Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Святитель Симеон, епископ Тверской. К 725-летию со дня преставления.

Следует отметить, что о святителе Симеоне мы знаем очень мало. Сведения в дошедших до нас источниках кратки и скупы. Но, тем не менее, постараемся освятить его жизненный путь.

Известно, что святитель происходил из богатого и знатного рода (есть сведения, что из полоцких князей) (1). Вероятно, что и родиной его была Полоцкая земля (хотя митрополит Макарий (Булгаков) называет его «новгородцем»). По-видимому, будущий епископ получил хорошее образование (Никоновская летопись сообщает, что он был «учителен и силен в книгах Божественного писания» и возвещал слово Христово перед самими князьями и обличал всякую неправду) (2). Никаких сочинений святителя Симеона до нас не дошло (в «Истории государства Российского» Карамзина приводится лишь небольшой разговор его с полоцким князем Константином, происходивший во время пира у последнего и записанный кем-то сторонним) (3). Вероятно, и пострижен святитель был в одном из Полоцких монастырей (к концу XIV в. их было в Полоцке пять; один из них, Николаевский, был основан святым Симеоном во 2-ой половине XIII в.).

Во епископа святитель Симеон был посвящен знаменитым митрополитом Киевским Кириллом II (1249-1281 гг.), но где и когда – неизвестно. Вследствие постоянных распрей полоцких и литовских князей и притеснения православных в Великом княжестве Литовском, епископ Симеон переселился в Тверь (тогда она входила в Полоцкую епархию), но продолжал именоваться «епископом Полоцким» (в Древней Руси епархии были чрезвычайно обширны).

В первый раз епископ Симеон именуется «Тверским» в Никоновской летописи   под 1271 годом: «Лета 6779 (1271 г.) преставися великий князь Ярослав Ярославич и везоша его в Тверь. Епископ же Тверский Симеон положи (его) в церковь Козьмы и Дамиана в Твери» (4). На месте этой деревянной церкви впоследствии был выстроен Спасо-Преображенский собор.

Известно, что в 1274 году владыка Симеон участвовал во Владимирском церковном соборе (5) (в документах Собора святитель называется «полоцким»; ясно, что после переселения в Тверь он управлял церковными делами и в Полоцке; с 1280 г. епископ Симеон именуется уже только «тверским»).

В 1286 г. князем Михаилом Ярославичем и владыкой Симеоном был заложен каменный Спасский собор. Престарелый архипастырь, предвидя близкую кончину и не надеясь дожить до конца строительства, освятил внутри собора придел в честь Введения во храм Богородицы и подвижной Престол, чтобы начать совершать богослужения.

Святитель скончался в 1289 году. «Положиша его (тело) в церкви Святого Спаса на правой стороне (т.е. во Введенском приделе) февраля в 3-й день.» Никоновская летопись сообщает, что епископ Симеон был «… учителен, добродетелен, нищия и сироты, и вдовицы жаловаше и обидимых заступляше и насилуемых  избавляше, и бысть страшен всем неправду творящим» (6).

Архиепископ Димитрий (Самбикин) сообщает, что в его время святитель Симеон почитался местно. В день его памяти, 3 февраля, в Спасо-Преображенском соборе по нему (а с 1897 г. по всем архипастырям Тверской епархии) совершались заупокойная литургия и после нее панихида.

Тот же автор сообщает: «На иконе «Собор Тверских Святых» епископ Симеон представлен в преклонных летах, волоса на голове и бороде седые, короткие; борода, как у святителя Николая, в святительском облачении, в омофоре, правою рукою благословляет, а в левой держит развернутый свиток, на котором написано: «Утешайте скорбящих, избавляйте убогих от руки сильных».  Изображение святителя Симеона находится в Твери в церкви св. Николая, что в Капустниках, и на алтарной (левой) стене в апостольской церкви в городском архиерейском доме» (7).

В наше время имя святителя Симеона носит одна из городских улиц. В 2012 году, по благословения Святейшего Патриарха Кирилла, была учреждена епархиальная медаль святителя Симеона (3-х степеней).

иеромонах Иаков (Стёпкин)
2014 г.

Примечания

1. Тверской патерик.  Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Тверь, 1991, с. 117.

2. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви.
К.3, с. 240.

3. Князь Константин пригласил св. Симеона на пир и, желая укорить пред духовным отцом своего тиуна - городского судью, назначаемого князем - спросил святителя: "Где будут тиуны на том свете?". Симеон ответил: "Тиун будут там, где и князь". Князю это не понравилось, он спросил:"Но ведь тиун творит неправедный суд, берет мзду, людей продает, мучит и лиходейничает; при чем же здесь я?". Владыка разъяснил: "Если князь добрый и богобоязненный, людей милует, любит правду да поставит тиуна - человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь не имеет страха Божьего, не жаллет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставит начальника злого, не ведающего закона Божьего, творящего неправедный суд, заботящегося лишь о том, как князю товар добывать, а людей не щадящего; такой князь все равно, что на людей напускает безумца, дав ему меч, ибо наделяет властью человека злого и тем самым губит людей; такой князь будет в пекле, и тиун его с ним".  (Мерило Праведное. По рукописи XIV в., вступ. ст. М. Н. Тихомирова, М. 1961, лл. 63 об-65)

4. Тверской патерик.  Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Тверь, 1991, с. 117.

5. Митрополит Кирилл много путешествовал по русской земле и своими глазами видел многочисленные недостатки в церковной жизни. Созванный им собор смело обличает разного рода церковные настроения и подвергает виновных самым строгим наказаниям.
Постановления собора направлены против:

  • симонии и сребролюбия епископов,
  • против богослужебных беспорядков,
  • против пьянства священников,
  • против безнравственных народных увеселений (Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1, М., 1993)   

6. Тверской патерик.  Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Тверь, 1991, с. 118.

7. Там же.


Навигация

Система Orphus