Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Слово въ недѣлю Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ.

Сегодня праздникъ Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ — всѣхъ святыхъ, которыхъ возрастила Русская Церковь, Русская земля. Нынѣ праздникъ духовнаго неба надъ Россіей. То небо широко простирается, начиная отъ святаго князя Владиміра и блаженной княгини Ольги. Они были какъ бы корни всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ. Возросъ великій сонмъ, великое древо святости. Правда, еще и до Великаго князя Владиміра были святые, праведные, просіявшіе тамъ, гдѣ нынѣ земля Русская. Тѣ части, которыя нынѣ составляютъ предѣлы Россіи еще и прежде того какъ онѣ вошли въ составъ земли Россійской просіяли святыми угодниками Божіими.

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Россія.

День памяти святыхъ, въ Россійской землѣ просіявшихъ, указываетъ намъ на то духовное небо, подъ которымъ создавалась и жила Земля Русская.

До св. князя Владиміра на Русской землѣ жили языческія, разрозненныя другъ съ другомъ, враждовавшія племена.

Св. князь Владиміръ принесъ имъ новую вѣру, новое сознаніе, смыслъ жизни, новое внутреннее душевное состояніе, далъ имъ новый, всѣхъ объединяющій духъ жизни, и такъ образовался единый народъ.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Книга об одежде девственниц

Благочиние1 — страж надежды, охранение веры, руководитель на пути спасения, насаждение и воспитание добрых наклонностей, пестун добродетели, — делает человека способным пребывать всегда во Христе, постоянно жить для Бога и стремиться к небесным обетованиям и Божественным мздовоздаяниям. Сколько спасительно следовать ему, столько пагубно уклониться от него и пренебрегать им. Дух Святой говорит в книге Псалмов: приимите наказание (disciplinam), да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его (2, 12). И еще: Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять (49, 16–17). И в другом месте читаем: премудрость и наказание уничижаяй окаянен (Прем. 3, 11). 

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии.

1. Приготовление к Литургии

В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его — освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное. Пособием и приготовлением как по отношению к самому делу (преложения святых даров), так и в отношении к достижению цели (священнодействия) служат молитвы, псалмопения, чтения из священных книг, одним словом, все, что священносовершается и возглашается и пред освящением, и по освящении даров. Ибо, хотя Бог подает нам всякую святыню даром, и мы ничего не можем принести Ему, и (Его дары) суть в строжайшем смысле дары, однакож Он настоятельно требует от нас, чтобы мы были способны и принять святыню, и сохранить; людям, не приготовленным к сему, Он и не подал бы освящения. Под таким условием подает Он (благодать) Крещения и Миропомазания; под этим условием допускает Он и к своей вечери и преподает страшную пищу, как это Он выразил в притче о семени, когда говорил: изыде сеятель — не обрабатывать землю, но — сеяти так, что обработка и все вообще приготовление должно уже сему предшествовать. Итак, поелику столь необходимо, чтобы мы приступали к принятию Тайн с таким добрым настроением и приготовлением, то должно было привзойти в состав священнодействия и оно (надлежащее приготовление), как и есть. Эту именно силу в отношении к нам имеют молитвы, псалмы, как и всё, что литургии священносовершается и возглашается. Ибо они освящают нас и благоустрояют то к надлежащему приятию святыни, то к сохранению и к дальнейшему соблюдение её в себе. Освящают они нас двояким способом. 

Подробнее...

Святитель Николай Сербский. Десять Божиих заповедей

Предисловие 

Владыка Николай (Велимирович) - поистине самое крупное имя в сербской духовной литературе двадцатого столетия, да, пожалуй, и не только двадцатого. Со времен святителя Саввы Сербского не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя.

В простых и понятных каждому вдумчивому читателю словах владыки Николая раскрывается подлинное православное миросозерцание, столь горячо искомое в наше время многими душами.

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Слово о св. праведномъ Іоаннѣ Кронштадтскомъ.

Когда мы знакомимся съ Житіемъ св. праведнаго Іоанна Кронштадтскаго, мы видимъ поначалу, что онъ свой жизненный путь началъ такъ, какъ многіе и многіе изъ пастырей Церкви его начинаютъ. Родился въ бѣдной семьѣ скромнаго псаломщика, испыталъ бѣдность и нужду и, наконецъ, принялъ на себя священный санъ пресвитера, священника, и началась его работа на Божіей нивѣ. Въ чемъ же разгадка? Какимъ образомъ онъ, начавшій свою жизнь, какъ обычно начинаетъ пастырь Церкви, изъ себя сдѣлалъ такого гиганта духовнаго, колосса духовной жизни, какихъ мало было не только у насъ на Руси, но и вообще во всей Вселенской Церкви.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Три книги свидетельств, против Иудеев

Киприан сыну Квирину желает здоровья.

Надлежало, любезнейший сын, удовлетворить духовному желанию твоему, с каким ты просишь преподать тебе Божественные наставления, которыми Господь благоволил, чрез святые Писания, вразумить и научить нас, да, изведенные из тьмы заблуждения и озаренные чистым и ясным светом Его, держимся пути жизни при пособии спасительных таинств. Потому я и составил сочинение, как ты просил: не распространяясь слишком в изложении, я собрал, в выбранных и присоединенных здесь отрывках, самое необходимое, сколько помогала тому посредственная память, имея в виду не то, чтобы написать трактат, а — представить материал для трактата, и таким образом вышло сочинение в возможно-кратком виде. Таковая краткость весьма полезна для читающих: при ней ум и понятие читающего не развлекаются, как при чтении весьма пространной книги; напротив, при сжатой краткости твердая память удерживает читаемое. Составил же я две, равно небольшие, книжки. В одной старался показать, что Иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили Господню благодать, которая дарована была им прежде и была обещана на будущее время, и что на место их поступили христиане, угождающие Господу верою и приходящие от всех народов и со всего мира. Другая книжка содержит таинство о Христе, — что пришел именно Тот, Который был предвозвещен, и что из всех поступков и дел, Им совершенных, можно уразуметь и познать, что это Он был предсказан. Да послужит сие пока, для читающих, пособием при составлении первых очерков веры. Более прибавится силы, более и более будет действовать сердечное понимание в том, кто полнее испытает ветхие и новые писания, — кто прочитает все свитки духовных книг. Ибо мы теперь почерпнули из Божественных источников немного, чтобы пока переслать тебе. Можешь напиться обильнее и насытиться полнее, если и ты для пития приступишь, вместе с нами, к тем же источникам полноты Божественной.

Подробнее...

Тертуллиан. К Жене. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: "Прогресс", 1994. С. 334-344. Пер. Э. Юнца.

Книга первая

1. Любезная подруга моя в служении Господу! Я счел необходимым оставить тебе распоряжения на тот случай, если покину мир раньше тебя. Мы прожили достаточно долгую жизнь, помогая друг другу разумным советом. Так не позаботиться ли нам о спасении души, напоминая друг другу пути достижения нетленных благ и Царства Божьего? Молю Бога о том, чтобы ты вняла моим увещаниям,— Бога, Которому да будет честь, достоинство, слава и поклонение отныне и во веки веков, аминь.

Начну с того, что предлагаю тебе по возможности не вступать во второй брак. Не ради меня ты сделаешь это, но для того, чтобы помочь себе. Ведь христиане, покинувшие этот мир, не воссоединятся в супружестве в день воскресения, но видом и святостью уподобятся ангелам (ср. Матф. 22,30), как то засвидетельствовал Сам Господь, отвечая на вопрос, кому принадлежать будет жена, бывшая поочередно замужем за семью братьями. В день Судный ни один из ее мужей не оскорбится и не посмотрит на нее с укоризной. А потому не полагай, чтобы советовал я тебе остаться вдовою из желания сохранить для себя тело твое в непорочности. Никакое постыдное удовольствие не возродится для нас: не такое суетное блаженство обещал Господь служителям Своим. Чем полезны советы мои тебе, как и любой христианке, постараюсь теперь объяснить подробнее.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Книга о суете идолов

Идолы — не боги; Бог есть один и чрез Христа даровано спасение верующим; не боги те, кого чтит чернь: все это видно из следующего.

Были когда-то цари, которых близкие к ним по царственному воспоминанию стали потом чтить и после смерти: им учредили храмы и, чтобы удержать в изображении лики усопших, изваяли статуи, закалали жертвы и торжественно праздновали дни, им посвященные. Впоследствии то, что ближайшими было сделано в свое утешение, для потомков сделалось священным. Посмотрим в частности, везде ли так было. — Мелицерт и Левкотея низвергаются в море и делаются потом морскими божествами; Касторы умирают попеременно, чтобы жить; Эскулап сожигается молниею, чтобы стать богом; Геркулес испепеляется огнями горы Оэты, чтобы перестать быть человеком. Аполлон пас стада Адмета; Нептун построил Лаомедону стены, и несчастный строитель не получил платы за свой труд. На острове Крите можно видеть пещеру Юпитера и там показывают гроб его. Известно, что он изгнал оттуда Сатурна и страна, куда этот скрылся, получила название Лациума1. Сатурн научил письменам и первый в Италии стал чеканить монеты, отчего и казнохранилище называется Сатурновым. Занимался он и земледелием и потому изображается стариком, несущим косу. Его, изгнанного, приютил Янус, от которого получил название Яникул и месяц Януарий и который изображается двуличным, так что, стоя как бы посредине, он смотрит, по-видимому, на год наступающий и преходящий. — А мавры явно чтут царей и этого ничем не прикрывают. И потому почитание богов изменяется по различию народов и областей, так что не всеми почитается один бог, но у каждого соблюдается собственное почитание своих предков. Александр Великий в знаменитой книге пишет к матери своей, что жрец, из боязни его могущества, передал ему тайну о богах-людях, — о том, что сохранение памяти предков и царей послужило поводом к обрядам празднований и жертвоприношений. Но если боги рождались когда-либо, то почему не рождаются и ныне? Неужели Юпитер состарился, или Юнона сделалась бесплодною? Да и почему ты считаешь могущественными для Римлян тех богов, которые против их оружия не могли отстоять своих? Ибо мы знаем отечественных богов Римлян. У них есть Ромул, чрез клятвопреступление Прокула сделавшийся богом; есть Пик, Тиберин, Пилюмн и Конс — бог обмана, которого Ромул, после вероломного похищения Сабинянок, велел чтить, как бога советов. Таций нашел и почтил богиню Клоацину2, Гостилий — Павора и Паллора. Вскоре, не знаю кем, обоготворены: Фебрис, Алка и Флора — распутные женщины. Вот боги Римские! — Далее, Марс Фракийский, Юпитер Критский, Юнона Аргосская, Самосская и Финикийская, Диана Таврическая и мать богов Идэя, а также Египетские чудовища — это не божества; потому что если бы они имели сколько-нибудь силы, то свои царства сохранили бы для своих. Правда, есть у Римлян и побежденные пенаты, которых принес беглец — Эней; есть и Венера плешивая, которая гораздо гнуснее, чем Гомерова изъязвленная венера.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученіе въ недѣлю всѣхъ святыхъ. Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28).

Нынѣ мы торжествуемъ память всѣхъ святыхъ, подвизавшихся на землѣ добрымъ подвигомъ вѣры и добродѣтели и преселившихся на небеса — для вѣчнаго упокоенія и радости. Каждогодное возвращеніе къ намъ настоящаго праздника памяти всѣхъ святыхъ есть, братія, не иное что, какъ много разъ повторяемое воззваніе святыхъ преставльшихся къ намъ, живущимъ на землѣ и подвизающимся со врагами спасенія ради будущаго нетлѣннаго царствія, воззваніе — идти по ихъ слѣдамъ. Они говорятъ намъ: стремитесь нелѣностно къ будущему царствію и вы, меньшіе братія наши, какъ стремились мы; да не останавливаютъ васъ никакія препятствія на пути ко спасенію, какъ ничто не остановило насъ; будьте мужественны, тверды въ борьбѣ съ своего лѣнивою и грѣшного плотію, съ приманками обманчиваго, скоропреходящаго свѣта, съ кознями невидимаго врага діавола, помните постоянно, что царство небесное усиліями пріобрѣтается и только усильные искатели наслѣдуютъ его (Матѳ. 11, 12), что многими скорбми подобаетъ вамъ внити въ него (ср. Дѣян. 14, 22). Вотъ мы много боролись, много терпѣли и за то нынѣ покоимся покоемъ вѣчнымъ и нерушимымъ. Много борьбы перенесете и вы: настанетъ и для васъ вѣчный покой. Живя на землѣ, мы услышали слова Спасителя и Упокоителя нашего: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, и съ вѣрою и упованіемъ поспѣшили на зовъ Его, пришли къ Нему, все претерпѣли для Него и теперь получили отъ Него обѣщанный покой; послѣдуйте также и вы: упокоитъ Онъ и васъ на лонѣ Своей вѣчной любви.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus