Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

160 лет с начала строительства Петербурго-Московской железной дороги

Железнодорожное строительство в России началось с постройки в 1837 году железной дороги между Петербургом и Царским Селом, впоследствии названной Царскосельской железной дорогой. Строительство и эксплуатация этой дороги должно было решить вопрос: «Быть или не быть в России железным дорогам», т. е. нужно ли строить железную дорогу между Петербургом и Москвой, аналогов которой тогда ещё не было в мире. Этот вопрос становился более актуальным.

Подробнее...

Парки дворянских усадеб (Алексеевское, Гирино, Рудневка)

Ежегодно в Твери, в начале июня, отправляется комплексная экспедиция, в составе которой ученые-преподаватели Тверского государственного университета – экологи, ботаники, географы, историки, энтузиасты-туристы, краеведы и, что очень важно, ученики школы № 17 города Твери. Командором и душой таких экспедиций вот уже несколько лет является заведующий информационно-энциклопедическим сектором Архивного отдела Администрации Тверской области, кандидат технических наук Гарий Семенович Горевой.
 

Подробнее...

Художники на Академической даче и в имении Волковых – Манзей в Березках.

В 1884 году на деньги и при личном участии В. А. Кокорева, видного промышленника, мецената и коллекционера, на берегу Мстинского озера, недалеко от станции Заречье Николаевской железной дороги был открыт Владимиро-Мариинский приют для студентов Петербургской Академии художеств. В приложении к журналу "Вестник изящных искусств" сообщалось: *1
 

Подробнее...

Документальные свидетельства и исследовательская литература о святителе Николае (Касаткине)

Жизнеспособность любой религиозной организации естественно выражается в ее миссионерском распространении. В России еще до того, как миссионерская деятельность исчерпала себя на собственно русской территории, порыв проповеди устремился дальше за ее пределы (например, в Китай, Корею, Индию, Японию). Часто встречающееся незнание православный миссионерских деяний вытекает из собственного характера таковых. Никакой империализм или прозелитизм не запятнал православное служение.

Подробнее...

Андреев и русская народная музыка

Кто не любит русскую народную музыку, темы которой родились в народе! Кто не знает русских народных инструментов, как балалайку, домру, гусли, пастушеские свирели (жалейки) и других, тоже родившихся в народе! Все эти инструменты имеют древнейшее происхождение. Некоторые из них появились еще в XI веке.
 
Часто в Древней Руси подвергались они гонениям со стороны религиозного мракобесия. В XVII веке гонения духовенства на русскую музыку отражали прежде всего на уничтожение сословия бродячих вольных скоморохов, и вообще музыка на Руси была насильственно на своем пути развития остановлена. Искусных игроков найти впоследствии было нельзя уже потому, что они предавались проклятиям, а их инструменты, как «сосуды гудебные» и «игрища бесовские», всенародно сжигались.
 

Подробнее...

Некоторые уточнения по истории создания картин, написанных в Удомельском крае

О творчестве известных русских художников, источником вдохновения которых служили окрестности озер Удомля и Песьво, написано немало строк. Начало было положено искусствоведом Л.И. Кац, одновременно эту тему разрабатывала М.М. Железнова. В последние годы публиковались статьи о художниках, работавших в озерном крае, в альманахе «ВИКА» (Вышний Волочек) и газете «Удомельская старина». Написано немало… Но, вчитываясь в строки исследований, невольно сопоставляешь прочитанное со своими взглядами и впечатлениями, с услышанным от старожилов края. И обнаруживаешь «нестыковки» в трудах искусствоведов. 
 

Подробнее...

Деревянное золото

Из истории становления дереобрабатывающей
промышленности Вышневолоцког уезда
в начале XX века
 
Существовала ли в дореволюционной России – и конкретнее в Вышневолоцком уезде Тверской губернии – деревообрабатывающая промышленность? Ответ для нашего лесного края, кажется, очевиден: да, существовала. И в архивах хранится большое количество документальных свидетельств тому. Давние традиции лесного дела хорошо и подробно представлены и в справочной литературе, и в научных исследованиях. Вопрос этот разбирался и на страницах краеведческих сборников.1 Тем не менее специализированный советский журнал «Деревообрабатывающая промышленность» когда-то уверенно заявлял, что «в дореволюционной России лесопильной и деревообрабатывающей промышленности, по существу, не было». Допускалось, правда, существование полукустарных лесопилок и небольших деревообрабатывающих мастерских. А как на самом деле? Была ли в дореволюционной России своя лесная промышленность? И что именно тогда, на рубеже XIX–XX веков, под этим подразумевалось? Как сто лет тому назад наши тверские купцы-промышленники и тверские власти относились к своему национальному богатству, нашему деревянному золоту? Хотелось бы добавить еще несколько штрихов к истории становления деревообрабатывающей промышленности Вышневолоцкого уезда начала ХХ века. Итак, как это было? Такой вопрос возник в связи с созданием несколько лет тому назад новой краеведческой экспозиции в удомельском филиале Тверского объединенного музея. Нам захотелось непременно найти фамилии владельцев лесопильных заводов, на рубеже XIX–XX веков сделавших свои состояния на деревянном золоте. И мы обратились к старым справочникам и документам Тверского областного архива. В фонде земской управы Вышневолоцкого уезда (куда до 1929 года входила и территория современного Удомельского района) обнаружилась обширная переписка по работе лесопромышленных заведений уезда рубежа XIX–XX веков с подробными техническими описаниями, с чертежами и схемами. 
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1826 г. CXIV. 59. Слово въ недѣлю о Ѳомѣ [1].

Глагола ему Іисусъ: яко видѣвъ Мя, вѣровалъ еси: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше (Іоан. 20, 29).
 
Когда, по слову Пророческому, пораженъ быхъ Пастырь, и расточены овцы, стада, то есть, когда Іисусъ Хрістосъ преданъ былъ на крестъ и смерть, и Апостолы Его подверглись различнымъ искушеніямъ: Ѳома былъ единою отъ овецъ Его, въ общемъ разсѣяніи, долѣе прочихъ заблуждавшею.
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе второе: Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1824 г. LXXXV. 24. Слово въ день Святыя Пасхи.

(Говорено въ Успенскомъ Соборѣ апрѣля 6 дня; напечатано отдѣльно и въ Христіанскомъ Чтеніи 1836 года).
 
Хрістосъ воскресе!
 
Воистину вѣрень Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13). Сказалъ ученикамъ, отходя на вольное страданіе: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22); и вотъ, послѣ страданія, смерти и воскресенія, когда дѣло Его на землѣ совершено, когда самая плоть не удерживаетъ Его на землѣ, будучи освобождена отъ смертности, когда во всемъ существѣ Своемъ Онъ чувствуетъ стремленіе взыти къ Отцу Своему небесному, восхожду, говоритъ, ко Отцу Моему (Іоан. 20, 17), — Онъ медлитъ однако на землѣ, чтобы дать обѣщанную радость Своимъ земнымъ братіямъ. Является ученицамъ, которыя одержимы были то печалію, то страхомъ: и врачуетъ болѣзни сердецъ ихъ словомъ радости: се Іисусъ срѣте я, глаголя: радуйтеся (Матѳ. 28, 9). Является ученикамъ, которые отъ невидимой брани сатаны, просившаго, дабы сѣялъ ихъ, яко пшеницу (Лук. 22, 31), и отъ видимаго нападенія Іудеевъ, обратились было въ бѣгство, разсыпались, скрылись; и прекращаетъ опасности брани вѣстію мира: пріиде Іисусъ, и ста посредѣ, и глагола имъ: миръ вамъ (Іоан. 20, 19). 
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе второе: Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1811 г. XVIII. 5. Слово въ день Святыя Пасхи. (Говорено въ Александроне

Хрістосъ воскресе!
 
Такъ, Онъ воскресъ, христіане! Возсіяла истина отъ земли (Псал. 84, 12), куда низвели ее неправды человѣческія и правый судъ Божій. Печать, положенная невѣріемъ на хладномъ гробѣ ея, растаяла отъ огня Божества, въ немъ таившагося. Тяжелый камень соблазна покрывавшій его упалъ, и только поразилъ Іудейскую жестоковыйность и Еллинское высокоуміе. Сей гробъ, въ которомъ недавно погребено было чаяніе всея твари (Рим. 8, 19), теперь пустъ, и небесный вѣстникъ, сѣдя въ его возглавіи, кажется, чертитъ на немъ доселѣ ни одному смертному неприличествовавшее надгробіе, но которое отнынѣ будетъ общимь надгробіемъ смертныхъ: Гдѣ ти, смерте, жало? гдѣ ти, аде, побѣда (1 Кор. 15, 55)?
 

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus