Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Зодчий Савва Чевакинский. К 295-летию со дня рождения архитектора

Первое десятилетие нового, XVIII века. Волей и гением Петра I на невских берегах заложен Петербург. Одержана полтавская виктория... 
 
В 1709 году в сельце Вешки у новоторжского помещика Ивана Сергеевича и его жены Екатерины Ивановны Чевакинских родился сын Савва, которому в будущем суждено стать одним из ведущих архитекторов новой столицы – Петербурга, выдающимся мастером русского барокко1.
 

Подробнее...

Никольская церковь в селе Ящины Архитектурная хроника

Никольская церковь в селе Ящины, расположенная в 10 км от Вышнего Волочка на берегу озера Ящино, принадлежит к числу деревянных храмов, характерных для периода ранней эклектики середины XIX в. История проектирования и строительства любой провинциальной церкви представляет интерес не только для местного краеведения, но и для исследователей русской архитектуры, которые стремятся воссоздать историю отечественного зодчества во всей её полноте. Однако по многим памятникам провинциальной церковной архитектуры в России мы располагаем довольно скупыми сведениями, лишь в общих чертах освещающими историю их создания. При этом крайне редко сохраняются графические материалы – проектные или фиксационные чертежи подобных построек. В этом отношении ящинской церкви «повезло»: хранящиеся в архивах Твери и Санкт-Петербурга документы позволяют достаточно подробно и полно изложить историю её проектирования и строительства.

Подробнее...

С.И. Чевакинский и церковь Смоленской Божьей Матери в Выдропужске

Смоленская церковь в Выдропужске (ныне в Спировском районе, ранее находилась на территории Вышневолоцкого уезда) привлекает внимание историков архитектуры в первую очередь в связи с именем одного из самых известных русских зодчих середины XVIII в. Саввы Ивановича Чевакинского. Вполне естественно предположить, что знаменитый архитектор, будучи прихожанином этой церкви и владельцем двух соседних деревень – сельца Пестово и сельца Вёшки1 , является автором ее проекта. Однако до сих пор прямых документальных подтверждений этой гипотезы найти не удавалось. Указание на то, что в паперти церкви был похоронен «строитель храма» С.И. Чевакинский2 , не может служить доказательством его авторства, поскольку «строителем» в то время называли того, по чьему прошению и на чьи средства сооружался храм, а вовсе не архитектора – автора проекта. Кроме того, полностью перестроенная в 1830-е гг. церковь не позволяет в должной мере судить о ее первоначальной архитектуре и, таким образом, не дает возможности исследователю приписать этот памятник руке Чевакинского только на основании сравнительного анализа с другими, подлинными произведениями мастера.

Подробнее...

Вышневолоцкий Казанский монастырь

"Если пройдет 20 или 300 лет и ваши потомки станут изучать историю основания и первоначального бытия этой чудной обители, они в изумлении сердца воскликнут: велий Господь наш и велия крепость Его, величию Его несть конца.
 
Из речи, произнесенной на освящении храма в колокольне 28 января 1888 г..
 
Случилось это в Казани вскоре после присоединения Казанского ханства к России. Дочери стрельца Даниила Онучина Матроне трижды в "сонном видении" являлась Божья Матерь и повелевала достать её икону, зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными христианами. Обретение иконы произошло 8 /21/ июля 1579 г. На этом месте был основан храм, а потом и женский монастырь, где приняли постриг Матрона и её мать.
 

Подробнее...

Покровитель земли Чудинской Нил Столобенский

«Яко светильник всесветел, явился еси во острове Селигера езера, преподобне отче Ниле: ты бо Крест Христов от юности своея на рамо взем, усердно Тому последовал еси, чистотою Богови приближився, отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. Тем и мы притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: отче преподобне моли, Христа Бога, спастися душам нашим». 
 
Так воспевает Святая Церковь, вспоминая великого подвижника земли русской преподобного Нила Столобенского. 
 

Подробнее...

Святитель Симеон, епископ Тверской. К 725-летию со дня преставления.

Следует отметить, что о святителе Симеоне мы знаем очень мало. Сведения в дошедших до нас источниках кратки и скупы. Но, тем не менее, постараемся освятить его жизненный путь.

Подробнее...

Владыка

Великая Отечественная война заставила пересмотреть отношение советского правительства к Русской Православной Церкви. После кровавых гонений 30-х гг. и принятия очередной сталинской Конституции Московская патриархия оказалась вне закона и считалась «контрреволюционной церковно-монархической группировкой». В некоторых расстрельных делах, составленных на священнослужителей и мирян, не желавших смиряться с новым порядком, православную церковь именовали вдобавок ко всему фашистской. 
 

Подробнее...

Г.С. Гадалова. Великая княгиня Ксения Тверская. Введение.

Удельная Русь. Тверское княжество (1247–1485 гг.)

В период правления великого князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.), старшего сына киевского князя Юрия Долгорукого, произошло обособление Суздальского великокняжения. По свидетельству летописцев, пишет В.О. Ключевский, «князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей»[1]

Подробнее...

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1

История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы - архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции1.
 

Подробнее...

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2

Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины - оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину. В 1779 г. Г.Ф. Миллер называет клинские монастырские храмы "бывшая прежде монастырская церьковь Успения Пресвятой Богородицы; преподобного Сергия чудотворца" 29.
 

Подробнее...

Жизнеописание игумена Никона (Воробьева)

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в большой крестьянской семье. С детских лет он отличался серьезностью, особой честностью, удивительной сердечностью, жалостью ко всем и ничем неутолимой жаждой истины, высшей правды, жаждой постижения смысла человеческого существования.
 

Подробнее...

Часовня, которой исполнилось сто три года

17 ноября исполнилось 103 года с момента строительства часовни в честь праведного Иоанна Кронштадтского.

Сегодня часовня праведного Иоанна Кронштадтского находится практически в центре Твери, около площади Капошвара, а сто лет назад это была окраина города. Проспект Чайковского в ту пору назывался Станционным шоссе, и шло оно по пустынным полям к железнодорожному вокзалу.

Подробнее...

Преподобный Ефрем Новоторжский

Преподобный Ефрем, Новоторжский Чудотворец, был родом из Венгрии (Угрин "из Угорские земли" - стихира на вел. вечерни в службе пр. Ефрема). Вероятно, пр. Ефрем оставил свое отечество и прибыл со своими братьями, Моисеем и Георгием, вследствие гонений, бывших там на православных от латинян, и поступил на службу к Ростовскому князю св. Борису, сыну великого равноапостольного князя Владимира.

Подробнее...

Преподобный Антоний Краснохолмский

Преподобный Антоний Краснохолмский, основатель Николаевско-Антониева монастыря, находившегося в 4 верстах от заштатного города Красного Холма Весьегонского уезда Тверской епархии, в старинных Святцах причислен к лику святых "неканонизованных” (см. Барсуков И. стр. 45. Архим. Леонид 120 стр., Архим. Сергий II т. стр. 17. П. Савваитов и др.). И хотя Антоний был не канонизован, но имя его внесено в полный Христианский Месяцеслов, напечатанный с благословения Св. Синода, под 17 числом января (Киев, 1875). Жизнь этого преподобного неизвестна: где родился, кто были его родители, где пострижен в монашество и как проводил свое житие, все это остается неизвестным. Антоний в 1641 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег р. Молоти и здесь (при слиянии рек Нелепицы и Могочи, впадающих в Молоту, приток Волги) владелец этой местности Краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной Антоний испросил у доброго помещика участок земли, на котором построил деревянную часовню и при ней келью. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника, стали к нему приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволение и жить при его келье. Почитатели пр. Антония доставляли средства не только к пропитанию его с братией, но и для постройки храма. Однажды ночью пр. Антоний увидел необыкновенный свет; объятый ужасом от сего, он пошел на то место, где видел чудное зрелище, нашел здесь икону святителя Николая и решился начатый (деревянный) храм построить в честь его. Благосклонное внимание А. В. Нелединского-Мелецкого и его щедрые пожертвования внушили преподобному старцу вместо деревянного построить (по образцу Успенского Московского собора) каменный храм и открыть при нем монастырь. Вскоре было положено основание существовавшему каменному во имя святителя Николая монастырскому собору. К сожалению, преп. Антоний вскоре (в 1482 г.) скончался. Остался неизвестен день кончины пр. Антония, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 января, вероятно, по тезоименитству его с пр. Антонием великим (египетским).

Подробнее...

Княгиня Анна. Вдовство в Древней Руси.

Вдовство в Древней Руси, как уже было сказано, в идеальном образе налагало на женщину печать отрешенности от земных радостей, безутешной скорби, безвыходного «сиротства», облекало в пожизненный траур. Глубокая душевная драма находила свое гармоническое разрешение в «ангельском образе» — в принятии пострига. Некоторые вдовы постригались сразу после кончины мужа (иногда даже над гробом, во время отпевания); другие позже: через несколько дней, месяцев, а иногда лет.

Подробнее...

Протоиерей Прокл Ясуо Ушимару. Японское православие и культура периода "Мейдзи".

Один из величайших русских православных подвижников XIX столетия, святой равноапостольный архиепископ Японский Николай (Касаткин; 1836—1912) принес Православие в Японию и тем самым открыл новую главу в истории православной духовной культуры. Римо-католицизм проникал в Японию с юга, протестантизм — через ее центральные области. Святитель Николай начал свои труды в Хакодате, на самом северном острове Японии — Хоккайдо, в июне 1861 года. Его трудами и трудами его ближайших учеников Православие очень быстро распространилось в Японии. Поместная Церковь, учрежденная святителем Николаем на Японских островах, в 1970 году была признана Автономной и полноправной в семье мирового Православия.

Подробнее...

Успенская церковь на Соминке

В царствование Павла I во многих городах Российской империи начинают возводиться единоверческие храмы. На северной окраине Твери, с четверть версты западнее Волынского кладбища, у берега Соминки в 1799 году поднялись своды Успенской церкви. Строили ее старообрядцы, которые отныне принимали православное духовенство, но сохраняли старые, писанные до реформы Патриарха Никона богослужебные книги, двуперстие, древнее унисонное знаменное пение. Эту единоверческую церковь Успения Божией Матери воздвигли на могиле юродивого Макария Гончарова, свято почитавшегося тверским людом в конце XVIII века. 9 ноября 1800 года Государем Императором Павлом Петровичем и Святейшим Синодом единоверческие (старообрядные) приходы были официально учреждены в лоне Русской Православной Церкви. 

Подробнее...

Преподобный Исаакий Торопецкий, Затворник Печерский

Невозможно избегнуть человеку искушений. Если искуситель к Самому Господу в пустыне дерзнул приступить, то тем более пытается он искушать рабов Господних. И житие преп. Исаакия служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям; но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые незримой силой Божией (1 Кор. 10:13).

Подробнее...

НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ. Штрихи к психологическому портрету

Из истории православной миссии

Еще с конца 19 века в трудах, посвященных Российской духовной миссии в Японии прочно утвердилось мнение, что создание Японской Церкви, по сути, – дело одного человека, и человек этот – святитель Николай. Это утверждение является бесспорным как для отечественных, так и для японских исследователей. Именно поэтому без глубокой характеристики личности апостола Японии понять историю Русской духовной миссии просто немыслимо.

Подробнее...

Благоверная княгиня Иулиания Новоторжская (Вяземская)

Наряду с благоверной великой княгиней Анной, на иконе изображена св. благоверная княгиня Иулиания, Новоторжская и Вяземская; в княжеской одежде, голова её покрыта белым убрусом, а на нем княжеская корона в руках держит четырехконечный крест. Иулиания отличалась дивной красотой и благочестием и явила в себе высокий образец супружеского целомудрия. В книге о святых она помещена между святыми «града Торжка» (рукопись Савваитова 17 стр. "Святая Русь" арх. Леонида). Она была дочерью боярина Максима Данилова и была в замужестве за Вяземским князем Симеоном Мстиславичем, человеком кротким и богобоязненным, бывшим в зависимости от Смоленского князя Юрия Святославича.

Подробнее...

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. О женской святости в Древней Руси.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская была женой святого благоверного князя Михаила Тверского (+ 1318 г.), но была она не только историческим лицом с определенной биографией, но и одной из представительниц — и весьма яркой — того своеобразного типа женской святости, который знала и любила Древняя Русь. Имена этих святых жен сочетались с термином «благоверная княгиня» (или княжна). В агиологических исследованиях «благоверным княгиням» не уделено особого внимания, вот почему, прежде чем говорить о личности и жизни Анны, необходимы некоторые предварительные разъяснения.

Подробнее...

Схимонахиня Авраамия, подвизавшаяся в Кашинском Сретенском женском монастыре Тверской епархии. Часть I.

Приснопамятная старица схимонахиня Авраамия родилась в 1794 году от простых и благочестивых родителей Феодора и Агриппины, живших в деревне Овсянниковой, Калязинского уезда, — и названа в святом крещении Феклой. Наученная грамоте одной соседней девицей Иульянией, Фекла вместе с тем научилась от нея благочестию и страху Божию. Слыша от своей наставницы рассказы о подвигах преподобнаго Макария Калязинскаго, Фекла поражена была сими словами тропаря: «Место, на нем же поты твоя излиял еси, яко труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления». Глубоко и неизгладимо запали эти слова в чистую душу девицы Феклы, размышлявшей, что угодник Божий прп. Макарий был такой же человек, как и мы, однако достиг угождения Богу в монашестве постом и молитвою. Не имея никакого понятия о монастырях, она начала расспрашивать с горячим усердием, как живут в них и как спасаются. Ей было в то время 15 лет.

Подробнее...

Рождества Христова (что в Рыбаках) церковь (1729-1743), дом причта (1777)

Один из старейших сохранившихся храмов Твери, выстроенный в 1743 году. Название храма «в Рыбаках» и улица Рыбацкая в Твери – единственные старые топонимы, которые обозначают место бывшей здесь до регулярной застройки рыбацкой слободы. 
 

Подробнее...

Благоверная княгиня Иулиания Новоторжская

Наряду с благоверной великой княгиней Анной, на иконе изображена св. благоверная княгиня Иулиания, Новоторжская и Вяземская; в княжеской одежде, голова её покрыта белым убрусом, а на нем княжеская корона, в руках держит четырехконечный крест. Иулиания отличалась дивною красотою и благочестием и явила в себе высокий образец супружеского целомудрия. В книге о святых она помещена между святыми «града Торжк»а (рукопись Савваитова 17 стр. "Святая Русь" арх. Леонида). Она была дочерью боярина Максима Данилова и была в замужестве за Вяземским князем Симеоном Мстиславичем, человеком кротким и богобоязненным, бывшим в зависимости от Смоленского князя Юрия Святославича.

Подробнее...

О ЗАБЫТОМ СБОРНИКЕ ТВЕРСКОЙ СЕМИНАРИИ

Среди русских провинциальных городов XVIII века одно из первых мест занимала Тверь. С воцарением Петра I город начал расти с особенной быстротой. Тверь поставляла для строительства Петербурга рабочую силу, провиант и материалы.

Местоположение между новой столицей и Москвой способствовало росту промышленности и торговли, культурным связям города с центром. В 1763 году тверитян постигла большая беда: пожар уничтожил большую часть города. В дневнике современника, тверского купца Михаила Тюльпина, сохранилось картинное описание этих страшных дней. Пылали целые улицы с деревянными домами и многочисленными церквами. Было немало человеческих жертв.

Подробнее...

Светлой памяти настоятельницы Бежецкого Благовещенского монастыря, 22 декабря

Монастыри сильны ни высокими стенами, ни парадным убранством, а тишиной совершаемой молитвы. Для молитвы нет ни времени, ни пространства. Она соединяет всех, кто живет, и кто уже ушел из этого мира…

Благовещенский женский монастырь Бежецкой епархии был основан попечением иеромонаха Югской пустыни Адриана, угличского священника Петра Томаницкого и вдовы Любови Ососковой на пожертвования бежецких купцов. Открыт в 1868 г. как женская община, статус монастыря получил в 1879 г.  В 1870-1890 гг. по ходатайству праведного Иоанна Кронштадского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. В начале ХХ в. в монастыре было свыше 350 сестер. В 1932 г. были взорваны Благовещенский и Казанский храмы, последняя игумения Евстолия убита за чтением псалтири.

В 1994 г. монастырю был выделен по новому адресу существующий приходской Крестовоздвиженский храм, с принадлежащим ему земельным участком. С этого момента и началось возрождение Бежецкой обители.

Подробнее...

Бог правду видит

В 1865 году в Заволжье, в здании, известном нам как военный госпиталь, квартировал драгунский Московский полк имени Петра Великого, прославленный своими боевыми подвигами. Церкви у солдат не было, они посещали другие храмы вместе с городскими прихожанами. Зато прямо напротив места обитания драгун находились винные склады – к их большому соблазну.

Подробнее...

В селе Алексейкове

Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского в с. Алексейкове построена в стиле эклектики на средства отставного гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина и его жены Варвары Александровны Лодыгиной.
 

Подробнее...

Гибель Михаила Ярославича Тверского и его канонизация

На исходе короткого осеннего дня 22 ноября 1318 г. от просторного и богатого шатра золотоордынского хана Узбека отъехала группа всадников. Впереди ехал один из самых знатных ордынских вельмож Кавгадый, почти рядом с ним великий князь владимирский Юрий Данилович Московский, за ними - другие титулованные татары, русские князья, бояре, воины и слуги. Кавалькада направлялась к торговой площади. Въехав на место базара, всадники остановились. В нескольких десятках метров перед собой они видели походную палатку, вокруг которой суетились люди, одетые в дорожное платье и в церковные ризы. Слышалась русская речь. Движение было заметно и внутри вежи. Там находился тверской князь Михаил Ярославич. Вид князя красноречиво свидетельствовал о его положении. Шею и плечи Михаила сковывала тяжёлая деревянная колода, мешавшая свободе тела и рук. Тверской князь был пленником.

Подробнее...

Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века

Предлагаемая тема может показаться странной, даже противоестественной, так как в новейшей светской и церковной научной литературе о российском и советском духовенстве преобладает сострадательный тон — и церковь и верующие предстают пассивными жертвами ничем не стесненного наси­лия. Такой подход выглядит, однако, несколько наивным, ибо он не учиты­вает того самого системного единства Веры и Власти в России, на котором настаивала сама Церковь. В истории европеизации России немало подобно­го рода «странностей», которых исследователи до сих пор робко сторони­лись и изучение которых, как бы они ни были важны, отстает.

Подробнее...

Собор Успения

Собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Зубцове построен в 1801 г.
 
В 1909-1916 гг. создатель цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский объездил значительную часть России, снимая старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и бытовые сцены. Путешествуя по Волге, он посетил г. Зубцов и сделал ряд цветных снимков, благодаря чему мы сегодня можем представить, каким был этот прекрасный город 100 лет назад.
 

Подробнее...

На берегах реки Валдайки

Посёлок Лыкошино в Бологовском районе находится на обоих берегах р. Валдайки, впадающей в оз. Пирос, расположен на главном ходу Октябрьской железной дороги в месте ее пересечения с автодорогой Боровичи - Валдай.
 

Подробнее...

Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318)

Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг.

Подробнее...

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин). Письма.

Аннотация

   Письма апостола Японии к известному русскому дипломату и китаеведу, ученику блистательно образованного и всемирно известного востоковеда В. П. Васильева — Павлу Андреевичу Дмитревскому (1852—1899 гг.), который состоял во главе императорской консульской службы России в таких городах Китая, как Ханькоу (1883—1892 гг.), Тяньцзин (1893—1896 гг.) и Шанхай (1897—1899 гг.).

Подробнее...

Николай Японский. Штрихи к психологическому портрету.

Из истории православной миссии

Еще с конца 19 века в трудах, посвященных Российской духовной миссии в Японии прочно утвердилось мнение, что создание Японской Церкви, по сути, – дело одного человека, и человек этот – святитель Николай. Это утверждение является бесспорным как для отечественных, так и для японских исследователей. Именно поэтому без глубокой характеристики личности апостола Японии понять историю Русской духовной миссии просто немыслимо.

Подробнее...

Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.) Т. Г. Леонтьева

Православная культура - это комплекс укоренившихся на русской почве обычаев, этических норм, ритуалов, особой эстетики мировосприятия, связанных с вероучением.

Духовные ценности русского народа на протяжении веков провозглашала и утверждала Православная церковь. В ходе эволюции государственности ценности православия постепенно приобретали имперски-соборный статус и так или иначе детерминировали поведение, нравственные ориентации, ценностные предпочтения русского (имперского) человека. Религиозное самосознание было исстари мощным источником патриотизма народа, не воспринимавшего раздельно понятия "вера" и "отечество" и именовавшего врагов "нехристями".

Подробнее...

Пятницкая церковь ждет своих благотворителей

Среди многочисленных  православных памятников Верхневолжья есть  такие, о которых можно  сказать лишь одно - они уникальны. Это и церковь Рождества Богородицы в селе Городня, и деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте, Преображенская церковь в селе Замытье, Троицкая церковь в селе Кой, церковь Александра Свирского в Николо-Теребенской пустыни и многие другие. Но, без всякого сомнения, кто бы не составлял подобный список, в этом перечне обязательно окажется Пятницкая церковь  из города волжского Старицы. 
 

Подробнее...

Корнилов А. А. Отношения православных с инославными в миссионерской деятельности Архиепископа Японского Николая

Святитель Русской Православной Церкви Архиепископ Японский Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) более полувека возглавлял православную миссию в стране Восходящего Солнца. В 1860 г. он был пострижен в иноческий чин для поступления на священническое место при российском посольстве в Японии. Ректор Петербургской духовной академии, епископ Нектарий, напутствуя о. Николая, говорил ему так: «Не в монастыре ты должен совершать течение подвижнической жизни; тебе должно оставить самую родину и идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника; вместе с подвигами монашества тебе предлежат труды апостольские».[1]

Подробнее...

Т.Г. Леонтьева. Тверской государственный университет. Шестидесятницы

Как труден женский труд.
Е.Штакеншнейдер
 
Со второй половины XIX в. Россия медленно, но неуклонно начинает продвижение по пути индустриально-буржуазной модернизации. Конечный успех этого длительного и болезненного процесса среди прочих факторов определялся и тем, как скоро сумеет население империи преодолеть стереотипы традиционной патриархальной культуры и усвоить ценности гражданского индивидуализма и представительной демократии. В ходе становления нового буржуазного типа личности важную роль должны были сыграть женщины России - и как самостоятельный субъект модернизационного процесса, и как матери-воспитатели будущих поколений. Это обстоятельство было очевидным для многих общественных деятелей той эпохи. Имена М.И.Михайлова, Н.Г.Чернышевского, П.Л.Лаврова, Н.И.Пирогова и других справедливо связываются с началом женского движения за эмансипацию. Сумели уловить веяния времени, осознать необходимость перемен и сами женщины. История также сохранила их имена: Елена Штакеншнейдер, Людмила Шелгунова, Анна Философова, Христина Алчевская, перечень имен может быть продолжен. Однако это женщины-аристократки, жительницы столичных городов, довольно образованные для своего времени, отличавшиеся литературными, организаторскими, педагогическими талантами, интересовавшиеся политикой. Словом, способные не только принять участие в борьбе за новый стиль жизни, но и возглавить ее.
 

Подробнее...

На волжском левобережье в Кимрах

Церковь Вознесения Господня в Кимрах расположена на правом берегу Кимрки, близ её впадения в Волгу, на волжском левобережье. Храм из кирпича построен в 1813 г. на мес­те прежней деревянной церкви, детали де­кора были выполнены из белого камня.
 

Подробнее...

Ильинская старицкая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

6 ноября — Престольный праздник придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Ильинской церкви города Старицы.
 
Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…
 

Подробнее...

Храм на старом кладбище

История Преображенской церкви на Пятницком кладбище г. Вышнего Волочка
 
Подъезжая к большому автомобильному мосту через железную дорогу в Вышнем Волочке со стороны федеральной автотрассы Москва – Санкт-Петербург, любой может заметить справа от дороги огромный массив старинных деревьев за полуразрушенной оградой из красного кирпича, а в глубине, среди ветвей лишённую купола колокольню – это и есть одно из самых старых зданий Вышнего Волочка храм Преображения Господня и Илии Пророка. Этот храм стал свидетелем почти трёхсотлетней истории города, пережил два закрытия и теперь стоит покинутый людьми среди заросших кустарником старинных надгробий.
 

Подробнее...

О Казанской Вышневолоцкой иконе

Список этого образа явления в Вышнем Волочке в 1724 г. на месте сгоревшего Никольского храма, там, где сейчас здание суда. В 1742 г. икона после другого пожара обретена близ места Казанского монастыря.

Подробнее...

О Казанской Волынской иконе

4 ноября, в День народного единства и День памяти Казанской иконы Божией Матери, в Твери прошел крестный ход.
 
Множество верующих пришло 4 ноября в Воскресенский кафедральный собор Твери, чтобы почтить один из самых любимых образов Пресвятой Богородицы.
 

Подробнее...

Шаталов О. В. Святитель Николай (Касаткин) в первый период деятельности Российской Православной миссии в Японии (1861-1875 гг.)

Избранный от родов Российских на благовестие Христово в стране Японстей,
душу свою полагал еси за овца своя, утверждая их в вере истинней.
Подвиги твоя почитающе, хвалим тя сице:
Радуйся, равноапостольный святителю Николае, Церкве японския предстателю.
Акафист святому равноапостольному Николаю,
архиепископу Японскому. Кондак 11

 

В марте 1854 г. энергичные попытки американцев открыть для свободного доступа своим судам японские порты увенчались успехом. Сёгунское правительство разрешило (подписав так называемый "канагавский договор") заходить им в города Симода и Хакодате для закупки необходимого провианта и пополнения запасов воды, а также вынуждено было согласиться с присутствием на японской земле американских дипломатических представительств.

Подробнее...

Загадки Борисоглебского монастыря

Одна из старейших обителей Центральной России  находится в древнем Торжке и посвящена первым русским святым - Борису и Глебу. Основал монастырь Преподобный Ефрем Новоторжский, судьба которого похожа на сюжет  детектива. 
 
Скорее всего, в начале  XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришел из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира – Борису. Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год. 
 

Подробнее...

Скульптурный образ прп. Нила Столобенского как явление Русской национальной культуры

Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры или деревянного барельефа, нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного  изображения. И уже это одно дает нам право говорить об уникальном явлении в истории русского искусства. Дело в том, что православная церковь очень сдержанно относилась к скульптурным изображения своих святых. И это понятно. Вспомним об изобилии скульптуры в католических храмах и о языческих славянских идолах.
 

Подробнее...

Путешествие по велению души

Это путешествие по Тверской области для нашей семьи стало традиционным. Вот уже на протяжении пяти последних лет, раз в году, мы садимся на машину и едем по одному и тому же маршруту, который сложился как-то сам–собой: Тверь, Торжок, монастырь Нилова Пустынь, Селижарово, Святой Оковецкий ключ, Ржев, Старица и снова Тверь.
 

Подробнее...

Чудотворцы из села Застолбье

Неподалеку от Твери есть удивительное место, история которого самым странным образом неразрывно переплелась с историей татарского народа и столицы Татарстана – Казани. Речь идет о  старинном русском селе Застолбье, в 47 км. от Твери на север по Бежецкому шоссе. История эта началась в XVI веке во времена царствования Ивана Грозного…
 

Подробнее...

О тверских защитниках Севастополя

Радио-программа «Спаси и сохрани» (Тверское радио, 5 августа 2016 г.) Сюжет о создании нового документального фильма Фонда Екатерины Бакуниной «Рядовой Отечества»:
 
 
Благотворительный Фонд «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной» заканчивает работу над новым документальным фильмом из цикла Тверской Севастополь «Рядовой Отечества», посвященного 160-летию окончания Крымской войны.
 

Подробнее...

Тверской деревянный сувенир

Ни для кого не секрет, какое важное место занимает туристский сувенир в развитии туризма в любом регионе, куда приезжают туристы. Каждый из нас хоть раз, но выступал в роли путешественника, посещая новые города и страны. И обычно, после каждого путешествия в наших домах появляются особенные вещи - сувениры, которые напоминают нам о тех местах, которые мы посетили и где их приобрели.
 
С каждым годом растет въездной турпоток в Тверскую область, поэтому вопрос это далеко не праздный, ведь развитие местной  сувенирной  промышленности - это и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. А самое главное - это реклама нашей области, как региона благоприятного для отдыха и туризма.
 

Подробнее...

Сберечь русскую деревянную скульптуру!

Собрания русской деревянной скульптуры имеются практически во всех наших музеях. К сожалению, они не всегда попадают в постоянные экспозиции, а потому остаются до сих пор малоизвестными и малоизученными. Русская деревянная скульптура – это самостоятельное, своеобразное и оригинальное направление в национальном искусстве, которое, несмотря на колоссальные утраты, сохранило многочисленные и самые разнообразные образцы. 
 

Подробнее...

Загадочный храм, или по следам Лалибелы

Предположительно в 1757 году в монастыре Николо-Теребенская пустынь (ныне с. Труженик, Максатихинского района, Тверской области) был построен удивительный и загадочный храм – церковь Преподобного Александра Свирского. Дело в том, что церковь эта построена ниже уровня земли и поэтому она почти полностью  находилась под землей. 
 

Подробнее...

Г.С. Гадалова. Великая княгиня Ксения Тверская. Глава 1. Дочь Юрия Михайловича.

О происхождении княгини Ксении единого мнения нет. Большинство историков считают ее дочерью какого-то новгородского боярина, так истолковывая сообщения летописцев о женитьбе в 1265 г. в Новгороде великого князя Ярослава: «поя за ся Юрьеву дщерь Михаиловичя»[1]

 

Подробнее...

Спасем природу красиво, или Вызовы постиндустриального общества

Бытовые отходы – это то, что угрожает и нам, и нашей природе. Дело в том, что Россия по переработке и сжиганию отходов стоит на одном из последних мест в мире. По некоторым данным, в нашей стране перерабатывают всего лишь 2% отходов, тогда как в Швейцарии – 85%, в Германии – 70%, в США – 45%.
 

Подробнее...

Здесь начало начал

Подробнее...

А.В. Жук. Архимандрит Иринарх (Шемановский) в истории Русской Православной Миссии.

Архимандрит Иринарх (в миру – Иван Симонович Шемановский), скромный труженик нашей Духовной Миссии рубежа XIX – ХХ веков, и по сей день остается, к сожалению, теневым человеком Церкви. Даже о. Сергий Широков, автор «Биографического словаря миссионеров Русской Православной Церкви» (М., 2004, 448с.) не счел нужным помянуть о. Иринарха, хотя персональные справки по нему, начиная с Харбинской публикации 1926 г. и до позднейшего времени, имеют место в литературе.[1] Между тем, о. Иринарх немало сделал для распространения Спасительной Истины среди народов России и Кореи, а значит, уже хотя бы поэтому имя его должно быть на страницах истории Русской Православной Миссии.

Подробнее...

А. Ларионов. Особенности восприятия буддизма святителем Николаем (Касаткиным), просветителем Японии

ВВЕДЕНИЕ
 
Святитель Николай (Касаткин), равноапостольный труженик на ниве Господней в Японии (†1912), — это удивительный духовный феномен современной нам эпохи. В наш век секуляризованного скепсиса и ироничного равнодушия к духовной жизни пример полного самопожертвования Богу и ближним вызывает у верующего сердца благоговейное удивление. Однако небезынтересным и небесполезным в научном и практическом аспектах было бы понять, как осуществлял свое апостольское и пастырское служение этот светильник Церкви. 
 

Подробнее...

Возникновение тверского епископства

Когда Ярослав Ярославич зимой 1271/72г. умер на обратном пути из Орды, его тело доставили в Тверь «епископъ Семенъ, игумени, и попове, певшее, надъ нимъ обычные песни, и положиша его на Тфери въ церкви святого Козмы и Демьяна».

В другом летописном сообщении епископ прямо обозначен как «Симеон Тферский».

Имела ли Тверь ранг епархии действительно уже при Ярославе Ярославиче и была ли она тем самым вторым епископством Суздальской Руси наряду с ростовской, остается в науке спорным.

Подробнее...

Анна — княгиня Тверская

Так не похожа была Тверь на родной Ростов с его красивыми церквами, монастырями, с благовестом многих колоколов, с тихим озером близ города, расположенного в уютном отдалении от «проезжей дороги» — от Волги, главного торгового пути с русского Севера на юго-восток!

Тверь — средоточие поволжской торговли, сбыта хлеба и всякого сырья в Новгород, Псков, Литву, Смоленщину.... Людный торговый город. Тут заезжие купцы из приволжских княжеств, и купцы-новгородцы, татары и ливонцы, псковичи, даже немцы... И множество всякого люда на берегу, на пристани, на торжище... У торговых людей и денег много, не мало их и в княжеской казне. Проездные пошлины на суда с товарами, на обозы были основным доходом Тверского княжества, и доходом большим. И власть большая: стоило тверскому князю закрыть проезд по Мологе или Тверце и перехватить купцов, везущих хлеб на север в Новгород, вскоре же там «голод крепок». Сколько раз этой крутой мерою пользовалась, даже злоупотребляла, Тверь!

Подробнее...

Первая канонизация благоверной княгини Анны

Как бы агиография ни старалась описывать с посильной точностью жизнь святых, как бы добросовестно ни выделяла из нее элементы легенды или предания,— все равно всегда остается «нечто» исследованию неподклонное — самая тайна появления в Церкви святого. «Свеча ставится на подсвечник» Провидением, и это поставление для «похвалы» предполагает взаимодействие Божьего произволения и ответного движения верующих душ, всегда с такою же силою потребности устремляющихся к новым проявлениям святости на земле, с какою люди в темноте ищут источник света. Только допустив тайну Промысла, можно говорить о прославлении Анны через 280 лет после кончины.

В исторической реальности поводом к воскресению забытой памяти о княгине Анне послужило мистическое событие.

В Смутное время, в годы 1606—1611, когда поляки и литовцы грабили и жгли русские города, три раза враги подступали к Кашину, однако уходили всякий раз, не причинив самому городу особого вреда (пострадали лишь монастыри на окраине города).

Подробнее...

Иванов П. С. История Тверской епархии в ХХ столетии

Учебное пособие

Часть 1 (1900- 1939 гг.)

Учебное пособие посвящено актуальным вопросам истории Тверской епархии в XX веке. Данная тема привлекала внимание сравнительно немногих исследователей. Исключительная длительность и жестокость гонений, беспрецедентный разгром церковной организации, плохая сохранность и разбросанность архивных свидетельств приводят к большим трудностям в работе современного историка. Учебное пособие призвано обрисовать положение дел в Тверской епархии в первые десятилетия XX века - в период грандиозной исторической и культурной ломки русской цивилизации.

Подробнее...

Денис Ивлев. История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке. 1750-1840 гг.


Вид на Богоявленский собор Вышнего Волочка.
Ф. Д. Ивлева, 2012 г.

Русская Православная церковь в Вышнем Волочке 1750 – 1840 гг.

 

Это исследование – одно из нескольких, посвящённых истории Русской Православной церкви в Вышнем Волочке с древнейших времён и до настоящего времени. Я умышленно разделил историю Православной церкви в нашем городе на  отдельные периоды. Уже опубликован на страницах газеты «Верхневолжье Православное» период истории церкви с 1920 по 1947 гг. Он затронул непростое для Православия в нашем городе время, время закрытия и сноса многих из городских храмов, время подпольных богослужений и мученического подвига, а так же время открытия первого в городе православного храма – Преображенской церкви на Пятницком кладбище. Ограничивается этот период открытием Богоявленского собора.

Подробнее...

Колокольня собора Святой Живоначальной Троицы

В  г. Красном Холме, на высоком правом берегу р. Неледины, построена колокольня в 1883 г.
 

Подробнее...

На устройство крыши, главки и креста на храме в Пречистом Бору не хватает 150 тысяч рублей

Уважаемые друзья, единомышленники. Все, кто все эти годы с нами: помогает, поддерживает. Мы решились на ответственный шаг – создать проект краудфандинга на портале Planeta.ru для того, чтобы в этом году завершить первый этап восстановительных работ на храме Рождества Богородицы в Пречистом Бору.. Пойти на такой шаг нас побудила острая необходимость в финансах. Резкий скачок цен на стройматериалы и строительные работы привели к тому, что запланированной на этот сезон суммы денег, которой мы располагали, нам не хватает. Задача же крайне ответственная – покрыть на храме крышу и сделать завершение в виде луковки и креста. 
 

Подробнее...

Святые места Осугского края

Богоявленская церковь в селе Отруб (рядом с современной дер. Артёмово Ржевского благочиния).
 

Подробнее...

Богородице-Рождественская церковь в деревне Рогачёво: история и современность

Земли по реке Осуге, естественной границе Тверской и Смоленской областей, хранят в себе множество тайн. Жизнь здесь кипела с древних времён и не затихает по сей день. Уходят в прошлое целые эпохи, но достоверные сведения о событиях, знаковых местах и великих людях должна оставаться в памяти новых жителей для передачи их будущим поколениям. Это задача краеведения.
 

Подробнее...

КРАЙ ЗАПОВЕДНЫЙ, БОГОМ ХРАНИМЫЙ…

Узкая тропинка ведет сюда, на старое городище, высоко-высоко! Почти с высоты птичьего полета открывается потрясающий вид на древний город… Как на ладони виден ослепительно-белоснежный Свято-Успенский монастырь — святая обитель первого патриарха Московского и всея Руси Святителя Иова… (крут, живописен берег, величава Волга — дух захватывает!). За ним — кажущиеся крошечными, будто бы игрушечные, домики светятся живым теплом в лучах заходящего солнца. Высятся, влекут взор стройные силуэты колоколен…
 

Подробнее...

ЗА ВОЗВРАЩЕНЬЕ К ЧИСТОТЕ ИСТОКОВ…

Коль выпала судьба родиться у истока Волги, да еще и под знаком Зодиака Водолей, чувствуешь притяжение каждого ручейка, каждого родника. Чудеса родников Старицкой земли, красота родных мест не устают удивлять и радовать. Хоть и много уже о них написано, хочется еще раз поведать об этом всем свету, чтобы каждый, кто прочитает, устремился в путь — приобщиться к чистоте истоков…
 

Подробнее...

Успеть до зимы. Возрождаемым тверским храмам необходима помощь!

Успеть до зимы. Возрождаемым тверским храмам необходима помощь!
 
Посетители групп «Тверские своды» в социальных сетях (в частности, в Фейсбуке и ВКонтакте) имели возможность уже видеть, что мы не остаемся в стороне от благого дела возрождения православных святынь тверской земли.  В настоящее время хочется привлечь особое внимание к проводящимся противоаварийным работам на двух объектах – храме Рождества Богородицы в Пречистом Бору (Калининский район).
 

Подробнее...

Первая икона священномученика Владимира (Дамаскина)

Спировский район, с. Матвеево. Состоялась передача иконы священномученика Владимира (Дамаскина) приходу с. Матвеево. Вместе с иконой сщмч. Владимира в храм была передана после реставрации на средства предпринимателя Олега Глазова Смоленская икона Божией Матери. Икона священномученика Владимира (Дамаскина) написана в Москве для прихода с. Матвеево и с. Бирючево, где в погосте Георгиевском близ Бирючева прошло детство и юность священномученика, служили его отец и брат. Инициатива написания иконы принадлежит краеведу, историку Русской Православной церкви в Вышневолоцком уезде Денису Ивлеву. 
 

Подробнее...

Служба преподобному отцу нашему Аркадию, ученику преподобного Ефрема, Новоторжского чудотворца.

НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ 
На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1.

Подобен: Прехвальнии мученицы:

Отче преподобне Аркадие,/ от юности своему Владыце подобяся,/ дивно житие прошел еси, / образ подвижником добродетелию показался еси,/ дарование благодати от человеколюбия Божия в себе прием./ Темже молися/ даровати душам нашим мир и велию милость.

Подробнее...

Преподобный Аркадий Новоторжский. Жития и акафист.

Преподобный Аркадий Новоторжский

Преподобный Аркадий родился в начале XI века в городе Вязьме, происходил из рода купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. С малых лет возлюбив сердцем и душой Господа, он всю жизнь посвятил служению Ему. Прикрывая свою высокую ангельскую жизнь юродством, он днём веселил и удивлял недальновидных своей детской простотой, незлобием и мнимым неведением всех нужд мирских и потребностей житейских, а ночь проводил в молитвенной беседе с Богом, на камне, близ собора. Когда случалось быть крестному ходу куда-нибудь из собора, Аркадий за два дня брал метлу, шёл и очищал улицы, начиная от собора до той церкви или того места, куда совершался крестный ход. Вскоре люди стали узнавать об ангельской жизни преподобного Аркадия.

Подробнее...

Тверские сидельцы

Оказалось, что Максим Грек провел в тверском Отроч монастыре целых 20 лет, причем, не по своей воле …и не он один. Но обо всем по порядку…
 
На старинной фотографии можно увидеть, как выглядел почти сто лет назад один из самых живописных уголков Твери – стрелка при впадении Тверцы в Волгу.
 

Подробнее...

Старинное село Беляницы

Старинное село Беляницы Сонковского р-на расположено в 15 км от пос. Сонково, на небольшом, но высоком водораздельном плато, со склонов которого расходятся водотоки, идущие в Мологу, Сить и Корожечну. Это уникальный волоковой перекрёсток Бежецкого Верха. С XVIII в. и до 1917 г. с. Беляницы принадлежало дворянскому роду Татищевых, из которого происходил первый русский учёный-историк В.Н. Татищев, автор «Истории Российской». В конце XVIII в. в селе была полотняная фабрика. До настоящего времени сохранилась Троицкая церковь (1867) и остатки усадебного парка Татищевых (вторая половина XIX в.).
 

Подробнее...

Успенский собор в Зубцове

Собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Зубцове построен в 1801 г.
 
Однокурсник Джугашвили
 

Подробнее...

«Герой, достойный Древней Греции»

На родине адмирала В.А. Корнилова
 
В этом глухоманном тверском селе дети рисуют Севастополь, парусники и адмирала – вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. Севастополь за полторы тысячи верст. А адмирал Корнилов – рядом, потому, что он тут родился – в сельце Ивановское, что недалече от села Рясня, в полусотне километров от старинного живописного городка Старица.
 
Именно с этих рисунков на выставке в сельской школе и начались традиционные теперь уже Корниловские чтения.
 
Итак, герой Севастополя вице-адмирал Корнилов, чьи слова выбиты на его памятнике «Так отстаивайте же Севастополь!», родился на берегах реки Тьма, на тверской земле. Сюда он приезжал и будучи флотским офицером, и в зените славы, в адмиральском мундире. На здешнем погосте были погребены его предки и родственники.
 

Подробнее...

"РеставросЪ" в Чистом и Бежецке

Мы уже писали о деятельности добровольческого молодежного православного центра "РеставросЪ", занимающегося активной работой на территории Тверской области. В частности, им проведены работы по консервации и укреплению казавшихся абсолютно безнадежными храмов в селах Рыбинское Заручье и Раевское Максатихинского района, начаты работы в западнодвинских Кочевицах и в других местах. В 2016 году столичные волонтеры прибыли в торопецкое Чистое.
 

Подробнее...

Храм у дороги

Подъезжая к Старице по тверской дороге, путники издалека видят купола и кресты Ильинского храма, сияющие в лучах солнца, как пламень горящих свечей, которые словно связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Остановившихся у храма впечатляют его величественность и в тоже время изящество. Он стоит как корабль, являя собой прибежище для христиан в житейском море. И это действительно так, ведь Ильинская церковь была единственной в Старицком районе, которая не закрывалась в годы безбожного лихолетья в ХХ веке. Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси и после принятия христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Пророк Илья является могучим и грозным распорядителем самых страшных и благодетельных сил природы.

 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus