Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Г.С. Гадалова. Великая княгиня Ксения Тверская. Введение.

Удельная Русь. Тверское княжество (1247–1485 гг.)

В период правления великого князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.), старшего сына киевского князя Юрия Долгорукого, произошло обособление Суздальского великокняжения. По свидетельству летописцев, пишет В.О. Ключевский, «князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей»[1]

Подробнее...

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1

История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы - архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции1.
 

Подробнее...

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2

Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины - оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину. В 1779 г. Г.Ф. Миллер называет клинские монастырские храмы "бывшая прежде монастырская церьковь Успения Пресвятой Богородицы; преподобного Сергия чудотворца" 29.
 

Подробнее...

Жизнеописание игумена Никона (Воробьева)

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в большой крестьянской семье. С детских лет он отличался серьезностью, особой честностью, удивительной сердечностью, жалостью ко всем и ничем неутолимой жаждой истины, высшей правды, жаждой постижения смысла человеческого существования.
 

Подробнее...

Часовня, которой исполнилось сто три года

17 ноября исполнилось 103 года с момента строительства часовни в честь праведного Иоанна Кронштадтского.

Сегодня часовня праведного Иоанна Кронштадтского находится практически в центре Твери, около площади Капошвара, а сто лет назад это была окраина города. Проспект Чайковского в ту пору назывался Станционным шоссе, и шло оно по пустынным полям к железнодорожному вокзалу.

Подробнее...

Преподобный Ефрем Новоторжский

Преподобный Ефрем, Новоторжский Чудотворец, был родом из Венгрии (Угрин "из Угорские земли" - стихира на вел. вечерни в службе пр. Ефрема). Вероятно, пр. Ефрем оставил свое отечество и прибыл со своими братьями, Моисеем и Георгием, вследствие гонений, бывших там на православных от латинян, и поступил на службу к Ростовскому князю св. Борису, сыну великого равноапостольного князя Владимира.

Подробнее...

Преподобный Антоний Краснохолмский

Преподобный Антоний Краснохолмский, основатель Николаевско-Антониева монастыря, находившегося в 4 верстах от заштатного города Красного Холма Весьегонского уезда Тверской епархии, в старинных Святцах причислен к лику святых "неканонизованных” (см. Барсуков И. стр. 45. Архим. Леонид 120 стр., Архим. Сергий II т. стр. 17. П. Савваитов и др.). И хотя Антоний был не канонизован, но имя его внесено в полный Христианский Месяцеслов, напечатанный с благословения Св. Синода, под 17 числом января (Киев, 1875). Жизнь этого преподобного неизвестна: где родился, кто были его родители, где пострижен в монашество и как проводил свое житие, все это остается неизвестным. Антоний в 1641 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег р. Молоти и здесь (при слиянии рек Нелепицы и Могочи, впадающих в Молоту, приток Волги) владелец этой местности Краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной Антоний испросил у доброго помещика участок земли, на котором построил деревянную часовню и при ней келью. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника, стали к нему приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволение и жить при его келье. Почитатели пр. Антония доставляли средства не только к пропитанию его с братией, но и для постройки храма. Однажды ночью пр. Антоний увидел необыкновенный свет; объятый ужасом от сего, он пошел на то место, где видел чудное зрелище, нашел здесь икону святителя Николая и решился начатый (деревянный) храм построить в честь его. Благосклонное внимание А. В. Нелединского-Мелецкого и его щедрые пожертвования внушили преподобному старцу вместо деревянного построить (по образцу Успенского Московского собора) каменный храм и открыть при нем монастырь. Вскоре было положено основание существовавшему каменному во имя святителя Николая монастырскому собору. К сожалению, преп. Антоний вскоре (в 1482 г.) скончался. Остался неизвестен день кончины пр. Антония, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 января, вероятно, по тезоименитству его с пр. Антонием великим (египетским).

Подробнее...

Княгиня Анна. Вдовство в Древней Руси.

Вдовство в Древней Руси, как уже было сказано, в идеальном образе налагало на женщину печать отрешенности от земных радостей, безутешной скорби, безвыходного «сиротства», облекало в пожизненный траур. Глубокая душевная драма находила свое гармоническое разрешение в «ангельском образе» — в принятии пострига. Некоторые вдовы постригались сразу после кончины мужа (иногда даже над гробом, во время отпевания); другие позже: через несколько дней, месяцев, а иногда лет.

Подробнее...

Протоиерей Прокл Ясуо Ушимару. Японское православие и культура периода "Мейдзи".

Один из величайших русских православных подвижников XIX столетия, святой равноапостольный архиепископ Японский Николай (Касаткин; 1836—1912) принес Православие в Японию и тем самым открыл новую главу в истории православной духовной культуры. Римо-католицизм проникал в Японию с юга, протестантизм — через ее центральные области. Святитель Николай начал свои труды в Хакодате, на самом северном острове Японии — Хоккайдо, в июне 1861 года. Его трудами и трудами его ближайших учеников Православие очень быстро распространилось в Японии. Поместная Церковь, учрежденная святителем Николаем на Японских островах, в 1970 году была признана Автономной и полноправной в семье мирового Православия.

Подробнее...

Успенская церковь на Соминке

В царствование Павла I во многих городах Российской империи начинают возводиться единоверческие храмы. На северной окраине Твери, с четверть версты западнее Волынского кладбища, у берега Соминки в 1799 году поднялись своды Успенской церкви. Строили ее старообрядцы, которые отныне принимали православное духовенство, но сохраняли старые, писанные до реформы Патриарха Никона богослужебные книги, двуперстие, древнее унисонное знаменное пение. Эту единоверческую церковь Успения Божией Матери воздвигли на могиле юродивого Макария Гончарова, свято почитавшегося тверским людом в конце XVIII века. 9 ноября 1800 года Государем Императором Павлом Петровичем и Святейшим Синодом единоверческие (старообрядные) приходы были официально учреждены в лоне Русской Православной Церкви. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus