Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

К столетию «РП». Имена в истории: Владимир Храбрый (Серпуховской)

Почему Ржев Владимиров?

Как известно, ещё сто лет назад наш город именовался не просто Ржевом, а Ржевом Володимировым. Вот историки да краеведы и гадали: в честь какого же князя был назван город? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к легендам о князе Ржевском Владимире и его супруге Агриппине – небесных заступниках Ржева. На протяжении веков ржевитяне почитают их как местных святых. День памяти Владимира и Агриппины отмечали 15 июля, был составлен и список службы этим святым, а ржевские храмы украшали (и украшают по сей день) иконы с изображением небесных покровителей нашего города.

Подробнее...

Спировская Успенская киновия

Когда-то в центре поселка Спирово жил своей жизнью Успенская киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. История его строительства описана в книге «Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской губернии» (Изд. Православного фонда В. Пикуля. 1997 г.): 

Подробнее...

Успенский собор в Зубцове

Собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Зубцове построен в 1801 г.
 
Однокурсник Джугашвили
 

Подробнее...

Успенская церковь на Соминке

В царствование Павла I во многих городах Российской империи начинают возводиться единоверческие храмы. На северной окраине Твери, с четверть версты западнее Волынского кладбища, у берега Соминки в 1799 году поднялись своды Успенской церкви. Строили ее старообрядцы, которые отныне принимали православное духовенство, но сохраняли старые, писанные до реформы Патриарха Никона богослужебные книги, двуперстие, древнее унисонное знаменное пение. Эту единоверческую церковь Успения Божией Матери воздвигли на могиле юродивого Макария Гончарова, свято почитавшегося тверским людом в конце XVIII века. 9 ноября 1800 года Государем Императором Павлом Петровичем и Святейшим Синодом единоверческие (старообрядные) приходы были официально учреждены в лоне Русской Православной Церкви. 

Подробнее...

Успенский Отроч мужской монастырь

Ныне отсюда начинается набережная Афанасия Никитина, о которой мой рассказ еще впереди. А прежде здесь стоял старинный Тверской Отроч Успенский монастырь, основанный в XIII веке.

Подробнее...

Леонтьева Т. Г. Женщины из духовного сословия в самодержавной России

“Женская тема” в отечественной науке существует не одно десятилетие. Возникнув в скромной формулировке “женский вопрос”, она прошла несколько фаз в своем развитии и в настоящее время является одним из компонентов гендерных исследований. Однако, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, историков и философов, социологов и политологов, вряд ли можно утверждать, что “женский мир” представлен в современной историографии обстоятельно и полно. В какое бы время ни возникал этот естественный интерес к роли женщины в семье, обществе, государстве, неизменно в тени остается значительная категория женщин из духовного сословия – жены, дочери и сестры священников, дьяконов, псаломщиков, а также “профессионалки” – насельницы монастырей, монашеских общин и пустыней. Представительницам последней категории повезло в большей степени: сейчас хорошо известно, что смиренные служительницы Бога отважно проявили себя на полях сражений в качестве сестер милосердия, что они были первыми учительницами для тысяч крестьянских детей, заботливо помогали сиротам, инвалидам и всем нуждающимся без различия званий и сословий. Совсем незаметными на этом фоне оказываются те, для кого главным в жизни было быть женой, матерью. Эти женщины составляли незначительный по численности, но особый по значимости контингент, как в сельском, так и городском сообществе. Некоторые аспекты историко-социологического исследования именно этой категории женщин из духовного сословия в дореволюционной России представлены в данной публикации.

Подробнее...

Преподобная Параскева, игуменья Ржевская

Во Ржеве в прежнее время был Христорождественский женский монастырь, впоследствии обращенный в приходскую церковь; об этом монастыре упоминается у Строева (Списки настоятелей, стр. 483), у Б. Зверинского (Материалы для истории монастырей в России, III т.  2214), но не упоминается об игуменье Параскеве и она остается совершенно неведомою миру, хотя о ней, как "святой", упоминает архимандрит Леонид - "Св. Параскева, игуменья Рождественского монастыря, в г. Ржеве Тверской епархии, не канонизована, погребена близ церкви бывшего монастыря". Но никто во Ржеве не знал ни памятника, ни самой могилы игуменьи Параскевы.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.). Слово въ день Преображенія Господня.

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1845 годъ. CCLXXIX. 198. Слово въ день Преображенія Господня.


(Говорено въ Спасо-Виѳанскомъ монастырѣ Августа 6-го; напечатано въ Твор. Св. Отц. 1846 г. и въ собраніи 1848 г.)

Пріидите любящіе ученіе истины: любовь ваша нынѣ награждается и удовлетворяется совершеннѣйшимъ ученіемъ высочайшей Истины. Пріидите и маловнимательные къ ученію, или недовольные несовершенствомъ и недостоинствомъ преподающихъ оное; возбудите ваше вниманіе: нынѣ можете слышать Учителя, Котораго достоинство безпримѣрно, и, конечно, такъ же превосходно должно быть и ученіе. Отъ Ѳавора слышна проповѣдь не учителя церковнаго, не Апостола, не Пророка, даже не Ангела, но самого Бога Отца. Се гласъ изъ облака, глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте (Матѳ. 17, 5).

Подробнее...

Митр. Платонъ (Левшинъ) († 1812 г.) Слово въ день Преображенія Господня [1]

Полное собрание сочинений Платона (Левшина), митр. Московского. Том I. СПб., 1913Божественнымъ свѣтомъ просіяло лице Христово, и дивною нѣкоею славою облеклось все его тѣло въ то самое время, когда Онъ молитвы Свои приносилъ Богу и Отцу, и не индѣ гдѣ, какъ на горѣ, то-есть на мѣстѣ, которое возвышеніемъ своимъ приближалось къ небесамъ, и потому самому отъ народной молвы было удалено, какъ точно о семъ говоритъ Евангеліе: взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видѣніе лица Его ино и одѣяніе Его бѣло блистаяся (Лук. 9, 28-29).

Подробнее...

«Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды

Тема, заявленная в названии этой главы, может быть рассмотрена с двух точек зрения. С одной стороны, всю жанрово-тематическую группу повестей об основании монастырей можно отнести к роду местных легенд (учитывая при этом письменный характер такого рода повестей); в этом случае есть основание рассмотреть некоторые мотивы «Повести…» с точки зрения использования их в легендах, имеющих местный характер. С другой стороны, необходимо поставить вопрос о возможности существования устной легенды и ее отношении к «Повести…».

Подробнее...

Навигация

Система Orphus