Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Подробнее...

Избранные жития святых. Сентябрь. По изложению Филарета Черниговского

(жития тех святых, которых нет у свт. Димитрия Ростовского)

МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ

Подробнее...

Церковные праздники сентября

1 сентября начинается церковный годичный круг, начало Месяцеслова, от которого последовательно распределяются неподвижные церковные праздники всего года. Устав церковный называет этот день латинским словом «индикт», поясняя его в примечании: «сиречь новое лето», вернее, первый день годичного круга (индикт, собственно, обозначает распоряжение римского императора о подати, взимавшейся после жатвы).

Подробнее...

Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября

  

Тропарь, глас 4

  

Рождество? Твое?, Богоро?дице Де?во, ра?дость возвести? всей вселе?нней: из Тебе? бо возсия? Со?лнце Пра?вды, Христо?с Бог наш, и, разруши?в кля?тву, даде? благослове?ние, и, упраздни?в смерть, дарова? нам живо?т ве?чный.

Кондак, глас 4

Иоаки?м и А?нна поноше?ния безча?дства, и Ада?м и Е?ва от тли сме?ртныя свободи?стася, Пречи?стая, во святе?м рождестве? Твое?м.

То пра?зднуют и лю?дие Твои?, вины? прегреше?ний изба?вльшеся, внегда? зва?ти Ти: непло?ды ражда?ет Богоро?дицу и Пита?тельницу жи?зни на?шея.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Восьмой день. Поуч. 3-ье. Рождество Божіей Матери.

(Причина радости христіанъ по поводу рожденія Божіей Матери).

I. Родителями Пресвятой Богородицы были свв. и праведные Іоакимъ и Анна. Св. Іоакимъ происходилъ отъ царя Давида, а Анна изъ первосвященническаго рода Аарона, и оба вели жизнь благочестивую: на всякій праздникъ творили милостыню и давали обильныя жертвы на храмъ. Они жили въ супружествѣ уже 50 лѣтъ, но, не имѣя дѣтей, сильно скорбѣли объ этомъ и молились Богу о разрѣшеніи своего неплодства. Разъ, въ одинъ великій праздникъ, Іоакимъ хотѣлъ принести въ храмѣ жертву Богу. Но первосвященникъ, при множествѣ народа, сталъ упрекать его за грѣхи, говоря, что Богъ не благословилъ его дѣтьми и что онъ недостоинъ приносить даръ Богу. Возвратившись съ печалью домой, Іоакимъ ушелъ въ поле, гдѣ паслись его стада, и здѣсь, изливъ въ молитвѣ предъ Богомъ свою скорбь, далъ обѣтъ поститься 40 дней и жить въ пустынѣ. Анна, узнавъ, что случилось въ храмѣ, и видя, что мужъ не возвращается, начала также скорбѣть и плакать. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Восьмой день. Поуч. 2-ое. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(О томъ, что Богъ можетъ дѣйствовать независимо отъ законовъ природы и творить чудеса).

I. Благочестивые родители Божіей Матери, Іоакимъ и Анна, въ продолженіе пятидесятилѣтняго супружества ихъ были безплодны, а достигши глубокой старости не надѣялись уже имѣть дѣтей по закону природы. Но неплодство сильно огорчало ихъ, потому болѣе, что многіе укоряли ихъ за него и говорили, будто Господь не благоволитъ къ нимъ за какіе нибудь тайные ихъ грѣхи. Поэтому они усердно молили Господа, да избавитъ Онъ ихъ отъ поношенія и даруетъ имъ плодъ по благости Своей, какъ нѣкогда даровалъ его Аврааму и Саррѣ. Молитва праведныхъ услышана, и терпѣніе ихъ вознаграждено особенною милостію Божіей: ибо когда настало предуставленное Промысломъ время родиться Той, Которая Сама долженствовала родить Спасителя міру, тогда Богъ послалъ ангела Своего возвѣстить Іоакиму и Аннѣ, что отъ нихъ родится сія богоизбранная отроковица. И подлинно, праведная Анна, которой тогда было уже около семидесяти лѣтъ, преестественно зачала и въ уроченное время родила Пресвятую Дѣву Марію. Такимъ образомъ рожденіе Матери Божіей, совершившееся не по обыкновенному закону природы, а по особенному дѣйствію Божію, ясно показываетъ, что Богъ идѣ же хощетъ, побѣждается естества чинъ.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Восьмой день. Поуч. 1-е. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(О томъ, какъ мы должны поступать во время посылаемыхъ намъ отъ Бога испытаній).

I. Родители Пресвятыя Богородицы Іоакимъ и Анна были благочестивы, добродѣтельны и праведны предъ Богомъ. Имѣя достаточное богатство, они часть его удѣляли на потребность богослуженія во храмъ, а часть раздавали нищимъ. Жизнь ихъ, по-видимому, со внѣшней стороны, была счастлива, если все счастіе полагать въ вещественномъ довольствѣ и въ семейномъ мирѣ, любви и согласіи. А между тѣмъ они были очень несчастливы. Они несли на себѣ иго безчадія. Находясь въ супружествѣ пятьдесятъ лѣтъ, они не имѣли дѣтей. Это несчастіе людямъ настоящаго вѣка мало понятно; нынѣ тяготятся болѣе многочадіемъ, чѣмъ безчадіемъ, и счастливыми нерѣдко почитаютъ тѣхъ, у кого нѣтъ дѣтей. Но тогда было не то. Тогда безчадіе супруговъ считалось знаменіемъ наказанія Божія за какіе либо тяжкіе грѣхи. Почему такъ? Потому что въ то время на землѣ ожидали явленія Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественнаго желанія присущаго не испорченнымъ родителямъ, хотѣлось имѣть дѣтей и въ тѣхъ видахъ, чтобы, если Богу угодно, сдѣлаться прародителемъ Искупителя. У кого же не было дѣтей, у того, слѣдовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому безчадіе супруговъ и въ глазахъ постороннихъ людей признавалось наказаніемъ Божіимъ. 

Подробнее...

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.) Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй (Тропарь праздника).

Радостенъ бываетъ день рожденія каждаго человѣка, какъ день благословенія Божія надъ родителями и надъ близкими къ нимъ. Но въ настоящій спасительный день мы воспоминаемъ рожденіе не человѣка обыкновеннаго, подобнаго намъ грѣшнымъ или имѣющаго быть святымъ, а рожденіе самой преблагословенной Дѣвы Маріи, послужившей богоизбраннымъ орудіемъ нашего спасенія. Какъ же не радоваться намъ въ этотъ день Господень? Нынѣ получили великое утѣшеніе не одни праведные родители Іоакимъ и Анна послѣ долговременнаго неплодства, а вмѣстѣ съ ними и всѣ потомки прародителей нашихъ Адама и Евы послѣ тысячелѣтнихъ ожиданій. Радовались многіе рождеству Іоанна Предтечи; а рождеству Богоматери должна радоваться вся вселенная. Великая была печаль падшихъ прародителей, но велика обѣщана имъ и радость въ имѣющей произойти отъ нихъ благословенной Лѣторасли. Отъ нея ожидали благословенія всѣ племена земныя. Ее желали видѣть патріархи, цари, пророки и другіе праведники, вѣровавшіе въ обѣтованнаго Искупителя міра. И вотъ прошли цѣлыя тысячелѣтія, въ которыя стеналъ родъ человѣческій подъ игомъ грѣховнаго рабства; но не обрѣталось во все это время ожидаемой Жены для обрадованія вселенной. Жалкое было состояніе людей, удалившихся отъ Бога и служившихъ идоламъ. Между тѣмъ не было человѣка, который могъ бы приблизить падшихъ людей къ Богу и соединить съ небомъ, который могъ бы избавить ихъ отъ бѣдъ и напастей, окружащихъ со всѣхъ сторонъ. Наконецъ наступаетъ ожидаемый день спасенія. Рождается обѣщанная Дѣва; а съ нею исполняются всѣ обѣтованія и пророчества. Слава рождеству твоему, Пренепорочная! Мы не одни теперь въ сей юдоли плача и сѣтованія: у насъ есть всеблагая утѣшительница и всѣхъ скорбящихъ радость. Мы не одни среди окружающихъ насъ враговъ: у насъ есть всемощная покровительница и защитница отъ всѣхъ вражескихъ нападеній. «Радуйся, Заступнице роду христіанскому отъ Бога дарованная!»

Подробнее...

Еп. Алексій Новоселовъ († 1880 г.) Слово на день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Рождество Твое Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй (Тропарь празднику).

Сими словами, въ настоящій день свѣтлаго торжества, св. Церковь возвѣщаетъ радость всей вселенной. Торжествуя день рожденія Богоматери, она то превозноситъ похвалами самую Дѣву, осчастливившую своимъ рожденіемъ Іоакима и Анну, то, ублажая родителей ея, благодаритъ и славословитъ Всевышняго, благоволившаго услышать молитву праведныхъ и даровавшаго имъ преблагословенный плодъ Марію, и, раздѣляя радость богомудрыхъ родителей, возвѣщаетъ оную цѣлой вселенной: Рождество Твое Богородице Дѣво, поетъ нынѣ св. Церковь, радость возвѣсти всей вселеннѣй: изъ Тебе бо возсія солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву даде благословеніе: и упразднивъ смерть дарова намъ животъ вѣчный. Итакъ не только всемірную радость, но и побужденія къ ней излагаетъ сама св. Церковь, и указываетъ предметъ настоящему слову, — предметъ достойный вниманія тѣмъ болѣе, что нельзя никому изъ насъ участвовать въ этой духовной радости, не зная побужденій къ ней.

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus