Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Митр. Платонъ (Левшинъ) († 1812 г.) Слово въ день Преображенія Господня [1]

Полное собрание сочинений Платона (Левшина), митр. Московского. Том I. СПб., 1913Божественнымъ свѣтомъ просіяло лице Христово, и дивною нѣкоею славою облеклось все его тѣло въ то самое время, когда Онъ молитвы Свои приносилъ Богу и Отцу, и не индѣ гдѣ, какъ на горѣ, то-есть на мѣстѣ, которое возвышеніемъ своимъ приближалось къ небесамъ, и потому самому отъ народной молвы было удалено, какъ точно о семъ говоритъ Евангеліе: взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видѣніе лица Его ино и одѣяніе Его бѣло блистаяся (Лук. 9, 28-29).

Подробнее...

«Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды

Тема, заявленная в названии этой главы, может быть рассмотрена с двух точек зрения. С одной стороны, всю жанрово-тематическую группу повестей об основании монастырей можно отнести к роду местных легенд (учитывая при этом письменный характер такого рода повестей); в этом случае есть основание рассмотреть некоторые мотивы «Повести…» с точки зрения использования их в легендах, имеющих местный характер. С другой стороны, необходимо поставить вопрос о возможности существования устной легенды и ее отношении к «Повести…».

Подробнее...

"Повесть о Тверском Отроче монастыре" и древнерусский свадебный обряд

«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» И ДРЕВНЕРУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

От традиционных повестей об основании монастырей «Повесть о Тверском Отроче монастыре» отличает рассказ о женитьбе князя Ярослава Ярославича, собственно являющийся предысторией основания монастыря. В одной из первых и одной из главных работ, посвященных Повести, в статье В. Ф. Ржиги этот рассказ был прочно связан с фольклорной традицией, а именно, с традицией свадебных лирических песен. Исследователь отметил: «Этот эпизод с соколом, ведущим князя к браку и радующимся венчанию, вплетен в ткань мотива охоты несомненно под влиянием некнижного источника. Он явно навеян устно поэтической свадебной символикой, в которой сокол является излюбленным символом жениха, невеста же мыслится в образе лебеди, а смысл свадебного обряда символизируется погоней сокола за лебедиными стадами и успешным преследованием одной лебедушки»[1]. В подтверждение своей мысли исследователь привел пример такой свадебной песни.[2]

Подробнее...

Чудо Столпенского монастыря

В Николо-Столпенском монастыре под Вышним Волочком проявляются старинные фрески.

"Святые будто вышли к нам из под слоя поделки и штукатурки", - так начинает свой рассказ исполняющий обязанности настоятеля Никольского храма бывшего Николо-Столпенского монастыря протоиерей Андрей Храмов. Он говорит о старинных фресках, которые сохранились под сводами Никольского храма обители. Храм святителя Николая в комплексе с колокольней, да братский и игуменский корпуса - это всё, что осталось от некогда известного на всю Тверскую губернию Николо-Столпенского монастыря. 

Подробнее...

С.И. Чевакинский и церковь Смоленской Божьей Матери в Выдропужске

Смоленская церковь в Выдропужске (ныне в Спировском районе, ранее находилась на территории Вышневолоцкого уезда) привлекает внимание историков архитектуры в первую очередь в связи с именем одного из самых известных русских зодчих середины XVIII в. Саввы Ивановича Чевакинского. Вполне естественно предположить, что знаменитый архитектор, будучи прихожанином этой церкви и владельцем двух соседних деревень – сельца Пестово и сельца Вёшки1 , является автором ее проекта. Однако до сих пор прямых документальных подтверждений этой гипотезы найти не удавалось. Указание на то, что в паперти церкви был похоронен «строитель храма» С.И. Чевакинский2 , не может служить доказательством его авторства, поскольку «строителем» в то время называли того, по чьему прошению и на чьи средства сооружался храм, а вовсе не архитектора – автора проекта. Кроме того, полностью перестроенная в 1830-е гг. церковь не позволяет в должной мере судить о ее первоначальной архитектуре и, таким образом, не дает возможности исследователю приписать этот памятник руке Чевакинского только на основании сравнительного анализа с другими, подлинными произведениями мастера.

Подробнее...

Тверской Отроч монастырь

С 1531 по 1551 год в монастыре в заточении жил св. преподобный Максим Грек, переведенный сюда из Иосифо-Волоколамского монастыря. Здесь им написаны многие труды: «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно», «Слово о покаянии» и другие.

Подробнее...

Успенский Отроч мужской монастырь

Ныне отсюда начинается набережная Афанасия Никитина, о которой мой рассказ еще впереди. А прежде здесь стоял старинный Тверской Отроч Успенский монастырь, основанный в XIII веке.

Подробнее...

Повесть о Тверском Отроче-монастыре

Лета мироздания 6773-го, а от рожества Христова 1265 года составлен бысть Отрочь монастырь тщанием и рачением великаго князя Ярослава Ярославича Тферскаго и вели- кия княгини богомудрыя Ксении по совокуплении их законнаго брака в четвертое лето по прошению и молению любимаго его отрока Григориа, а во иноческом чину Гуриа.

Подробнее...

Тверской Отроч монастырь

Отроч монастырь был одним из древнейших и наиболее чтимых в Тверской земле. Точных сведений о его основании не сохранилось. В летописях (в частности, Воскресенской) о нем впервые упоминается под 1205 г. как о монастыре уже благоустроенном, которым управлял игумен Михаил — известный и уважаемый всеми за добрые качества души. Располагался монастырь на том водном пути, который через реку Тверцу соединял и верховья, и низовья Волги с Великим Новгородом. Это место было важно еще и тем, что на нем был устроен детинец, в котором жили отроки княжеские, наблюдавшие за новгородскими пределами, чтобы отразить великокняжеские владения от нападения. Под защитой отроков монастырю было безопасно и устраиваться, и заниматься благотворительностью, поэтому обитель и получила название Отроч монастырь. Около детинца и монастыря располагался небольшой тогда город Тверь…

Подробнее...

Тверской Отроч монастырь

Отроч Успенский монастырь — православный монастырь в Твери. Основан в середине XIII века. Упоминания о монастыре есть уже в летописи за 1265 год. Есть две версии возникновения монастыря: первая - похожа на сказку и описана в летописи "Повесть об Отороч монастыре" ("Повесть..." написана примерно в 1206 г.), вторая - "военная": Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский? 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus