Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Покровитель земли Чудинской Нил Столобенский

«Яко светильник всесветел, явился еси во острове Селигера езера, преподобне отче Ниле: ты бо Крест Христов от юности своея на рамо взем, усердно Тому последовал еси, чистотою Богови приближився, отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. Тем и мы притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: отче преподобне моли, Христа Бога, спастися душам нашим». 
 
Так воспевает Святая Церковь, вспоминая великого подвижника земли русской преподобного Нила Столобенского. 
 
Немного мест на тверской земле связано с именем этого замечательного подвижника благочестия, но а в перечне этих мест новой звездой загорается имя села Матвеева, некогда входившего в состав Пещаницкой волости Вышневолоцкого уезда, а сейчас стоящего на землях Краснознаменского сельского административного округа. В не столь отдаленное от нас время, а именно 97 лет назад, земли Георгиевско-Чудинского прихода были взяты, если так можно выразиться, под покров святым Нилом Столобенским. Автор не располагает достаточными документальными подтверждениями этого события, но благодаря памяти народной, вещественным и письменным доказательствам был составлен настоящий рассказ о судьбе образа преподобного Нила Столобенского Чудотворца. 
 
Прежде чем приступить к описанию событий, связанных с образом преподобного, сделаем небольшое отступление и кратко поведаем о жизни св. Нила Столобенского. Родился будущий подвижник в конце XV века в одном из селений обширного Жабенского погоста Деревской пятины, входившей в состав новгородских земель. Кто были родители преподобного и какое имя он носил в миру, неизвестно. Тайной окутано и его поступление в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь близ Пскова. Там он принял иноческий постриг с именем Нила, в честь преподобного Нила Синайского. Ведя жизнь подвижническую, основанную на кротости, смирении и послушании, преподобный, не желая похвал от людей, испросив благословение у настоятеля, удалился в 1515 году в Ржевский уезд. 
 
Здесь, на берегу реки Серемхи, он срубил себе небольшую келью и начал вести строгую молитвенную жизнь отшельника, претерпевая многочисленные искушения от врага рода человеческого и отражая их, как заповедовал Спаситель, молитвой и постом. Но подвижническая жизнь святого скоро стала известна окрестным жителям, которые стали приходить к нему за советом и утешением. Тяжко стало преподобному от людской молвы, и он удалился на остров озера Селигер, что в семи верстах от города Осташкова. Здесь он выкопал пещеру и продолжил свои подвиги, преодолевая бесовские козни и нападения злых людей. Многие шли за молитвой и советом к преподобному Нилу, и всех он принимал с отеческой любовью и лаской. Среди неослабных подвигов поста, бдения и молитвы святой Нил приблизился к исходу из сей временной жизни. 7 декабря 1555 года он тихо отошел ко Господу, причастившись Святых Христовых Таин и прожив на острове 27 лет. А всего же преподобный Нил прожил в уединении 40 лет. 
 
За свою благочестивую жизнь святой Нил получил от Господа дар чудотворения и прозорливости. Свое же прозвание Столобенский он получил от названия острова Столобный, на котором он подвизался большую часть своей жизни. В 1594 году на острове указом Патриарха был учрежден монастырь, получивший название Нилова пустынь.
 
Неоднократно автору приходилось слышать от жителей Георгиевско-Чудинского прихода рассказы о ярмарке, которая проходила в Нилов день на площади перед матвеевскими храмами вплоть до закрытия прихода в 1931 году. Многочисленные свидетельства не давали ответа на вопрос: почему ярмарка проходила именно в Нилов день и именно в селе Матвееве? Первый раз ответ на этот вопрос автору довелось услышать из уст жительницы Москвы, уроженки здешних мест, Татьяны Андреевны Умновой. Из ее рассказа следовало, что ярмарка взяла свое начало в 1909 году, с того момента, когда помещик соседнего села Черный Ручей привез в храм икону святого Нила Столобенского. Дед Татьяны Андреевны Алексей Терентьевич Умнов организовал в этот день первую на селе ярмарку, а икону с этого момента начали выносить из зимнего Георгиевского храма и с крестным ходом вносить под своды Преображенской церкви, где она проводила лето до праздника Рождества Богородицы – второго престольного праздника в храме Преображения Господня. 
 
Кстати сказать, А.Т. Умнов собирал предания об истории прихода. С его слов Татьяна Андреевна поведала для музея1 предание о польско-литовском нашествии, во время которого был разграблен и сожжён деревянный Георгиевский храм села Матвеево. Позднее, на его месте в 1733 году была воздвигнута деревянная Преображенская церковь, а с 1853 по 1864 год – одноимённая каменная с приделом Рождества Богородицы. За многие труды во благо прихода во время божественной литургии перед иконой святого Нила чернорученский землевладелец вручил Алексею Терентьевичу медаль и серебряные часы с дарственной надписью. Часы хранились в семье Умновых до переезда в Москву, а во время переезда они были утеряны, зато сохранилась фотография, на которой «барин из Черного Ручья» сфотографирован вместе с А.Т. Умновым. 
 
Услышав из уст Татьяны Андреевны этот интересный рассказ, автор начал поиски имени этого «барина из Черного Ручья» и всего того, что было связано с ним и этим событием. И вскоре поиски увенчались успехом: благодаря настоятелю Матвеевского храма о. Михаилу Ивлеву, заинтересовавшемуся этим фактом приходской истории, была найдена сама икона преподобного Нила Столобенского! 
 
Образ святого после повторного закрытия храмов в Матвееве в 1962 году был спасен от уничтожения клириками Богоявленского собора. И сейчас в любой день каждый желающий может прийти в собор, поклониться святому Нилу Столобенскому и приложиться к его образу с частицей святых мощей.
 
Сама икона представляет из себя вложенный в специальный киот с четырьмя ручками, с правой и левой сторон, для ношения во время крестного хода образ, на котором изображен коленопреклоненный инок. Нил облачен в коричневую рясу с широкими рукавами, поверх нее написана черного цвета мантия и схима. Лик святого и его фигура обращены в сторону иконы Пресвятой Богородицы,2 висящей в углу небольшой бревенчатой кельи. Руки его приподняты в молитвенном жесте, на левой руке изображены четки, а рядом с ними прибит небольшой ковчежец в виде звезды, в котором находится частица мощей святого. Перед преподобным стоит покрытый белого цвета накидкой аналой с лежащей на нем раскрытой книгой. В правом нижнем углу надпись на церковно-славянском языке: «Образ угодника Божия пр. Нила Столобенского Новгородского чуд. С частицею его святых мощей. Сооружен Демьянским землевладельцем Василием Бажановым по особому промыслу Божию явившемуся в сонном видении угодника Божия 8 июля 1908 г.». 
 
Благодаря этой надписи удалось узнать имя того самого «барина из Черного Ручья». Им оказался демьяновский землевладелец Василий Бажанов. Но вставал другой вопрос: как связан помещик из города Демянска, ныне Новгородской области, с матвеевской землей и событием 1909 года? Ответ нашелся среди документов, собранных о семье Бажановых в Краснознаменской библиотеке. Благодаря Жуковой Алевтине Алексеевне, поселковому библиотекарю, были найдены «Ответы на вопросник к «Словарю советских библиотековедов» от 24 сентября 1974 года», составленные уроженцем деревни Черный Ручей Борисом Васильевичем Бажановым, который пишет в этом «Вопроснике…» под пунктом 4: « ...социальное положение: отец Василий Иванович Бажанов (1871–1922) – из разбогатевшей крестьянской семьи, которая издавна жила в селе Филиппова Гора Демяновского уезда Новгородской губернии».
 
А дальше шел подробный рассказ о том, как попал Василий Бажанов в деревню Черный Ручей: «Когда моя мать вышла замуж (мать звали Екатерина Алексеевна Бажанова, урожденная Добровольская, родная сестра владельца стеклозавода в Вышневолоцком уезде С.А.Добровольского – Д. И.), братья, их было у нее чертверо, и у каждого имелся завод, купили ей в приданное у Вышневолоцкого купца Александра Макарова имение Черный Ручей в 10 верстах от станции Спирово Н.Ж.Д. <…>. Это имение (300 десятин) сам Макаров купил у старых владельцев, баронов Энгельгардтов». Вот таким путем Василий Иванович Бажанов оказался в Черном Ручье. 
 
Скоро автору удалось услышать воспоминания о событии 9 июня (н.с.) 1909 года Петровой Анны Васильевны, в которых отчетливо прозвучало имя Василия Бажанова. Заслуживает внимания и рассказ Александры Михайловны Степановой о матвеевской ярмарке, которая открывалась сразу после службы и крестного хода на площади между храмами и школой, куда съезжались толпы народа с окрестных селений. Более подробно о ярмарке и службе в храме рассказывала Наталья Николаевна Ипполитова, которая со школы пела в церковном хоре. Пела она и при отце Михаиле Белове с 1944 по 1962 г., помогала возрождать приход в 1989 г. От нее удалось услышать рассказ о том, что «для крестного хода выбирали четырех крепких мужчин, которые несли икону на руках «за ручки». Впереди шли хоругвеносцы, а за иконой хор и священники. После крестного хода начиналась ярмарка. Пока шла служба, на площади ставили палатки, а после звона начиналась торговля и веселье. Весь день объявлялся выходным, а как же иначе, ведь Нилов день стал на приходе местным престольным праздником. Чем только не торговали на площади: и снастями, и бакалейными товарами, и изделиями местных мастеров. Вечером были танцы, доносились звуки граммофона из «трактира» «немца» Рудольфа Казимировича. Женщины постарше, собравшись на околице, пели песни…» Все рухнуло в одночасье со смертью отца Василия – старенького священника из Вышнего Волочка. 
 
Скорее всего, традиция крестного хода была возрождена отцом Михаилом Беловым. Он не боялся вступить в борьбу с местной властью, запрещавшей «акты мракобесия», организовываемые о. Михаилом. Весь период с 1944 по 1962 г. о. Михаил боролся с советской пропагандой не только словом, но и делом. Так им был организован салют на праздник Пасхи 5 мая 1945 года, вызвавший бурю негодования у местной власти. Он же провел радио, по которому транслировалось богослужение, из летнего храма в зимний, и, конечно же, он проводил крестные ходы на престольные праздники. Не выдержав потока грязи и ругательств со стороны местных активистов, он скончался 1 мая 1966, но его начинания были продолжены Натальей Николаевной. Хоть и не было уже иконы преподобного, Нилов день продолжал жить. Вся история гонений за веру в селе Матвееве – это героическая борьба замечательных людей, имена которых вписаны золотыми буквами в историю Спировского, а точнее Вышневолоцкого края, боровшихся за то, чтобы наша вера и традиции продолжали существовать и жить среди нас .
 
С 2000 года традиция богослужения и крестного хода была вновь возрождена после незначительного перерыва. Была идея возродить и ярмарку, но ни у восстанавливающегося прихода или тем более у музея таких средств нет… 
 
Все еще можно увидеть в домах жителей села и прихода фигурки св. Нила , изображающие его подвиг стояния,3 но уже мало кто скажет вам, что они попали сюда с матвеевской ярмарки, а это еще одно свидетельство о том, что село имело связь с Ниловой пустынью. И скорее всего, сама икона была писана в мастерских этого монастыря, ведь не зря на иконе прикреплен ковчежец с мощами. Практически нет сведений, подтверждающих то, что именно 1909 год стал годом события, вошедшего в историю прихода как Нилов день. Может быть, среди архивов семьи Бажановых и есть такие документы, но к нему у музея нет доступа. Но все же хочется надеяться, что история иконы преподобного получит новые дополнения и продолжение, что в селе появится хотя бы большое фото, если не список с иконы, а традиция крестного хода и ярмарки вновь воскреснет и получит живой отклик в душах людей… 
 
Зарастает травой «Бажанова дорога», нет домов на той улице, по которой «мчалась его черная пролетка из имения вместе с иконой», нет даже сведений о том, где нашел свой последний приют «демьяновский землевладелец Василий Бажанов», но вопреки этим печальным строкам, благодаря поискам местных краеведов появляется новый материал о жизни и деятельности Василия Ивановича на матвеевской земле. Так, 20 июля 2004 года на задних стенках больших образов Преображения Господня и Рождества Богородицы, переживших годы гонений на втором ярусе колокольни Преображенской церкви, были обнаружены полустертые надписи следующего содержания: «Сия картина писана при церковном старосте Василии Ивановиче Баженове 1910 года. Живоп. А.Г. Орлов г. Боровичи». Этим же объясняется и появление на приходе иконы св. Иоакова Боровичского, писанной тем же стилем и теми же тонами, что и иконы с колокольни. Но исследования продолжаются…
 
Закончить свой рассказ мне хотелось бы, упомянув о еще одном событии, связанном с иконой св. Нила Столобенского. 6 ноября 2003 г. в день иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», при небольшом стечении народа на месте дома Бажановых в Черном Ручье был установлен поклонный крест, изготовленный Стасом и Алексеем Громовыми и Денисом Ивлевым. Крест был освящен о. Михаилом Ивлевым, и отслужена панихида об упокоении Василия Бажанова и Алексея Умнова. После этого состоялась трапеза в матвеевском храме, приготовленная матушкой Татьяной.4 Совершая такие дела, хочется надеяться, что с установлением поклонного креста начнется возрождение и нашей народной памяти…
 
 
Примечания
 
1. Речь идет о Матвеевском краеведческом музее Георгиевского прихода, который 11 августа 2005 был переименован в Музей сельского прихода .
2. С этой иконой связано предание, записанное в житие св. Нила. Когда на преподобного напали разбойники и потребовали богатства, то святой ответил: «Все мое сокровище в моей келье в углу». Тогда разбойники ринулись в келью, но когда они прикоснулись к иконе, от нее исшел чудный свет и они ослепли. Только после сердечного покаяния и прощения св. Нилом разбойники прозрели.
3. Подвиг стояния св. Нил принял после переселения на остров Столобный. Он заключался в том, что Преподобный никогда не ложился и не сидел. А для сна он использовал крюки, вбитые в стену, на которые он опирался. Так его и изображают на резных фигурках, изготавливаемых в Ниловом монастыре на Селигере.
4. Это событие освещалось в публикации «Поклонный крест» в газете «Верхневолжье православное» № 15(24), декабрь 2003 года.
 
Ивлев Денис Михайлович, 
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №9, стр. 141-154

Навигация

Система Orphus