Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1822 г. L. 21. Слово въ недѣлю крестопоклонную.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).
 
Нѣкогда Іисусъ Хрістосъ наименовалъ Себя Путемъ, Истиною и Жизнію (Іоан. 14, 6). Теперь, соотвѣтственно съ первымъ изъ сихъ наименованій, указуетъ Онъ намъ путь. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ.
 
Евангелистъ замѣчаетъ при сихъ словахъ, что Іисусъ Хрістосъ произнесъ ихъ, призвавъ народы со учеиики Своими. Сіе показываетъ, что Его воззваніе относится не къ однимъ особенно избраннымъ, но ко всѣмъ безъ исключенія.
 
Кто бы ты ни былъ, слушающій сіе, надобно и тебѣ подумать о пути. Въ видимомъ и временномъ мірѣ, въ которомъ ты живешь, нѣтъ ничего неподвижнаго, но все идетъ, и проходитъ. И твоя жизнь идетъ, и проходитъ; ты покоишься иногда, по видимому, тѣломъ, но твои сокровенныя помышленія, твои тайныя желанія непрестанно въ движеніи: а потому если ты не идешь путемъ спасенія, то вѣрно идешь путемъ погибели, или, если не идешь, то падаешь, — падаешь изъ жизни духовной въ плотскую, изъ жизни человѣческой въ скотскую, и не примѣтишь, какъ обрушишься въ жизнь адскую, въ смерть сугубую, — невозвратно! Подумай же о своемъ пути!
 
Какъ вождь и царь свободныхъ, Іисусъ Хрістось не приневоливаетъ никого къ пути, который Онъ указуетъ, но приглашаетъ желающихъ вступить въ оный: иже хощешъ по Мнѣ ити. Спроси себя, Христіанинъ, спроси такъ, чтобы отвѣтствовать рѣшительно, хочешь ли ты идти за Іисусомъ Хрістомъ?
 
Христіанину не хотѣть идти за Хрістомъ? Какая нелѣпая мысль! Какъ она противорѣчитъ сама себѣ! Однако есть люди, которые понимаютъ, какъ нелѣпа сія мысль, но не чувствуютъ, какъ преступно сіе дѣло. Почему же мы и Христіане, когда не послѣдуемъ Христу? — Мы потому Христіане, — скажутъ нѣкоторые, прислушавшись къ словамъ первоначальнаго ученія Христіанскаго, но не уразумѣвъ силы ихъ, — мы потому Христіане, что вѣруемъ во Хріста. — Хорошо. Но если ты вѣруешь во Хріста; то конечно вѣруешь и въ слово Хрістово: ибо то и другое есть одно. Если ты вѣруешь въ слово Хрістово; то долженъ и поступать по сему слову: ибо вѣровать въ слово, и не поступать по нему, есть пагубная дербость и безуміе. Изъяснимъ сіе примѣромъ: еслибы тебѣ, блуждающему въ неизвѣстныхъ и опасныхъ мѣстахъ, сказалъ нѣкто: вотъ тропинка, по которой ты можешь придти въ безопасное мѣсто; и если бы ты, не имѣя причины сомнѣваться въ семъ указаніи, сталъ медлить, или пошелъ въ противную сторону, можетъ быть на встрѣчу звѣрю или разбойнику: не была ли бы то пагубная дерзость и безуміе? — Но что говоритъ тебѣ слово Іисуса Хріста, въ Котораго, и въ которое ты вѣруешь? — Аще хощеши совершенъ быти, гряди въ слѣдъ Мене (Матѳ. 19, 21). Послѣ сего чѣмъ отзовешься отъ послѣдованія Іисусу Хрісту? Развѣ тѣмъ, что ты не домогаешься совершенства? Но сего именно требуетъ отъ тебя Тотъ, въ Котораго ты вѣруешь: будите вы совершени, говоритъ Онъ; и притомъ какъ? якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48). Если ты отрекаешься отъ стремленія къ совершенству: то Онъ отъемлетъ у тебя надежду царствія небеснаго: аще не избудетъ правда ваша паче книжникъ и фарисей, не внидете въ царствіе небесное (Матѳ. 5, 20). Если ты не хочешь быть съ Нимъ: — а какъ быть съ Нимъ, если не поступать по слову Его, и не послѣдовать Ему во всемъ? — то Онъ признаетъ тебя врагомъ Своимъ, и отрекается тебя предъ лицемъ неба и земли: иже нѣсть со Мною, на Мя есть (Матѳ. 12, 30); иже аще постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со Ангелы святыми (Марк. 8, 38). И такъ одно изъ двухъ: или ты долженъ идти за Хрістомъ,   п о с л ѣ д о в а т ь [1] Его слову и Его примѣру; или ты напрасно называешься Христіаниномъ.
 
Не трудно было бы признать и принять обязанность идти за Хрістомъ, если бы не останавливала мысль: куда идти за Нимъ? Куда же? — Посмотримъ, куда Онъ идетъ. Се восходимъ, возвѣщаетъ Онъ идущимъ въ слѣдъ Его (Марк. 10, 33-34), се восходимъ во Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ Архіереомъ и книжникомъ, и осудятъ Его на смерть, и предадятъ Его языкомъ, и поругаются Ему, и уязвятъ Его, и оплюютъ Его, и убіютъ Его. Страшный подлинно путь Хрістовъ! Самые Апостолы, которые, будучи непосредственно Имъ руководимы, за Нимъ слѣдовали, не могли спокойно проходить путемъ симъ. Бяху, повѣствуетъ Евангелистъ, на пути восходяще во Іерусалимъ; и бѣ варяя ихъ Іисусъ, и ужасахуся, и въ слѣдъ идуще, бояхуся (Марк. 10, 32). И что еще? Есть на семъ пути поприще, которое Самъ Іисусъ Хрістосъ проходилъ не безъ ужаса: начатъ ужасатися и тужити (Марк. 14, 33).
 
Но не напрасно ли открываю я весь ужасъ пути Хрістова, котораго и безъ того страшатся многіе? — Нѣтъ, Христіане, утѣшеніе наше, скажемъ со Апостоломъ, не отъ прелести, ни отъ нечистоты, ни лестію (1 Сол. 2, 3). Не хотимъ скрывать отъ васъ трудности, которая неизбѣжна: но изъ самой трудности вы можете усмотрѣть, что не трудно преодолѣть ее. Отъ чего ужасался Іисусъ Хрістосъ, Его же вся боятся и трепещутъ, Которому некого бояться, потому что нѣтъ силы, которая бы могла быть страшна для Всемогущаго? Отъ чего тужилъ Тотъ, Который есть источникъ радости и блаженства для всего, чтó можетъ быть причастно радости и блаженства? Очевидно, что не Его собственно былъ сей ужасъ, и сія туга: но подвергся Онъ имъ потому, что Онъ недуги наша пріятъ, и болѣзни понесе (Матѳ. 8, 17). Но для чего пріялъ Онъ и понесъ наши недуги и болѣзни, если не для того, чтобы уврачевать ихъ, или по крайней мѣрѣ, до совершеннаго уврачеванія, облегчить такъ, чтобы не оставить насъ искуситися паче, еже мощи (1 Кор. 10, 13)? Слѣдственно ужасъ и скорбь, если не совсѣмъ отъяты отъ пути Хрістова, то много уменьшены тѣмъ самымъ, что Онъ уже совершилъ путь сей, и проложилъ его для насъ. Посему и Апостолы не всегда, какъ въ началѣ, боялись идти за Хрістомъ; но пришло послѣ время, когда они тѣмъ же страшнымъ и скорбнымъ путемъ проходили съ радостію. Они, пишетъ повѣствователь ихъ дѣяній, идяху радующеся, яко за имя Господа Іисуса сподобишася безчестіе пріяти (Дѣян. 5, 41). Какъ могло статься, что тѣ же люди, на томъ же пути, сперва боялись, а потомъ радовались? Боялись, когда Іисусъ Хрістосъ еще не совершилъ сего пути, и не привелъ его въ безопасность; радовались, когда Онъ прошелъ путемъ симъ, и на Себѣ унесъ трудности его. Боялись, когда взирали только на сіи трудности, не проникая далѣе; но возрадовались, когда ясно усмотрѣли конецъ пути Хрістова. Ибо куда наконецъ приводитъ путь сей? Онъ приводитъ на небеса, къ Самому Богу Отцу, какъ Самъ Іисусъ Хрістосъ, изображая весь путь Свой, отъ начала до конца, сказуетъ: изыдохъ отъ Отца, и пріидохъ въ міръ, и паки оставляю міръ, и иду ко Отцу (Іоан. 16, 28). Сей путь вводитъ въ славу Божественную: подобаше пострадати Хрісту, и внити въ славу Свою (Лук. 24, 26). Не ужели и мы, скажетъ не разумѣющій таинъ Хрістовыхъ, не ужели и мы возведены будемъ къ Самому Богу Отцу, и внидемъ въ славу Единороднаго Сына Божія? Такъ, братія! Ибо вѣренъ Тотъ, Который сказалъ: идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26). И такъ, если Господь нашъ идетъ къ Богу Отцу Своему: то приведетъ къ Нему съ Собою и насъ. Если Хрістосъ входитъ въ Свою Божественную славу: то введетъ съ собою и Христіанъ, и содѣлаетъ, какъ изъясняется Апостолъ, причастниками Божественнаго естества (2 Петр. 1, 4). Не говорите, что толикая высота недосязаема для земнородныхъ: намъ должно только съ твердою рѣшимостію вступить въ ту часть пути Хрістова, которую прошелъ Онъ, и проложилъ для насъ на земли; когда надобно будетъ вознестись превыше земнаго, и восходить къ небесному и Божественному, тогда Онъ Самъ подъиметъ насъ, яко на крилѣхъ орлихъ (Исх. 19, 4), по Своему великому обѣщанію: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32).
 
При сихъ размышленіяхъ, надѣемся о васъ, братія, что сердце ваше говоритъ Вождю и Спасителю своему: Господи! иду по Тебѣ, аможе аще идеши (Матѳ. 8, 19); только Ты, Сердцевѣдче, не отрини сего желанія, какъ нѣкогда отвергнулъ оное въ устахъ нѣкоего, безъ сомнѣнія, потому, что не отъ полноты сердца оно изливалось.
 
Если же вы желаете идти за Хрістомъ: то время сказать вамъ, какъ должно вамъ идти за Нимъ. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ.
 
Во-первыхъ, желающій послѣдовать Хрісту долженъ отречься самого себя, то-есть, отвергнуть свое самолюбіе, не быть привязанъ къ собственной чести, собственной выгодѣ и собственному удовольствію, но все сіе, по образу путешественника, встрѣчать мимоходомъ, и вскорѣ оставлять позади себя; во всемъ поступать по сему наставленію Апостола: да имущіи жены, якоже не имущіи будутъ: и плачущіися, якоже не плачущіи: и радующіися, якоже не радующеся: и купующіи, яко не содержаще: и требующіи міра сего, яко не требующе (1 Кор. 7, 29-31). Какъ можно, скажутъ, дойти до такого самоотверженія? Можно такъ же, какъ воинъ отрекается отъ пріятностей домашней жизни, когда выходитъ на поле брани; какъ онъ отрекается и отъ самой жизни, когда вступаетъ въ сраженіе, безъ каковаго отреченія не могъ бы онъ быть ни мужественнымъ, ни побѣдоноснымъ. Если сіе можно дѣлать для тлѣннаго вѣнца и временной славы: чего не можно и не должно сдѣлать для вѣнца нетлѣннаго и славы вѣчной?
 
Во-вторыхъ, для послѣдованія Хрісту должно взять крестъ свой. Крестъ Хрістовъ составляютъ Его страданія, искушенія и убіеніе (Марк. 8, 31). Претерпѣвъ единъ все сіе для насъ, Онъ имѣетъ совершенное право требовать, чтобы каждый изъ насъ претерпѣлъ все сіе для Него. Но дабы не сокрушить насъ тяжестію сего бремени, подъ которымъ Онъ Самъ являлся изнемогающимъ, Онъ не возлагаетъ на насъ Своего великаго креста, но заповѣдуетъ только взять каждому свой собственный, то есть, быть готовымъ перенести столько страданій, искушеній, внѣшнихъ, внутреннихъ, сколько на каждаго въ особенности наведетъ наказующая, очищающая, и вмѣстѣ милующая судьба всѣмъ управляющаго Провидѣнія. Не ужели сіе неизбѣжно? вопіютъ изнѣженныя души. — Успокойтесь и разсуждайте. Если подобаше пострадати Хрісту, безгрѣшному и всемогущему, дабы внити въ славу Свою: какъ можемъ мы, оскверненные и разслабленные грѣхомъ, дойти до сея славы, не бывъ очищены искушеніями и укрѣплены страданіями? Ибо что живетъ въ насъ нынѣ? Если самолюбіе препятствуетъ признанію: обличимъ себя признаніемъ Апостола: не живетъ во мнѣ, сирѣчь во плоти моей, доброе (Рим. 7, 18). Въ насъ живетъ, со времени перваго грѣха, ветхій Адамъ, съ его страстями и похотями: какъ же можно совлещись его, и облещись въ новаго человѣка, — чтó есть цѣль нашего стремленія, — не говорю, безъ страданія, но даже безъ смерти? Должно взять крестъ не для того только, чтобы подвизаться въ ношеніи онаго, но чтобы наконецъ совсѣмъ распять плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), умертвить уды наша, сущія на земли (Кол. 3, 5), умереть таинственно, чтобы животъ нашъ былъ сокровенъ со Хрістомъ въ Богѣ (Кол. 3, 3).
 
Таково, Христіане, ученіе креста, ученіе столь нужное и существенное въ Христіанствѣ, что Церковь, не довольствуясь часто возвѣщать оное гласомъ, еще чаще представляетъ оное въ изображеніяхъ и знаменіяхъ. При самомъ крещеніи она возлагаетъ на насъ изображеніе креста; при каждой молитвѣ повелѣваетъ намъ полагать на себѣ знаменіе креста; и отъ времени до времени, какъ и въ настоящій день, торжественно предлагаетъ намъ для поклоненія и цѣлованія знаменіе креста. Будемъ внимательны; пріимемъ, не яко отъ устъ человѣческихъ, но яко отъ устъ Самого распятаго Спасителя нашего сію заповѣдь, да отвержемся себе, и возмемъ крестъ свой, и послѣдуемъ Ему. Аминь. 
 
Примѣчаніе: 
[1] Въ собр. 1822 и 1835 гг.: во всемъ послѣдовать... 
 
Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ II: 1821-1826. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1874. — С. 50-55. 

Навигация

Система Orphus