Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Богородице-Рождественская церковь в деревне Рогачёво: история и современность

Земли по реке Осуге, естественной границе Тверской и Смоленской областей, хранят в себе множество тайн. Жизнь здесь кипела с древних времён и не затихает по сей день. Уходят в прошлое целые эпохи, но достоверные сведения о событиях, знаковых местах и великих людях должна оставаться в памяти новых жителей для передачи их будущим поколениям. Это задача краеведения.
 
Одним из знаковых мест для жителей Осугского края является Богородице-Рождественская церковь в селе Рогачёво (1,5 км от пос. Осуга). С этой церковью связано много почитаемых людей, причём почитаемых в общероссийском смысле. К сожалению храм не сохранился, но очертания его и следствия его существования находят отпечаток в окрестностях до сих пор.
 
Богородице-Рождественская церковь располагалась в селе Рогачево Артёмовской волости Зубцовского уезда, ныне это Осугский округ Ржевского района. Дер. Рогачево расположено в 140 км от Твери, от Ржева 27 км, от Зубцова 25 км, от Сычевки 25 км. Она равноудалена от основных городов и располагается между ними.
 
Наличие церкви именно в Рогачёво не случайно, так как с 13 по 17 век тут располагался древнерусский пограничный пункт Фоминско-Березуйского княжества — городок Рогачев. По реке Осуге в то время проходила государственная граница между Московским и Литовским государствами. В центральной части любого русского города того времени располагалась церковь. Именно в ней молились жители Рогачева во время осад литовскими и польскими войсками. Исходя из строк книги «Большой чертеж, или древняя карта Московского государства», можно сделать вывод, что в городе существовал даже монастырь: «А ниже города Ржева — на Волге город Старица, а промеж тех городов, Ржева и Старицы, река Вазуза. А в реку Вазузу с запада пала река Пуга (Осуга), а промеж реки Пути и реки Волги от Ржева в 20 верстах, рогачевский монастырь».
 
Исчезновение монастыря со временем можно связать с несколькими событиями. Возможно, во время церковных реформ Никона в 17 веке, община Рогачевского монастыря не приняла нововведения и была уличена в ереси, что соответственно повлекло ликвидацию монастыря. К этой же версии можно отнести и тот факт, что Рогачев с соседними волостями подвергался сильному влиянию Литовского государства, что могло способствовать проникновению сюда различных европейских религиозных течений, развитие которых было так же в итоге пресечено. Последней версии имеются и доказательства в камне – на территории старого рогачевского кладбища были найдены каменные плиты с церковными надписями в древнеготическом стиле, а так же надгробные камни с изображением Т-образного креста, в стиле Антониевского монашеского движения.
 
В середине 19 века церковь в Рогачево упоминается как деревянное строение. Камнем же Богородице-Рождественская церковь была выложена только 1894 году. Основным меценатом строительства каменной церкви, какой мы её видим на фото, был местный помещик и государственный служащий Извеков Николай Павлович, который занимался сыроварением в усадьбе в Рогачево. На краю деревни и по сей день можно найти место погреба, в котором хранились сыры перед дальнейшей реализацией. Средства необходимые для строительства церкви привлекались также из государственных источников благодаря некоторым связям помещика в губернии. Строительство облегчалось и тем, что по территории Артёмоской волости была проложена Ржевско-Вяземская железная дорога и открыта станция Осуга в 1888 году. Тем самым подвоз строительных материалов стал проще.
 
Здание церкви было воздвигнуто за старым рогачевским кладбищем, на высоком берегу реки Осуга. Отсюда до усадьбы Извекова была проложена прямая грунтовая дорожка для прогулок со скамейками, а по краям дорожки была высажена березовая аллея (её немецкие оккупанты спилили на дрова).
 
Церковь Богородице-Рождественская имела два престола: Рождества Богородицы и Святителя Николая. С 1887 по 1900 гг. в церкви служил в чине дьякона Мощанский Владимир Дмитриевич, который 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии и причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года для общецерковного почитания. На рогачёвском кладбище покоится жена отца Владимира Евдокия Ивановна, урожденная Дмитриевская.
 
К тому же времени относится и служение в Богородице-Рождественской церкви Матроны Алексеевой, жительницы деревни Замятино. Она была также причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания 1 октября 2004 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.
 
До 1871 года священником Богородице-Рождественской церкви был Зыков Павел Иоанович. Здесь он жил со своей женой Александрой Ефремовной и двумя детьми, сыном Николаем и дочерью Натальей. Николай Павлович окончил Тверскую духовную семинарию и с 1896 года священник с. Глухово Старицкого уезда. Сам же священник умер в 6 апреля 1871 года, тремя годами позже своей жены. В начале 2016 года в Карелии в городе Кемь была найдена правнучка священника Зыкова, которая планирует приехать на могилу своего прародителя.
 
Со священником Зыковом в церкви служил пономарь Иван Александрович Никольский, который до смерти 1888 году служил в Рогачёво. Имел двух дочерей: Александру (1861 г.р.) и Евдокию (1864 г.р.). Старшая Александра в год смерти своего отца вышла замуж за начальника стрелецкого заставного дома дорожного сбора Захарова Ивана Яковлевича и уехала жить с ним в д. Дягунино Зубцовского уезда. Младшая, Евдокия, жила в Рогачево и в 1902 году погребена рядом с отцом.
 
С 1884 года в Рогачёво из Благовещенской церкви на Туду Ржевского уезда в сане священника прибыл с семьёй Рождественский Александр Степанович. Он до самой смерти в 1908 году оставался здесь священником. У Рождественского было четверо детей: Александр, Леонид, Павла, Мария.
 
Самое примечательное, что захоронение священника и его семьи в Рогачёво находится в первозданном виде до сих пор. Памятник, заказанный в 1908 годе в Москве, стоит на прежнем месте, ограда кованная начала 20-го века цела… После боёв Великой Отечественной войны рогачёвское кладбище было практически полностью изрыто взрывами снарядов и траншеями немецких войск, но могила Рождественского осталась не тронута. На памятнике имеется лишь один скол от пули, у ограды отломаны четыре чугунных зубца. Это можно назвать чудом. В 2015 году местные энтузиасты облагородили могилу священника: у памятника появилось твёрдое основание, ограда, вросшая в землю, была откопана и покрашена, на памятнике и по углам ограды появились позолоченные православные кресты, а рядом с оградой появилась новая скамья.
 
В 2015 году в Москве осугским краеведом найден прямой потомок священника Рождественского – правнук Рождественский Владимир Иосифович. Он сразу выразил желание участвовать в строительстве храма в Рогачёво и в ближайшее время посетит могилу своего родственника.
 
Но вернёмся к церкви… В 1901 году священнику Рождественскому в службе помогали диакон Николай Михайлович Воскресенский 27-ми лет, окончивший духовное училище; псаломщик Гавриил Георгиевич Рубцов 19-ти лет, в должности с 1898 года; церковный староста крестьянин Василий Саввин, в должности с 1890 года.
 
Прихожан в сельцах: Рогачево, Хвостово, Щукино, Жуково, Железниково, Петровское, в деревнях: Запольки, Кропотово, Никишкино, Малое Петроково, Станино, Гладково, Кривощёково, Холм, Ведерниково, Пальцево, Кисилево, Котелинка, Мясищево, Шелковитино, Осуга, Иванники, Замятино, Кудрино, Зеленино, Сабурово — 272 двора (749 мужчин, 754 женщины).
 
Стоит сказать о судьбе диакона Воскресенского. Родился он в 1873 году в семье титулярного советника в г. Твери Михаила Воскресенского. С 1900 года служит диаконом в Богородице-Рождественской церкви в Рогачево, где женится на Прасковье Владимировне Кустовой, имеет двух дочерей – Марию (1902 г. р.) и Нину (1901 г.р.).
 
Судьба Николая Михайловича Воскресенского оказалась трагичной. Он даже в советское время продолжал работать в церкви в Рогачево, занимая должность священника, ведь храм функционировал вплоть до немецкой оккупации. Но 6 ноября 1937 года по ложному доносу был арестован. В итоге уже 25 ноября Николай Михайлович был приговорен Тройкой УНКВД по Калининской области по обвинению в антисоветской агитации к расстрелу. Через два дня, 27 ноября 1937 года, священник Воскресенский был расстрелян. Место захоронения его не известно. И только 16 июня 1989 года по постановлению Тверской областной прокуратуры Николай Михайлович был реабилитирован.
 
Воскресенский принял сан священника от своего предшественника — священника Михаила Сергеевича Ильина, который в свою очередь принял в 1908 году служение от Рождественского. Павла Александровна Рождественская была женой священника Ильина.
 
Он закончил Тверскую духовную семинарию и сразу же приехал в Рогачево. В начале 1920-х годов во время разгула Гражданской войны в возрасте 40 лет священник Ильин был расстрелян. Это произошло в Рогачево оголтелыми сторонниками большевиков, которым батюшка преградил путь для разграбления храма.
 
С 1906 года в Богородице-Рождественской церкви на должности псаломщика служил Порфирий Васильевич Береснев. Он был двоюродным братом жены священника Рождественского Ольги Георгиевны. У Порфирия Васильевича с женой Агриппиной Яковлевной было трое детей: Евгений, Клавдия и Еатерина.
 
Сын псаломщика Евгений Береснев закончил Старицкое духовное училище. С 1904 года как и отец служил псаломщикой Покровской церкви села Покровское на Осуге Артёмовской волости (в 5 км от Рогачево, место впадения реки Ракитни в реку Осугу). В 1911 году был назначен псаломщиком погоста Борисоглебского Калязинского уезда.
 
Порфирия Васильевича на посту псаломщика сменил его 20-ти летний племянник Николай, который с 1912 года стал служить на этой должности, после окончания Старицкого духовного училища.
 
По данным «Епархиального справочника» в 1914 году прихожан в деревнях округа Богородице-Рождественской церкви 1044 мужчины, 1057 женщин.
 
В это время на всей территории прихода функционировали Замятинская земская школа в д. Шелковитино, основанная в 1864 году, и отдельная министерская школа с четырехлетним сроком обучения. Общая численность учащихся в этих образовательных учреждениях в 1915 году составила 160 человек. Служители Богородице-Рождественской церкви занимались законоучительством (изучение закона Божия) в обеих школах, что приносило им дополнительный доход в размере 150 рублей и помогало безбедно существовать.
 
Содержание церковного причта требовало определенных средств. Причт – это состав лиц, служащих при одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщиков и др.). Средства на это появлялись за счет церковных земель, сданных в аренду, перечислений из казны или общества, братских доходов.
 
Общая площадь земли, находящейся в собственности Богородице-Рождественской церкви, составила 54 десятины 2344 кв. саженей (1 десятина = 2400 кв. саженей = 1,09 гектара) по обеим берегам реки Осуги. Жалование из казны составляло 550 рублей, а братские доходы – 884 рубля. Вместе с жалованием за законоучительство причт Богородице-Рождественской церкви можно считать одним из самых обеспеченных в Зубцовском уезде.
 
Соседними приходами являлись две церкви Артёмовской волости, Покровская  в селе Покровское – при Осуге и Богоявленческая в селе Отруб, а также Владимирская церковь в селе. Архангельское-Чашниково Щеколдинской волости и церковь Страстной Божьей Матери в селе Хлепень.
 
Богородице-Рождественская церковь прекратила своё существование в 1942 году, когда в Осуге и окрестных населенных пунктах уже хозяйничали немецко-фашистские захватчики. Так как здание церкви стояло высоко на крутом берегу реки Осуга, то оно служило прекрасным ориентиром для русской артиллерии. В связи с этим немцы заминировали церковь и подорвали. После взрыва здание обрушилось наполовину, то есть вся центральная купольная часть была уничтожена. Остались лишь крепкие несущие стены, которые стали своеобразным укрепленным пунктом, прикрывающим немецкий госпиталь, расположенный чуть ниже, на берегу Осуги.
 
Старожилы, из Рогачево, рассказывают, что до немецкой оккупации церковь продолжала работать и по выходным и праздничным дням собирала под свои своды большое количество местных жителей.
 
После того как немецкие части оставили занимаемые позиции и отошли ближе к Смоленску, в Осугу стали возвращаться местные жители, которые принялись использовать кирпич с церковных стен в качестве строительного материала для восстановления разрушенных жилищ. В наши же дни визуальным признаком, напоминающим о существовании Богородице-Рождественской церкви, является её фундамент, находящийся теперь уже непосредственно на разрастающемся рогачевском кладбище.
 
Ныне небезразличными жителями посёлка Осуги была выдвинута идея восстановления церкви, и  с 2013 года начался сбор средств на это благое дело. На епархиальном совете Ржевской епархии  в декабре 2014 года Андрей Калашников  представил епископу Ржевскому и Торопецкому Адриану проект нового Богородице-Рождественского храма, который планируется воздвигнуть рядом с местом расположения старого здания. Этот храм будет меньших размеров и выполнен в дереве. Члены епархиального совета одобрили проект и дали благословение на строительство. На месте строительства установлен поклонный крест.
 
Весной 2016 года было обозначено место, где буквально в мае этого же года будет начато строительство. Будем верить, что Богородице-Рождественская церковь со временем восстановится силами верующих, тех кому не безразлична судьба своей Родины, своего народа …. и Бог поможет нам в этом.
 
Андрей Калашников

Навигация

Система Orphus