Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Некоторые уточнения по истории создания картин, написанных в Удомельском крае

О творчестве известных русских художников, источником вдохновения которых служили окрестности озер Удомля и Песьво, написано немало строк. Начало было положено искусствоведом Л.И. Кац, одновременно эту тему разрабатывала М.М. Железнова. В последние годы публиковались статьи о художниках, работавших в озерном крае, в альманахе «ВИКА» (Вышний Волочек) и газете «Удомельская старина». Написано немало… Но, вчитываясь в строки исследований, невольно сопоставляешь прочитанное со своими взглядами и впечатлениями, с услышанным от старожилов края. И обнаруживаешь «нестыковки» в трудах искусствоведов. 
 

Подробнее...

Деревянное золото

Из истории становления дереобрабатывающей
промышленности Вышневолоцког уезда
в начале XX века
 
Существовала ли в дореволюционной России – и конкретнее в Вышневолоцком уезде Тверской губернии – деревообрабатывающая промышленность? Ответ для нашего лесного края, кажется, очевиден: да, существовала. И в архивах хранится большое количество документальных свидетельств тому. Давние традиции лесного дела хорошо и подробно представлены и в справочной литературе, и в научных исследованиях. Вопрос этот разбирался и на страницах краеведческих сборников.1 Тем не менее специализированный советский журнал «Деревообрабатывающая промышленность» когда-то уверенно заявлял, что «в дореволюционной России лесопильной и деревообрабатывающей промышленности, по существу, не было». Допускалось, правда, существование полукустарных лесопилок и небольших деревообрабатывающих мастерских. А как на самом деле? Была ли в дореволюционной России своя лесная промышленность? И что именно тогда, на рубеже XIX–XX веков, под этим подразумевалось? Как сто лет тому назад наши тверские купцы-промышленники и тверские власти относились к своему национальному богатству, нашему деревянному золоту? Хотелось бы добавить еще несколько штрихов к истории становления деревообрабатывающей промышленности Вышневолоцкого уезда начала ХХ века. Итак, как это было? Такой вопрос возник в связи с созданием несколько лет тому назад новой краеведческой экспозиции в удомельском филиале Тверского объединенного музея. Нам захотелось непременно найти фамилии владельцев лесопильных заводов, на рубеже XIX–XX веков сделавших свои состояния на деревянном золоте. И мы обратились к старым справочникам и документам Тверского областного архива. В фонде земской управы Вышневолоцкого уезда (куда до 1929 года входила и территория современного Удомельского района) обнаружилась обширная переписка по работе лесопромышленных заведений уезда рубежа XIX–XX веков с подробными техническими описаниями, с чертежами и схемами. 
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1826 г. CXIV. 59. Слово въ недѣлю о Ѳомѣ [1].

Глагола ему Іисусъ: яко видѣвъ Мя, вѣровалъ еси: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше (Іоан. 20, 29).
 
Когда, по слову Пророческому, пораженъ быхъ Пастырь, и расточены овцы, стада, то есть, когда Іисусъ Хрістосъ преданъ былъ на крестъ и смерть, и Апостолы Его подверглись различнымъ искушеніямъ: Ѳома былъ единою отъ овецъ Его, въ общемъ разсѣяніи, долѣе прочихъ заблуждавшею.
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе второе: Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1824 г. LXXXV. 24. Слово въ день Святыя Пасхи.

(Говорено въ Успенскомъ Соборѣ апрѣля 6 дня; напечатано отдѣльно и въ Христіанскомъ Чтеніи 1836 года).
 
Хрістосъ воскресе!
 
Воистину вѣрень Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13). Сказалъ ученикамъ, отходя на вольное страданіе: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22); и вотъ, послѣ страданія, смерти и воскресенія, когда дѣло Его на землѣ совершено, когда самая плоть не удерживаетъ Его на землѣ, будучи освобождена отъ смертности, когда во всемъ существѣ Своемъ Онъ чувствуетъ стремленіе взыти къ Отцу Своему небесному, восхожду, говоритъ, ко Отцу Моему (Іоан. 20, 17), — Онъ медлитъ однако на землѣ, чтобы дать обѣщанную радость Своимъ земнымъ братіямъ. Является ученицамъ, которыя одержимы были то печалію, то страхомъ: и врачуетъ болѣзни сердецъ ихъ словомъ радости: се Іисусъ срѣте я, глаголя: радуйтеся (Матѳ. 28, 9). Является ученикамъ, которые отъ невидимой брани сатаны, просившаго, дабы сѣялъ ихъ, яко пшеницу (Лук. 22, 31), и отъ видимаго нападенія Іудеевъ, обратились было въ бѣгство, разсыпались, скрылись; и прекращаетъ опасности брани вѣстію мира: пріиде Іисусъ, и ста посредѣ, и глагола имъ: миръ вамъ (Іоан. 20, 19). 
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе второе: Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1811 г. XVIII. 5. Слово въ день Святыя Пасхи. (Говорено въ Александроне

Хрістосъ воскресе!
 
Такъ, Онъ воскресъ, христіане! Возсіяла истина отъ земли (Псал. 84, 12), куда низвели ее неправды человѣческія и правый судъ Божій. Печать, положенная невѣріемъ на хладномъ гробѣ ея, растаяла отъ огня Божества, въ немъ таившагося. Тяжелый камень соблазна покрывавшій его упалъ, и только поразилъ Іудейскую жестоковыйность и Еллинское высокоуміе. Сей гробъ, въ которомъ недавно погребено было чаяніе всея твари (Рим. 8, 19), теперь пустъ, и небесный вѣстникъ, сѣдя въ его возглавіи, кажется, чертитъ на немъ доселѣ ни одному смертному неприличествовавшее надгробіе, но которое отнынѣ будетъ общимь надгробіемъ смертныхъ: Гдѣ ти, смерте, жало? гдѣ ти, аде, побѣда (1 Кор. 15, 55)?
 

Подробнее...

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.) Слово въ день Святыя Пасхи. Что значитъ слово Пасха [1]

Въ сіи святые дни часто въ пѣніяхъ церковныхъ повторяется сіе достопамятное слово — «Пасха»; но мню, что не всѣ разумѣютъ силу сего слова. А разумѣть оное полезно и нужно, дабы познали, сколь великій даръ отъ Господа получили мы; а потому болѣе почувствовали бы въ себѣ радости и бóльшую благодарность принесли бы Благодѣтелю своему.
 

Подробнее...

Архіеп. Амвросій Протасовъ († 1831 г.) Слово въ день Воскресенія Христова, говоренное 1831-го года, въ Тверскомъ каѳедральномъ соборѣ. Поминай Господа Іисуса Христа воставшаго отъ мертвыхъ (2 Тим. 2, 8).

Итакъ еще единою [1] сподобилъ насъ воскресшій Господь воспоминать въ сей странѣ смерти славное Его воскресеніе! Любезные братія! Какое чудесное событіе празднуемъ мы нынѣ! Христосъ воскресе, — и гробъ, въ которомъ ничего не примѣчали мы доселѣ, кромѣ смерти и тлѣнія, возсіяваетъ намъ жизнь и нетлѣніе, — камень, лежавшій на немъ, отваленъ, и поразилъ главу древняго змія — человѣкоубійцы; печать, подъ которою злоба хотѣла навсегда сокрытъ чаяніе всея твари (Рим. 8, 19), сокрушена, и печать отверженія, лежавшая на челѣ преступныхъ чадъ преступнаго праотца, изглажена. Явилось на землѣ Божество тѣлеснѣ (Кол. 2, 9), — и земля, проклятая въ дѣлѣхъ руку человѣка, исполнилась благословеній небесныхъ. Сошли на землю вѣстники небесные возвѣстити земнороднымъ воскресеніе Сына человѣческаго, — и небо, заключенное доселѣ грѣхомъ, содѣлалось храминою вѣчною, нерукотворенною для земнородныхъ (2 Кор. 5, 1).
 

Подробнее...

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.) Рѣчь предъ мощами преподобнаго Сергія, въ день Св. Пасхи [1]. Преподобне отче Сергіе!

Се, предсталъ предъ святыя мощи твои недостойный преемникъ твой, — предсталъ, облеченный въ одежду Святителя и Чудотворца Алексія! Онъ сію утварь возлагалъ на твою достойную особу, но ты, по смиренномудрію и кротости Евангельской, пріяти оную не благоволилъ.
 

Подробнее...

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слово въ недѣлю Ваій. Сіе же все бысть, да сбудется реченное пророкомъ, глаголющимъ: рцыте дщери Сіоновѣ: се, Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ, и всѣдъ на осля и жребя, сына подъяремнича (Матѳ. 21, 4-5).

Какъ пріятно видѣть образъ солнца въ чистомъ потокѣ, гдѣ онъ, хотя не столь сильнымъ, какъ въ небесахъ, но за то болѣе приступнымъ для зрителя свѣтомъ сіяетъ: такъ пріятно въ чистыхъ источникахъ Израилевыхъ, т. е. въ проистекшихъ отъ Духа Божія глаголахъ пророческихъ, духовнымъ окомъ, т. е. богомыслящимъ умомъ, созерцать образъ Солнца правды, Господа нашего Іисуса Христа, представленный хотя не въ такомъ полномъ свѣтѣ, какъ въ Евангеліи, впрочемъ въ такихъ чертахъ, въ которыхъ внимательный созерцатель удобно можетъ усматривать Его божественныя свойства, чудесныя дѣйствія, глубокія и спасительныя таинства.
 

Подробнее...

Митр. Платонъ (Левшинъ) († 1812 г.) Слово въ недѣлю Ваій, на освященіе храма св. Николая Чудотворца, что въ Старой Кузнецкой [1] Не бойся дщи Сіоня, се Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ и спасаяй (Іоан. 12, 15).

Благодушествуй, радуйся и веселись, Церковь Христова, слыша и видя грядуща къ тебѣ Царя славы, Спасителя нашего. Исходи на срѣтеніе Его: поспѣши, да узришь кроткое и милостивое Его лицо. Износи радостные знаки твоего къ Нему благоговѣнія, покланяйся на мѣсто, идѣже стоястѣ нозѣ Его (Псал. 131, 7). Восклицай отъ усердія духа: Благословенъ грядый во имя Господне (Псал. 117, 26). Отверзите врата, о вы, чувства мои, и возьмитеся врата, грѣхомъ затворенныя, и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 9).
 

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus