоакима и Анны ихъ безчадіе. Но горе это усугублялось еще посторонними укоризнами. Разъ первосвященникъ во храмѣ не принялъ отъ Іоакима жертвы, сказавъ ему съ укоромъ: «ты не стоишь того, чтобы принять отъ тебя даръ Богу; будучи безчаденъ, конечно, не имѣешь ты благословенія Божія за какіе нибудь тайные грѣхи». А еврей, вмѣстѣ съ Іоакимомъ приносившій жертву, съ укоромъ замѣтилъ ему: «почто предваряешь меня, приступая къ Богу? развѣ не знаешь о своемъ безплодствѣ?» Итакъ, и внутреннее, сердечное горе, и постороннія укоризны въ какихъ-то тайныхъ преступленіяхъ, которыхъ между тѣмъ за праведными супругами не было, причиняли такое нравственное страданіе праведнымъ супругамъ, какое можетъ быть понятнымъ только людямъ, подобно имъ страждущимъ. Они скорбѣли въ глубинѣ своей праведной души; но вмѣстѣ съ тѣмъ не отчаявались въ милости Божіей. Они всю свою печаль возверзали на Бога, и съ постоянствомъ и усердіемъ, мало понятнымъ для людей, не уповающихъ на Бога, молились Богу, да даруетъ имъ Господь, хотя на старости лѣтъ, дитя, обѣщаясь посвятить его на служеніе Богу. Господь слышалъ ихъ молитвы, но медлилъ исполненіемъ ихъ, дабы удивить на праведныхъ старцахъ милость Свою дабы воспитать ихъ въ вѣрѣ въ живой Промыслъ Божій, надеждѣ на Себя и любви къ Себѣ.

Тяжелое испытаніе Божіе несли на себѣ праведные супруги! Но за то какое и утѣшеніе послалъ имъ Господь по испытаніи!... Господь Богъ посылаетъ ангела Своего, чтобы обрадовать праведныхъ старцевъ вѣстію, что у нихъ родится дщерь преблагословенная, чрезъ которую дано будетъ спасеніе всему міру. И точно, у нихъ родилась дщерь, которую они назвали Маріею, а Марія удостоилась стать Матерію Господа; родители же Ея удостоились названія святыхъ и праведныхъ богоотецъ. Дивны дѣла Господни, обнаруживающіяся въ жизни человѣческой!

II. Братія! и въ настоящее время Господь посылаетъ людямъ испытанія, какія и кому Ему угодно.

Будемъ же терпѣливы въ перенесеніи испытаній. Сохрани Богъ всякаго человѣка малодушествовать въ испытаніяхъ на Промыслъ Божій.

Будемъ нести испытанія съ постоянствомъ и надеждою на милость Божію, ни въ какомъ случаѣ до конца не оставляющею человѣка, и съ вѣрою въ лучшее будущее, которое Господь несомнѣнно устроитъ, если только мы окажемся достойными того.

Одушевимся въ несеніи испытаній тою мыслію, что кого любитъ Господь, того наказываетъ, ради духовно-нравственной полъзы самого же испытываемаго и наказываемаго.

Видя испытуемыхъ и наказуемыхъ отъ Господа, не будемъ суетно мудрствовать, что Господь наказываетъ ихъ непремѣнно за какіе либо тяжкіе грѣхи и тѣмъ паче укорять ихъ. Пути Господни въ отношеніи жизни людей неисповѣдимы; и мы не можемъ знать, почему Господь Богъ съ однимъ поступаетъ такъ, съ другимъ иначе. Не судите, да не судими будете.

Братіе! предадимъ сами себя и всю жизнь нашу премудрой и всеблагой волѣ Господа, Который несравненно больше намъ даруетъ, чѣмъ мы просимъ или о чемъ даже едва смѣемъ помыслить. Будемъ безропотно, по примѣру св. праведныхъ богоотецъ Іоакима и Анны, переносить посылаемыя на насъ несчастія: чрезъ нихъ, какъ золото чрезъ огонь, Господь очищаетъ насъ отъ всякой скверны грѣховной и содѣлываетъ насъ несравненно болѣе блаженными и въ этой и въ будущей жизни, нежели мы были бы блаженны безъ этихъ очистительныхъ скорбей. (См. проп. прилож. къ Рук. для с. паст. 1891 г. сент.).

А когда бѣдствія и разныя скорби готовы повидимому насъ подавить, будемъ взывать о помощи къ Тому, безъ воли Котораго и волосъ не упадаетъ съ нашей головы, Который никогда не пошлетъ искушенія превышающаго силы наши. (Сост. Г. Д— ко съ дополн. по указ. источн.). 

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 253-254. 


Навигация

Система Orphus