Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова, произнесенныя въ 1905 году. Слово на день святой живоначальной Троицы или Св. Пятидесятницы.

Слава святѣй, единосущнѣй, животворящей и нераздѣльнѣй Троицѣ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. (Возгласъ въ началѣ всенощнаго бдѣнія.)

Празднуемъ дорогіе братья и сестры, великій христіанскій праздникъ Пятидесятницы, т. е. пятидесятый день по Пасхѣ или Воскресеніи Христовомъ изъ мертвыхъ и десятый по Вознесеніи Его на небо. Какое великое и спасительное для Церкви событіе совершилось въ этотъ день? — Совершилось славное, живоносное сошествіе Св. Духа, третьяго Божественнаго Лица Св. Троицы на апостоловъ и всѣхъ вѣрныхъ учениковъ и ученицъ Христовыхъ, бывшихъ въ Сіонской горницѣ. Прежде не было въ мірѣ пребыванія Духа Святаго, ибо Іисусъ Христосъ не былъ прославленъ, какъ говоритъ св. писаніе, т. е. доколѣ Онъ не пострадалъ и не умеръ, за грѣхи міра. Ибо только по заслугамъ Христа и по Его ходатайству Богъ-Отецъ послалъ въ міръ грѣшный и погибающій — Духа Своего Святаго и животворящаго. Это сошествіе Святаго всеобновляющаго и всесодержащаго Духа Божія сопровождалось чудными всеобновляющими дѣйствіями на собравшихся и ожидавшихъ Его въ единодушной пламенной молитвѣ учениковъ. Выслушайте священную повѣсть объ этомъ славномъ событіи дѣеписателя и евангелиста Луки.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествія Святаго Духа на Апостоловъ. Исторія и смыслъ праздника [1].

При наступленіи дня Пятьдесятницы, всѣ Апостолы и вѣрующіе были единодушно вмѣстѣ, и внезапно сдѣлался шумъ съ неба, какъ-бы отъ несущагося сцльнаго вѣтра, и наполнилъ весь домъ, гдѣ они находились, и явились имъ раздѣляющіеся языки, какъ бы огненные и почили по одному на каждомъ изъ нихъ, и исполнились всѣ Духа Святаго, и начали говорить на иныхъ языкахъ, какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать (Дѣян. 2, 1-4).

Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Слова и поучения, произнесенные в разных местах служения в 1907-1908 гг. СПб., 1908Пресвятая Троица, даруй мнѣ слово на день Твой! Да будетъ слово мое, бреннаго человѣка достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердія и щедротъ къ падшему человѣческому роду, Твоего свѣта неприступнаго, Твоей красоты! Вотъ чѣмъ я начинаю слово въ великій день Пятьдесятницы, или сошествія Святаго Духа на Христовыхъ Апостоловъ и на всѣхъ вѣрующихъ, именно посильною хвалою Троицѣ.

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на праздникъ Св. Пятидесятницы. О благодати Святаго Духа, какъ цѣли нашей христіанской жизни [1].

Въ сей великій день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднуетъ сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ, мнѣ хотѣлось бы указать вамъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, на слѣдующія слова св. Сѵмеона Новаго Богослова: «Цѣль всѣхъ по Богу живущихъ, говоритъ онъ, состоитъ въ томъ, чтобы благоугодить Христу Богу нашему... чрезъ пріятіе Святаго Духа и такимъ образомъ устроить свое спасеніе, ибо въ этомъ состоитъ спасеніе всякой души. Если этого нѣтъ у насъ въ цѣли и дѣйствіи, то тщетенъ всякій другой трудъ и суетно всякое другое дѣланіе наше» [2].
 

Подробнее...

Прав. Алексій (Мечевъ) Московскій († 1923 г.) Слово на день Пятидесятницы. Благодатныя дѣйствія Святаго Духа на христіанъ.

Въ день Святой Пятидесятницы мы побесѣдуемъ о томъ, насколько дóроги и спасительны благодатныя дѣйствія Святаго Духа для насъ, христіанъ. Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ — событіе величайшей важности. Оно есть начало того сильнаго, могучаго толчка, благодаря которому весь древній, одряхлѣвшій языческій міръ палъ, рухнулъ, уступивъ мѣсто религіи свѣта, истинѣ истинъ.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа. Слово въ день Святыя Троицы.

Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? (1 Кор. 3, 16).

Въ чемъ состоитъ нынѣшній праздникъ?

Въ томъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, вознесшійся отъ насъ на небо, хотя и не оставившій насъ, послалъ, согласно обѣщанію, въ пятьдесятый день послѣ воскресенія Своего изъ мертвыхъ отъ Бога Отца Своего — Бога Духа Святаго, — третіе лицо Пресвятыя Троицы Апостоламъ и прочимъ вѣрующимъ, бывшимъ съ ними въ Іерусалимской горницѣ, въ которой они пребывали въ единодушной усердной молитвѣ. Богъ Духъ Святый, животворящій, отъ Бога Отца исходящій, и съ Нимъ и Сыномъ спокланяемый и всегда вмѣстѣ сславимый, сошелъ на Апостоловъ и прочихъ въ видѣ огненныхъ языковъ; отъ чего они внезапно возродились, озарились, просвѣтились, умудрились и начали говорить на разныхъ языкахъ, коихъ прежде не знали, — о великихъ дѣлахъ Божіихъ; но послушаемъ какъ передаетъ объ этомъ величайшемъ событіи св. Лука Евангелистъ, списатель дѣяніи Апостольскихъ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Слово на Троицу.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Когда-то великій святитель и учитель Церкви святитель Григорій Богословъ, произнося свою вдохновенную бесѣду въ Праздникъ Св. Троицы, началъ ее словами: «Пятидесятницу празднуемъ, и Духа пришествіе, и предложеніе обѣщанія, и надежды исполненіе». И дальше въ этой вдохновенной бесѣдѣ онъ говоритъ: «Духъ Святый бѣ присно, есть и будетъ, не бѣ начинаяй, не бѣ престаяй, Самоблагій, Источникъ благостыни, Свѣтъ и Свѣта податель». Эти его прекрасныя, глубокія и поэтически-красивыя слова Св. Церковь взяла въ содержаніе тѣхъ свѣтлыхъ, радостныхъ, праздничныхъ стихиръ, которыя мы съ вами вчера слышали здѣсь за всенощнымъ бдѣніемъ. Святителю Григорію Богослову принадлежатъ эти священныя слова. — Итакъ, мы съ вами Пятидесятницу празднуемъ и Духа пришествіе.

Подробнее...

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.) Слово 39, на святые свѣты явленій Господнихъ.

Опять Іисусъ мой, и опять таинство, — не таинство обманчивое и неблагообразное, не таинство языческаго заблужденія и піянства (какъ называю уважаемыя язычниками таинства, и какъ, думаю, назоветъ ихъ всякій здравомыслящій); но таинство возвышенное и божественное, сообщающее намъ горнюю свѣтлость! Ибо святый день свѣтовъ, до котораго мы достигли, и который сподобились нынѣ праздновать, имѣетъ началомъ крещеніе моего Христа, истиннаго свѣта, просвѣщающаго всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9), производитъ же мое очищеніе, и вспомоществуетъ тому свѣту, который мы, въ-началѣ получивъ отъ Христа свыше, омрачили и сдѣлали слитнымъ чрезъ грѣхъ.

Подробнее...

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.) Слово 41. На Святую Пятьдесятницу.

Кратко полюбомудрствуемъ ο праздникѣ, чтобы намъ праздновать духовно. У всякаго свой способъ торжествовать; а у служителя Слова состоитъ онъ въ словѣ, въ такомъ словѣ, которое всего приличнѣе времени. И не увеселяетъ такъ ни одна красота любителя красотъ, какъ любителя праздниковъ духовное празднованіе. Но разсудимъ ο семъ такъ. Празднуетъ и іудей, но по буквѣ: ибо онъ, гоня законъ тѣлесный, въ законъ духовный не постиже (Рим. 9, 31). Празднуетъ и еллинъ; но тѣлесно, сообразно съ своими богами и демонами, изъ которыхъ одни, по собственному признанію язычниковъ, виновники страстей, а другіе почтены богами за страсти; почему и празднованіе у нихъ состоитъ въ удовлетвореніи страстей, и грѣшить значитъ чтить бога, къ которому подъ защиту прибѣгаетъ страсть, какъ достохвальное дѣло. Празднуемъ и мы, но празднуемъ, какъ угодно Духу: а Ему угодно, чтобы мы или говорили, или дѣлали что-либо подобающее. И праздновать значитъ у насъ пріобрѣтать для души блага постоянныя и вѣчно обладаемыя, а не преходящія и скоро гибнущія, которыя, по моему разсужденію, мало услаждаютъ чувство, а болѣе растлѣваютъ его и вредять ему. Довлѣетъ тѣлу злоба его. Нужно ли въ пламень подкладывать больше сгараемаго вещества, или звѣрю давать обильнѣйшую пищу, чтобы онъ сдѣлался неукротимѣе и взялъ силу надъ разумомъ?

Подробнее...

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.) Слово 44. На недѣлю новую, на весну и на память мученика Маманта.

Древенъ и съ доброю цѣлію установленъ законъ чтить день Обновленія, лучше же сказать, съ днемъ Обновленія чтить новыя благодѣянія, и чтить не однажды, но многократно, всякій разъ какъ съ новымъ обращеніемъ года возвращается тотъ же день, дабы дарованное благо современемъ не изгладилось изъ памяти, и не исчезло, потерявшись въ глубинѣ забвенія. Обновляются, какъ читаемъ у Исаіи, острови къ Богу (Ис. 41, 1): что бы ни надлежало разумѣть подъ сими островами, а по моему мнѣнію разумѣть дóлжно Церкви, издавно устроенныя изъ язычниковъ, возникающія изъ горькаго невѣрія и получающія твердость удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другаго Пророка (Іер. 1, 18), стѣна мѣдяна, то-есть, какъ думаю, душа твердая и златовидная, новоутвержденная въ благочестіи. Мы имѣемъ повелѣніе пѣть Господеви пѣснь нову (Псал. 149, 1), увлечены ли мы были грѣхомъ въ Вавилонъ, въ эту лукавую слитность, и потомъ счастливо возвратились во Іерусалимъ, и какъ тамъ, бывъ на землѣ чуждой, не могли пѣть божественной пѣсни, такъ здѣсь составли и новую пѣснь и новый образъ жизни, или постоянно пребывали и преуспѣвали въ добрѣ, и иное уже совершили, а иное еще совершаемъ при помощи Святаго и обновляющаго Духа. Обновляется, и притомъ весьма великолѣпно, Скинія свидѣнія, которую Богъ показалъ, Веселіилъ совершилъ, а Моисей водрузилъ. Обновляется и царство Давидово, даже однажды, но въ первый разъ при помазаніи, а въ другой — при провозглашеніи Давида царемъ. Быша же обновленія во Іеросолимѣхъ, и зима бѣ (Іоан. 10, 22), то-есть зима невѣрія. И пришелъ Іисусъ — Богъ и храмъ, Богъ вѣчный, храмъ новый въ одинъ день разоряемый, въ три дня возстановляемый и пребывающій во вѣки, да буду я спасенъ, воззванъ отъ древняго паденія, и содѣлаюсь новою тварію, возсозданный тавовымъ человѣколюбіемъ. Божественный Давидъ желаетъ сердца чистаго, въ немъ созидаемаго, и духа праваго, обновляемаго во утробѣ его, не потому, чтобы не имѣлъ (кому же и имѣть, какъ не великому Давиду?), но потому, что признаетъ новымъ настоящее непрестанно прилагаемое къ прошедшему. Но какая мнѣ нужда говорить о большемъ числѣ обновленій? Могу объяснить настоящее Обновленіе, которое нынѣ празднуемъ — отъ смерти преходя къ жизни. Обновленіе, обновленіе нашъ праздникъ, братія; да повторяется сіе неоднократно отъ удовольствія! И какое еще обновленіе? Кто знаетъ, пусть научитъ сему, а не знающій да обновитъ слухъ!

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Слово въ недѣлю святыхъ отецъ.

И нынѣ прослави Мя Ты Отче у Тебе Самого славою, юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5).
 
Въ нынѣшнюю седьмую недѣлю по Пасхѣ Церковь воспоминаетъ и прославляетъ 318 святыхъ и богоносныхъ отцевъ перваго вселенскаго собора, созванныхъ въ греческомъ городѣ Никеѣ императоромъ Константиномъ Великимъ къ 20 мая 325 года по Рождествѣ Христовомъ, — для утвержденія истиннаго ученія о Сынѣ Божіемъ, поколебленнаго ложнымъ ученіемъ еретика Арія, отвергавшаго Божество Сына Божія, и другихъ единомышленниковъ его.
 

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus