Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Евсевий Памфил. Окружное послание

Евсевий Памфил. Окружное послание [1]  

Деяния Вселенских соборов. В четырех томах. Т. I.: СПб., 1996. С. 84-87.  

Думаю, возлюбленные, что до вас каким-нибудь образом дошли уже сведения о делах великого Никейского собора, рассуждавшего о вере церковной. Молва обыкновенно предупреждает подлинные известия о событиях. Но чтоб она не исказила истины, мы признали необходимым послать вам, как то изложение веры, которое было нами предложено собору, так и то, в котором обнародованы некоторый дополнения, сделанные к моим выражениям. Представленное нами изложение прочитано в присутствии нашего боголюбивого императора, признано правильным и достойным одобрения. Оно состоит в следующем. Мы содержим, и исповедуем веру так, как приняли ее от предшествовавших нам епископов при первоначальном оглашении и при крещении, как научились ей из божественного Писания, как соблюдали и исповедывали ее в пресвитерстве и потом в епископстве. Вот сия вера: веруем Во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; и ко единого Господа Иисуса Христа, Божие Слово, Бога от Бога, Свет от Света, Жизнь от Жизни, Сына единородного, перворожденного всей твари, прежде всех веков от Отца рожденного, чрез которого все произошло, который воплотился ради нашего спасения и жил между человеками, пострадал и воскрес в третий лень, восшел ко Отцу и придет опять в славе судить живых и мертвых. Веруем и в единого Духа Святого. Веруем, что каждый из них есть и имеет свое бытие, что Отец — истинно Отец, Сын — истинно Сын, Дух Святый — истинно Дух Святый. Так и Господь наш, посылая учеников своих на проповедь, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28. 19). В этом учении мы утверждены непоколебимо, так мыслим, так и прежде мыслили, и не отречемся от него до самой смерти, предавая анафеме, всякую богопротивную ересь. Все это возчувствовали мы сердцем и душою, сколько знаем самих себя, все это чувствуем и теперь; а что говорим искренно, свидетельствуемся Богом Всемогущим и Господом нашим Иисусом Христом, и готовы доказать и убеж­дать вас доводами, что мы так веровали, так проповедовали и во времена прошедшие.

Подробнее...

Святитель Феофан Затворник. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни

 

1. Слово на новый год (Размышление о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих)

Вот и еще прошел один год — и на чреду преходящих лет вступает новое лето, чтоб прейти подобно всем другим. Не­престанно прилагается день ко дню, месяц к ме­сяцу, год к году, — и умножение времени сокра­щает время. Непрерывно и быстро течет река времени и спешит к черте, за которою не будет более времени. Но и мы не на берегу сей реки стоим, чтоб быть сторонними только зрителями ее течения. Нет, но по ней, или вместе с нею и в ней влечемся и сами тем же путем временных изменений к своему концу. Потому помышле­ние о времени не чуждо нам; оно касается весь­ма существенной черты в нашей жизни времен­ной и если во всякое время может занимать нас, то тем неизбежнее должно занять ныне, когда за тем и собираемся в храмы, чтоб молить Гос­пода Вседержителя об освящении и благослове­нии нового лета.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский. Беседы на Рождество Христово.

Слово при начале поста пред Рождеством Христовым. Огласительное.
 
Пророк, предвидя некогда особенное посещение Божие народу Израильскому и замечая неспособность сего народа к достойному сретению грядущего Господа, торжественно взывал в слух всех: «уготовися срести Бога твоего, Израилю» (Ам.4:12, по евр. подлиннику). Не знаем заподлинно, какое посещение Божие имел при сем в виду пророк Иудейский, но в чем бы ни состояло оно и как бы ни было велико и благотворно, никак не может сравниться с тем беспримерным посещением, коим посетил всех нас Господь, сошед на землю и приняв на Себя плоть нашу. Посему Святая Церковь, видя приближение великого празднества в память сего необыкновенного посещения, и не видя в нас, чадах своих, духовной чистоты и благолепия, необходимых для сретения великого Посетителя душ и сердец, подобно пророку, начала возглашать к нам: Христос с небес, срящите! Возглашение, достойное всего нашего внимания, ибо если пришествие царя земного всегда предваряется распоряжениями к встрече его; то кольми паче пришествие Царя Небесного! Цари земные, как бы ни были могущественны и мудры, не могут видеть всего, могут не видеть многого – худого и отвратительного. Царь Небесный узрит все; пред Ним – «вся же нага и объявлена» (Евр.4:13); Он испытует самые глубины сердец. Посему, готовясь к сретению Его, надобно не сокрыть только худое, не повалить только безобразное, а истребить и уничтожить. Для слабости нашей это дело немалое, еще большее – для нашего пристрастия к миру, к самым нечистотам нашим. Посему и времени на приготовление дается немало: целых четыредесять дней! За столько времени Моисей успел принять на Синае из уст Божиих весь закон (Исх.24:18); мы ли не успеем принять нужных для каждого из нас заповедей? За столько времени Илия мог измерить неоднократно стопами своими всю землю Израилеву – от Дана до Вирсавии (3Цар.19:8); мы ли не возможем перейти черту, отделяющую нас от жизни благой и христианской? За столько времени Спаситель победил все искушения сатаны в пустыне (Мф.4:1–11); для нас ли, при помощи благодати Его, невозможно будет победить несколько прихотей или привычек? Нет, братие, Церковь надеется «что мы в лучшем состоянии» (Евр.6:9). Как ни велики в другое время рассеянность наша и миролюбие, но теперь, с приближением великого праздника, она уповает, что мы, подобно рассеянным воинам, соберемся под ее знамена, станем на страже спасения, устремим мысли и желания к Вифлеему и начнем приготовлять душу и сердце к достойному сретению грядущего с небес Господа. Чтобы облегчить для нас сие святое дело, Церковь матернею рукою сама сложила с нас половину тяжести, заповедав пост. Она знает, что чрево есть главный враг наш, и потому заранее посадила на цепь сего льстивого, но ужасного зверя. Если, начав духовное шествие к Вифлеему так благовременно, не успеем явиться с пастырями у яслей; если, и при руководстве поста, совратимся с пути истинного к Ироду и его клевретам, то это будет уже не ее, а наша вина, –это знак, что мы сами в заговоре с врагом нашего Спасителя, что мы – «живи уловлени от Него в свою его волю» (2Тим.2:26).
 

Подробнее...

Святитель Лев I Великий, папа Римский. Слово восьмое на Рождество Господне.

I. Хотя, возлюбленные, Божественные изречения все время побуждают нас радоваться о Господе, однако сегодня, без сомнения, еще сильнее призываемся мы к духовному ликованию, ибо еще ярче засияло для нас Таинство Рождества Господня. Поэтому вновь обращаясь к тому неизъяснимому преклонению Божественного милосердия, когда Творец людей сподобился стать человеком, обретаем мы себя в природе Того, Кому поклоняемся в себе. Ибо Бог - Сын Божий, Единородный Вечному и Нерожденному Отцу, всегда оставаясь в образе Бога (Флп.2:6), а неизменностью и вневременностью не отличаясь от Отца, без умаления Своего величия принял образ раба (Флп.2:7); в Своем нас возвысил и не уронил Себя в нас. Поэтому обе природы, оставаясь неизменными в своих свойствах, сошлись в такое соединение, что все, принадлежащее Богу, не было обособлено от человеческой природы, а все, принадлежащее человеку, не было разобщено с Божественностью.

Подробнее...

Василий Великий. Гомилия на Рождество Христово.

1

Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя и где нет никого, кто мог бы рассказать [об этом]? Или как язык поможет разумению? Но был Отец, и Сын родился. Не спрашивай: когда? но просто оставь в стороне сам вопрос. Не исследуй, как [это было]? Ибо сам ответ невозможен.

Подробнее...

Преподобный Максим Грек. Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея.

Се и вертеп, и ясли, и новорожен Младенец в них, восклонен1) Материю своею неискусомужною, и волсви, дарми честными чествующе, и звездою чрез естественною наставляеми свыше и чин ангельский, вопиюще: слава царствующему в вышних, и мир живущим на земли, и пастырие, слышаще свыше: родися вам в Вифлиеме веси Христос надежда вашя? Воистину предивна вся и явственне возвещающа сему Младенцу быти Богу, всем Царю; но может бо никтоже глаголати сим бывшим по прилучаю; издавна бо сия прорекошяся о Нем, и о сих неложни сведетели богодухновенныя книги священных будущих2) глаголивых муж. Да посрамляется убо непокоривый жидовскый язык, пререкуя дерзостно толь явленейшим3) вещем! 

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Письма, связанные с Церковной политикой и епископским служением.

Том 2 (Часть 6) 

(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена)

Подробнее...

Акафист святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских

Кондак 1

Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чу­дес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

 

Икос 1

Ангела образом, земнаго суща естеством яви тебе всея твари Создатель; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице: Радуйся, от утробы матерния очищенный; радуйся, даже до конца освященный. Радуй­ся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райскаго прозябения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся, яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Подробнее...

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus