Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Бесѣда о покаяніи.

Аще кто согрѣшитъ, Ходатая имамы ко Отцу, Іисуса Христа праведника: и Той очищеніе есть о грѣсѣхъ нашихъ (1 Іоан. 2, 1-2).
 
Сегодня, возлюбленные братія, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вамъ, чтó требуется отъ того, кто приступаетъ къ исповѣди, — чтобы исповѣдь его была истинная, богоугодная и душеспасительная. — Именно, отъ кающагося требуется сокрушеніе о грѣхахъ своихъ, намѣреніе исправить свою жизнь, вѣра во Христа и надежда на Его милосердіе.
 
Итакъ, прежде всего требуется сокрушеніе о грѣхахъ своихъ. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видимъ у своихъ духовныхъ дѣтей.
 
Весьма многіе приходятъ на духъ съ совершеннымъ равнодушіемъ, и, если бы у нихъ не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали или сказали только вообще, что-де грѣшенъ, отецъ духовный, во всѣхъ грѣхахъ. И если бы еще это сказали съ сердечнымъ сознаніемъ своей вины: — нѣтъ, то и горе, что безъ сознанія грѣховъ своихъ, а такъ — чтобы скорѣе кончить съ исповѣдью. Возлюбленные! не будемъ дѣло крайняго милосердія Божія къ намъ грѣшнымъ обращать въ поводъ къ гнѣву Божію. Что мы за безчувственные — такіе! Намъ ли не о чемъ поскорбѣть на исповѣди! Мало ли у насъ грѣховъ: если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грѣхахъ своихъ, — и тогда бы не сдѣлали ничего лишняго, а только должное. Ахъ! если бы кто изъ насъ сказалъ, что онъ не имѣетъ грѣха, то онъ обманывалъ бы себя самого, и въ томъ человѣкѣ напрасно кто сталъ бы искать истины.
 
Вы не видите своихъ грѣховъ? молитесь Богу, чтобы Онъ далъ вамъ видѣть ихъ; развѣ напрасно вы часто за священникомъ говорили въ церкви: Господи! даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія! — Постараемся же хотя теперь общими силами увидѣть свои грѣхи, чтобы послѣ на исповѣди съ сердечнымъ сокрушеніемъ признаться въ нихъ. И вотъ первый весьма важный грѣхъ нашъ тотъ, что мы, будучи великими грѣшниками, не чувствуемъ, что мы грѣшники, заслуживающіе не милость, а наказаніе Божіе! Осудимъ же себя прежде всего въ этой безчувственности и скажемъ Господу отъ всей души: вотъ я, Господи и Владыко живота моего, — грѣшникъ безчувственный, величайшій я грѣшникъ, а грѣховъ своихъ не чувствую; должно быть потому, что грѣхи мои умножились паче числа песка морскаго, и я весь — во грѣхахъ, какъ больной оспою — въ оспѣ. Каюсь Тебѣ, Господу Богу моему, отъ всего сердца въ моей безчувственности, и молю Тебя: Самъ даруй мнѣ чувствовать всѣмъ сердцемъ, какъ я много прогнѣвлялъ и прогнѣвляю Тебя. — О! эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляетъ людей! И на зло намъ она поражаетъ наше сердце именно во время говѣнія, во время самаго таинства покаянія и предъ таинствомъ святаго Причащенія.
 
Но посмотримъ дальше — какими грѣхами согрѣшали мы Богу больше всего? А вотъ, если мы люди маловѣрные, живемъ на землѣ не для неба, не для Бога и спасенія души своей, а для земли и всего пріятнаго на землѣ, словомъ — живемъ для плоти, для ея удовольствій, а не для безсмертной души своей, не для ея будущей жизни, — развѣ это не великій грѣхъ? Что — забыли мы развѣ страданія за насъ Господа Іисуса Христа, Сына Божія, Его пречистую кровь, за насъ пролитую на крестѣ, — Его славное воскресеніе? Развѣ не для насъ, — т. е., чтобы насъ возвести на небо, удаленныхъ грѣхомъ отъ неба, было Его сошествіе на землю, Его божественное ученіе, Его чудеса, Его пророчества — напримѣръ, о будущемъ страшномъ судѣ, о воскресеніи мертвыхъ въ послѣдній день міра, о блаженствѣ праведныхъ и вѣчныхъ мукахъ грѣшныхъ? — наконецъ, Его страданія, Его воскресеніе изъ мертвыхъ и вознесеніе на небо? — Итакъ, если вѣрно, что мы должны жить здѣсь для жизни будущаго вѣка, то развѣ не грѣхъ — не жить для той жизни, а всѣми мыслями и всѣмъ сердцемъ жить на землѣ и для земли? А сколько грѣха бываетъ отъ того, что мы хотимъ жить только на землѣ хорошо и не вѣруемъ отъ всего сердца въ будущую блаженную жизнь? — Сколько бываетъ отъ того злобы, ненависти, сребролюбія, зависти, скупости, обмана? Отсюда всѣ пороки: всѣ плотскія похоти, всѣ страсти души. Вотъ и въ этомъ покаемся, т. е. покаемся, что мы — маловѣры, если не невѣры, и что для Бога и для спасенія души своей, или не живемъ здѣсь, или весьма мало живемъ; также, что мало въ сердцахъ нашихъ надежды, если только не вовсе ея нѣтъ — на будущую жизнь. — Еще мы страдаемъ самымъ великимъ грѣхомъ неблагодарности къ Богу, нелюбви къ Нему за Его безчисленныя, неизреченныя милости. Это, я думаю, всякій хотя по временамъ сознаетъ за собою. Вотъ всѣ вы, кто движется на своихъ ногахъ, всѣ здоровы тѣломъ и душею, почтены разумомъ отъ Бога Творца, свободною волею, а чѣмъ вы были еще такъ недавно? — Ничѣмъ; а вотъ Господь всѣхъ васъ привелъ отъ небытія въ бытіе — и съ того времени все вамъ дарствовалъ: подарилъ вамъ душу съ ея способностями, тѣло съ его мудрымъ и прекраснымъ устройствомъ, далъ вамъ и постоянно даетъ пищу — для питанія вашего тѣла, одежды для его одѣянія, далъ вамъ уголокъ на землѣ Своей, и кровъ — въ жилище ваше; питаетъ васъ — безцѣнною, животворящею пищею Тѣла и Крови Своей, услаждаетъ и упокоеваетъ ею; веселитъ васъ слышаніемъ слова Его, прощаетъ вамъ безъ числа грѣхи ваши, постоянно хранитъ вашу жизнь — какъ мать жизнь младенца; царство Свое будущее даруетъ намъ, и мало ли чего не дѣлаетъ изъ любви Своей къ намъ грѣшнымъ и неблагодарнымъ? Перечислить невозможно. И что же? Какъ мы отвѣчаемъ на любовь Его къ намъ — любовь, которой нѣтъ числа и мѣры? — Одними беззаконіями, однимъ злонравіемъ, одною неблагодарностію. — Итакъ, со слезами покаемся въ своей неблагодарности предъ Богомъ, въ своей нелюбви къ Нему, и также со слезами испросимъ у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа, и не забывай всѣхъ воздаяній Его (Псал. 102, 2)!
 
Отъ кающагося требуется еще намѣреніе исправить свою жизнь: и на это обратите вниманіе. Идучи на исповѣдь, говорите въ себѣ: послѣ исповѣди я постараюсь всѣми силами исправиться отъ тѣхъ грѣховъ, въ которыхъ теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя; не буду лгать Богу; не буду оскорблять больше таинства покаянія. Помоги, Господи, укрѣпи душевныя силы мои, Господи! Что за польза отъ такого покаянія, послѣ котораго опять безъ зазрѣнія совѣсти предаются тѣмъ же грѣхамъ, въ коихъ покаялись? На такихъ людяхъ исполняется пословица: песъ возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, — въ лужу свою (ср. 2 Петр. 2, 22).
 
Наконецъ, еще требуется отъ кающагося вѣра во Христа и надежда на Его милосердіе. Всякій приступающій къ исповѣди долженъ вѣровать, что во время таинства Самъ Христосъ невидимо стоитъ и принимаетъ его исповѣданіе; что одинъ только Христосъ можетъ оставлять грѣхи, такъ какъ Онъ Своими страданіями, честнóю Своею кровію и Своею смертію исходатайствовалъ Себѣ право у Отца небеснаго прощать намъ всѣ наши беззаконія, не оскорбляя божественнаго правосудія, и что Онъ, по милосердію Своему, всегда готовъ намъ простить всякіе грѣхи, только бы мы съ сердечнымъ сокрушеніемъ признались въ нихъ; только бы было въ насъ намѣреніе впредь жить лучше, только бы вѣра въ Него была въ нашемъ сердцѣ. Вѣра твоя спасе тя: иди въ мирѣ (Марк. 5, 34). Такъ Онъ внутренно говоритъ всякому послѣ разрѣшенія отъ священника, кто кается какъ должно.
 
Будемъ же каяться всѣ чистосердечно; позаботимся всѣ объ исправленіи жизни; принесемъ Богу плоды покаянія. Аминь. 
 
Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 64-68. 
 
http://slovo.russportal.ru

Навигация

Система Orphus